Педагогический опыт «Формирование навыков чтения, развития речи у младших школьников».
Педагогический опыт «Формирование навыков чтения, развития речи у младших школьников».
Актуальной проблемой начального обучения была и остается проблема развития речи младших школьников. Каждый успешный человек, несомненно, должен обладать красноречием и уметь ясно выражать собственные мысли.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический опыт «Формирование навыков чтения, развития речи у младших школьников».»
Тема инновационного педагогического опыта: «Формирование навыков чтения, развития речи у младших школьников».
Актуальность и перспективность опыта (степень соответствия современным тенденциям развития образования, его практическая значимость).
Актуальность:
Актуальной проблемой начального обучения была и остается проблема развития речи младших школьников. Каждый успешный человек, несомненно, должен обладать красноречием и уметь ясно выражать собственные мысли. Основные навыки владения речью закладываются в детстве, поэтому так важно уделять особое внимание развитию устной и письменной речи детей в младшем школьном возрасте. Именно в этот период закладываются навыки не только грамотного письма, но и грамотной речи.
Как сделать каждый урок радостным и интересным? Как не только передать ребятам определённую сумму знаний, но и дать ощутить радость открытия, воспитать потребность узнавать всё больше и больше? Вот основные вопросы, на которые я стараюсь ответить в своей работе. В течение всей педагогической деятельности стремлюсь к постоянному творческому поиску. Люблю соединять в один урок несколько типов или форм, отправляться в далёкие путешествия или даже экспедиции, что-то исследовать, открывать, проектировать и сочинять. Мои ученики с удовольствием приходят на уроки и уверенно приступают к выполнению заданий, видно, что моя методика работы обеспечивает положительный результат обучения.
Концептуальность.
Проработав в школе учителем начальных классов около 20-ти лет, я убедилась, что чтение-основное средство обучения, инструмент познания окружающего мира, развития интеллектуального потенциала ребёнка.
Всё обучение в начальных классах строится через уроки чтения. Если ребёнок овладеет техникой чтения, устной и письменной речью, если он полюбит уроки чтения, то он хорошо будет усваивать программный материал на всех этапах обучения, сможет овладеть грамотным письмом, научиться правильно решать задачи.
Подавляющее большинство трудностей, которые наблюдаются у детей во время обучения в школе, связаны с тем, что они не могут самостоятельно получать информацию из книг и учебников. А в стандарте начального общего образования сказано, что к концу 4-го класса учащиеся должны овладеть первоначальными умениями передачи, поиска, хранения информации в словарях, уметь представить материал в табличном виде.
Изменилось наше общество, изменилась структура свободного времени детей: всё более заметное место в нём занимают сегодня аудиовизуальные средства информации.
Телевидение, компьютеризация не способствуют мотивации чтения художественной литературы. Поступая в первый класс, дети отличаются разноуровневой подготовкой к школе: одни читают по слогам, другие – бегло, а третьи – не читают совсем. Поэтому, беседуя с родителями, посещая квартиры, я интересуюсь наличием детской библиотеки в доме. Удивляет то, что детских книг во многих семьях достаточно, но родители читают их с детьми редко.
Поэтому, у меня возникла потребность попытаться привить своим ученикам интерес к чтению вообще, а затем – к чтению определённой литературы.
В межаттестационный период, взяв за основу новаторские идеи В.Н.Зайцева по совершенствованию общеучебных умений в начальной школе, я разработала технологию, направленную на формирование навыков осознанного, выразительного правильного чтения у младших школьников через индивидуальные, групповые, коллективные формы работы.
Цель обучения мне видится в следующем: активизация познавательной деятельности учащихся через уроки чтения и внеурочную деятельность.
Исходя из этого, поставила задачи:
развитие навыков чтения: осознанность, выразительность, беглость;
развитие общеучебных умений и навыков: самостоятельность, умение работать в группе, паре;
развитие речи учащихся;
развитие познавательного интереса младших школьников.
Концептуальной основой моего опыта являются следующие положения:
– обучение должно идти впереди развития; – системность и целостность содержания учебного материала; – включение в процесс обучения не только рациональной, но и эмоциональной сферы обучаемого; – особая доверительная атмосфера между учителем и учеником.
Большую роль в становлении навыка чтения играет желание ребёнка открывать мир книг, или говоря научно, мотивация. Мотивация побуждает ребёнка к чтению, создаёт некий стимул. Я не учу ребёнка любить книгу. Он сам начинает видеть в ней друга и собеседника. Ему с ней интересно, она будит в нём любопытство, желание узнать ещё больше.
Важно завоевать доверие ребёнка, чтобы он захотел поделиться своими впечатлениями, ни в коем случае не навязывая ему свои мысли о прочитанном.
Чтобы дети с желанием, интересом учились, помогает атмосфера на уроках, в которой дети не боятся высказать своё мнение по поводу чтения своего товарища, его ответа, могут дать советы.
Даже изучению новой буквы у детей должно предшествовать ощущение праздника, радостного, волнующего ожидания. Дети на уроках отгадывают с помощью загадок, ребусов, шарад, какой звук предстоит им изучать, отрабатывают его в скороговорках, пословицах, придумывают слова сами с этим звуком. Они встают, поднимают руки, хлопают в ладоши, если услышат нужный звук в словах. Играем на уроках в разные игры, например, “Буква заблудилась”, “Доскажи словечко”. Интересные игры “придумывают” для ребят и сказочные персонажи – Айболит, Вини-пух, Мурзилка и др. Приходит в гости и Весёлый карандаш, умеющий рисовать картинки, оживающие с помощью детей.
Занимательный материал на уроках я даю в виде сюжетных картинок, поэтических минут, игровых и проблемных ситуаций: игр, связанных с перестановкой букв в слове, с прибавлением к слову или исключением из него буквы или слова. Игра словом, “воспитание словом”, по выражению С.Маршака, помогает раскрывать в ребёнке творческие начала, воспитывает чувство юмора и развивает его всесторонне.
Набирая 1-й класс, я на подготовительных занятиях выявляю для себя уровень подготовки ребёнка к школе. И уже, начиная учебный год, готовясь к урокам, учитываю индивидуальную подготовку ребят. Нечитающих детей беру на особый контроль, много занимаюсь с ними индивидуально, и когда ребёнок, преодолев трудности, наконец, начинает правильно по слогам читать, у него появляется радость успеха. Чувство своей силы рождает интерес к предмету, к чтению.
Для меня очень важно, работая с детьми нечитающими, не упустить тех детей, которые хорошо читают. Для них я готовлю задания посложнее, они каждый вслух читают перед классом карточки (на них печатаю отрывки из рассказов, небольшие стихотворения, загадки), книжки-малышки, рассказы из детских книжек (сами приносят), что вызывает восхищение у остальных. Некоторые становятся моими помощниками, они учатся слушать своих одноклассников, помогая им овладевать навыками чтения.
Для развития фонетического слуха и артикуляции провожу “речевую зарядку”, используя пословицы, поговорки, скороговорки.
Чтение невозможно без звуко-буквенного анализа – ему уделяю большое внимание. На всех уроках чтения обязательно провожу работу над трудными словами и сочетаниями. Я их выписываю перед уроком на доске или карточках. Значение слов объясняют сами дети, если же они не могут объяснить, учу пользоваться толковым словарём, объясняю сама. Эта работа помогает детям приобрести навыки уверенного чтения.
В своей практике использую резервы обучения чтения, предложенные В.Н.Зайцевым. Это ежеурочные пятиминутки чтения, режим щадящего чтения, чтение в темпе скороговорки, самозамер скорости чтения, работа с деформированным текстом, чтение слов справа налево.
Я стремлюсь строить уроки чтения так, чтобы детям было интересно, чтобы каждый ребёнок был занят чтением и читал с удовольствием: это участие в комбинированном чтении, в чтении по ролям, в выборочном чтении и других видах чтения.
Если это опрос, значит, вопросы и задания подбираю такие, чтобы ученику пришлось сравнивать, доказывать. Ведь бывает достаточно одного вопроса, который побудит детей к активной работе мысли.
Навык чтения характеризуется не только выразительностью, но и такими качествами, как сознательность, беглость, правильность.
Для формирования правильности чтения обеспечиваю на уроках предварительное чтение многосложных слов, постановку ударения в этих словах и неправильно произносимых словах, предварительное произношение слов, в которых возможна орфографическая ошибка.
Для формирования беглости чтения обеспечиваю многократное обращение к тексту с использованием различных видов работ: – чтение текста про себя, комментирование его; – чтение текста про себя, разделение его на логически связанные части; – чтение жужжащее; – чтение хором; – чтение в темпе скороговорки; – “прыжки” (чтение через слово) – круговое чтение (небольшой текст читают по одному слову друг за другом несколько раз)
Для формирования выразительности использую такие упражнения: – артикуляция: гласные и согласные звуки, слоги различных видов; – чтение труднопроизносимых слов; – выделение голосом то одного, то другого слова в предложении; – чтение одного предложения с разной интонацией; – “эхо”: учитель читает 1–2 строчки стихотворения, ученики повторяют его с той же интонацией; – чтение по ролям.
Для формирования осознанности чтения использую группы упражнений, связанные с развитием речи (точные объяснения прочитанного, значения слов подбор синонимов, антонимов), вопросы и задания, направленные на обобщение полученных знаний, на обучение различным видам пересказа.
Вместе с библиотекарем школы проводим библиотечные уроки с целью формирования у учащихся умения самостоятельно пользоваться различной литературой.
Начиная со 2-го полугодия 3-го класса все учащиеся имеют тетради для записей, рисунков, составляют план к текстам, вопросы к прочитанному. Также дети делают зарисовки к отдельным моментам (чаще всего это домашнее задание). Записи вызывают творческий интерес к изучаемому, заставляют быть внимательными к чтению текста, к предложению, обогащается словарный запас детей.
Самые активные книголюбы “творят” свои книжки, сочиняют свои рассказы о животных, стихи о своих семьях.
Чтобы организовать учебную деятельность учащихся, направленную на развитие познавательного интереса к чтению, я пользуюсь следующими формами организации учебной деятельности:
Урок-игра;
Урок-викторина;
Урок-путешествие;
Урок-зачёт;
Урок-тестирование;
Интегрированные уроки: в 1 классе чаще всего “Обучение грамоте и письмо”; в 3 классе– урок чтения и изобразительное искусство, например: по теме И.А.Крылов “Ворона и лисица” (иллюстрирование басни).
Одним из главных звеньев в обучении детей беглому и выразительному чтению, привитию детям любви к книге являются уроки внеклассного чтения. Цель этих уроков – руководство самостоятельным чтением учащихся разнообразной и доступной по содержанию литературы.
Большое место отвожу работе с родителями. Практикую на родительских собраниях анкетирование. Родители отвечают на такие вопросы:
Где ребёнок берёт книги?
Какую книгу читает он сейчас?
Как вы помогаете ребёнку полюбить книгу?
Даю рекомендации родителям, как помочь ребёнку научиться плавному слоговому чтению, как привить интерес к книге:
читайте вслух маленькими порциями по 5 минут 3 раза в день;
читайте с ребёнком в темпе скороговорки;
читайте перед сном.
Быструю оперативную связь между мной и детьми обеспечивают такие формы организации учебной деятельности, как фронтальная и индивидуальная.
Парную применяю при проверке домашнего задания – в 3–4-х классах (взаимопроверка), при проведении занимательных упражнений, при кратком пересказе, при чтении диалогов, стихотворений.
Групповую форму применяю при проведении познавательных игр, при работе над большим текстом (у каждой группы своё задание, своя часть), в минитеатре у каждой группы – свой герой, учащиеся дают ему характеристику, изображают его. С целью повышения интереса к чтению, воспитания толерантности, развития речи учащихся, кроме традиционных форм использую элементы драматизации и театрализации.
С первых уроков я знакомлю детей с требованиями к урокам обучения грамоте, урокам чтения. Проверяя технику чтения, обязательно выясняю понимание прочитанного, умение излагать мысли о прочитанном. Итоговую проверку обычно провожу в конце учебной четверти, учебного года.
Формирование познавательной деятельности младших школьников не может проходить на одинаковом уровне, т.к. каждый ребёнок индивидуален.
Выделяю три уровня формирования познавательной деятельности учащихся– ученический, алгоритмический, эвристический.
Мои ученики являются активными участниками международного конкурса игры “Кенгуру”, всероссийского конкурса “Русский медвежонок.
Анализируя результаты, достигнутые мною, а также, учитывая позитивные данные о том, что мои выпускники подтверждают высокий уровень знаний по всем предметам при дальнейшем обучении в среднем звене, полагаю, мне удаётся достаточно эффективно формировать навыки осознанного, выразительного правильного чтения; учащиеся самостоятельно умеют работать в группе, участвуют в районных конкурсах исследовательских работах и творческих проектах учащихся.
Критерии формирования познавательной деятельности учащихся.
1-й уровень – навык чтения не сформирован; (ученический)
речь развита слабо;
работает с помощью учителя;
не умеет работать в группе, паре: возникают частые конфликты;
интерес к учебной деятельности на уровне любопытства, привлекает занимательный, яркий материал;
неустойчивое внимание.
2-й уровень – навык чтения на стадии формирования; (алгоритмический)
хорошо развита устная речь;
проявляет навыки самостоятельной деятельности с подсказкой учителя;
умеет работать в паре, а в группе-чаще слушатель, любознателен, но требует постоянной помощи учителя.
3-й уровень – сформированы навыки чтения; (эвристический)
хорошо развита устная и письменная речь;
проявляет самостоятельную деятельность;
лидер в паре и группе;
слышит другого, планирует свою деятельность;
познавательная активность, переходящая в познавательную деятельность.
Наличие теоретической базы.
Неотъемлемой частью работы учителя начальных классов я считаю организацию внеурочной деятельности младших школьников, что способствует расширению представлений учащихся по школьным предметам, повышению учебной мотивации и даёт возможность для самовыражения учащихся. С этой целью я составила рабочую программу внеурочной деятельности для обучающихся 4 класса «Литературная гостиная». Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др.При реализации данной программы использую следующие формы работы: проект, конкурс, игровая программа, выступление, концертная деятельность, КВН, беседа, конференция.
Трудно переоценить значимость навыка беглого осознанного чтения, для дальнейшего успешного обучения. С целью устранения проблемы, прежде всего, провела разъяснительную работу с родителями, рекомендовала проводить семейные чтения вслух по очереди (взрослый - ребёнок). Стала изучать соответствующую методическую литературу, журнальные статьи, опыт педагогов–новаторов, подбирать технологии обучения, для того, чтобы в дальнейшем избежать подобной ситуации..
Литература, изученная в процессе работы над темой:
Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. «Чтение без принуждения».
Бессчастная Е.И. «Рекомендации к проведению фонетических и речевых зарядок на уроках чтения и письма в букварный период».
Квашнина Н.С. «Развитие элементов ритмического чтения».
Зайцев В.Н. «Резервы обучения чтению».
Для решения проблемы определила цели:
вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать;
расширять круг чтения младшего школьника, его начитанность;
прививать любовь к книге, привлекая родителей для совместных семейных чтений.
Нужно отметить, что скорость чтения является важным фактором, влияющим на успеваемость. Работая над резервами обучения чтению, я стала пользоваться рекомендациями В.Н. Зайцева: ежеурочные пятиминутные чтения, жужжащее чтение; чтение в темпе скороговорки, многократное чтение, самозамер чтения и т.д.
Каждый ребенок познает окружающий мир, мир своих сверстников, учителей и родителей по-своему. И в зависимости от того, как будет развиваться речь ребенка, будет зависеть успех в изучении предметов общеобразовательной школы. Поэтому основу всех учебных курсов начальной школы составляет развитие речи, которое придает всему процессу изучения русского языка четкую практическую направленность и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно читать, говорить и писать, дать младшим школьникам доступные их возрасту и пониманию первоначальные знания о языке, литературе, обогатить речь учащихся, развить их внимание и интерес к речи вообще, привить любовь к чтению книг.
Только повседневная работа над усвоением норм литературного языка на всех уроках дает положительные результаты. Речь- это инструмент познавательной деятельности, средство выражения и совершенствования внутреннего мира человека. К сожалению, повседневная речь не только младших школьников, но и старшеклассников не отвечает этим качествам. Вызвано это тем, что в семье сегодня недостаточно уделяется внимание речевому развитию ребенка. Проблема эта полностью возложена на школу. Есть ряд аспектов овладения речью, которые находятся в ведении школы.
Во-первых, усвоение литературной языковой нормы. Школа учит отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов, учит литературному языку в его художественном, научном и разговорном вариантах.
Во-вторых, это усвоение навыков чтения и письма. Вместе с овладением чтением и письмом дети овладевают особенностями письменной речи, в отличие от устно-разговорной, стилями и жанрами.
Третья основная задача школы - это совершенствование культуры речи учащихся, доведение ее до такого минимального уровня, ниже которого не должен остаться ни один школьник.
Для решения этих задач нужна планомерная работа учителя и учащихся, с определенной дозировкой материала, с последовательным планированием целей каждого урока, каждого упражнения по развитию речи.
В развитии речи отчетливо выделяются три направления:
- работа над словом (лексический уровень);
- работа над словосочетанием и предложением (синтаксический уровень);
- работа над связной речью (уровень текста).
Кроме того, в объеме понятия « развитие речи» включается произносительная работа – дикция, орфоэпия, выразительность, исправление произносительных недочетов.
Усвоение огромного лексического значения слов не может проходить стихийно. Методика словарной работы в школе предусматривает четыре основных направления:
- обогащение словаря;
- уточнение словаря;
- активизация словаря;
- устранение нелитературных слов.
На уроках русского языка в связи с изучением частей речи применяю следующие виды упражнений с антонимами: группировка по парам, подбор антонимов к данным словам, замена антонимов в предложении, дополнение начатого предложения словами с противоположным значением.
Описание картины – самая трудная форма сочинения. Допустима она в 4 классе. Дети учатся описывать картину по вопросам, выявляя, во-первых, тему картины ; во –вторых, ее композицию, передний план, задний план, расположение предметов ; в-третьих, действующих лиц, действие, если оно есть ; наконец, « настроение» картины. В первом, втором классе практикуется устное описание картины ( « Расскажи, что ты видишь на картине»). От класса к классу требования усложняются, вводятся элементы анализа, развивается наблюдательность детей.
Немаловажную роль в развитии речи играют пересказы. В начальных классах применяются следующие виды пересказа: подробный, близкий к тексту; краткий или сжатый; выборочный; с перестройкой текста; с творческими дополнениями.
Нельзя не сказать и о роли индивидуальных карточек на уроках русского языка, содержащих такие задания, как вставить пропущенные слова, подходящие по смыслу, пропущенные окончания. Особенно большую роль они играют для детей со слабым развитием речи, фонематическими нарушениями. Очень важен и показ образца выполнения работы. Многие учителя об этом забывают, считая, что ребенку все понятно. Но именно здесь, мне кажется, мы и «теряем слабого» ученика. Многократное повторение, объяснение, индивидуальная работа с ребенком помогает лучшему развитию речи, усвоению тех или иных норм.
Развитие устной и письменной речи детей в младшем школьном возрасте – вот проблема, над которой я работаю в течение трёх лет. За этот промежуток времени пришла к выводу, что на уроках русского языка и чтения ученики не только должны приобретать знания, умения и навыки, но и освоить сам процесс получения этих знаний. Чтобы дети испытывали интерес к урокам, использую не только обычные школьные, но и занимательные дидактические материалы, в том числе увлекательные задания и тексты.
Каждое занятие приносит заметные плоды благодаря планомерной и комплексной проработке важных моментов, которые оказывают влияние на развитие навыков чтения школьников младших классов.
Оптимальность и эффективность средств.
Сегодня, когда от человека требуется умение принимать нестандартные решения, я стараюсь пробудить в детях способность к творчеству – важнейшему качеству современного человека. Способности у всех разные. Видеть их и помочь им раскрыться – высокая миссия учителя. Поэтому я превращаю свои уроки в совместную творческую деятельность с учащимися.
Развитие устной и письменной речи детей стимулирую различными средствами и приемами. Использую методы исследовательского характера, дискуссии, познавательные игры, интегрированные уроки с применением мультимедийных технологий. Культура, интеллектуальность и нравственный облик, педагогическое мастерство являются одним из главных условий эффективности урока и проводимых мероприятий.
Из всего многообразия современных педагогических технологий предпочтение отдаю:
- личностно - ориентированному обучению - так как в основе этого метода обучения лежит признание индивидуальности, самобытности каждого ребенка. Считаю, что образование – не только обучение, но и особая индивидуальная деятельность ученика. Личностно- ориентированное обучение предполагает совершенствование работы по предмету и должно быть обеспечено при условии гуманистической личностно - ориентированной направленности.
- дифференцированному обучению - для меня учебная деятельность немыслима без индивидуально - дифференцированного подхода к осуществлению её задач, без учёта тех самых неповторимых особенностей каждого ребёнка, которые, в конечном счёте, определяют его личность. Используя данный метод работы и для более плодотворной индивидуальной работы с детьми мной ведётся разработка необходимых дидактических материалов для обеспечения индивидуальной работы учащихся по русскому языку и чтению.
- индивидуальной работе - своей задачей считаю не только дать детям определённую сумму знаний, умений и навыков, но и сформировать у них высокую познавательную активность, самостоятельность мышления, настойчивость, умение классифицировать и обобщать, умение управлять своим поведением. Использование вышеуказанных технологий на уроках способствует: развитию индивидуальных познавательных способностей каждого ребенка, максимально выявить, инициировать, использовать индивидуальный опыт ученика, помочь ему познать себя, самоопределится и самореализоваться.
- проектному обучению - в образовании метод проектов применяю на этапе творческого применения материала на уроках мир вокруг, истории, риторики, когда учащиеся подготовлены в рамках определённой тематики к использованию в его прямой функции – формирования и формулирования мыслей. В этом случае уроки превращаются в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются интересные, практически значимые и доступные учащимся проблемы с учётом особенностей культуры страны.
- исследовательской работе - через данный метод работы пытаюсь дать ученикам возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и способностей учащихся. Участие в исследовательской работе даёт моим ученикам возможность осознать свою значимость, свою принадлежность к большой науке, знакомит с методами научной и творческой работы.
- практическому обучению – в моей педагогической деятельности данная форма работы является одной из актуальных технологий, позволяющих учащимся применить накопленные знания. Учащиеся расширяют свой кругозор дети работают со справочной литературой, словарями, компьютером, тем самым создаётся возможность прямого контакта.