Педагогический проект "Современный подход к развитию речи младших школьников"
Педагогический проект "Современный подход к развитию речи младших школьников"
Составной частью данного проекта является оригинальная методика проведения уроков развития речи на основе художественных текстов, по которым могли бы успешно работать как молодые специалисты, так и опытные педагоги. Большим подспорьем в работе для них станут предлагаемые мною уроки – конспекты (с 1 по 4 кл.), которые последовательно и наглядно демонстрируют этапы урока, методы и приёмы, художественные тексты и наглядность. Главным достоинством своей работы считаю то, что в качестве образца для развития речи учащихся я беру художественные тексты известных писателей Е. Чарушина, Н. Сладкова, И. Соколова-Микитова, В. Бианки и других, которые позволяют детям прикоснуться к высокохудожественному слову, проявить своё творчество и попробовать стать писателями. Экологические и нравственные проблемы натолкнули меня на мысль объединить эту работу многогранной темой «Мир природы» (что я считаю новизной проекта), поэтому в моей методической копилке более 40 текстов, отобранных для подготовки учащихся к написанию небольших рассказов, сказок, детских эссе на конкретную тему, а также наглядность к ним. В процессе работы с текстами ребята получают возможность не только усваивать языковой программный материал, но и параллельно, в неразрывном единстве воспринимать экологическую и нравственную ориентацию. Эти тексты дают возможность глубже сосредоточиться на таких понятиях, как доброта, сострадание, красота, любовь, сердечность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Современный подход к развитию речи младших школьников" »
ГБОУ СОШ «ОЦ» с. КРОТОВКА
Педагогический проект
на тему: «Современный подход к развитию речи младших школьников на основе художественных текстов»
Автор: учитель
начальных классов
ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка
м. р. Кинель-Черкасский
Самарской области
Мурзагалиева Зулиха
Мухамеджановна
ПЛАН
Актуальность проекта.
Теоретические основы развития речи младших школьников.
1. Методические и психологические основы развития речи детей.
2. Условия успешного развития речи.
3. Виды речи.
4. Задачи школы в системе речевой деятельности.
Методика уроков развития устной и письменной речи младших школьников на основе связных художественных текстов.
Новизна проекта.
Результативность работы.
Литература.
Актуальность проекта.
Сегодняшний день изобилует множеством новых информационных технологий. С раннего возраста в жизнь ребенка приходят теле-, видео- и радиовещание, повальное увлечение компьютерными играми, не самого лучшего качества. Все это и многое другое приводит к тому, что живое общение, чтение книг, интерес к искусству сводятся к минимуму, а в результате оборачиваются духовным обнищанием общества. Ощущается это, в первую очередь, в низком уровне владения литературной речью, что мы наблюдаем, конечно, и у младших школьников. Поэтому возникает необходимость серьёзно заняться развитием речи и культуры общения детей с раннего возраста.
Над этой проблемой я работаю давно, используя традиционные формы и методы, а также применяя свои собственные, оригинальные, созданные мною в процессе работы. Многолетний труд в школе, систематическое совершенствование речевой культуры младших школьников на уроках русского языка и чтения позволили мне накопить большой опыт методического и дидактического характера. Сегодня я могу уже говорить о системе работы в области развития речи в начальной школе. Об этом свидетельствуют мои открытые и методические уроки, выступления на районной конференции по проблеме развития речи в начальных классах, участие и победа во Всероссийских и Международных конкурсах.
Составной частью данного проекта является оригинальная методика проведения уроковразвития речи на основе художественных текстов, по которым могли бы успешно работать как молодые специалисты, так и опытные педагоги.
Теоретические основы развития речи младших школьников.
1.Методические и психологические основы развития речи детей.
Трудно представить человека, который живет в современном обществе и не умеет читать и писать. Научить ребёнка читать и писать одна из главных задач начальной школы.
Я такую задачу вижу шире: не только научить читать и писать, более важно возбуждать интерес к чтению, совершенствовать его, а через чтение развивать речь, рассудок, учить умению самостоятельно мыслить; научить читать и осознанно воспринимать содержание художественных произведений, связного текста. А также научить к четвёртому году начальной школы сосредоточенной и зачастую молчаливой беседе с автором произведения, его персонажами; научить мыслить и говорить их словами; развивать духовные способности детей.
Мои мысли перекликаются и с новой Программой начальных классов, где одной из основных задач в курсе чтения является «обеспечение развития речи и активного формирования речевых умений, навыков чтения и слушания, рассказывания, умение читать и анализировать различные виды текстов, что дает ребёнку возможность самостоятельно читать литературу и получать удовольствие».
Ребёнок начинает усваивать элементы народной культуры уже в раннем возрасте, и, прежде всего путём познания родного языка. Кто из детей не знает: - О ком это стихотворение?
- Каким голосом нужно его читать?
Петушок, петушок, Через лес
Золотой гребешок, За реку
Ты подай голосок Покричи:
Через темный лесок, - Ку-ка-ре-ку!
Они с удовольствием повторяют его, запоминают и не забывают.
«Дитя входит в духовную жизнь окружающих его людей единственно через посредство отечественного языка, и, наоборот, мир, окружающий дитя, отражается в нем своей духовной стороной только через посредство той же среды – отечественного языка»1 - считал великий русский педагог К. Д. Ушинский.
Он дал ценнейшие советы по развитию речи и мышления детей, начиная с раннего возраста; эти советы не утратили своего значения и в наше время. Я ими пользуюсь практически всегда. К. Д. Ушинский говорил, что развитие речи у детей тесно связано с развитием мышления, и указывал, что мысль и язык находятся в неразрывном единстве, и является выражением мысли в слове. В «Родном слове» он дает разнообразные упражнения по развитию речи, где язык рассматривается, как целостное явление и называет его Ушинский «дар слова».
Великий педагог создал такую стройную систему упражнений для развития речи, которой пользуются в методике более ста лет.
Какие же это упражнения?
Во-первых, упражнения дара слова должны быть, по возможности, самостоятельными, которые достигаются лучшим и, может быть, единственным средством – наглядностью. Это объясняется тем, что в психической жизни ребёнка большую роль играет воображение. У него недостаточны опыт и знания, не развито логическое мышление. Но воображение ребёнка и беднее, и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека. К. Д. Ушинский отмечал: «Движение детского воображения напоминает прихотливое порхание бабочки, а уже никак не могучий полёт орла»2.
Как известно, обучение ребёнка начинается с «Азбуки». Каждое занятие на новой странице, где обязательно есть красочные картинки, начинается с беседы. Например, темы «Отдых семьи вечером», «Рыбалка», «В деревне», «В лесу» учат детей видеть героев, рассказывать о них, делать свои предположения. Для речевого развития ребёнка большое значение в этот период имеет работа не только со словом, но и со звуком. Так как многие дети неверно ещё их произносят, путают.
Поэтому я в каждый урок включаю материал для фонематического слуха: чистоговорки, скороговорки, считалки, потешки, перевёртыши.
Следующая группа иллюстраций – сказки, где дети, знающие сказки, их рассказывают, а незнающие – слушают. К каждой букве алфавита подобраны соответствующие предметы, явления, иллюстрации. У меня к этому периоду обучения есть свой наглядный материал, которым я пользуюсь. В ходе таких тщательно разработанных бесед, дети не только учатся правильно говорить, не только обогащают свою речь новыми словами, но и получают представления об окружающей жизни. Так Андрей Тарасов в 1 классе очень хорошо рассказал о рыбалке, проведённой вместе с папой. Мальчик умело применил нужные слова: удочка, леска, спиннинг, наживка, крючок, используя жизненный опыт и свои впечатления от проведённого отдыха. Кроме того, красочно описал все, что видел в лесу и на реке. Дети сидели завороженные. Многие потом стали ему в своих рассказах подражать. А это так свойственно детям! Дети любят рассказывать по картинке, иногда даже фантазировать, но главное, чтобы они умели правильно выражать свои мысли.
Во-вторых, упражнения дара слова должны быть систематическими. Любое упражнение, которое необходимо выполнить ученику, должно находиться в связи с предыдущим, опираться на него и делать шаг вперёд. Так, например, с понятием «речь» идёт знакомство в «Азбуке», а затем, когда заканчивается она и начинается русский язык, следует повторение о том, что такое речь, расширяется это понятие знакомством с его видами: устной и письменной.
Урок проходит в игровой форме. В гости пришёл Петрушка.
- Ребята, что нужно сделать?
- Поздороваться: Здравствуй, Петрушка!
А он молчит. – Что нужно сделать, ребята?
- Спросить его: - Что же ты молчишь?
Петрушка только руками разводит.
- Ребята, а почему он руками разводит?
(А Петрушка стоит, часто дышит, еле дух переводит, ничего сказать не может). Дети говорят: - Он, наверное, очень спешил, даже может быть бежал, волновался, что опоздает.
- Что же он, ребята, потерял?
Дети говорят: - Он потерял дар речи.
Петрушка, услышав эти слова, кивает головой соглашаясь, разводит руками, кланяется, но молчит.
- Ты отдохни, Петрушка, успокойся, и тогда сможешь с нами поговорить. А мы тебе сейчас расскажем, что такое речь, для чего она нужна, и какая речь бывает.
Далее идёт игровой момент с карточками.
Задание: Расположите карточки со словами под тем видом речи, к которому они относятся.
УСТНАЯ РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ
ГОВОРИМ ЧИТАЕМ (ПИСЬМО)
СЛЫШИМ ПИШЕМ
РАССКАЗЫВАЕМ ЗАПИСЫВАЕМ
Тут оживает Петрушка: «Ура! Здравствуйте, ребята! Я уже совсем испугался, подумал, что так и не смогу с вами поговорить. Так мне стало обидно».
ДЕЛАЕТСЯ ВЫВОД:
- Вот видите, ребята, как страшно потерять дар речи! Что мы не сможем делать без речи?
Дети говорят: - Мы не сможем разговаривать друг с другом, общаться, узнавать что-то новое, читать.
Для закрепления понятия речи составляется рассказ по сюжетным картинкам.
I команда – на тему «Как мышки кошку перехитрили»
II команда – на тему «Цыплёнок и котёнок»
Так с опорой на прошедший материал, даются и расширяются новые понятия, пополняется словарный запас детей, они учатся говорить, выражать свои мысли.
В-третьих, упражнения должны быть логическими. «Привычка к логическому мышлению при дальнейшем изучении всех предметов даёт возможность учащимся учить урок логически, т. е. находить в нем главную мысль, привязывать к ней второстепенное, схватить саму систему изложения, а не заучивать фразы и слова в том порядке, в каком они стоят»3.
В учебнике русского языка для первого класса есть задание: вставь подходящие по смыслу слова.
Чтобы правильно выполнить задание, нужно найти и прочитать стихотворение Б. Заходера «Кит и кот». Это помогает детям правильно справиться с заданием в том случае, если они найдут правильный ответ, опишут каждого из героев, дадут им соответствующую характеристику, а кроме того к стихотворению есть два вида рисунков, позволяющих детям поразмышлять: какой верный и почему.
В-четвёртых, устные упражнения по развитию дара слова должны предшествовать письменным, сообразуясь с возрастом детей и развитием их навыков в механизме письма.
2. Условия успешного развития речи.
Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а значит невозможно и успешное развитие речи учащихся.
Первым условием возникновения и развития речи человека является его потребность высказываний. А чтобы появилось желание что-то сказать или рассказать, нужно создать такую ситуацию, которая вызвала бы желание, потребность и необходимость что-то сказать.
Ещё в букварный период стараюсь выработать это в детях, начиная с самого элементарного.
ЗАГАДКИ(почти на каждом уроке).
Однако со временем меняю задания: дети сами ищут загадки и загадывают их всем, пытаются сами сочинять загадки.
ИГРА«УГАДАЙ ПОСЛЕДНЕЕ СЛОВО».
Все жуки, букашки, мушки
Вкусный завтрак для … (лягушки).
На окне дремала птица
Галка, галка, что вам снится?
Отвечала птица сонно
Я не галка, я … (ворона).
ИГРА«ДОСКАЖИ СЛОВЕЧКО».
Прыгал птенчик по дорожке
И клевал большие … (крошки).
Мышка спряталась под горку
И грызет тихонько … (корку).
3. В нашем доме на окошке
Сидят серенькие … (кошки).
ПОВТОРИ «ЧИСТО-ЧИСТО»
ры-ры-ры, ры-ры-ры – сидит мышка у норы,
ра-ра-ар, ра-ра-ра – начинается игра,
ру-ру-ру, ру-ру-ру – очень рад я был шару,
ро-ро-ро, ро-ро-ро – привязал к шару перо.
ИГРА «РИФМЫ».
У машины - …(шины)
Около Розы - … (козы)
У Антошки - … (ножки)
У лисы - … (усы)
В «Азбуке» есть шуточное стихотворение «Загадка - шутка» (при изучении буквы Ю). Дети начинают предполагать, что это за зверь? А когда в конце данного текста читают: ответ на загадку – шутку найдёте далее, у них возникает желание быстрее узнать, что же это за зверь. И вот, изучив буквы Ц, Э, Щ, наконец-то находят отгадку – описание: это кошка по кличке Юлька.
Спрашиваю:
- Как же нужно отгадывать такие загадки?
Дети отвечают, что нужно знать описание зверя: рост, хвост, шерсть, копыта, зубы.
В пособии М. Р. Львова «Школа творческого мышления» автор в «Страничке юмора» поместил анекдот, который очень хорошо объясняет, что такое потребность высказываний.
«В одной английской семье родился мальчик Джон. Папа с мамой души в нём не чаяли, а он не говорит. Ему три года – не говорит! Родители в ужасе, приглашают врача, но тот говорит: - Ребёнок здоров! Но однажды, когда было уже пять лет, он за завтраком произнёс недовольным голосом: - Сегодня тосты подгорели! (Тосты – поджаренный хлеб)
Мама: - Джон, милый, ты заговорил. Какое счастье!
Папа: - Но, Джон, почему ты молчал до сих пор?
Джон: - До сих пор в доме всё было в порядке».
Второе условиелюбого речевого высказывания – это наличие содержания материала, т. е. того, о чём нужно сказать.
Чем этот материал полнее, богаче, ценнее, тем содержательнее высказывание. Чёткость, логичность речи будет зависеть от того, насколько хорошо подготовлен этот материал. Замечаю, что год за годом дети учатся правильно говорить, умеют строить предложения. От простых из 6-8 слов до предложений с однородными членами, а иногда даже и с подчинительной связью.
А отсюда вытекает третье условиеуспешного речевого развития – это вооружение средствами языка.
В 1 и 2 классах это условие реализуется устно, только во втором классе ввожу письменные работы:
текст – описание,
текст – рассуждение,
текст – повествование.
В 3 и 4 классах – письменные изложения и сочинения.
Одна из задач в это время – дать как можно больше познавательных моментов при разборе художественного произведения; показать, что такое высказывание хорошее и почему, а другое плохое – и чем. А с другой стороны, чтобы дети были готовы к собственным речевым высказываниям, где они используют свои средства языка, которыми овладели.
В 1 классе в разделе «Устное народное творчество» говорим о языке сказок народных и сказок писателей – классиков А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого. Переходя к писателям – классикам, замечаем, как лаконичен, точен и своеобразен их язык.
Во 2 классе дети учатся связывать особо полюбившиеся произведения о природе, животных – с природоведческим материалом.
В 3 классе – готовя биографию писателя, охватывают все аспекты произведения.
А в 4 классе – переходят к более полному анализу произведения, находя в нем главную мысль, составляя характеристики героев.
3. Виды речи.
В зависимости от задач высказываний и от ситуации, которая складывается при формировании речевых навыков, используются разные виды речи: ВНУТРЕННЯЯ И ВНЕШНЯЯ.
ВНУТРЕННЯЯ РЕЧЬ– это непроизнесённая и ненаписанная, «мысленная» речь, она обращена как бы к самому себе. Внутренняя речь лишена чётких грамматических форм. После заданного учителем вопроса, не сразу следует ответ детей. Они думают о том, что следует сказать, какие слова употребить. Ребёнок мысленно составляет предложение, а затем произносит или пишет.
Внутренняя речь повышает качество речи, предупреждает ошибки в построении предложений.
ВНЕШНЯЯ РЕЧЬ – это речь, облеченная в звуки или в графические знаки, обращённая к другим. Внешняя речь рассчитана на восприятие другими людьми.
В методике развития речи должно быть уделено одинаковое внимание обеим сторонам процесса: нужно заботиться об умении не только хорошо выразить свою мысль, но и правильно воспринять чужую.
Внешняя речьделится на устную и письменную.
Устная речь появляется раньше письменной; письменная речь усваивается в результате специального обучения.
УСТНАЯ РЕЧЬ – звуковая, характеризуется определёнными информационными средствами. Она эмоционально окрашена, есть паузы, логические ударения, сопровождается мимикой и жестами, имеет большие выразительные возможности. Говорящий может использовать наглядные средства. Недостатки устной речи определяются её неподготовленностью, мало времени для обдумывания композиции, плана высказывания, отбора слов. В устной речи очень короткие предложения, и, как правило, в самом начале обучения выше повторяемость слов.
ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ – всегда полнее и сложнее устной: крупнее предложения, более обдуманные конструкции (видимо сказывается подготовка – внутренняя речь), в ней больше книжных слов. Она протекает значительно медленнее, чем устная. Огромную роль в ней играют орфография и пунктуация.
Внешняя речь, в свою очередь, подразделяется на
ДИАЛОГ и МОНОЛОГ.
Наиболее полное развитие самостоятельной речи проявляется в диалоге.
ДИАЛОГ – разговор двух или нескольких человек. Дети ищут ответ на поставленные вопросы, решают познавательные задачи, что при умелом руководстве со стороны учителя приводит их к языковым и логическим обобщениям. Поскольку для диалога характерна свернутость ответа на вопрос, я стараюсь поощрять краткие ответы детей. Очень важно, чтобы содержание диалога дополнялось мимикой, жестами, интонацией, т. к. часты вопросительные и восклицательные предложения.
МОНОЛОГ – это пересказ прочитанного или услышанного, рассказ по картине, на основе жизненного опыта, выступления, письменное сочинение. Монолог требует большей собранности, сосредоточенности, хорошей предварительной подготовки. Эту форму речи стараюсь использовать в 3-4 классах, когда дети уже владеют элементарными умениями и навыками, достаточен словарный запас, есть багаж прочитанных художественных произведений. Ведь речь для учащихся должна быть не только упражнением, но и средством самовыражения, предметом своего роста, радости и гордости.
4.Задачи школы в системе речевой деятельности.
ориентирование детей на то, что чтение вслух – это чтение для слушателей, а чтение про себя – это чтение для себя;
совершенствование звуковой культуры речи: развитие четкой дикции на основе специальных упражнений (скороговорки, чистоговорки, стихотворные строки для отработки отдельных звуков);
обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении, рассказе, диалоге; постепенно развивать темп и правильность речи;
учить отличать литературный язык от просторечия, диалектов и жаргонов;
помочь усвоить тысячи новых слов, новых значений, словосочетаний; множество грамматических форм, которых они не знали и не употребляли и, кроме того, знать уместность употребления тех или иных средств языка;
совершенствовать культуру речи, научить анализировать и запоминать лучшие образцы языка, яркие, выразительные обороты речи; заучивание стихов, умение логически правильно писать сочинение.
Методика уроков развития письменной речи младших школьников на основе связных художественных текстов.
Велика роль в развитии письменной речи связных художественных текстов, которые способствуют осознанному восприятию богатства, звучности и образности языка. Такие тексты ценны своей познавательной и эстетической направленностью. Они помогут учащимся расширять общее восприятие окружающего мира, приучаться осознавать себя частицей природы, мироздания. Эти тексты дают возможность глубже сосредоточиться на таких понятиях, как доброта, сострадание, красота, любовь, сердечность.
Использую для развития речи небольшие тексты на тему «Природа и человек» авторов Г. Скребицкого, К. Паустовского, И. Соколова-Микитова, Н. Сладкова, С. Покровского, В. Бианки, Е. Чарушина, М. Пришвина и др.
С целью обучения и развития речи, формирования творческих возможностей предлагаю следующую систему работы над связными художественными текстами.
Предварительный подготовительный этап до урока развития речи по данному тексту.
Урок обучения и развития речи на основе связного текста.
1) подготовительный этап в начале урока:
вступительное слово учителя;
задания и вопросы перед чтением текста.
2) основной этап работы над текстом:
первичное выразительное чтение художественного текста;
проверка восприятия учащимися общего смысла текста при помощи вопросов и заданий;
вторичное чтение учениками текста по частям в слух.
3) заключительный этап работы над текстом:
чтение текста учениками про себя;
проверка понимания прочитанного при помощи вопросов и заданий;
составление устного рассказа по теме изученного текста.
4) итоговый этап работы по развитию речи младших школьников на основе связного художественного текста.
В 1 и 2 классах, работая с такими произведениями, учу детей:
- понимать прочитанное, отбирать для этого нужные слова и словосочетания, строить связный текст;
- делить текст на части и располагать при пересказе материал в нужной последовательности;
- осмысливать изложенные в тексте факты, события, явления, поступки героев и т. д., передавать свои знания, чувства.
В 3 классе, используя уже подготовленный материал, расширяю его, усложняю, повышаю требования к речи детей. Для развития творчества и речевого познания наряду с работой над текстом провожу и письменную работу – сочинение. В своей практике использую следующие этапы по развитию речи. Например, на рассказе И. С. Соколова-Микитова «Рябина».
Ставлю цель: развитие навыков речи при смысловом, композиционном и художественном анализе текста.
Провожу подготовительный этап до урока развития речи (за 2-3 недели до написания сочинения). Классом идём в лес на экскурсию, где дети наглядно видят это дерево (совершаю её поздней осенью). Следует его описание: ствол, ветви, листочки, ягоды (работа над словом). На уроке природоведения показываю фильм «Растения в разные времена года», где дети опять узнают рябину, называют её признаки. Предлагаю найти в справочниках материал о рябине.
На уроке русского языка показываю картины с изображением рябины. Коллективно составляется текст – описание. По желанию, если найдут, дома записывают загадки о рябине. К уроку внеклассного чтения заучивают стихотворные тексты, например:
Красненькую ягодку То ли это ягодка
Мне дала рябина. Просто не дозрела,
Думал я, что сладкую, То ль рябина хитрая
А она, как хина. Подшутить хотела?
(И. Токмакова)
Как хорошо и быстро запоминаются детьми это и подобные ему стихотворения!
Урок обучения и развития речи на основе связного художественного текста.
Подготовительная часть в начале урока.
а) провожувводную беседу о том, какие деревья знают дети, и останавливаюсь на рябине. Ученики загадывают загадки, приводят свои доводы об отгадке. Делается вывод с подбором однокоренных слов.
б) рассказы детей об этом удивительном дереве: некоторые сравнивают старину и сегодняшний день рябины; другие говорят о рябине как лесном, диком дереве; кому-то понравились плоды. Следует объяснение новых слов и словосочетаний типа: стройный облик; медоносное дерево; причудливая, ажурная листва; пастила; желе.
Самое главное, что каждый ребёнок говорит это осмысленно, правильно, связно.
Основная часть работы над связным текстом.
а) на фоне музыкального сопровождения идет первичное выразительное чтение текста учителем. Важно, чтобы дети поняли смысл произведения. Причем в начале ответы односложны, но когда прибегаю к помощи стихотворения Я. Хелемского:
«Розовеют сугробы под лучами зари
Полыхают рябины и горят снегири».
Дети оживают. Объясняют, что значит «полыхают рябины», «горят снегири». Запомнив все это, учащиеся в словарной работе практически все слова объясняют без помощи учителя.
б) после первичного чтения текста задаю вопросы, помогающие проверить восприятие учащимися содержания.
Дети, пользуясь текстом, приводят свои доказательства.
Заключительная часть работы над связным текстом.
а) После выделения из каждой части главного, чтение целиком составленного текста по плану.
б) Проводится беседа по содержанию текста.
Стараюсь затрагивать те моменты рассказа о рябине, о которых ещё не говорили, или которые кажутся детям малозначимыми. Для более запоминающегося описания дерева, предлагаю игру «закончи запись».
На доске записаны словосочетания: (подобрать нужное слово)
чистый и гладкий …
зелёные одежды …
небольшие круглые …
длинные резные …
в) Подготовка к написанию сочинения, составлению рассказа по теме. Провожу как выборочное чтение по вопросам, определяющим содержание текста. Или учу детей пересказывать текст по заранее составленному плану.
Итоговый этап работы по развитию речи младших школьников после урока. Прочитать дома ещё раз внимательно текст, своё сообщение о рябине и написать сочинение. Можно нарисовать рисунок.
Практика показывает, что такая система обучения и работы над связным текстом, где присутствуют чтение и письмо, обеспечивает более высокий уровень речевого развития.
Но бывают такие научно-познавательные тексты, которые не просто развивают словесное мышление на основе развития речи, а располагают ребёнка к сердечному мышлению через живой образ. Тогда в работу по развитию речи вношу коррективы.
На примере урока по тексту В. В. Бианки «Синичкин календарь».
Ставлю цель: развитие речи через эмоционально-чувственное восприятие текста. Дети с 1 класса знают писателя, с удовольствием читают его произведения о природе.
I. Задание: узнать, почему В. В. Бианки стал писателем-натуралистом?
Дети находят очень интересные сведения об его отце, директоре музея чучел животных и птиц. О нём самом: что ему это не нравилось, и он любил живую природу. Все его существо в детстве сопротивлялось таким явлениям,как этот музей, хотя отецубеждал его в обратном. Мальчик убегал в лес и только там находил себе утешение.
Так В.В. Бианки стал «певцом родной природы», «переводчиком языка деревьев, трав, зверей и птиц на «человеческий язык»».
Эпиграфом урока делаю слова писателя, который утверждал: «Сказка – лучший способ постижения жизненной правды, тем более что произведения о природе, о животных – это фактически разговор о людях – умных, добрых, страдающих, знающих, именно их мироощущение, их фантазия отражены в книгах». И за живой образ на уроке беру синичку Зиньку, которая будет путешествовать вместе с ребятами. Провожу беседу по высказыванию автора.
II. После первичного прочтения текста, через природоведческий материал, используя его термины, дети рассказывают о весне: какие бывают периоды этого времени года. Говорят о приметах и законах весны. (Помогает план – путешествие.)
III. Используя опорные слова и наглядность по каждому месяцу, дети учатся говорить полными связными предложениями ответы на вопросы.
IV. Проведённая словарная работа позволяет мыслить словами автора и использовать их при пересказе.
V. Магнитофонная запись с голосами птиц помогает детям в осознании своей сопричастности с природой, с автором; дети задумываются о красоте природы и бережном отношении к ней.
VI. Итог подводится тем, чем начинался урок:
- На какое произведение похож прочитанный рассказ?
(на сказку)
- Почему? (природа как живая, птицы разговаривают)
Как мыслят дети о природе, так они и говорят: живым, разговорчивым, звонким языком.
VII. Домашнее задание тоже разнообразное:
1 группа – пересказ, близкий к тексту.
2 группа – словесное рисование (по месяцам).
3 группа – диафильм.
Не вызывает сомнения, что описание живой природы оставляет глубокий след в душе ребёнка, в его мышлении, а значит, в речи. Она обогащается, развивается и совершенствуется.
IV. Новизна проекта.
Ведущая идея данной проблемы – это развитие речи младших школьников на основе связных художественных текстов известных детских писателей Е. Чарушина, Н.Сладкова, И.Соколова-Микитова, В.Бианки, М.Пришвина, К.Паустовского и других. Такие тексты должны стать для детей образцом правильной грамотной литературной речи. Они позволят им прикоснуться к высокохудожественному слову, проявить своё творчество и самим попробовать стать писателями. Удивительные по своему содержанию и структуре эти тексты должны вызвать у детей целую гамму чувств: восхищение, удивление, сострадание, жалость и т.д., эмоционально настроить ребенка и подтолкнуть его к высказыванию своих мыслей и написанию небольших рассказов и эссе на определенные темы. Очень часто программа по русскому языку и чтению в начальных классах предусматривает лишь написание изложений (в лучшем случае творческих) по данным художественным текстам. Поэтому я считаю, что мой подход к решению данной проблемы несколько отличается от традиционного. В этом я вижу достоинство и новизну своей работы.
Новизной данного проекта считаю также то, что все художественные тексты, которые я отобрала для работы над данной проблемой, объединены многогранной темой «Мир природы». Натолкнули меня на эту мысль экологические и нравственные проблемы. В процессе работы с этими текстами ребята получают возможность не только усваивать языковой материал, но и параллельно, в неразрывном единстве воспринимать экологическую и нравственную ориентацию. Такие тексты дают возможность глубже сосредоточиться на таких понятиях, как доброта, сострадание, красота, любовь, сердечность.
V. Результативность работы.
Процесс развития речи младших школьников длительный, требующий долгого кропотливого труда. Положительные изменения в устной и письменной речи учащихся всё же происходят, и это становится всё ощутимее год от года. К концу начальной школы ребята умеют самостоятельно составлять словосочетания и предложения, анализировать художественные тексты, успешно справляются с небольшими творческими работами, владеют связной речью, развивают эти умения и навыки в среднем звене, что даёт положительный эффект и на выпускных экзаменах по русскому языку и литературе, на которых учащиеся должны показать свои умения в анализе связных художественных текстов.
К результатам своей работы по развитию речи я отношу также то, что мои ученики являются участниками и победителями различных конкурсов по русскому языку и литературе. (Всероссийский открытый Конкурс «Познание и творчество», Всероссийский Интернет-фестиваль Молодых читателей Сочи-МОСТ, Областной Конкурс «Маленькая жизнь», Окружной литературно-музыкальный Конкурс «Я люблю эту землю»).
На основе выше изложенного мною практического опыта в развитии речи детей, я добиваюсь следующих результатов.
1) Если в 1 классе были нарушения в звукопроизношении ([ц], [ч]), ([с], [ш]), ([т], [ц]), и ошибки при письме данных букв у восьми человек, то к концу обучения только два ученика допускали подобные ошибки.
2) В начале обучения был беден словарный запас детей. Из всего класса ⅓ умела составлять последовательный рассказ по картине. К четвёртому классу слабых учащихся осталось три, речь которых была слабее остальных.
3) Ответы детей на вопросы по содержанию связного текста сначала были односложными, в предложении было много повторяющихся слов. К концу обучения речь стала стройной, дети стали следить за грамматическим строем языка; активизировалась речь учащихся.
4) Раньше многие не знали и не умели использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы. По окончании начальной школы большая часть класса свободно владела ими.
5) На I году обучения речь была неинтонационной, дети плохо выделяли голосом смысловой оттенок предложений. Сейчас 90% четвероклассников пользуются средствами интонационно-звуковой выразительности: темпом, ритмом, логическим ударением. Умеют определять различные оттенки прочитанного.
6) Если в начале обучения дети говорили и не могли оторвать глаз от книги, находя нужные слова, то теперь учащиеся умеют выражать прочитанное словами автора, а свои мысли доказывать примерами из прочитанного.
7) В 1 классе учащиеся могли делить текст на смысловые части с помощью учителя. 70% учеников к 4 классу самостоятельны в этом виде работы. А 90% овладели тремя формами пересказа логически разделённого текста: подробный, выборочный, сжатый.
8) ⅔ учащихся проявляют полную самостоятельность и творчество в изложениях и сочинениях.
Подтверждением результатовплодотворной работы по развитию речи служат составленные мною таблицы и диаграммы, демонстрирующие повышение уровня чистоты произношения звуков, активизации словарного запаса детей, правильности построения предложений и текстов, роста обученности и качества знаний учащихся по данной проблеме.
Помня о том, что начальная школа – база, основа для решения проблемы развития устной и письменной речи, восполняющая пробелы семейного воспитания и способствующая развитию общей культуры ребёнка, - я уделяю урокам развития речи самое пристальное внимание и работаю в этом направлении особенно тщательно.
Думаю, что мой проект заинтересует начинающих, а также многоопытных коллег, а разработанная мною методика, художественные тексты и наглядность к ним, сборник скороговорок и чистоговорок, пособие «В помощь начинающему читателю», уроки – конспекты позволят любому учителю работать над развитием речи результативно и успешно.
Таблица роста качества знаний учащихся по русскому языку и чтению
1 класс 2009-2010 уч. г.
2 класс 2010-2011 уч. г.
3 класс 2011-2012 уч.г.
4 класс 2012-2013 уч. г.
5 класс 2013-2014 уч. г. (I полугодие)
Русский язык
безотметочное
82%
84%
87%
90%
Чтение
обучение
86%
89%
90%
92%
Таблица результативности в системе работы над развитием речи учащихся
Классы
Критерии обученности
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
чистота произношения звуков
10 уч.
12 уч.
15 уч.
16 уч.
интонационно-звуковая выразительность
8 уч.
9 уч.
12 уч.
14 уч.
правильность построения предложений
5 уч.
7 уч.
10 уч.
12 уч.
активизация словарного запаса детей
7 уч.
9 уч.
10 уч.
12 уч.
использование в речи синонимов, антонимов, омонимов
7 уч.
8 уч.
11 уч.
13 уч.
самостоятельность и творчество в изложениях и сочинениях
6 уч.
8 уч.
9 уч.
10 уч.
ЛИТЕРАТУРА
Программы начальной школы. М. Просвещение 2002 г.
К. Д. Ушинский Собрание сочинений. М – Я 1949г.
К. Д. Ушинский «О первоначальном обучении русскому языку». М. 1968г.
М. Р. Львов «Школа творческого мышления».
Л. Д. Мали, О. С, Арямова, С. А. Климова, Н. С. Пескова «Речевое развитие младших школьников» Пенза 1993 г.
«Развитие детей седьмого года жизни в школе дошкольника» (под редакцией А. С. Шараповой, С. Г. Иващенко, Г. Н. Вавиловой) Самарский Государственный Педагогический институт 1993 г.
С. А. Миронова «Логопедическая работа в группах для детей с нарушением речи». Ассоциация «Профессиональное образование» 1993
1 К. Д. Ушинский Собрание сочинений. М. Я. 1949 г. С 262.
2 К. Д. Ушинский «О первоначальном обучении русскому языку» М. 1968 г.
3 К. Д. Ушинский «О первоначальном обучении русскому языку»
Избранные педагогические произведения. М. 1968 г., с 186-201