Педагогический проект "Формирование толерантных качеств у младших школьников на основе коллективной творческой деятельности"
Педагогический проект "Формирование толерантных качеств у младших школьников на основе коллективной творческой деятельности"
Современная семья не готова воспитывать своих детей в духе толерантности не только потому, что не видит в этом необходимости, но и потому, что попросту не знает, как это сделать. Улица, окружающая детей среда также не показывают хорошего примера толерантного поведения. Различные компьютерные игры, которыми сейчас так увлечены дети, средства массовой информации, в которых часто идет явная и порой скрытая пропаганда жестокости и насилия, также не могут научить ничему хорошему.
3. ПРОБЛЕМА: Формирование толерантных установок у младших школьников.
ЦЕЛЬ: Содействие формированию и развитию у детей норм толерантного поведения: способности к сопереживанию, оказанию помощи, уважению чужого достоинства
4. Поставленная цель дала возможность сформулировать конкретные задачи проекта:
- Способствовать формированию у детей толерантного сознания, раскрытие взаимоотношений в русле добра, любви и принятия друг друга.
- Познакомить учащихся с понятием «толерантность», критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости.
- Показать значение толерантного поведения в контексте общественных отношений.
- Научить учащихся конкретным приемам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.
- Совершенствовать воображение, способность к сопереживанию и уважению чужого достоинства
5. Для меня, как учителя начальных классов, проблема формирования навыков толерантного поведения особенно актуальна, потому что в моем классе очень много «особых» детей – ребят, которые очень трудно контактируют не только со своими одноклассниками, но и порой со взрослыми. Анализируя свою работу с такими детьми, я пришла к выводу, что все мои разговоры, беседы ( с классом, группой ребят, отдельными детьми ) очень часто мало что дают. Ребята внимательно выслушивают беседы о доброте, переживают за обиженных, осуждают отрицательных героев. Однако их правильного понимания и поведения порой хватает лишь на несколько дней. В чем же причина?
Дело в том, что в начальную школу дети пришли уже без определенных навыков толерантного поведения. Поэтому я поняла, что с первого дня обучения в школе детей надо обучать навыкам толерантного поведения. И делать это надо в процессе какой – нибудь совместной деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект "Формирование толерантных качеств у младших школьников на основе коллективной творческой деятельности" »
Педагогический проект
«Формирование толерантных качеств у младших школьников на основе коллективной творческой деятельности»
Автор: Мурзагалиева Зулиха Мухамеджановна, учитель начальных классов ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Кротовка м. р. Кинель-Черкасский Самарской области
Содержание
I. Вводная часть.
Актуальность темы
Постановка проблемы
II. Основная часть.
Цель и задачи проекта
Стратегия, методы и механизм реализации проекта
Рабочий план реализации проекта
III. Итоговая часть.
Предполагаемые результаты
Механизм оценки результатов
Дальнейшее развитие проекта
IV. Литература
Формирование толерантных качеств у младших школьников на основе коллективной творческой деятельности.
Человеку не дано выбирать время, в котором ему хотелось бы жить. Наоборот, время выбирает человека. Современному поколению выпало жить в эпоху больших потрясений и великих перемен. Считается , что это тяжкий жребий. «Не приведи бог жить в эпоху перемен», - говорят на Востоке. Есть и противоположная точка зрения: быть свидетелем переломного века – счастливая судьба.
1. Актуальность:
К сожалению, радикальные изменения, происходящие во всех сферах нашей жизни, несут людям не только блага, но и различные негативные явления, которые, в частности, у наших детей проявляются в агрессивных формах поведения, в неприятии других людей, неумении жить в мире и согласии со сверстниками, непонимании друг друга. Поэтому воспитание терпимого и открытого отношения людей друг к другу – это одна из важнейших задач современной школы.
Современная семья не готова воспитывать своих детей в духе толерантности не только потому, что не видит в этом необходимости, но и потому, что попросту не знает, как это сделать. Улица, окружающая детей среда также не показывают хорошего примера толерантного поведения. Различные компьютерные игры, которыми сейчас так увлечены дети, средства массовой информации, в которых часто идет явная и порой скрытая пропаганда жестокости и насилия, также не могут научить ничему хорошему.
Очень часто под толерантностью мы понимаем терпимое, мирное отношение только к людям других национальностей. Хотя на самом деле понятие «толерантность» включает в себя терпимость к другому человеку вообще, к его вере, языку, вкусам, мнению, поведению, взглядам, культурным традициям и т. д. Здесь следует говорить не просто о способности терпеть рядом «другого», но и – об активной толерантности, т. е . об умении активно сотрудничать с «другим», а для этого – уметь договариваться, находить точки соприкосновения даже в самых, казалось бы, безнадежных ситуациях, уметь мирно , неконфликтно убедить другого в своей правоте, поспорить, отстоять свое мнение. Наконец, это подчас и непосредственное действие, способность заступиться за униженного, защитить права другого и т. д.
2. Постановка проблемы
Начальная школа - самоценный принципиально новый этап в жизни ребенка, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.
Ребенок приходит в школу, уже имея многие личностные качества, но развитие личности —процесс длительный, протекающий в течение всей жизни человека. Именно начальная школа вносит существенный вклад в этот процесс. В этот период особенное значение приобретает грамотная, целенаправленная работа по формированию детской личности.
Опыт работы показывает, что современные дети, пришедшие за парты, уже не те, что были десять лет назад. Они более активны и осведомлены, как им кажется, чуть ли не во всех областях жизни, они смелее и самоувереннее. Нередко у многих детей встречается переоценка своей поверхностной информированности, пренебрежение к авторитету и мнению других (как сверстников, так и взрослых), неумение чувствовать и нежелание задумываться. «Изменилась социальная ситуация развития детей нынешнего века».
Возросла информированность детей. Увеличение объема информации порой оборачивается негативной стороной. Информация часто бессмысленная, агрессивная и представляет прямую угрозу психологической безопасности ребенка, его личностному развитию.
Для жизнедеятельности современных детей характерна ограниченность общения со сверстниками. Двор и дворовые коллективы как особая субстанция постепенно исчезают. Игры, совместная деятельность и сотрудничество со взрослыми часто оказываются ограничены во времени. Это обстоятельство значительно затрудняет усвоение детьми системы моральных норм и взаимоотношений, препятствует формированию коммуникативной компетентности, эмоциональной отзывчивости, толерантности.
Большинство современных детей не участвуют в деятельности детских и подростковых общественных организациях и соответственно лишены возможности приобрести опыт коллективных взаимоотношений, сотрудничества и взаимопомощи, бескорыстного труда на благо близких людей и общества.
Определив проблемы, я стараюсь строить работу по предупреждению и профилактике данных явлений у своих учеников не только через учебную работу, но и через систему воспитательной работы.
В моем понимании, воспитание —целенаправленное управление процессом развития личности школьника. Значит, воспитательная деятельность призвана обеспечить условия личностного роста детей.
3. Цель моей работы:
моделирование и построение воспитательной системы, способствующей формированию у учащихся толерантных качеств и приобретению ими навыков коммуникативной культуры, направленной на развитие у них норм толерантного поведения в процессе коллективной творческой деятельности.
В основу программы положена система работы академика РАО И. П. Иванова «Коллективно-творческая деятельность» (КТД).
Основа программы: ориентация детей на общечеловеческие ценности – Человек, Семья, Мир, Знания, Земля, Отечество, Культура.
Задачи проекта:
Поставленная цель дала возможность сформулировать конкретные задачи проекта:
- Способствовать формированию у детей толерантного сознания, раскрытие взаимоотношений в русле добра, любви и принятия друг друга.
- Познакомить учащихся с понятием «толерантность», критериями и социальными проявлениями толерантности и нетерпимости.
- Показать значение толерантного поведения в контексте общественных отношений.
- Научить учащихся конкретным приемам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.
- Совершенствовать воображение, способность к сопереживанию и уважению чужого достоинства
Для меня, как учителя начальных классов, проблема формирования навыков толерантного поведения особенно актуальна, потому что в моем классе очень много «особых» детей – ребят, которые очень трудно контактируют не только со своими одноклассниками, но и порой со взрослыми. Анализируя свою работу с такими детьми , я пришла к выводу, что все мои разговоры, беседы ( с классом, группой ребят, отдельными детьми ) очень часто мало что дают. Ребята внимательно выслушивают беседы о доброте, переживают за обиженных, осуждают отрицательных героев. Однако их правильного понимания и поведения порой хватает лишь на несколько дней. В чем же причина?
Дело в том, что в начальную школу дети пришли уже без определенных навыков толерантного поведения. Поэтому я поняла, что с первого дня обучения в школе детей надо обучать навыкам толерантного поведения. И делать это надо в процессе какой – нибудь совместной деятельности, т. е. в процессе взаимодействия друг с другом. Основным элементом такой совместной деятельности является КТД – коллективное творческое дело.
4. Стратегия, методы и механизм реализации проекта.
Я разработала Программу «Я и Другие», которая включает в себя различные коллективные творческие дела. В основу Программы положена система работы академика РАО И. П. Иванова «Коллективно-творческая деятельность» (КТД).
Основа программы: ориентация детей на общечеловеческие ценности – Человек, Семья, Мир, Знания, Земля, Отечество, Культура.
Программа «Я и Другие» направлена на формирование у детей толерантного сознания, раскрытия взаимоотношений в русле добра, любви и принятия друг друга.
Одна из главных задач Программы – научить детей конкретным приемам, позволяющим развить у себя качества толерантной личности.
Программа включает в себя учебные и игровые задания, для выполнения которых требуется умение рисовать, конструировать, создавать композиции и тексты.
Однако, что бы дети ни делали, критерием оценки работы является их умение договориться между собой и дружно работать на достижение общей цели.
Занятия основываются на принципах межкультурного взаимодействия. Структура занятия включает следующие элементы: приветствие, разминку, основное содержание, рефлексию.
Приветствие – ритуал, который помогает детям настроиться на предстоящую работу и способствует снятию эмоционального напряжения.
Разминка подготавливает непосредственно к работе.
Основное содержание занятия включает в себя несколько игровых упражнений, групповую творческую работу, а также изучение информационного материала по теме.
Рефлексивная часть занятия помогает детям провести самоанализ, подвести итоги, помогает в укреплении чувств единения группы. Дети делятся впечатлениями, обсуждают результаты работы.
В своей работе я опираюсь на простые постулаты:
если ребенка подбадривать, он учится верить в себя;
если ребенка хвалить, он учится быть благодарным;
если ребенка поддерживать, он учится ценить себя;
если ребенка окружить дружелюбием, он учится находить любовь в этом мире.
В этом учебном году мы с ребятами работали по такому плану:
5.Рабочий план реализации проекта
План коллективных творческих дел:
Деловая игра «Что такое толерантность?»
Диспут на тему «Толерантность – путь к миру»
Творческая мастерская «Наш классный уголок»
Акция «Кормушки – нашим пернатым друзьям!»
Составление коллективного рассказа на тему «Почему надо помогать животным?»
Оформление газеты на тему «Уважай старших»
Анализ экологических сказок о животных.
Письмо Ветерану Великой Отечественной войны «Спасибо за Победу!»
Экологические листовки «Возьмёмся за руки, друзья!»
Творческая мастерская «Сказочный домик для четвероного друга»
«Лесная почта» (по итогам проекта «Жалобная книга леса»
Составление Памятки «Безопасная дорога домой и в школу»
Реклама любимой книги (по итогам проекта «Книжное дерево»)
Защита групповых проектов на тему «Будь здоров!»
Творческая мастерская «Окно радости»
Акция Добра «Ветераны рядом с нами»
Оформление плаката на тему «Я – толерантный человек!»
Функции и содержание моей работы как классного руководителя:
1) аналитическая (изучение учащихся, коллектива, анализ семейного воспитания, уровня воспитанности, анализ и оценка диагностики здоровья);
2) организационно-координирующая (организация разнообразной деятельности детей, установление связи школы и семьи);
3) коммуникативная (регулирование межличностных отношений между детьми; установление оптимальных взаимоотношений учитель-ученик; создание благоприятного психологического климата в коллективе, атмосферы сотрудничества, толерантности и поддержки).
Для того чтобы обеспечить каждому школьнику полноценное личностное развитие, я считаю наиболее актуальными следующие принципы и подходы:
1. Личностный подход. Личность ребенка —высшая ценность. Ребенка надо принимать таким, какой он есть, не стараясь его переделать. Важно уважение личности каждого ребенка, его индивидуальности, бережное отношение к его мыслям, чувствам, ожиданиям.
2. Принцип целостности урочной и внеурочной деятельности.
3. Деятельностный подход. Ребенку нужна интересная, отвечающая его потребностям и особенностям деятельность: игровая, познавательная, трудовая, творческая, досуговая. Ведь только в деятельности изменяются, укрепляются отношения между воспитанниками.
4. Средовый подход. Школа не может оградить детей от негативного влияния социальной среды, но в состоянии включить в деятельность детей заботы и проблемы ближайшего окружения.
5. Комплексный подход. Воспитание и развитие актуальных качеств личности ребенка происходит параллельно, а не изолированно друг от друга. Нужно организовать деятельность учащегося таким образом, чтобы ребенок раскрывался с разных сторон и развивал все свои личностные качества.
Первичный опыт гуманного поведения приобретается детьми в процессе участия в благотворительных акциях, в подготовке праздников, в походах, а также в процессе организации деятельности и поведения воспитанников в специально созданных условиях (метод воспитывающих ситуаций).
К воспитывающим ситуациям можно отнести:
1.Дети должны выбрать себе команду, с которой нужно выполнить какое-либо задание учителя;
2.Ситуация, в которой ребёнок вынужден сотрудничать со всеми детьми, в том числе и с теми, нормальным отношениям с которыми мешали определенные предрассудки.
Следует выделить следующие приемы организации деятельности детей в классе:
1. «Эстафета». Классный руководитель так организует деятельность, чтобы в процессе ее организации взаимодействовали бы учащиеся разных групп.
2. «Взаимопомощь». Педагог так организует деятельность детей, чтобы от помощи друг другу зависел успех совместно организуемого дела.
3. «Акцент на лучшее». Педагог в разговоре с детьми старается подчеркнуть лучшие черты каждого, при этом его оценка должна быть объективна и опираться на конкретные факты.
4. «Обмен ролями». Учащиеся обмениваются ролями или функциями, которые получили при выполнении заданий.
5. «Коррекция позиций». Тактичное изменение мнений учащихся, принятых ролей, образов, повышающих продуктивность общения с другими детьми и препятствующих возникновению агрессивного поведения (напоминание аналогичных ситуаций, возврат к исходным мыслям, вопрос-подсказка и т.п.)
6. «Общаться по правилам». На период выполнения того или иного творческого задания устанавливаются правила, регламентирующие общение и поведение учащихся: в каком порядке, с учетом каких требований можно вносить свои предложения, дополнять, критиковать, опровергать мнение своих товарищей.
При правильной организации коллективная творческая деятельность позволяет увлечь детей общим делом, снять имеющуюся межличностную напряженность в отношениях между ребятами, раскрывает их лучшие стороны, показывает достоинства и проблемы школьников, учит их идти на компромиссы, умело, тактично, доброжелательно давать оценки, а значит, способствует приобретению опыта толерантного, гуманного взаимодействия со старшими, сверстниками, младшими участниками учебно-воспитательного процесса в школе.
6. Предполагаемые результаты:
осознавать себя личностью, уважающей себя и права и достоинства других;
уметь устанавливать правильные отношения с другими, уважать чужое мнение;
уметь определять и оценивать своё поведение в соответствии с общепринятыми нормами морали и права;
овладеть навыками толерантного поведения, уважительного отношения к людям других национальностей, их ценностям, традициям и образу жизни.
7.Механизм оценки результатов
Направления диагностики:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности учащегося (Мировоззрение, ценности, мотивация, эмоционально- волевая регуляция) (Приложение)
2. Изучение межличностных отношений:
социометрия;
социально-психологический климат в классе;
общие сведения;
способности;
тип личности в общении;
самооценка;
успешность в деятельности;
уровень воспитанности.
Формы диагностики:
анкетирование;
тестирование;
наблюдение;
Показатели диагностики:
1.Мировоззрение, ценности, отношения.
2.Мотивация
3.Эмоционально- волевая регуляция
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
• на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;
• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно- ориентированной социально- значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.
Таким образом, знания о ценностях переводятся в реально действующие, осознанные мотивы поведения, значения ценностей присваиваются обучающимися и становятся их личностными смыслами, духовно-нравственное развитие обучающихся достигает относительной полноты.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным. Достижение трёх уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно- нравственного развития и воспитания обучающихся — формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т. д.
Оценочными критериями уровня сформированности коммуникативной культуры в данном исследовании определены следующие:
уровень толерантных качеств, который определялся по опроснику для педагогов «Оценка толерантных умений младших школьников» (Приложение А);
уровень общительности, определялся по модифицированной методике В.Ф. Ряховского, тест «Оценка уровня общительности» (Приложение Б)
уровень сформированности толерантной культуры определяется на основе полученных данных всех методик исследования, выводится обобщенная оценка и распределяется в соответствии с установленными границами баллов:
Низкий уровень 2-4 балла
Средний уровень 6-8 баллов
Высокий уровень 10 баллов
Мониторинг результатов включал в себя три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
На констатирующем этапе я определила ведущую форму толерантной культуры младшего школьника по отношению ко взрослым.
На формирующем этапе учащиеся учились управлять своим поведением, воспитывали в себе выдержку и самоконтроль.
На контрольном этапе выявляем, как изменился уровень толерантных умений у младших школьников.
Констатирующий этап.
Цель: определить уровень толерантной культуры младших школьников.
Проведение диагностических мероприятий: Диагностика уровня толерантных умений и общительности проводится следующим образом. Предварительно педагог по тесту «Оценка толерантных умений младших школьников» определяет уровень коммуникативных умений всех испытуемых, затем в классе, где на столе разложены листки бумаги с бланками, где школьники должны проставить ответы на вопросы, знаком плюс или минус, которые будет задавать педагог.
Если младший школьник не может самостоятельно ответить, педагог предлагает последовательно продумать вопрос, а затем дать ответ.
На каждый вопрос отводится не более 1 минуты.
Во время диагностических мероприятий педагог заполняет на каждого испытуемого протокол, где подсчитываются баллы и определяются уровни по данным методикам.
Таким образом, в конце обследования будет заполнено три протокола. Обработка результатов:
Во всех ситуациях подсчитываются общее количество баллов, которыми оценивается каждый показатель. Ведущей считается та форма общения, которая оценивается наибольшей суммой баллов.
Во время проведения эксперимента младшие школьники, в количестве 22 человека, были спокойны.
Результаты проведенных диагностических мероприятий представлены в Приложении В. Для вывода полученных результатов в контрольный этап полученные данные представлены в динамике (Рисунок 1).
В ходе проведения методик было выявлено, что 4 ребёнка не обладают толерантными умениями и навыками общения. У них низкий уровень толерантной культуры. Они не стремятся к общению, чувствуют себя скованно в новой компании, предпочитают проводить время наедине с собой, ограничивают свои знакомства, испытывают трудности в установлении контактов с людьми и в выступлении перед аудиторией, плохо ориентируются в незнакомой ситуации, не отстаивают свое мнение, тяжело переживают обиды. Проявление инициативы в общественной деятельности крайне занижено, во многих делах они предпочитают избегать принятия самостоятельных решений.
Со средним уровнем толерантной культуры выявилось 8 испытуемых. Они не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение. Не теряются в новой обстановке, занимаются общественной деятельностью, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий. Однако потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Они быстро меняют своё решение, круг друзей постоянно меняется. Такие дети не постоянны, что отражается на культуре поведения.
Рисунок 1 – Уровень коммуникативной культуры младших школьников до эксперимента
Высокий уровень сформированности толерантной культуры обнаружился у 7 человек. Эти школьники активно стремятся к организаторской и коммуникативной деятельности, испытывают в ней потребность. Быстро ориентируются в ситуациях, непринужденно ведут себя в новом коллективе. В важном деле или создавшейся сложной ситуации предпочитают принимать самостоятельное решение, отстаивают свое мнение и добиваются, чтобы оно было принято товарищами. Могут внести оживление в незнакомую компанию, любят организовывать различные игры, мероприятия, настойчивы в деятельности, которая их привлекает. Сами ищут такие дела, которые удовлетворяли бы их потребности в коммуникативной и организаторской деятельности.
Можно с уверенностью сказать, что совместная работа младших школьников и взрослых по реализации проекта помогла младшим школьникам научиться лучше понимать себя, друг друга и окружающую жизнь, что несомненно повлияло на воспитание коммуникативной культуры. Реализованный проект «Формирование толерантных качеств у младших школьников на основе коллективной творческой деятельности», основанный на идеях КТД И.П. Иванова с принципами развивающего обучения, заложенными в программе Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова дал положительные результаты. О чем свидетельствуют результаты диагностических мероприятий:
изменились отношения ребят между собой, дети стали чаще заботиться друг о друге и замечать, когда окружающим требуется помощь. В целом повысился уровень толерантной культуры.
Отслеживать динамику социального взаимодействия в классе, толерантного поведения по отношению друг к другу было довольно сложно. Но проведенные мною тесты и анкеты показали положительные результаты. Как показал мониторинг, систематическая, целенаправленная реализация проекта позволила выработать социальный опыт толерантного поведения у 98% учащихся класса. Продуктом моей работы в ходе реализации проекта «Формирование толерантных установок у учащихся младших классов» являются Программа «Я и Другие», разработки занятий – коллективных творческих дел, мультимедийные презентации к ним, анкеты и тесты для проведения мониторинга социального взаимодействия учащихся, беседы с родителями по данной теме.
Приложения.
Тренинговые упражнения.
Упражнение « К солнцу». Встаньте, поднимите руки вверх, крепче сплетите их и потянитесь к солнцу. Глаза закрыты. В тишине постарайтесь услышать биение чужого сердца. (слушаем несколько секунд). Сердце каждого из нас может биться ровно и спокойно, учащённо и быстро. Оно умеет любить и ненавидеть, страдать и терпеть, когда возникают конфликты. (Раздаются карточки с описанием конфликтных ситуаций). Задание: прочитать описание ситуаций, найти причину конфликта, определить верную тактику поведения для выхода из конфликтной ситуации, предложить решение, определить, какие меры можно было предпринять для предупреждения конфликта. Вывод: самое важное в решении конфликтов – взаимная терпимость, умение приходить к таким решениям, которые устраивают две или несколько сторон.
Упражнение «Правила». Ведущий задаёт вопросы, дети хлопают, если согласны с высказыванием. Какие правила в конфликте надо соблюдать?
Спокойно выслушать все претензии.
Сказать о своих чувствах используя «я – сообщения».
Осознать право на существование другой точки зрения.
Быть твёрдым, говоря о проблеме, но мягким с людьми.
Упражнение « Горе». Один из участников садится в центр круга. Он изображает горе. Несколько человек должны выразить ему своё сочувствие. Другие участники определяют, чей жест был наиболее искренен и убедителен.
Упражнение « Качества». Участники работают в группах. Первая группа записывает на лучах в виде полосок положительные качества, вторая группа – отрицательные. Положительные качества наклеиваются на доску в виде солнечных лучей, отрицательные – лесенкой. Зачитайте, какие качества делают классный коллектив единым, крепким, а какие способствуют его разрушению? В центр лучей прикрепляем слово «класс». Именно солнце своими лучами обогревает всех нас. Наш класс, образно говоря, маленькое солнце, благодаря которому нам тепло и уютно. И мы все должны сделать так, чтобы это солнце светило всегда, давая нам любовь, ласку, объединяя нас.
Жизнь по – разному можно прожить.
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить
И вовремя делать гадости.
А можно и так: на рассвете вставать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённой до солнца достать
И подарить его людям.
9.Список литературы
1.Иванова Е. М. Формирование новой культуры отношений: воспитание толерантности у учащихся начальных классов. / Иванова Е. М. // Начальная школа. – 2006. - № 3. - С. 11-17
2.Летяга Д.С. Воспитание толерантности / Д. С. Летяга, Т. А. Панова // Справочник классного руководителя. - ЗАО "МЦФЭР", 2008. - №3.
3.Шустова Л.П. Воспитание толерантности: индивидуальная и групповая работа.
М.: Центр "Педагогический поиск", 2006. - №4.
4. Агафонова И.Н. Социально-психологическое обучение детей 6–10 лет. Программа «Я и Мы»./И.Н. Агафонова – М.: СПб.
5. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001. – 485 с.
6. Васильева-Гиагнус Л.П. Азбука вежливости / Л.П. Васильева-Гиагус – М.: Гардарики.2006 – 144 с.
7. Голованова Н.Ф. Социализация и воспитание ребенка. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб.: Речь, 2004. – 272 с.
8. Давыдов В.В. Психологические проблемы процесса обучения младших школьников./ В.В. Давыдов – М.: Гардарики,2006
9.Макарова Н.Н. Коммуникативная игра в младших классах // «Начальная школа» №7, 2008
10. Михайлова И.М. Формирование толерантныхных умений младших школьников с использованием наглядности./И.М. Михайлова – М.: Псков. ПГПУ, 2005. - 188 с.
11. Матюхина М.В. Возрастная и педагогическая психология: Учеб. пособие для студентов пед. ин - тов. по спец. № 2121 «Педагогика и методика начального обучения»/М. В. Матюхина, Т. С. Михальчик, Н. Ф. Прокина и др.; Под ред. М. В. Гамезо и др.—М.: Просвещение, 2004.—256с.
12.Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001
13. Словарь-справочник по теории воспитательных систем / Сост. П.В. Степанов. Изд. 2-е, доп. и перераб. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
14.Пчелинцева И. Толерантность и школьник./И. Пчелинцева – М.: СИНТЕЗ, 2003