Данная схема психолого-педагогической диагностики при систематическом заполнении позволяет учителю и родителям отслеживать динамику развития учащихся по различным показателям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
* Отрицательные эмоции (тревожность, огорчение, иногда страх, обидчивость, часто ссорится с детьми, повышает голос).
* Депрессивное настроение, плач без веских причин.
* Агрессия (вспышки гнева, злости) проявляется в отношениях с детьми и с учителем: может нагрубить, ударить, что-то сломать, затеять драку.
- Личностные качества:
Особенности характера: ребёнок жизнерадостный, добрый, отзывчивый, открытый, дружелюбный, активный, эмоциональный, любит свою семью, друзей, излишне опекаемый родителями и бабушкой и т.д.
Навыки самообслуживания: развиты слабо, ребёнок не умеет самостоятельно одеваться, застёгиваться, обуваться, завязывать шнурки, убирать одежду на место, наводить порядок на рабочем столе, аккуратно складывать вещи в портфель.
Поведение ребёнка.
- Поведение на уроке.
* Сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя.
* Выполняет требования учителя, но иногда на короткое время отвлекается с урока.
* Изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами.
* Часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряжение в ответах.
* Выполняет требования учителя частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает.
* Не выполняет требования учителя: большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы).
- Поведение на перемене.
* Высокая игровая активность, охотно участвует в подвижных коллективных играх.
* Активность выражена в малой степени: предпочитает занятия в классе с кем-нибудь из ребят, чтение книг, спокойные игры.
* Активность ребёнка ограничивается занятиями, связанными с подготовкой к следующему уроку (готовит учебники, тетради, моет доску, убирает класс).
* Пассивный, движения скованные, избегает других.
* Часто нарушает нормы поведения: мешает другим детям играть, нападает на них, кричит, не меняет своего поведения, когда делают замечания (не владеет собой).
Социальные контакты.
- Взаимоотношения с одноклассниками.
* Общительный, легко контактирует с детьми.
* Мало инициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются.
* Сфера общения ограничена: общается только с некоторыми ребятами.
* Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.
* Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один (другие дети равнодушны к нему).
* Проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их (другие дети его не любят).
- Отношение к учителю.
* Проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит, общается с ним.
* Дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнить все обещания, требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью.
* Старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам.
* Выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным.
* Избегает контакта с учителем, при общении с ним легко смущается, теряется, говорит тихо, запинается.
* Общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям: обижается, плачет даже при малейшем замечании.
- Участие в гимназических мероприятиях.
Принимает активное участие во всех праздниках, конкурсах, выставках, поёт, играет на фортепиано, читает стихи, участвует в театрализованных представлениях.
Учебная деятельность.
- Учебная мотивация:
* Осмысленно относится к учёбе, принимает цели предстоящей деятельности, активно участвует в постановке и достижении учебных задач (внутренняя мотивация).
* Не всегда осознаёт учебные цели и задачи, при выполнении учебных действий чаще руководствуется внешними мотивами: общение, игры (внешняя мотивация).
* Не осознаёт учебных целей и задач, желание учиться слабое, равнодушное или негативное отношение к учёбе (отсутствие мотивации).
- Активность на уроке:
* Активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно.
* На уроке работает, положительные и отрицательные ответы чередуются.
* Редко поднимает руку, но отвечает правильно.
* Учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит вопроса.
* Пассивен на уроке, даёт отрицательные ответы или не отвечает совсем, часто переписывает готовое с доски.
- Самостоятельность:
* Внимательно слушает учебные инструкции учителя, умеет планировать свою деятельность, составлять алгоритм учебных действий, анализирует и исправляет ошибки, имеет потребность в составлении и реализации творческих проектов.
* К учебным требованиям учителя необходим дополнительный инструктаж, требуется помощь в планировании деятельности, в анализе и исправлении ошибок, испытывает трудности в составлении и реализации проектов.
* Требуется контроль за учебной деятельностью, активизация самоконтроля, проверка учебных заданий, неумение составлять алгоритм и работать по нему, не испытывает необходимости в творческой реализации.
* Учебные инструкции учителя не выполняет, необходимы различные формы взаимопомощи и дополнительные занятия учителя с учеником.
- Самооценка:
* Умеет объективно определить уровень выполнения своей работы по заданным критериям, реально оценивает свои успехи и неудачи.
* Имеет завышенную самооценку, самоуверен, не всегда реально оценивает свои успехи и неудачи, не соотносит эталон выполнения работы со своими результатами.
* Имеет заниженную самооценку, не всегда реально оценивает свои успехи и неудачи, не уверен в своих силах, не соотносит эталон выполнения работы со своими результатами.
* Оценочная деятельность сформирована слабо, не умеет оценить свою работу по заданным критериям, не внимателен к своим ошибкам.
- Усвоение знаний (успеваемость):
* Правильное безошибочное выполнение учебных заданий.
* Небольшие помарки, единичные ошибки.
* Частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий: много исправлений, зачёркиваний.
* Плохое усвоение программного материала: большое количество грубых ошибок.