Просмотр содержимого документа
«Педагогическое сопровождение развития одаренности интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Из опыта работы»
Педагогическое сопровождение развития одаренности, интеллектуальных и творческих способностей учащихся в рамках ФГОС.
Из опыта работы
учителя начальных классов
МАОУ СОШ №10г.Павлово
Нижегородской области
Дементьевой Ольги Жановны
Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности. Очень многое зависит и от семьи, и от школы.
Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребенка, задача школы — поддержать ребенка и развить его способности, подготовить почву для того, чтобы эти способности были реализованы.
Сегодня в начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Они имеют более высокие, по сравнению с большинством, интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Для них характерна острота восприятия окружающего мира, способность сосредоточиться сразу на нескольких видах деятельности, высокий порог восприятия, продолжительный период концентрации внимания. Нередко встречаются такие ученики, которых не удовлетворяет работа со школьным учебником, они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно именно в школе выявить всех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, в жизни, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Одаренных детей отличает исключительная успешность обучения. Эта черта связана с высокой скоростью переработки и усвоения информации. Но одновременно с этим такие дети могут быстро утрачивать интерес к ежедневным кропотливым занятиям. Им важны принципиальные вещи, широкий охват материала. Работать с такими детьми интересно и трудно; в классе, на уроке они требуют особого подхода, особой системы обучения.
Есть одаренные ребята, в которых удачно сочетаются высокий интеллект, творчество и скромность, доброта, чуткость, внимательное отношение к людям. У одаренных ребят есть еще один стимул - побеждать. Хотя цена этих побед - долгая и трудная работа над собой. И здесь незаменима помощь учителей. «Технические достижения не стоят ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя!» - отмечает Крейг Барретт, и с этим невозможно не согласиться.
В обыденной жизни одаренность - синоним талантливости. В психологии же под ней понимают системное качество личности, которое выражается в исключительной успешности освоения и выполнения одного или нескольких видов деятельности, сочетающиеся с интересом к ним. Вырастет ли из ребенка с признаками одаренности талантливая, гениальная личность, зависит от многих обстоятельств.
Прежде всего, одаренных детей надо уметь выявить. Они имеют ряд особенностей: любознательны, настойчивы в поиске ответов, часто задают глубокие вопросы, склонны к размышлениям, отличаются хорошей памятью. Кроме того, диагностику одаренности целесообразно проводить, используя классические тесты Айзенка, Беннета, Амтхауэра.
Часто про одаренных людей говорят, что в них есть «Искра Божья», но чтобы из этой искры разгорелось пламя, а применительно к науке это пламя таланта, нужно приложить немалые усилия. Именно поэтому на протяжении многих лет своей педагогической деятельности мы занимаемся развитием и воспитанием одаренных детей. Постоянная и кропотливая работа не только с учащимися, но и над собой приносит свои плоды, наши учащиеся являются победителями районных, областных, региональных олимпиад, конкурсов.
Обучение талантливого ребенка и выработка у него умения самостоятельно усваивать сложный материал – это тот первый шаг, который должен проделать педагог со своим подопечным, чтобы привить ребенку вкус к серьезной, включающей в себя элементы творческого подхода работе, которая будет сопутствовать данному ребенку в жизни. Кроме того, вводя талантливого ребенка в предмет исследования, приобщая его к науке, необходимо ставить конкретную задачу, а именно, развитие самостоятельности в принятии решений по научным вопросам и проблемам, а также придумывание ребенком своим, качественно новых идей.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.
Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами:
-учитель для одаренного ребенка является личностью продуктивно реагирующей на вызов, умеющей воспринимать критику и не страдать от стресса при работе с людьми более способными и знающими, чем он сам. Взаимодействие учителя с одаренным учеником должно быть направлено на оптимальное развитие способностей, иметь характер помощи, поддержки, быть недирективным;
-учитель верит в собственную компетентность и возможность решать возникающие проблемы. Он готов нести ответственность за принимаемые решения, и одновременно уверен в своей человеческой привлекательности и состоятельности;
-учитель считает окружающих способными самостоятельно решать свои проблемы, верит в их дружелюбие и в то, что они имеют положительные намерения, им присуще чувство собственного достоинства, которое следует ценить, уважать и оберегать;
-учитель стремится к интеллектуальному самосовершенствованию, охотно работает над пополнением собственных знаний, готов учиться у других, заниматься самообразованием и саморазвитием. Учитель, готовый развивать способных и одаренных детей, должен быть:
-увлечен своим делом;
-способен к экспериментальной, научной и творческой деятельности;
-профессионально грамотным;
-интеллектуальным, нравственным и эрудированным;
-проводником передовых педагогических технологий;
-психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;
знатоком во всех областях человеческой жизни.
Работу педагогов с одаренными детьми составляют:
- отслеживание уровня развития, обученности и воспитанности школьников;
- диагностика индивидуальных особенностей каждого ребенка;
- систематическое отслеживание результативности участия одаренных детей в мероприятиях различного уровня (каждая четверть);
- создание банка данных «Одаренные дети»;
- организация работы НОУ и подготовка детей к участию в малой научно-практической конференции учащихся;
- проведение цикла семинаров по теме «Творческое развитие учащихся»;
- содействие созданию портфолио учащегося;
- проведение в конце каждого учебного года интеллектуально-творческих марафонов (смотров достижений учащихся за год), парадов лучших творческих работ;
- проведение школьного смотра методического мастерства учителей «Таланты может воспитать учитель, если сам талантлив», обобщение опыта работы по развитию детской одаренности;
По возможности мы стараемся поощрять одаренных детей грамотами и дипломами, книгами, подарками из школьного и благотворительного фонда родителей, поездками, бесплатным посещением различных мероприятий. Награждение проходит торжественно на общей линейке учащихся начальной школы, что является особо значимым для наших детей.
Ежегодно в начале и в конце года мы проводим диагностику школьной мотивации и познавательной активности учащихся начальной школы. Около половины учащихся (48-58 %) имеют высокий уровень школьной мотивации, познавательной активности. От 30 до 45% ребят показывают хорошую школьную мотивацию. От 9 до 13% детей имеют положительное отношение к школе, которая интересна учащимся внеучебной деятельностью. Менее 10% составляют учащиеся с низкой школьной мотивацией. Таким образом, можно сделать вывод, что детям в школе комфортно, им интересен в целом учебно-воспитательный процесс. Мы – учителя, стараемсяспособствовать развитию познавательного интереса учащихся и удерживать высокий уровень школьной мотивации.
Уже с первого класса со всеми учащимися работает психолог, проводя тестирование, определяет уровень развития каждого ребёнка.
Учитель наблюдает , исследует потенциал, изучает каждого ученика.
Определив таких ребят, школа должна научить их думать, предпринимать все возможное для развития их способностей. Первым помощником в этом деле является интерес учащихся к предмету.
В целях поддержки интереса к предмету и развития природных задатков учащихся мы используем творческие задания, занимательные опыты, материалы и задачи.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися в практике нашей работы являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовательных потребностей личности
Работу по подготовке к олимпиадам школьного и районного уровней мы проводим в течение всего учебного года. С талантливыми детьми мы занимаемся и во внеурочной деятельности , например в ходе работы кружка «Умники и умницы»: решаем нестандартные задачи, создаем исследовательские работы, проекты.
В системе развивающего обучения неотъемлемой частью являются исследовательские работы. Непосредственно на уроках «Окружающего мира» уже с первого класса дети учатся наблюдать, делать выводы, проводить опыты, экспериментировать, исследовать.
Традиционнно , в феврале месяце в нашей школе проходит научно-практическая конференция «Старт в науку» Наши дети активно принимают участие в этом интересном и важном мероприятии и становятся его победителями и призерами.
Участие в работе научно-практической конференции «Старт в науку»
Учитель : Дементьева Ольга Жановна
1
Екатерина С.
Что ты еж такой колючий
2014
победитель
2.
Алексей Ш.
Овощи и фрукты
2014 г.
призер
3.
Антон Л.
Радуга- дуга
2015г
победитель
4.
Максим Б.
О чем рассказала пчела
2016 г.
победитель
5.
Ксения О.
Секреты повареной соли
2016г.
победитель
6.
Иван Ч.
Кто такие рыцари
2016 г.
призёр
7.
Матвей М.
Сто секретов о воде
2016г.
победитель
8.
Варвара О.
Что такое гибкость и зачем она нужна человеку
2018г.
победитель
9.
Никита Г.
Монеты в нашем доме
2018г.
победитель
10.
Матвей М.
БЕЛАЗ –самая огромная машина в мире
2018г.
призёр
11
Александра У.
Удивительное яйцо
2018 г.
призёр
12
Андрей Б.
Мое увлечение- легоконструирование
2018 г.
победитель
13
Артем П.
Шахматный мир
2018 г.
победитель.
14
Ирина М.
Польза и вред шоколада
2018 г.
призер
Работа с одаренными детьми строится как в урочное, так и внеурочное время.
Внеурочную деятельность в работе с одаренными детьми составляют:
Внеклассная работа по предмету
Участие в школьных и районных предметных олимпиадах и конкурсах
Участие в областных, Всероссийских и международных интеллектуальных конкурсах («Русский медвежонок», «Кенгуру», «ФГОСТЕСТ», «Инфоурок», «Учи.ру», «Меташкола» и др)
Активное участие в творческих проектах для младших школьников; («Мы с тобой с рожденья павловчане», «А память нам покоя не дает», «Вместе с юными героями», «Экологический фестиваль», «Красота божьего мира», «Война глазами детей»,
« Играя роль, выдумывай, твори» ).
Проектная деятельность учащихся: подготовка и защита индивидуальных и групповых проектов на уровне класса («Покормите птиц зимой», «Подарок мамочке», «Старой вещи – новую жизнь», «Времена года», «Что я могу рассказать о слове»)
«Развитие творческой одаренности через систему дополнительного образования
Взаимодействие и сотрудничество с социальными партнерами, использование программ дополнительного образования.
Система дополнительного образования используется для мотивации учащихся к познанию и творчеству, развитию их способностей в различных видах деятельности. Она направлена на создание условий для развития личности каждого школьника.
Работа с родителями в данном направлении включает:
- проведение тематических родительских собраний («Проблема детской одаренности», «Какого ребенка считать одаренным?», «Развитие творческого потенциала младших школьников» и т.п.);
- консультации для родителей и индивидуальные встречи;
- открытые уроки и внеклассные мероприятия;
- привлечение родителей и других лиц, заинтересованных в судьбах одаренных детей к организации кружков, клубов;
- творческие отчеты перед родителями и местным сообществом.
Система работы с одаренными детьми в нашей школе включает в себя следующие компоненты:
-выявление одаренных детей;
-развитие творческих способностей на уроках;
-развитие способностей во внеурочной деятельности (олимпиады, конкурсы, ---исследовательская работа);
-создание в учебном кабинете картотеки материалов повышенного уровня сложности.
консультирование родителей одарённых детей по вопросам развития способностей их детей по предмету.
-корректировка программ и тематических планов для работы с одарёнными детьми, включение заданий повышенной сложности, творческого, научно-исследовательского уровней.
Наиболее активные дети участвуют в интеллектуальных конкурсах- таких как Кенгуру, Русский медвежонок, Олимпис. Наши ученики с удовольствием принимают участие в олимпиадах и конкурсах на образовательной платформе Учи.ру
На протяжении нескольких лет наши ученики с нетерпением ждут начала олимпиады «Дважды два» на базе ВШЭ. Наша школа не является гимназией или лицеем, тем приятнее получать призовые места.
Такие мероприятия способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей, становлению и развитию образовавательных потребностей личности.
На практике мы убедились, что обучение детей по развивающим программам и систематическое проведение занятий по развитию творческого мышления учащихся способствует развитию гибкости ума, оригинальности, систематичности и последовательности мышления; формированию речевых умений, образной креативности; развитию познавательных интересов учащихся. Кроме этого, занятия формируют у учащихся положительную учебную мотивацию, повышают навыки самоконтроля, развивают у детей уверенность в своих силах и способностях; помогают учителю выявлять одарённых детей и детей с потенциальными признаками одарённости.
Работу с одарёнными детьми мы рассматриваем как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины, помогает оценить свои силы, чтобы принять самое главное в жизни решение - кем и каким быть.