Работа с одаренными и талантливыми детьми
в рамках профессионального сообщества учителей
Почему необходимы сетевые сообщества?
По словам Энна Либермана: «Тип обмена информацией, используемый в образовательных сетевых сообществах, очень часто приводит к облагораживанию и приданию формы процессу и содержанию опыта учителей, ежедневности их работы, зачастую незаметной со стороны, но связывающей тех, кто погружен в нее».
Для чего нужны совместные исследования внутри сетевых сообществ?
В обучающих сетевых сообществах методисты осознано берут на себя обязательства по совместной работе для внедрения инноваций, проведения экспериментов и решения проблем от имени своих коллег. Чтобы сделать это, им нужна методология - способ совместной работы, являющийся гибким и адаптируемым к задачам и условиям, но вместе с тем достаточно структурированный для того, чтобы существовать в суровых условиях сегодняшней школы, таких как, например, непредсказуемый ход совещаний, смена приоритетов, распределение ресурсов и штатных единиц. Совместные исследования внутри сетевых сообществ доказали, что являются эффективным средством для достижения этой цели.
Исследование является одним из фундаментальных принципов обучающих сообществ (Эрл и Катц, 2005 г.). Основная идея – исследование, основанное на практике – обучение, управляемое фактами и данными. Исследования в сообществах включают также разработку подходов к совместным исследованиям, которые формируют интеллектуальные данные сообщества и развивают коллективные знания о профессиональной деятельности и руководстве процессом обучения. В сообществах участвующих в совместном создании новых знаний посредством совместной работы, исследовательские проекты являются одним из наиболее распространенных способов распространения инновационных педагогических методик между школами (Чёрч и др., 2006 г.). Совместные исследования сообществ доказали, что являются эффективным инструментом в развитии сотрудничества и осуществлении изменений, способствуя эффективному обмену опытом обучения между странами и школами.
Следует отметить, что использование совместных исследований в деятельности обучающих сообществ часто «замаскированно». Обучающие сообщества по разному называют свой подход к совместному исследованию – метод позитивной оценки ситуации (позитивное исследование), практическое исследование, исследовательские группы, группы обучения через практику, группы ведущих исследователей, группы ведущих разработчиков. Иногда координационные группы сообщества или форумы директоров школ выполняют функции групп совместного исследования от имени сообщества.
Такие группы разделяют общие ценности и убеждение в том, что совместная работа и приверженность совместной разработке обучающих методик являются основными отличительными особенностями совместных исследований сетевых сообществ.
Программа работы c одаренными детьми профессионального сообщества STERK
КГУ «Средняя школа имени Каныш Сатпаева» г. Есик
Цель: уделять особое внимание психолого–педагогической поддержке одарённых (мотивированных) детей, ранней диагностики интеллектуальной одарённости;
усиление научно – методического сопровождения по данному направлению;
исходить из принципа: каждый ребёнок от природы одарён по- своему.
Задачи:
- предусматривать степень и метод самораскрытия одарённых обучающихся, умственное, эмоциональное, социальное развитие и индивидуальное различие обучающихся;
- удовлетворение потребности в новой информации (широкая информационно– коммуникативная адаптация);
- помощь одарённым детям в самораскрытии (их творческая направленность, самопрезентация в отношениях).
Стратегия работы с одаренными детьми
I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности. Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития.
II этап – диагностический – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.
III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
Создание клубов по интересам, сообществ учащихся различных направлений.
Условия успешной работы с одаренными учащимися.
Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми. Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений по Программе 7 модулей обучения.