Просмотр содержимого документа
«Педагогический проект»
ПРОЕКТ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ АГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ "ДАВАЙТЕ ЖИТЬ ДРУЖНО"
подготовила:
Водолажская И.П. – учитель начальных классов МБОУ СОШ№15
Сургут 2024г
Постановка проблемы.
Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества в целом.
Современные данные показывают, что в России увеличилось число людей, проявляющих в поведении агрессивные тенденции и стремления. В первую очередь это объясняется социально-психологическим фоном жизни, который и определяет выбор соответствующего типа коммуникативного взаимодействия – агрессивного, защитного. Рост эмоционально-психического напряжения среди взрослых приводит к распространению невротических явлений среди детей
Серьезную обеспокоенность педагогов вызывает омоложение агрессивных проявлений в детско-подростковой субкультуре. Сегодня устойчивые формы агрессии можно наблюдать даже среди младших школьников.
Проявление агрессивности - одна из частых проблем в среде детского коллектива. Те или иные формы ее характерны для большинства школьников. Но у определенной категории детей агрессия как устойчивая форма поведения не только сохраняется, но и развивается, трансформируясь в устойчивое качество личности. В итоге снижается продуктивный потенциал, сужаются возможности полноценного общения, деформируется личностное развитие.
Профилактическая работа с агрессивными детьми должна быть направлена на устранение причин агрессивного поведения, а не ограничиваться лишь снятием внешних проявлений нарушенного развития. Современный подход к профилактике агрессивности -это не подавление агрессивного поведения у детей как деструктивной формы поведения, а совокупность педагогических действий, направленных на научение ребенка способам конструктивного взаимодействия.
Цель проекта: развитие коммуникативных навыков иснижение уровня агрессивности у детей младшего школьного возраста.
Задачи проекта:
- развитие коммуникативных навыков младших школьников;
- воспитание нравственных чувств;
- обучение способам конструктивного взаимодействия;
- повышение уровня эмпатии;
- повышение уровня компетентности в нравственном воспитании у родителей.
Вид проекта: Образовательный, долгосрочный.
Участники проекта. Ученики начальной школы, родители учеников, классный руководитель, специалисты школы: педагог - психолог, социальный педагог.
Гипотеза.
В результате реализации проекта:
- проведение своевременной диагностики агрессивного поведения;
- повышение компетентности родителей и педагогов по проблемам взаимоотношений младших школьников;
- проведение специальной коррекционно-развивающей работы с детьми;
- взаимодействие семьи и школы;
-снизится уровень агрессивности детей.
Ожидаемые результаты проекта.
У детей:
- снижение агрессивности;
- развитие способности сочувствовать, понимать себя и другого человека;
- развитие коммуникативных навыков.
У родителей:
- повышение компетентности родителей в вопросах взаимодействия с агрессивным ребенком, а также в вопросах нравственного воспитания детей.
У педагогов:
- повышение педагогической компетентности по проблемам взаимоотношений детей в школе и детской агрессивности.
Этапы реализации проекта
№
Этапы
Направленность
Цели этапа
Содержание
Ответственные
Сроки
1.
Вводный
сбор информации по проблеме детской агрессивности
- постановка цели и определение задач проекта;
- изучение педагогической литературы;
- подбор диагностического материала;
- подбор информации для консультаций;
- разработка перспективного плана мероприятий проекта.
Повышение компетентности по проблемам общения младших школьников и агрессивного поведения у детей
- Цикл практикумов для педагогов «Эффективное общение» ;
- консультация для педагогов начальной школы «Как работать с агрессивными детьми»;
- памятки «Общение», «Как научить детей общаться», «Агрессивный ребенок», «Учим детей добру», «Коммуникативные игры».
- составление картотеки игр, аудио- и видеотеки;
- презентация проекта «Давайте жить дружно!»
педагог-психолог;
социальный педагог;
сентябрь – февраль
октябрь
январь
3.
Итоговый
Анализ эффективности проектной работы
- контрольное диагностическое исследование (исследование агрессивности, социометрическое исследование);
- оформление проекта;
- выставка рисунков «Мы умеем дружить»
педагог-психолог;
социальный педагог;
классный руководитель
март
Реализация проекта.
В ходе реализации проекта проделан анализ педагогической, психологической, методической литературы.
Анализ научной литературы, а также данные диагностических исследований показали, что в настоящее время, для успешной реализации человека в жизни важной становится способность качественно взаимодействовать с окружающими людьми: поддерживать хорошие межличностные отношения, ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния людей, выбирать адекватные способы общения. Проявление же агрессивности как устойчивой формы поведения ведет к снижению продуктивного потенциала, ограничению общения, к появлению нежелательных моделей поведения, в итоге затрудняется личностное развитие ребенка.
Для решения данной проблемы создан проект "Давайте жить дружно", в реализации которого принимают участие родители, дети, педагоги МБОУ СОШ №15.
Была разработана система групповых и индивидуальных занятий с детьми, направленных на развитие коммуникативных навыков учащихся начальных классов, воспитание у них нравственных чувств, обучение способам конструктивного взаимодействия.
Для эффективного вовлечения родителей в образовательный процесс подготовлены: памятки «Шесть рецептов избавления от гнева»; «Советы для родителей»; клуб для родителей «Давайте жить дружно», целью которого было повышение уровня компетентности в вопросах нравственного воспитания младших школьников, влияния СМИ на развитие ребенка. Родители станут активными участниками акции «Неделя добрых дел».
Для педагогов подготовлены: цикл практикумов «Эффективное общение»; консультация «Как работать с агрессивными детьми»; изготовлены памятки «Общение», «Как научить детей общаться», «Агрессивный ребенок», «Учим детей добру», «Коммуникативные игры»; составлены картотеки игр, аудио- и видеотеки.
Таким образом, реализация проекта «Давайте жить дружно!» способствует снижению агрессивности; развитию эмпатии и коммуникативных навыков.
Образовательный проект «Давайте жить дружно!» способствует повышению педагогической компетентности родителей и педагогов в вопросах взаимодействия с агрессивным ребенком, а также в вопросах нравственного воспитания детей. Вырастет активность их взаимодействия по вопросам развития, обучения и воспитания детей.
Ресурсное обеспечение.
Алямовская В.Г. Профилактика психоэмоционального напряжения детей средствами физического воспитания: Учебное пособие. – Нижний Новгород: Изд-во НГПУ, 1998
Кряжева, Н. Л. Мир детских эмоций. Дети 5-7 лет. - Ярославль, Академия развития, 2000
Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. -СПб.: Речь, М.: Сфера, 2008.
Лютова, Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. -М.: Генезис, 2000.