Аннотация:Модернизация российской системы образования, обусловленная потребностями развития современного общества, предполагает решение ряда задач, первостепенной из которых является задача обеспечения нового качества образования. Одно из условий достижения нового качества школьного образования - освоение учащимся важнейшей ключевой компетенции – умения учиться, становление школьника как субъекта учебной деятельности. В освоении этой важнейшей компетенции младшего школьника, непосредственную роль играет учитель.
Педагогическая поддержка развития самостоятельности младших школьников в процессе эстетического воспитания.
Современная школа требует новых учителей. Понадобятся педагоги, как глубоко владеющие психолого-педагогическими знаниями и понимающие особенности развития школьников, так и являющиеся профессионалами в других областях деятельности, способные помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми».
В освоении этой важнейшей компетенции младшего школьника, непосредственную роль играет учитель. В процессе эстетического воспитания, для организации учебного процесса и развитии самостоятельности младших школьников мы используем педагогическую поддержку. Она носит комплексный характер, выступает частью образования как целого и проявляется, как особая область деятельности педагога. Учащиеся развиваются, учатся, познают, – каждый по-своему, а мы создаем условия для этого в зависимости от их потребностей, помогаем им и поддерживаем. Следовательно, сами дети подсказывают нам путь педагогической поддержки.[9;c.25]
Эстетическое воспитание - особенно важно в наиболее благоприятном для этого возрасте, поскольку именно в этом возрасте закладываются все основы всего будущего развития человечества. Младший школьный возраст – важнейший этап развития и воспитания личности. Это период приобщения ребенка к познанию окружающего мира, период его начальной социализации. Именно в этом возрасте активизируется самостоятельность мышления, развивается познавательный интерес детей и любознательность.
Изначально идея педагогической поддержки индивидуальности формулировалась на уровне советов педагогам и родителям, а впоследствии приобрела черты системности, в основе которой лежала та или иная идея классификации индивидуальных качеств.
Большинство современных педагогов широко пользуется при этом термином «педагогическая поддержка», введенным О.С. Газманом. В систему поддержки он включал собственно психологическую, педагогическую, социальную и медицинскую поддержку, поскольку все они интегрируются образовательным учреждением. [2;c.18]
В процессе самостоятельной деятельности могут возникнуть трудности, которые ему сложно преодолеть в одиночку. Тогда требуется помощь взрослого, вступает в силу педагогическая поддержка как необходимый элемент образовательной деятельности.
Главное правило педагогической поддержки: дать возможность ребенку преодолеть очередное препятствие, развив при этом интеллектуальный, нравственный, эмоциональный, волевой потенциал, почувствовать себя человеком, способным на поступок и самостоятельное решение. Поддержать можно лишь то, что уже имеется в наличии (но на недостаточном уровне): развитие самости, самостоятельности человека. [7;c.29]
Таким образом, педагогическая поддержка развития самостоятельности младших школьников в процессе эстетического воспитания является задачей педагога в современном обществе.
Для чего нужна школьнику педагогическая поддержка в развитии самостоятельности? Для того чтобы он мог самостоятельно успешно осваивать социально значимые ценности, нормы, культуру поведения, чтобы сам мог выбрать свой жизненный путь и реализовать его, постигать и осваивать внешний мир, познавать и развивать свой внутренний мир и, конечно, чтобы успешно учиться, получать знания, формировать умения и навыки учебной деятельности.
Научная новизна состоит: в теоретическом обосновании понятия "самостоятельность", его сущности и содержания компонентов; в научной обоснованности педагогической поддержки развития самостоятельности младшего школьника в процессе эстетического воспитания; в расширении представления о развитии самостоятельности младших школьников в процессе эстетического воспитания при поддержке педагога.