ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по теме: «Развитие у младших школьников логических мыслительных операций как условие сопровождения детской одарённости».
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по теме: «Развитие у младших школьников логических мыслительных операций как условие сопровождения детской одарённости».
Заявленная тема опыта звучит крайне актуально в рамках реализации ФГОС.
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.
Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности.
Учебно-методический комплект «Школа России», по которому я работаю, сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников. Изменились цели начального образования: на первый план теперь поставлены цели развития личности, воспитания нравственных и эстетических чувств, что четко обозначено в стандарте начального общего образования. Одна из важнейших задач в том, чтобы развивать у ребенка интерес к познанию. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. Поэтому актуальность опыта заключается в разрешении противоречий, которые были выявлены в результате целостного осмысления процессов развития одаренности и создания условий для этого развития в рамках школьного образования на уроках и внеурочной деятельности:
- между потребностью общества в выпускнике школы с высоким коэффициентом интеллекта и недостаточной разработанностью путей ее совершенствования;
- между наличием единого для всего класса учебного пособия (учебник по предмету) и индивидуализированным темпом обучения одаренного ребенка; (работа по единым для всех детей учебникам, по единому календарному плану просто не позволяет учителю реализовать требование индивидуализации темпа обучения одаренного ребенка)
- между образовательными потребностями одаренных детей и реальными возможностями их удовлетворения.
Для работы с одаренными детьми нужна специальная система и специальные, параллельные к существующим, учебные пособия.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА по теме: «Развитие у младших школьников логических мыслительных операций как условие сопровождения детской одарённости». »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №10»
ОБОБЩЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
по теме:
«Развитие у младших школьников логических мыслительных операций
как условие сопровождения детской одарённости».
Автор опыта:
учитель начальных классов
I квалификационной категории
Капусткина Елена Валерьевна
2014 год
СОДЕРЖАНИЕ
1.Наименование опыта
2. Условия возникновения и становления опыта
3. Актуальность и перспективность педагогического опыта.
4. Ведущая педагогическая идея
5. Теоретическая база опыта
6.Новизна опыта
7. Технология опыта
8. Результативность
9. Адресная направленность
10. Список использованной литературы
1.Тема опыта:
«Развитие у младших школьников логических мыслительных операций
как условие сопровождения детской одарённости».
2. Условия возникновения и становления опыта.
В Проекте Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» важнейшим направлением деятельности современной школы является создание системы поддержки талантливых детей, обладающих такими качествами, как инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения [п. 2].
Я считаю, что выявление одарённых детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Начальным классам, как базовому звену в развитии интеллектуально-творческой личности, отводится важнейшее место в системе школьного образования.
Работая по УМК «Школа России» передо мной встала проблема: как целенаправленно развивать у одарённых детей логические мыслительные операции, сделать обучение комфортным, содействовать укреплению психического и физического здоровья детей?
Сейчас мною накоплен определённый опыт по данным вопросам, сложились определенные традиции, самой важной из которых является непрерывное стремление к совершенствованию, поиску эффективных путей организации работы с одарёнными детьми.
В своей практической деятельности я исхожу из понимания, что «всякое развитие представляет собой процесс «самодвижения», совершающийся по своим внутренним законам. Движущими силами развития личности являются внутренние противоречия, приобретающие свой конкретный характер на каждом этапе развития» (Г.С. Костюк). Такими считаю:
противоречия между новыми потребностями, запросами, стремлениями школьника и уровнем развития его возможностей,
между предъявляемыми к нему требованиямии степенью овладения необходимыми для их выполнения умениями и навыками,
между новыми задачамии сложившимися ранее привычными способами мышления и поведения.
Разрешение этих противоречий происходит благодаря переходу ученика на более сложный уровень деятельности, что ведет к повышению его интеллектуальных и творческих способностей.
Учитель должен выступать в роли тьютора, фасилитатора, навигатора учебного процесса, т.е. способствовать созданию условий для гармоничных внутригрупповых взаимодействий, для сотворчества и сотрудничества субъектов образовательного процесса, для стимуляции и инициирования продуктивной деятельности на уроке, во внеурочное время; направлять на выстраивание индивидуальной программы для реализации образовательных предпочтений и возможностей каждого ученика.
Диапазон представляемого мною опыта – единая система «урок – внеурочная деятельность». Опыт тесно взаимосвязан со школьным образовательным процессом в целом.
3. Актуальность и перспективность педагогического опыта.
Заявленная тема опыта звучит крайне актуально в рамках реализации ФГОС.
Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования.
Обществу во все времена были нужны одарённые люди. Далеко не каждый человек способен без чьей – либо поддержки реализовать свои способности. А поддержать одарённого ребёнка может в первую очередь семья и школа. Задача семьи состоит в том, чтобы вовремя увидеть, разглядеть способности ребёнка, задача школы – поддержать ребёнка и развить его способности. Учебно-методический комплект «Школа России», по которому я работаю, сориентирован на личностно-развивающее образование младших школьников. Изменились цели начального образования: на первый план теперь поставлены цели развития личности, воспитания нравственных и эстетических чувств, что четко обозначено в стандарте начального общего образования. Одна из важнейших задач в том, чтобы развивать у ребенка интерес к познанию. Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которых не удовлетворяет работа только со школьным учебником, они читают словари, энциклопедии, развивая свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности. Поэтому актуальность опыта заключается в разрешении противоречий, которые были выявлены в результате целостного осмысления процессов развития одаренности и создания условий для этого развития в рамках школьного образования на уроках и внеурочной деятельности:
- между потребностью общества в выпускнике школы с высоким коэффициентом интеллекта и недостаточной разработанностью путей ее совершенствования; - между наличием единого для всего класса учебного пособия (учебник по предмету) и индивидуализированным темпом обучения одаренного ребенка; (работа по единым для всех детей учебникам, по единому календарному плану просто не позволяет учителю реализовать требование индивидуализации темпа обучения одаренного ребенка) - между образовательными потребностями одаренных детей и реальными возможностями их удовлетворения. Для работы с одаренными детьми нужна специальная система и специальные, параллельные к существующим, учебные пособия.
4.Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея моего опыта заключается в создании системы работы по сопровождению детской одарённости.
Среди определений понятия «одарённость» наиболее удачное, содержится в «Рабочей концепции одаренности»:
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
5.Теоретическая база опыта.
С сентября 2011 года во всех образовательных учреждениях нашей страны введен Федеральный государственный образовательный стандарт. В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход [п.7], который, среди множества планируемых результатов, предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям современного общества; учёт индивидуальных особенностей учащихся; разнообразие их развития, обеспечение роста творческого потенциала и познавательных мотивов.
Среди ключевых направлений развития образования в рамках национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» [п.2] особое место занимает развитие системы поддержки одарённых детей, совершенствование развития творческой среды для выявления одарённых детей.
К личностным характеристикам [Рабочая концепция одарённости] одаренных детей относят:
высокие интеллектуальные способности;
высокие творческие способности;
способность к быстрому усвоению и отличную память;
любопытство, любознательность, стремление к знаниям;
высокую личностную ответственность;
самостоятельность суждений;
позитивную Я-концепцию, связанную с адекватной самооценкой.
По мнению профессора А. И. Савенкова«Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности».
Опираясь на наблюдения А. И. Савенкова, можно сказать, что реальная педагогическая практика научилась различать лишь 3 категории одаренных детей. Первая категория одарённых, которую принято выделять, - дети с высокими показателями уровня общей одаренности (интеллектуальная одаренность). Вторая группа одаренных, на существование которых реагирует педагогическая практика, - дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности. К третьей категории одаренных можно отнести детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность). Александр Савенков считает, что обучать и воспитывать одаренного ребенка, можно не вырывая его из естественной микросреды "нормальных" сверстников, создав условия для развития и максимальной реализации как возможностей одаренного ребенка, так и его "нормальных" одноклассников. О том, как это сделать, рассказывает серия статей под общим названием – "Одаренные дети в массовой школе". Наиболее эффективный метод взаимодействия учителя с одарённым ребёнком – индивидуальный образовательный маршрут. Индивидуальный образовательный маршрут - это целенаправленно проектируемая дифференцированная образовательная программа, обеспечивающая обучающемуся позиции субъекта выбора, разработки и реализации образовательной программы при осуществлении учителями педагогической поддержки его самоопределения и самореализации. (А.И. Савенков)
Проблемой развития мыслительной деятельности занимались многие ученые: В. В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский и др.
Они теоретически и экспериментально доказали, что на сегодня школа еще не достаточно обеспечивает выпускникам необходимый уровень развития мыслительной деятельности. По их мнению, для успешного обучения, понимания учебного материала у учащихся должны быть сформированы три составляющих мышления:
1) высокий уровень элементарных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, выделения существенного, классификации и др.;
2) высокий уровень активности, раскованности мышления, проявляющийся в продуцировании большого количества различных гипотез, идей, возникновении нескольких вариантов решения проблемы;
3) высокий уровень организованности, проявляющийся в ориентации на выделение существенного в явлениях, в использовании обобщенных схем анализа явления.
Развитию логических мыслительных операций у одарённых детей я уделяю особое внимание.
Сущность моего опыта:
1. выявление наиболее умственно одаренных детей;
2.выстраивание целостной системы работы по развитию уровня мыслительных операций у одарённых детей;
3.создание благоприятных условий путем обогащения образовательной среды для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых обучающихся;
4.расширение возможности для участия одарённых и способных школьников в российских творческих конкурсах, выставках, олимпиадах;
5. внедрение новых образовательных технологий для удовлетворения запросов одаренных обучающихся.
В процессе учебной работы использую разнообразные средства формирования уровня логических мыслительных операций:
а) методически целесообразного выстраиваю систему учебных заданий, индивидуальный подход к обучению способного ребенка средствами структурного преобразования учебного содержания без изменения этого содержания;
б) помогаю осмыслить, перестроить, уточнить житейские представления школьников под влиянием научных объяснений, в результате чего появляется интерес к науке;
в) развиваю умственную активность детей, включаю их в самостоятельные поиски решения поставленных задач, помогая при этом преодолевать трудности и содействуя эмоциональному подъему;
г) помогаю учащимся вырабатывать необходимые умения, оперировать знаниями, творчески использовать их для решения практических вопросов и получения новых знаний;
д) даю возможность школьникам наблюдать за степенью своего продвижения; подвожу их к пониманию собственного роста, что вызывает радость познания;
е) стремлюсь обеспечить успех в деятельности каждого ученика.
6.Новизна опыта.
Новизна опыта состоит в создании авторской системы работы учителя по сопровождению детской одарённости в условиях начальной школы, которая включает: диагностику детской одарённости, создание комплекса благоприятных педагогических условий, необходимых для целенаправленного развития у одарённых школьников высокого уровня интеллекта в учебно – познавательной деятельности, разработку технологии взаимодействия с одарёнными детьми.
7.Технология опыта.
Цель: создать систему деятельности учителя начальных классов по сопровождению детской одарённости, направленную на формирование повышенного уровня логических мыслительных операций на уроках и во внеурочное время.
Задачи:
Изучить психолого-педагогическую литературу по вопросу сопровождения детской одарённости.
Проанализировать и собрать банк данных диагностических методик, выявляющих уровень сформированности логических мыслительных операций учащихся школы II ступени. Апробировать диагностические методики в исследовании интеллекта учащихся отдельно взятого класса (пронаблюдать динамику с первого по четвёртый класс).
Создать систему деятельности учителя по сопровождению детской одарённости, направленную на развитие повышенного уровня логических мыслительных операций учащихся начальных классов.
Обобщить исследовательский опыт детей отдельно взятого класса начальной школы, выстроить индивидуальную исследовательскую технологию ученика и представить в виде творческого проекта.
Так как педагогическая технология (по определению И.П. Волкова) – это описание процесса достижения планируемых результатов обучения, то технологию своего опыта выстраиваю по этапам.
I. Подготовительный этап. (Организационно – мотивационный.)
1 класс
А) Проведение стартовой диагностики по выявлению уровня сформированности логических мыслительных операций в отдельно взятом классе.
Б) Анализ диагностических материалов и создание системы работы учителя по сопровождению детской одарённости.
В) Создание подготовленной информационно – образовательной среды в классе, направленной на развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Г) Организация деятельности учащихся (урочной и внеурочной, индивидуальной и коллективной), направленной на развитие логических мыслительных операций.
II. Основной этап. (Этап взаимодействия субъектов образовательного процесса в развивающей творческой среде.)
2 – 3 классы
А) Проведение промежуточной диагностики по выявлению уровня сформированности логических мыслительных операций в отдельно взятом классе.
Б) Обновление информационно – образовательной среды, направленной на развитие логических мыслительных операций.
В) Реализация системы работы учителя по сопровождению детской одарённости.
Г) Отработка методов, приёмов, форм деятельности, направленных на развитие творческого интеллектуального мышления.
III. Рефлексивный этап.
4 класс.
А) Обновление подготовленной информационно – образовательной среды в классе, направленной на развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Б) Завершающий этап отработки системы деятельности учителя по сопровождению детской одарённости. Выявление наиболее эффективных методов, приёмов, форм деятельности, направленных на развитие логических мыслительных операций.
В) Проведение итоговой диагностики, выявляющей уровень сформированности интеллектуальных способностей учащихся (логических мыслительных операций).
Г) Обработка и предъявление результатов итоговой диагностики.
Опыт работы показывает, что чем раньше начата работа с одарённым ребёнком, тем полнее, шире раскрывается его талант. Мы, учителя начальных классов, начинаем эту работу с первого класса.
Я провожу сбор содержательной информации (наблюдение, тестирование, общение с родителями, интуитивный опыт позволяет непосредственно заметить одарённых детей) об уровне умственного развития школьника, его индивидуальных особенностях познавательной деятельности, качествах ума, которая необходима учителю для следующих целей:
- осуществления индивидуального подхода; - подбора заданий, наиболее эффективно влияющих на умственную деятельность; - воздействия на личность ученика через индивидуализированную оценочную деятельность; - организации совместной с родителями деятельности по совершенствованию качеств ума школьников; - выявления наиболее умственно одаренных детей; - правильной оценки своего педагогического труда; - творческой деятельности.
Приведенные ниже вопросы, помогают мне выделить одаренных учащихся в условиях повседневной школьной жизни и затем направить их на уточняющую диагностику к психологу.
Задает много вопросов?
Демонстрирует широкий диапазон развивающихся интересов?
Обладает массой разнообразных сведений?
Хочет знать, почему или как что-то происходит или стало таким?
Необычно сильно огорчается при несправедливости?
Проявляет озабоченность в связи с социальными или политическими проблемами?
Часто выдвигает лучшее объяснение, почему не надо делать то, что Вы хотите, чтобы он сделал?
Испытывает замешательство перед задачей механической отработки правописания, навыков математических действий, каллиграфии?
Критикует идеи других?
Проявляет признаки нетерпения и разочарования, если выполненная работа далека от "совершенства"?
Скучает и часто ничем не занимается?
Делает только часть задания и начинает работать в новом направлении?
Все еще занимается тем, что весь класс закончил делать?
Кажется непоседой, часто вскакивает со своего места?
Погружается в мечты?
Схватывает очень легко?
Любит решать загадки и проблемы?
Имеет свое мнение, как что-то следует сделать?
Много говорит?
Любит метафоры и абстрактные идеи?
Нравится обсуждать проблемы?
У ребенка незаурядный интеллект, если он:
хорошо рассуждает, ясно мыслит, понимает недосказанное, улавливает причины и мотивы поступков других людей;
обладает хорошей памятью;
легко и быстро схватывает новый "учебный" материал;
задает очень много продуманных и оправданных ситуацией вопросов;
любит читать книги, причем по своей собственной "программе";
обгоняет своих сверстников по учебе, причем не обязательно является "отличником", часто жалуется, что на официальных занятиях ему скучно;
гораздо лучше и шире многих своих сверстников информирован о событиях и проблемах, не касающихся его непосредственно (о мировой политике, экономике, науке и т. д.);
обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла, рассудителен не по годам, даже расчетлив;
очень восприимчив, наблюдателен, быстро, но не обязательно остро, реагирует на все новое и неожиданное в жизни.
На основе возрастных шкал СТЕНФОРД – БИНЕ я составила диагностические задания, цель которых выявить динамику развития форм логического мышления и тем самым показать соответствие конкретной учебной программы потребностям и возможностям определённой группы детей. Такую диагностику провожу один раз в год.
Родителям предлагаю дать оценку своему ребёнку, используя методику «Карта одаренности» (А.И. Савенков)
Я анализирую, обрабатываю собранный диагностический материал и с 1 класса начинаю создавать, а за тем расширять систему работы учителя по сопровождению детской одарённости.
На ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ЭТАПЕ использую следующие направления педагогической деятельности по обучению одарённых детей:
Индивидуализация процесса обучения.
Создание условий для полноценного проявления и развития специфических личностных качеств одаренных детей, начиная с 1 класса. От того, как организована работа с данной категорией учащихся, во многом зависит успешность работы с ними. Для создания мотивации использую следующие приёмы:
- рейтинг учащихся
- «почётное место» в классе, в классном уголке
- классные часы по самоопределению
- создание портфолио с последующей презентацией.
В связи с тем, что потребности и возможности одаренных младших школьников весьма отличаются от таковых у их сверстников, возникает необходимость дифференцированного обучения одаренных детей по специально разработанным программам и планам. Необходимо составить план занятий с ребёнком, определить темы дополнительных занятий по наиболее сложным и запутанным вопросам, выбрать форму отчёта ребёнка (тесты, вопросы, собеседования и т.д.) за определённый промежуток времени (индивидуальный образовательный маршрут).
Стараюсь правильно организовать информационно-образовательную среду класса, в частности грамотно использовать ИКТ в образовательном процессе, что позволяет на новом уровне осуществить дифференциацию обучения, повысить мотивацию учащихся, обеспечить наглядность представления практически любого материала, обучать современным способам самостоятельного получения знаний, что, безусловно, является условием достижения нового качества образования. Электронные приложения к учебникам по программе «Школа России» позволяют детям получать новые знания, проводить первичное закрепление на уроке, рефлексию на заключительном этапе работы. Применение интерактивной доски повышает эффективность урока, позволяет экономить время, активизирует познавательную деятельность учеников. Уже с I класса вовлекаю учащихся в использование в учебной деятельности информационных ресурсов: словарей, детских энциклопедий, справочников, Интернет.
С 1 класса я веду индивидуальную психолого – педагогическую карту одарённого ребёнка, заполняю её два раза в год. Такая карта позволяет видеть все сильные и слабые стороны каждого ребёнка, составить систему дополнительных заданий, направленных на развитие логических мыслительных операций.
2)Процесс обучения мышлению.
Это направление работы по целенаправленному развитию интеллектуально-творческих способностей одаренных детей. Увидеть развитие мышления, как самостоятельный предмет учебных занятий, очень сложно. Интеллект – это не то, что может быть «выучено» т.е. не сумма накопленных знаний, а высокий уровень логического мышления, это то, что служит фундаментом обучения и является закономерным результатом созревания организма.
Наибольший эффект в развитии логического мышления оказывает:
ежедневное включение в учебный процесс упражнений на развитие логики, творческих, нестандартных заданий с постепенным нарастанием сложности;
предоставление детям максимальной самостоятельности в поиске решения учебных проблем, возможности пройти до конца по неверному пути, убедиться в ошибке, вернуться к началу и искать другой путь решения;
создание атмосферы творчества, сотрудничества, взаимоподдержки;
создание ситуации успеха;
вовлечение учащихся в творческое взаимодействие со сверстниками и взрослыми за счет подключения семьи учащихся.
Приведу некоторые нестандартные задания, способствующие развитию логического мышления. Предлагаю задания, направленные на развитие наблюдательности, которые тесно связаны с такими приёмами логического мышления, как анализ, сравнение, синтезы обобщения.
Например. В первом классе учащиеся обычно выделяют в предмете всего два – три свойства, в то время как в каждом предмете бесконечное множество различных свойств. Предлагаю назвать свойства кубика. Маленький, красный, деревянный – вот те свойства, которые смогли назвать дети. Показываю еще группу предметов: яблоко, вату, стекло, гирьку. Сравнив эти предметы с кубиком, дети смогли назвать еще несколько свойств кубика: твердый, непрозрачный несъедобный, легкий. Подходим к выводу, что мы используем для выделения свойств предмета прием сравнения.
Когда дети научились выделять свойства при сравнении предметов, я приступаю к формированию понятия об общих и отличительных признаках предметов. Предлагаю сравнить три предмета: линейку, треугольники карандаш – и выделить общие и отличительные свойства. Дети называют общие признаки предметов: все сделаны из дерева и используются для черчения; отличительные свойства – форма предметов и размер. После того, как дети научились сравнивать конкретные предметы, предлагаю карточки. Не беря во внимание изображения предметов и геометрических фигур, дети должны сказать, где их больше, где меньше. Потом предлагаю учащимся самим выбрать предметы, в которых они хотят выделить свойства. Дети называют предметы и все их свойства. Для разнообразия использую и такие задания: называю свойства предмета, а дети должны назвать сам предмет; выделяю основные свойства предмета, без которых он не может существовать, дети называют предмет. Беру такие задания:
Чем отличаются и чем похожи данные выражения?
2+3 7+2 7-3 8-3 6+2 5+2 5-3 9-4
Найди результат, пользуясь решенным примером:
3+4=7 3+5= 3+6= 3+7= 3+8= 3+9=
Продолжи данный ряд чисел.
3, 5, 7, 9, 11 … 1, 4, 7, 10 …
3)Проблемно - диалогическое обучение.
На уроках в 1 классе часто использую инновационную технологию - проблемно-диалогическое обучение, которая способна обеспечить саморазвитие личности любого, в том числе и одаренного ребёнка.
Работу с использованием этой педтехнологии можно организовать с первых дней пребывания детей в школе, с первых уроков обучения грамоте. Так на уроке по теме «Слова-названия. Схемы слов» учителем создаётся проблемная ситуация с затруднением, приём практическое задание, не выполнимое вообще.
- Как записать слова-названия, если мы не умеем писать.
- Тема нашего урока – схемы слов.
При открытии новых звуков и букв осуществляется продуктивная деятельность первоклассников, близкая к творческой или даже исследовательской. Так, при открытии звука [ш] уместен побуждающий от проблемы диалог. Первоклассники сталкиваются с противоречием, которое вызывает у них эмоциональную реакцию удивления. Вниманию учащихся предлагается неоформленная схема - «человечек», который держит восклицательный знак (с ним дети познакомились ранее).
- Ребята, посмотрите на схему.
- Как вы думаете, у нас урок повторения или открытия новых знаний?
- Почему?
- Что же мы сегодня будем «открывать»?
- О чём хочет предупредить вас схема - «человечек» восклицательным знаком?
(Дети: о том, что новый звук особенный, необычный, надо быть к нему внимательнее).
- Какой вопрос у вас возникает?
(Дети: какой это звук и чем он отличается от других).
- Вот это нам и предстоит сегодня открыть.
Ещё пример – урок окружающего мира, 1 класс. Тема: «Вода в природе».
- Однажды в одной африканской школе ребятам читали рассказ об удивительной стране, в которой люди ходят по воде. И самое интересное, что это была не сказка. Вы знаете, о какой стране речь?
(У детей растерянность во взгляде, «глаза на лоб лезут»).
Если никто не отвечает правильно, учитель говорит: «А теперь посмотрите в окно. (На улице зима). Разве мы с вами ходим не по воде?» (Можно предъявить растаявший снег).
- Тема урока - …
Создана проблемная ситуация побуждающий диалог с удивлением, противоречие между житейским представлением учащихся и научным фактом, приём «яркое пятно», научный факт предъявлен наглядностью.
Технология, на мой взгляд, интересная, сложности особой нет. Надо только научиться строить подводящий или побуждающий диалог, организовывать проверку и подтверждение гипотез. На это, конечно, уйдёт достаточно времени и сил. Но, если мы хотим сформировать познавательную мотивацию, научить детей решать проблемы, самостоятельно добывать знания, прочно усваивать материал, надо сначала потрудиться над собой.
4) Использование специальных приемов по развитию творческого мышления и воображения на уроках.
Разработана система учебных заданий для развития высокого уровня логического мышления. Упражнения, простейшие изобретательские и формально-логические задачи, которые способны решать одаренные дети в начальной школе, органично «вплетаются» в уроки.
Например, упражнение «Конструирование задач». Детям дается несколько математических величин и знаков. Нужно из этого набора сконструировать как можно больше вариантов математических задач.
В первом классе я беру за основу игровой метод обучения, и весь процесс формирования строю на игре. Примеры творческих игр, используемых мной в период обучения грамоте:
1.«Ну-ка отгадай» (Цель - развитие мышления и речи)
Класс делится на 2 группы. Задумывается какой - нибудь предмет одной из групп. Вторая должна отгадать предмет, задавая вопросы. На эти вопросы первая группа имеет право отвечать только «да» или «нет». Замечания по игре: Предлагайте детям вопросы, отражающие операции синтеза и классификации: «Оно живое?» « Оно находится в доме?», «Оно находится на улице?», «Это животное?», «Это человек?»
2. «Картинки - загадки» (цель: развитие мышления и речи).
Выбирается один водящий, он берёт картинку, на которой, нарисован предмет. Не показывая остальным детям, он описывает предмет, нарисованный на ней. Следующим водящим становится тот, кто отгадал правильный ответ.
Эту игру удобно использовать при изучении имен прилагательных, словарных слов.
3.«Парные картинки» (Цель: развитие мыслительных операций анализа и сравнения (сопоставления).
Выбирается несколько ведущих. Каждый из них получает несколько картинок. Остальным раздаётся по одной картинке, которые имеются у ведущих. Ведущий описывает предмет, не показывая картинку. Ребёнок, у которого есть эта картинка, показывает её. Если ответ правильный обе картинки откладываются в сторону. Если неправильный, первый ребёнок повторяет своё описание, сделав его более подробным т детализированным.
4.«Лишняя игрушка» (цель: развитие смысловых операций анализа, синтеза, классификации). Дети делятся на две группа. Первая группа выходит из класса. Вторая группа, принесённые игрушки делит по «классам». Две игрушки должны быть из «одного класса », а третья из другого. Например, с куклой и зайчиком кладут мячик. Входит первая группа и, посовещавшись, берёт «лишнюю игрушку». Это мячик. Если ребята справляются с заданием быстро, то количество игрушек может быть увеличено до 4-5.
5.« Противоположность» (цель: развитие мышления и речи.)
Учитель показывает детям одну картинку. Задача игры состоит в том, чтобы назвать слово, обозначающее противоположный предмет. Например, ведущий показывает предмет «чашка». Дети могут назвать следующие предметы: «доска» (чашка выпуклая, а доска прямая), «солнце» ( чашку делает человек, а солнце - это часть природы); «вода» (вода – это наполнитель, а чашка-это форма). Каждый ребёнок предлагает свой ответ и обязательно объясняет, почему он выбрал именно такой предмет.
6.«Определения» (цель - развитие мыслительных ассоциативных связей)
Учитель показывает одну карточку, на которой нарисован предмет. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы «переходным мостиком» между ними. Каждый ребёнок отвечает по очереди. Ответ должен быть обоснован. Например, даются два слова «гусь» и «дерево». «Переходными мостиками» могут быть следующие слова: «лететь» (гусь взлетел на дерево), «вырезать» (из дерева вырезали гуся), «спрятаться» (гусь спрятался за дерево)
7.«Искусство выдумывания историй» (цель - развитие речи и мышления)
а) Группе детей предлагается набор слов, которые он должен использовать в придумывании истории, истории зачитываются.
б) Надо придумать историю, используя какое-то одно свойство предмета. Например,
придумать историю, про страну, где всё из стекла или из мыла.
8. «Составь слова» (цель: развитие логического мышления, процессы синтеза)
а) Учитель записывает слово, на доске из букв которого, нужно составить как можно больше слов. КАРТОФЕЛЬ (наибольшее количество слов 32)
б) Используя все предложенные буквы, ученики должны составить как можно больше слов.
в) К предложенным согласным подобрать гласные и составить как можно больше слов (имён существительных)
Учитель пишет на доске или раздаёт в напечатанном виде ряды слов. Ученики должны подобрать к слову два слова из скобок, которые находятся в наиболее тесной связи с ним.
Немаловажно и то, что творческая игра на уроках способствует обогащению словарного запаса учащегося, расширяет их кругозор. Научить ребёнка думать самостоятельно, главная задача творческой игры.
Особое место загадка занимает в работе по развитию мышления детей. Она «доставляет уму ребёнка полезное развитие» Ушинский К. Д. Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения.
5)Отработка действий самоконтроля и самооценки, умений планировать свои действия.
Далеко не всё в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает ещё один источник повышения уровня мыслительной деятельности – сам процесс деятельности. Нужно правильно организовать формирование учебной деятельности. Развивать в детях умение планировать свои действия. Это умение более всего развивается на уроках русского языка, математики, технологии, при различных видах конструирования.
Именно в 1 классе следует начать формирование навыков самоконтроля и самооценки. Л. С. Выготский отмечал, что именно в семилетнем возрасте начинает складываться самоконтроль и самооценка ребёнка к самому себе.
Создавая условия для накопления детьми опыта контроля, я использую комплекс последовательно усложняющихся заданий, стимулирующий развитие итогового, пооперационного, прогнозирующего самоконтроля.
В 1 классе дети учатся:
- сравнивать результат своей деятельности с образцом, заданным в материальной форме;
- воспроизводить состав контрольных действий и операций, заданных учителем;
- выполнять действия по развернутой инструкции;
- осуществлять самопроверку по плану, включающему 1-2 пункта;
- использовать для самоконтроля схемы-модели, составленные учителем.
Нужно научить детей не бояться ошибок, а умело исправлять их. Хорошим приёмом для развития самоконтроля является комментирование.
Прием "Найди красивые…”
Например: Найди у себя самую красивую букву, а теперь самую некрасивую.
Или дети на уроке выступают в роли учителя. На доске пишутся примеры, в которых допускаются ошибки. Ребята с большим интересом их находят и исправляют.
6) Внеурочная деятельность.
Именно внеурочная работа помогает проявлять ребёнку свои возможности в интеллектуальной сфере деятельности.
Дети первого класса с удовольствием посещают «Уроки интеллектуального развития», где проводятся конкурсы, викторины, интеллектуальные игры, соревнования, «мозговые штурмы», «блиц-турниры», используются логически-поисковые задания, нестандартные задачи, где каждый может проявить свои способности.
Первоклассники очень любят кружок «Я – исследователь». Здесь первоклассники развивают умение ставить вопросы, высказывать предположения, наблюдать, составлять предметные модели; формировать первоначальные представления о деятельности исследователя.
Учитель использует следующие формы и способы деятельности:
-коллективный учебный диалог;
-игра «Почемучка»;
-рассматривание предметов;
-создание проблемных ситуаций;
-чтение - рассматривание;
-коллективное моделирование;
-совместное с ребёнком определение его собственных интересов;
-индивидуальное составление схем;
- выполнение моделей из различных материалов;
- экскурсии;
-выставки детских работ.
В первом классе работа над исследованием по полной структуре невозможна, так как дети не умеют читать, писать, анализировать. Поэтому в первом полугодии проводится подготовительный этап, в который включаются: творческие работы учащихся (рисунки), устные рассказы, в которых дети с помощью учителя постепенно учатся анализировать, рассуждать, выделять главное.
Во втором полугодии дети уже умеют читать, имеют первоначальные навыки письма, могут задавать вопросы и отвечать на них. Следовательно, можно расширить рамки работы над исследованием и включить сюда не только рисунки, но и сбор информации по плану, составленному совместно с учителем.
Дети выступают в роли помощника учителя при выполнении коллективных работ. Темы проектов учащихся 1 класса должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета, а не на основе анализа своего опыта и своих проблем.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП заканчиваю диагностикой на основе возрастных шкал СТЕНФОРД – БИНЕ. Для себя фиксируюуровень развития форм логического мышления отдельной группы первоклассников.
ВТОРОЙ ОСНОВНОЙ ЭТАП в организации работы по развитию логических мыслительных операций.(Этап взаимодействия субъектов образовательного процесса в развивающей творческой среде.)
2 – 3 классы
Имея современное оборудование в классе (компьютер, видеопроектор), стараюсь обновить информационно образовательную среду, направленную на развитие логических мыслительных операций. Ежедневно использую в работе электронные интернет ресурсы, создаю собственные. В кабинете имеется картотека индивидуальных и дифференцированных заданий, тесты по предметам в электронном виде. Использую ИКТ при подготовке к урокам: печатаю карточки, тесты, таблицы; оформляю доклады, открытые уроки, внеклассные мероприятия, папки по предметам, папки творчества для каждого ребёнка, своё портфолио (в т.ч. электронное). Для этого использую широкий спектр цифровых технологий: текстовый редактор Microsoft Word XP, программы обработки изображений – графический редактор Microsoft CorelDraw, программу подготовки презентаций Microsoft Point Power, электронные таблицы Microsoft Excel XP, а также Microsoft Publisher.
На этом этапе я для себя определила следующие направления работы по развитию логических мыслительных операций:
Продолжаю работать в направлении индивидуализации процесса обучения.Наиболее эффективной формой индивидуализации учебного процесса, обеспечивающего максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является дифференцированное обучение. Разноуровневую дифференциацию обучения широко применяю на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления. По результатам диагностирования класс делю по уровням: 1-ая группа, ученики с высокими учебными способностями. Эти дети ведут работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и творчески подходить к решению учебных задач, самостоятельно выбирая или создавая способы их решения.
Например, задания для I группы. Фрагмент урока русского языка в 3 классе. Тема «Состав слова».
Учитель: Сгруппируйте их по разным признакам. (По роду, по кол-ву слогов)
Сгруппируйте однокоренные слова (говор, разговор; расплата, зарплата). Разберите слова по составу.
Добавьте в каждую группу по 2 слова, чтобы они были «лишними».
Выпишите оставшиеся слова, образуйте с каждым из них группу слов, объединенных каким – либо признаком.
Эти задания требуют от учащихся совершения различных мыслительных операций: обобщения, классификации, рассуждения, перехода от конкретного к абстрактному и от абстрактного к конкретному.
Для I группы детей подобраны задания, способствующие развитию умственных способностей, так как они побуждают и направляют мысли учащихся, требуют от учеников самостоятельного решения познавательных задач. Дети могут решать задачи в групповой и индивидуальной форме.
Проблемное обучение.
Этот вид качественного изменения содержания образования предполагает ориентацию на постановку перед детьми учебных проблем. Освоение учебного материала строится таким образом, чтобы дети, во-первых, могли выявить проблемы, во-вторых, найти способы решения и, наконец, решить их. Для этого учащихся необходимо обучать умению видеть проблемы. Особые методические приемы проблемного обучения позволяют достичь того, что учащийся выделяет и ставит проблему, предлагает возможные решения, делает выводы в соответствии с результатами проверки, применяет выводы к новым данным, делает обобщения. Имея большой опыт работы в начальной школе, я могу утверждать, что именно проблемное обучение способно раскрыть талант ребёнка, формирует волевые навыки, умение сопротивляться трудностям, закрепляет привычку к постоянному труду.
Проблемный урок строю по следующей структуре.
1.Организационный момент
- включение детей в деятельность;
- выделение содержательной области.
2. Актуализация знаний
- воспроизведение понятий и алгоритмов, необходимых и достаточных
для «открытия» нового знания;
- фиксирование затруднения в деятельности по известной норме.
3. Постановка учебной проблемы
- определение затруднения, его место.
- определение необходимости нового знания.
4. «Открытие» учащимися нового знания
- выдвижение гипотезы;
- проверка гипотезы.
5. Первичное закрепление
- внешнее оформление новых алгоритмов;
- фиксирование уже оформленного знания.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой и самооценкой в классе;
- самостоятельное решение типовых заданий;
- самостоятельная проверка учащимися своей работы.
7. Повторение
- включение нового материала в систему знаний;
- решение задач на повторение и закрепление ранее изученного материала.
8. Итог занятия
- рефлексия деятельности на уроке;
- самооценка учащимися собственной деятельности
На проблемном уроке создаю все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем провожу обязательное проговаривание алгоритма решения и применяю его на практике при выполнении самостоятельной работы.
Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.
Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не “пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.
Пользуюсь следующими приемами создания проблемных ситуаций:
- Подвожу школьников к противоречию и предлагаю им самим найти способ его разрешения;
- Излагаю различные точки зрения на один и тот же вопрос;
- Предлагаю классу рассмотреть явление с различных позиций;
- Побуждаю учащихся делать сравнения, обобщения, выводы
из ситуации, сопоставлять факты.
- Ставлю конкретные вопросы на обобщение, обоснование,
конкретизацию, логику, рассуждения.
- Определяю проблемные теоретические и практические задания;
- Ставлю проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).
3) Использование специальных приемов по развитию творческого мышления и воображения на уроках.
А) Одним из приёмов развития логических мыслительных операций школьников является занимательность. Дети очень любят рифмованные строчки, лучше запоминают "правила в стихах”. Ребусы, кроссворды, головоломки, лабиринты – позволяют ребенку потренировать внимание, память, формировать саморегуляцию. Со второго класса ребята могут составлять кроссворды самостоятельно. Кроме обычных кроссвордов использую кроссворды-тесты, где на вопрос дается три ответа: ребенок выбирает правильный и заполняет кроссворд.
Б) «Да-нетка» - вид загадки, в которой отгадывать нужно при помощи вопросов, на которые можно ответить только «да» или «нет». Задачи решаются постепенным сужением круга поиска. Выделяются числовые «да-нетки» (загадывается число, которое нужно отгадать при минимальном количестве вопросов), линейная «да-нетка» (предметы выстраиваются в линию, нужно определить, какой загадали), плоскостная (предметы располагаются на плоскости), объёмная (предметы располагаются в пространстве).
Я загадала слово. Оно есть среди слов, записанных на доске. Отгадав его, вы сможете узнать тему нашего урока. Я вам буду подсказывать, отвечая на ваши вопросы, но отвечать я могу только да или нет. На доске:
Загаданное слово - новое словарное слово – БАГАЖ. Образуйте однокоренные слова
(багажный, багажник). Что можно сказать о словарном слове? (существительное, м. р. с шипящей на конце – без Ь). Оно поможет сформулировать тему урока. (Существительные с шипящей на конце. Правописание Ь)
В) Приёмсоздания своего варианта развития сюжета известных произведений.
Г) Приём аналогий.
Даны 3 слова, первые два находятся в определённой связи. Между третьим и одним из предложенных пяти слов существуют такие же отношения, найдите это четвёртое слово.
Функциональные отношения: песню сочинил композитор.
Ответ - конструктор (конструктор сделал самолёт).
Д) Краткий поурочный тренинг.
Такой тренинг можно практиковать на любом уроке, приспосабливаясь к его специфике. Он не будет нарушать ни привычное течение урока, ни освоение программного материала.
На уроке литературного чтения можно в течение 5 минут, отобрав группу учеников, проводить с ними экспресс-занятие. Это может быть припоминание качеств героев того или иного произведения; сопоставление произведений между собой; импровизированные рассказы; сочинение стихов-экспромтов на свободную тему и на заданные рифмы; сочинение рассказа по опорным словам; ролевые диалоги героев произведений,
упражнение «Завершение сказок» (требуется придумать по три разных концовки к нескольким сказкам, сюжет которых обрывается после кульминации).
4)Отработка действий самоконтроля и самооценки, умений планировать свои действия.
Во 2 классе ученикам предлагается:
- сравнивать промежуточный результат с эталоном;
- перечислять последовательность действий и операций контроля;
- корректировать памятки;
- выполнять действия по инструкции, в которой отсутствуют некоторые звенья;
- осуществлять самопроверку по плану, включающему 3-4 пункта;
- участвовать в коллективно-распределенной деятельности по составлению схем, алгоритмов к правилам и определениям.
В 3 классе ученики тренируются в:
- сравнении результата деятельности с образцом, заданным через систему условий;
- составлении проверочных заданий для самоконтроля;
- выполнении действий по инструкции с ограничениями;
- самопроверке по плану с отсутствующими звеньями;
- составлении модели значимых условий деятельности под руководством учителя.
5) Создание специальных факультативов для интеллектуально одаренных детей.
На таких факультативах могут предлагаться разного рода творческие задачи высокой сложности, рассматриваться проблемы, требующие творческого подхода к их решению. Эти факультативы могут посещать и дети с потенциальной одаренностью.
Факультатив «Юный интеллектуал», составленный по авторской программе О. Холодовой «Юным умникам и умницам», провожу еженедельно.
Ребёнку предлагаются задания неучебного характера. Так серьёзная работа принимает форму игры, что очень привлекает и заинтересовывает младших школьников. Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребёнка.
В результате этих занятий ребята достигают значительных успехов в своём развитии, они многому научаются и эти умения применяют в учебной работе, что приводит к успехам.
Со 2-го класса вводится факультатив «Информатика», который не только способствует развитию логического мышления, но также позволяет развивать и проявлять личностные качества.
6) Исследовательская деятельность.
Дети продолжают посещать кружок «Я – исследователь».
Во 2 классе ведётся работа над групповым исследованием. Особую роль в групповом исследовании играют экскурсии, походы, т.к. они наполнены глубоким и важным для детей содержанием: интересными объектами природы, истории, культуры. Во втором классе все дети (не только одаренные), занимавшиеся по программе исследовательского обучения в первом классе, готовы и должны быть включены в самостоятельную исследовательскую практику. Каждый ребенок заводит тетрадь «Я исследую мир», где подробно будет описан каждый шаг на пути проведения собственного исследования, и начинает работу. Некоторые дети с большей готовностью берутся за коллективные исследовательские работы и проекты, часть детей ориентирована на индивидуальные исследования.
Этапы исследовательской деятельности детей 2-3 классов:
Актуализация проблемы.
Определение сферы исследования.
Выбор темы исследования.
Выработка гипотезы.
Выявление и систематизация подходов к решению (выбор методов исследования).
Определить последовательность проведения исследования.
Сбор и обработка информации.
Анализ и обобщение полученных материалов.
Подготовка отчёта.
Доклад (защита перед сверстниками).
7) Участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах.
Предметные олимпиады в школе помогают выявить одарённых детей, прививают любовь к предмету, учат самостоятельно добывать знания, логически и нестандартно мыслить. Это первая ступенька к дальнейшему участию в конкурсах, интеллектуальных марафонах и олимпиадах более высокого уровня.
Владея программой обучения в начальной школе, я подбираю разноуровневые задания, соответствующие возрасту детей и их психологическим особенностям. Олимпиады по предметам провожу круглогодично.
Дети со 2-го класса активнее начинают участвовать в олимпиадах школьного уровня, интеллектуальных конкурсах, в Международных конкурсах «Русский медвежонок» и «Кенгуру», в конкурсах «Человек и природа», «Компьютеры и технологии».
В конце второго и третьего классов я провожу диагностику на основе возрастных шкал СТЕНФОРД – БИНЕ, чтобы выявить динамику развития форм логического мышления и вижу, что уровень интеллектуального развития детей повышается.
В четвёртом классе начинается завершающий этапотработки системы деятельности учителя по сопровождению детской одарённости – РЕФЛЕКСИВНЫЙ.
К этому возрасту дети овладевают приёмами мыслительной деятельности, приобретают способность действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений. С развитием мышления связано возникновение таких важных новообразований, как анализ, внутренний план действий, рефлексия.
Поэтому на этом этапе очень важно сохранить все выше рассмотренные направления в работе по развитию логических мыслительных операций, но особое внимание уделить:
Исследовательская деятельность.
Главная особенность этого подхода – активизировать обучение, придав ему исследовательский, творческий характер, и таким образом передать учащемуся инициативу в организации своей познавательной деятельности. Самостоятельная исследовательская практика детей рассматривается как важнейший фактор развития творческих способностей.
В моём классе ведётся систематическая целенаправленная работа по развитию исследовательских умений младших школьников, как в урочное, так и во внеурочное время (кружок «Я – исследователь»).
Детьми подготовлены и оформлены исследовательские работы «Выявление условий развития плесневелых грибов. Роль их в природе и жизни человека», «Влияние знаков Зодиака на успеваемость учащихся», «Выращивание кристаллов в домашних условиях». Исследовательская деятельность предполагает не только изучение дополнительных материалов по выбранной теме, но и наблюдения и опыты, проводимые с помощью цифровых измерительных приборов, цифрового микроскопа, цифрового фотоаппарата и видеокамеры. Наблюдения и опыты фиксируются, их результаты обобщаются и представляются в цифровом виде. Этому способствует обновление информационно образовательной среды.
Долговременное самостоятельное исследование по проблеме – индивидуальная траектория успешности.
Способные дети могут провести небольшое самостоятельное исследование по вопросу, который их особенно интересует, и выступить по результатам работы с докладом перед учителями или соучениками. Оказываю такому ученику помощь в плане методики проведения исследования. Итогом исследовательской работы и главным её этапом является выступление на детской конференции. В отличие от «взрослой» конференции необходимо создать «ситуацию успеха» для каждого школьника. Все работы независимо от их качества необходимо похвалить, чтобы у детей возникло желание продолжать исследовательскую деятельность.
2)Участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах различных уровней.
Список обучающихся победителей школьных олимпиад по предметам.
2012 – 2013 уч. год
3)Отработка действий самоконтроля и самооценки, умений планировать свои действия.
В 4 классе школьники упражняются в:
- сличении результата деятельности с образцом на основе самостоятельно прогнозируемых условий эффективности;
- определении состава действий и операций и действий предстоящей деятельности с анализом субъектных трудностей;
- выполнении действий по общей инструкции;
- самопроверке по плану с отсутствующими (неопределенными) звеньями;
- самостоятельном корректировании плана проверки;
- целенаправленной разработке общего способа контроля всех подобных задач под руководством педагога.
Такое постепенное усложнение заданий от первого к четвертому классу, возможность многократных упражнений в течение года на разном предметном материале (русский язык, математика, ИЗО, окружающий мир) способствуют четкой отработке каждого действия самоконтроля.
Выполнение различного рода заданий на уроках я организую так, что ученик, сделав ошибку, мог сам обнаружить ее, сам (или с помощью дополнительной информации) исправить ее и подойти к следующему этапу работы только после полного усвоения предыдущего материала, выполнив таким образом задание только правильно. Это произойдет в том случае, если у ребенка сформирован навык самоконтроля и самооценки.
В своей работе я использую методику самооценки обучающегося «Как я вижу себя» (А. И. Савенков)
3)Использование проблемного обучения с применением таких техник, как мозговой штурм, синектика, логические методы и игры:
Часто на уроках и во внеурочное время я использую логические методы:
Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно - образных и мыслительных представлений «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
Метод эвристических вопросов. Ответы на семь ключевых вопросов: Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
Метод сравнения. Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными, философами и т. д.
Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
Метод путешествия в будущее. Эффективен в любой общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт в результате определенных творческих действий.
Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать картину или составить описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
«Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.
При организации внеурочной деятельности использую следующие логические игры:
1.«И все-таки у них много общего». Задание: возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и взяв первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь «нащупать» между ними какую-нибудь связь. Любым способом. Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться «ингредиентами», находящимися в разных его секторах. Например:
«Что общего между глазом и водопроводным краном»?
Оба слова - из четырех букв;
В обоих случаях буква «А» - третья по счету;
При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;
И то и другое может блестеть;
Из них иногда льется вода;
Когда они портятся, из них подтекает.
Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.
2.«Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.
Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.
Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые будут мешать в работе.
3.«Сумасшедший архитектор». Задание: необходимо нарисовать дом. Для этого вам понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.
Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона. «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение. Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.
4.«Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.
Например, «шляпа – большая, зеленая, теплая, модная, красивая и т. д.». Это легко. А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).
5.« И это называется…» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим.
Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение».
4)Немаловажным считаю и создание условий для развития одарённых детей.
Как известно, питание и режим дня является основной предпосылкой взаимоотношений между организмом и окружающей средой. Очевидно, что неправильное питание, режим дня наносят вред физическому, психологическому и социальному развитию. Недостаток питания оказывает на учёбу тормозящее воздействие. Поэтому я беседую с родителями о режиме дня ребёнка, о полноценном витаминизированном питании.
Добиваюсь того, чтобы ребенок занимался работой над собой, то есть самостоятельно умел ставить и решать поставленные задачи, так как стимулировать мыслительную активность, развивать её возможно лишь благодаря самовоспитанию. Стараюсь следить за тем, чтобы интеллект ребенка развивался не в ущерб физическому, эмоциональному, личностному развитию ребенка. Убеждаю, чтобы ребята занимались спортом, посещали спортивные секции в школе, занимались дополнительно спортом дома.
Сознание ребенка находится в стадии становления, и именно поэтому я слежу за тем, чтобы творческий потенциал не был растрачен впустую, а лишь приумножался. Для того чтобы работать с одарёнными детьми, необходимо много работать над собой, то есть постоянно самосовершенствоваться. Поэтому я постоянно учусь, совершенствую свои знания через курсы повышения квалификации, методические объединения школы и района, областные научно-практические конференции.
В заключении провожу итоговую диагностику, выявляющую уровень сформированности интеллектуальных способностей учащихся (логических мыслительных операций). По её результатам вижу рост уровня мыслительной деятельности учащихся.
8. Результативность работы.
Без исследования результативности невозможна работа учителя. Необходимо в течение учебного года отслеживать уровень развития логических мыслительных операций, используя различные методики и методы.
Для того чтобы убедиться в правильности выбора пути решения поставленных задач, отвечающих за развитие высокого уровня логического мышления мной проведено диагностическое обследование определённой группы детей. Диагностические задания, составленные на основе шкал СТЕНФОРД – БИНЕ помогают выявить уровень развития форм логического мышления по возрастам.
Работу с одарёнными детьми я рассматриваю как возможность перехода на другой, более качественный уровень образования, как поиск, как практическую деятельность, как опыт, посредством которого ученик осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для саморазвития, самосовершенствования, внутреннего роста, достижения истины.
Работу необходимо продолжить с учащимися класса и в последующие годы обучения.
9.Адресная направленность.
Представленный опыт может быть полезен учителям школы второй ступени, которые проявляют интерес к развитию детской одарённости и имеют мотивацию к созданию системы работы в данном направлении.
2. Бойко И.Г. «Организация проектно-исследовательской деятельности младших школьников в форме творческих мастерских». Научно-практический журнал «Одарённый ребёнок» № 3 2012г.
3. Бине А. Измерение интеллекта. Возрастные шкалы Стефорд- Бине. Под редакцией Матюшкина А.М. Москва, 1994 г.
4. Волков И.П. Цель одна – дорог много. Проектирование процессов обучения. – М.: Просвещение, 1990.
5. Макеева Т.Г. Диагностика развития младших школьников: психологические тесты.
- Ростов н/Д: Феникс, 2008.
6.Селевко Г. К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП: методический материал / Г.К. Селевко. - М.НИИ школьных технологий, 2005. - 288 с. - (Энциклопедия образовательных технологий).
7.Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе. Ст. «Детская одарённость и формы организации учебной деятельности». Москва. «Сентябрь», 2001г.
8. Савенков А. И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников/М.: «Сентябрь», 2003
9. Савенков А. И. Одаренные дети: методики диагностики и стратегии обучения/М.: «Сентябрь», 2004.
10.ФГОС начального общего образования.
11.Шолохова А.А. «Система деятельности учителя по сопровождению детской одарённости». Научно-практический журнал «Одарённый ребёнок» № 3, 2001г.