Сандимирова Елена Васильевна,
учитель первой категории
МОУ «Ишлейская СОШ» Чебоксарского района
Педагогическая диагностика
в формировании программы индивидуального развития школьника.
Свою программу индивидуального развития ребенка я назвала «Путь
к успеху».
Участниками моей программы являются ученик 4 класса Кузьмин Сергей
Сергеевич, психолог школы Копытова Татьяна Владимировна, логопед школы
Серапионова Оксана Владимировна.
В последние годы во всем мире отмечается увеличение количества детей с затруднениями в обучении, трудностями в адаптации, нарушениями в раз-витии как результат неблагоприятного воздействия социально-экономических, экологических и школьных факторов. По данным Минздрава Российской Феде-рации, лишь 14 % детей практически здоровы, в то время как более 50 % имеют различные функциональные отклонения, 35–40 % – хронические заболевания. Обучение в школе усугубляет ситуацию – по данным специалистов, послед-ствия интенсификации учебного процесса в образовательных учреждениях ведут к дисгармоничному физическому развитию учащихся (дефицит массы тела, снижение функциональных показателей сердечно-сосудистой, дыхатель-ной, мышечной систем); создают проблемы с общей умственной и физической работоспособностью; приводят к психофизической перегрузке, при этом иска-жается и процесс личностного развития учащихся.
Кроме описанных проблем российских детей ситуация развития Сергея Кузьмина отличается следующими трудностями. Кузьмин Сергей Сергеевич родился в неполной семье. Мать лишили родительских прав. Сергея воспитывает опекун-тётя. Сейчас в семье хорошие взаимоотношения. Сергей без уважительных причин учебные занятия не пропускает. На уроках не- внимателен. Он проявляет интерес к урокам математики, на других уроках пассивный. Нет организованности на уроках. Часто бывают конфликты со сверстниками.
У Сергея слабо развиты такие качества, как логическое мышление, глазомер, пространственное мышление, зрительная память и вычислительные способности. Активный словарный запас очень маленький. Уровень тревожности высокий.
Вот почему создана программа индивидуального развития данного ребён-ка «Путь к успеху». Реализовав эту программу, мы можем добиться развития ученика во всех направлениях.
Цель данной программы – создание условий, максимально способству-ющих интеллектуальному, духовному и физическому развитию учащегося, обеспечивающих формирование ключевых компетенций личности школьника, профессиональное самоопределение и самореализацию.
Задачи программы:
1. Профилактика отклонений в личностном развитии и поведении ученика.
2. Повышение уровня развития психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, воображения)
3. Коррекция отклонений в развитии личности.
В рамках программы возможны 5 направлений работы: диагностическое, образовательное, воспитательное, коррекционное, мониторинг развития учащегося.
1. Диагностическое направление.
Цель данного этапа – углубленное психолого-педагогическое изучение ребенка, выявление его индивидуальных особенностей, разработка системы способов оценки личностного роста школьника.
Психологическая служба школы подбирает комплекс диагностических методик для обследования развития учащихся класса. Затем осуществляется диагностика каждого учащегося и обработка результатов. Анализ полученных материалов позволит дать психолого-педагогическую характеристику каждому ученику и определить приоритеты и темпы его развития, слабые стороны, уровни его возможностей и т.д. На данном этапе вырабатываются рекомен-дации для разработки индивидуальных программ развития ребёнка.
Комплексная диагностика предполагает:
а) мониторинг качества образования – это: отслеживание абсолютной и качественной успеваемости ученика в сравнении с предыдущим результатом; анализ итоговых контрольных и тестовых работ; мониторинговые исследова-ния ученика;
б) диагностика уровня развития учащегося;
в) исследование индивидуальных способностей, интересов, мотивации, интеллекта, особенностей личности ученика;
г) анализ результатов мониторинга учителем;
д) создание банка данных по изучению и удовлетворению индивидуаль-ных способностей учащегося на основе диагностики;
е) заполнение индивидуальной карты развития ученика.
Учитывая результаты диагностики, мы строим работу по всем другим направлениям.
2. Образовательное направление.
Основная цель – осуществление корректировки учебного плана по спосо-бам и срокам его освоения исходя из индивидуальной возможности учащегося.
На данном этапе структурно и содержательно разрабатывается форма программы индивидуального обучения и воспитания ученика с определением видов и форм самостоятельной деятельности школьника в рамках различных дисциплин; наличием вариативных заданий; использованием разнообразных технологий активизации познавательной деятельности и личностно-ориентиро-ванного обучения. В данную программу входят: программы на повышение ка-чества обучения по каждому предмету; программы на сотрудничество «учитель – ученик – родитель», «психолог – ученик»; индивидуальное консультирование родителей.
Параллельно происходит корректировка учебных планов освоения школьником разных дисциплин в индивидуальном темпе.
3. Воспитательное направление. В этом направлении мы оцениваем уровень воспитанности с помощью методики индекса воспитанности. Цель – повысить уровень нравственной, экологической, эстетической, экономической воспитанности.
4. Зная уровень развития психических процессов, мы планируем работу по
их развитию. Это коррекционное направление. Цель – повысить уровень разви-
тия психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления, речи, во-
ображения), скорректировать отклонения в развитии личности (работа психоло-
5. Мониторинг развития учащегося. Данный этап предполагает: опреде-ление способов контроля и оценки продвижения ученика на основе разрабо-танных оценочных карт и таблиц учителя; самооценки; взаимооценивания со стороны соучеников; использование разнообразных оценочных шкал и процедур.
га, логопеда).
Диагностика позволяет оценить результаты моей программы. Показате-лями достижения ожидаемых результатов являются:
а) позитивная динамика познавательного и личностного развития ребён-ка ( позитивная динамика результатов по русскому языку, по математике);
б) позитивное качественное изменение ценностных ориентаций школьни-ка: от разрушающих – к созидающим;
в) сформированность гражданской позиции (по результатам диагностики и неформальным показателям), нравственных качеств, бережного отношения к природе и т.д.;
г) рост удовлетворенности учащегося, родителей и учителя состоянием и результатами процесса образования (по результатам анкетирования, комплекс-ной диагностики);
д) оптимизация учебной нагрузки на учащегося;
е) повышение уровня развития психических процессов (восприятия, вни-мания, памяти, мышления, речи, воображения);
ж) личностный рост учащегося, развитие его «самости», индивидуальное продвижение в сфере обучения и воспитания.
Обобщая опыт своей работы по формированию индивидуальной про-граммы развития ребёнка, хочется вспомнить слова великого А. Дистервега:
«Приучай ученика работать, заставь его не только полюбить работу, но настолько с ней сродниться, чтобы она стала его второй натурой, приучи его к тому, чтобы для него было немыслимо иначе, как собственными силами что-либо усвоить; чтобы он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои дремлющие силы, вырабатывал из себя стойкого человека».
Это и есть путь к успеху.