Патриотическое воспитание в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО
Патриотическое воспитание в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Патриотическое воспитание в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Лицей №4 Красноармейского района Волгограда»
«Патриотическое воспитание в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО»
Авторы:
учитель начальных классов
Журавлева Наталья Владимировна
учитель начальных классов
Хахалева Наталья Сергеевна
Патриотическое воспитание в начальной школе в рамках реализации ФГОС НОО.
В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, способной к инновациям. В формирование такой гражданской личности, сочетающей в себе развитую нравственную, правовую и политическую культуру, ощутимый вклад должна внести современная школа.
Если принять воспитание как целенаправленную организацию процесса вхождения ребёнка в современное общество, развитие его способности жить в нём достойно, формирования ценностных отношений личности ребёнка к окружающему миру во всех его проявлениях, становится очевидной неотложность решения проблем воспитания патриотизма.
Как показывает опыт нашей работы, уважение к своей стране, к её национальным традициям, истории и богатой культуре является основой любого воспитания. Согласитесь, что невозможно вырастить настоящего гражданина и патриота своей страны без уважительного, трепетного отношения к своим истокам.
Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. В соответствии с требованиями ФГОС НОО перед нами возникла необходимость внесения изменений, поиска оптимальных путей воспитания младшего школьника, создания условий, способствующих формированию патриотических качеств личности.
Безусловно, гражданско- патриотическое воспитание в школе должно охватывать всю педагогическую деятельность, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия (приложение №1) и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности.
На мой взгляд, патриотическое воспитание в начальной школе не должно быть оторвано от процесса образования, усвоения знаний, умений и навыков. Оно должно быть включено в этот процесс до такой степени органично и последовательно для расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности учащихся сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов, ценностных установок.
Актуальность исследования:
Данная работа посвящена исследованию патриотической работы в началь6ой школе в рамках реализации ФГОС НОО. В развитии образовательной системы России начинается новый этап. В настоящее время уже опубликован пакет документов ФГОС НОО. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. В ФГОС НОО акцентируется внимание на изучение и реализацию программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», обращению к «ценностям, общественным идеалам и нравственным принципам», которые лежат в основе современной государственной политики. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Цель работы:
Выявить необходимые условия для формирования основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).
Из данной темы цели вытекают следующие задачи:
1. Провести анализ литературы по вопросу формирования основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории семьи).
2. Выявить и проанализировать условия формирования основ патриотизма
3. Описать влияние деятельности учителя.
Предмет исследования:
- условия формирования основ патриотизма
Объект исследования:
-патриотизм учеников начальных классов
В развитии образовательной системы России начинается новый этап. Важнейшей целью современного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Патриотическое воспитание младшего школьника определяется как целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.
Необходимость работы по патриотическому воспитанию детей в настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, так как в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения. Воспитание патриотизма, чувства любви к Родине, уважения к её богатейшим историческим традициям является одной из самых насущных проблем современного общества. Каждый школьник должен знать историю своей Родины, героическое прошлое своего народа, иметь свою гражданскую позицию, быть сильным и смелым.
Культура –это все то, что создано человечеством в различных сферах жизни. Духовность – личностное качество в человеке, его внутренняя саморегуляция, внутренний психический мир.
В условиях многонациональности российского государства в системе образования важное значение приобретают вопросы воспитания у подрастающего поколения как чувства уважения к другим народам, так и чувства любви к Родине. Необходимо отметить, что, начиная с 90-х годов 20 века, молодое поколение россиян контактирует с новыми социальными посредниками и реалиями. Оно уже не приемлет прежних устоев и ценностей прежней общественной системы, появился новый социальный тип личности. В этих условиях важным является становление обновленной системы патриотического воспитания, формулировка новых задач и повышение эффективности его форм и методов.
Российская школа переживает сегодня серьезные преобразования. На смену парадигме знаний, умений и навыков приходит федеральный государственный образовательный стандарт нового поколения (далее – ФГОС НОО), в основе которого лежит формирование компетентностного подхода, развитие универсальных учебных действий. Современное образование ориентировано на развития тех способностей личности, которые нужны и ей, и обществу; включение ее в социальную активность; обеспечение возможностей эффективного самообразования за пределами институциолизированных образовательных систем.
В соответствии с требованиями ФГОС НОО нового поколения ООП НОО ОУ реализуется через учебный план и внеурочную деятельность. Внеурочная деятельность может быть организована ОУ по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, общекультурное, социальное, общеинтеллектуальное), в том числе через такие формы, как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики. С целью организации внеурочной деятельности ОУ могут заключить договоры о сотрудничестве с учреждениями дополнительного образования детей.
Система патриотического воспитания не может оставаться в неизменном виде. В соответствии с требованиями ФГОС НОО перед нами возникла необходимость внесения изменений, поиска оптимальных путей воспитания младшего школьника, создания условий, способствующих формированию патриотических качеств личности
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность - самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Многое требуется от школы: ее роль в этом плане невозможно переоценить.
Что же такое патриотизм? По толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, «патриотизм – преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу».
Патриотизм (греч. πατριώτης – соотечественник, πατρίς – отечество) – это нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к отечеству и готовность подчинить его интересам свои частные интересы [Солженицын,1996].
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Патриотизм предполагает гордость достижениями и культурой своей Родины, желание сохранять её характер и культурные особенности и идентификация себя с другими членами нации, готовность подчинить свои интересы интересам страны, стремление защищать интересы Родины и своего народа.
Исторический источник патриотизма – веками и тысячелетиями закреплённое существование обособленных государств, формировавшие привязанность к родной земле, языку, традициям. В условиях образования наций и образования национальных государств патриотизм становится составной частью общественного сознания, отражающего общенациональные моменты в его развитии.
Представления о патриотизме связываются с трепетным отношением к своей Родине, но представление о сущности патриотизма у разных людей разное. По этой причине, одни люди считают себя патриотами, а другие их таковыми не считают. Например, Протоиерей РПЦ Дмитрий Смирнов газете «Известия» 12 сентября 2008 дал следующее определение: «Патриотизм – это любовь к своей стране, а не ненависть к чужой». На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая, устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.
Патриотизм проявляется в поступках и в деятельности человека. Зарождаясь из любви к своей малой Родине, патриотические чувства, пройдя через целый ряд этапов на пути к своей зрелости, поднимаются до общегосударственного патриотического самосознания, до осознанной любви к своему Отечеству.
Патриотизм всегда конкретен, направлен на реальные объекты. Деятельная сторона патриотизма является определяющей, именно она способна преобразовать чувственное начало в конкретные для Отечества и государства дела и поступки.
Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.
В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству.
Патриотизм – это особая направленность самореализации и социального поведения граждан, критериями для которых являются любовь и служение Отечеству, обеспечение целостности и суверенитета России, ее национальная безопасность, устойчивое развитие, долг и ответственность, предполагающие приоритет общественных и государственных начал над индивидуальными интересами и устремлениями и выступающие как высший смысл жизни и деятельности личности, всех социальных групп и слоев общества (Леонтьев, 2002).
1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).
2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни. Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе, ненависти к врагам.
3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, умение отразить знания в речи, общении со взрослыми и сверстниками.
Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующие принципы:
- «позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
- непрерывность и преемственность педагогического процесса;
- дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
- рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
- деятельностный подход;
- развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
Рассматривая патриотизм, необходимо остановится на базовых, глубинных и наиболее устойчивых характеристиках этого отношения между человеком и страной (культурой, природой, народом), выраженных в таких понятиях, как «Отечество» и «Родина». Возможно триада: Общество – Природа – Культура вокруг Человека (воспитанника) представляет собой весьма богатую эвристическую схему.
Этимологический анализ понятий «род», «родство», «родня» дает смысловую связь между субъектом и другими людьми по следующему основанию – близость по общности происхождения, по непосредственному сходству (С. И. Ожегов) (Цит. по Лутовинов 1997). Отсюда отношение к Родине представляет собой связь человека со страной, регионом, основанная на происхождении, непосредственном сходстве.
Очевидно, что слово «Отечество» происходит от «отец», в тоже время привычно до тривиальности словосочетание «Родина – мать». Здесь целесообразно обратить внимание на специфику детско-родительских отношений, которые могут дать ключ к пониманию сущности патриотизма. С одной стороны в патриотизме присутствуют субъективные детские проекции:
- благодарности детей по отношению к родителям (за порождение на свет),
- уважение детьми родителей (признание авторитета отца, отец носитель социальных норм),
- возможности детей получить физическую защиту, моральную поддержку, совет в трудное время (сильный отец – защитник, покровитель, наставник),
- возможности детей получить тепло, ласка, возможность быть принятым, несмотря на все ошибки, обиды, заблуждения (со стороны любящей матери).
С другой стороны, в рамках этих отношений дети несут обязанность заботы о родителях в старости, болезни и т. п.
Среди, прочих весьма эффективных средств воспитания, особо адекватна – символика. В воспитании патриотических чувств могут использоваться следующие группы символов:
- словесные (девиз, название, имя);
- предметные (знамя, форма, нагрудный знак);
- действенные (ритуалы);
- музыкальные (мелодии, сигналы);
- изобразительные (рисунки).
Процесс воспитания патриотических чувств у учащихся должен строится как педагогическое стимулирование переживаний субъектом происхождения и собственной похожести по отношению к стране, привнесение патриотического контекста в совокупность ролей, ситуаций, норм и правил поведения и деятельности воспитанников. Успешность воспитания патриотических чувств младших школьников при использовании символики зависит от:
- особого свойства содержания и формы символов – возможности образовывать смысловые ассоциативные связи, которые К. Левин называл «валентностью»;
- специфического порядка предъявления символов – сочетание и чередование прямых и опосредованных, индивидуальных и общественных, организованных и стихийных, непрерывных и дискретных, повседневных и событийных смысловых воздействий.
Патриотическое воспитание детей младшего школьного возраста – это целенаправленный процесс педагогического воздействия на личность ребенка с целью обогащения его знаний о Родине, воспитание патриотических чувств, формирование умений и навыков нравственного поведения, развитие потребности в деятельности на общую пользу (Агапова, Давыдова).
Период младшего школьного возраста по своим психологическим характеристикам наиболее благоприятен для воспитания патриотизма, так как младший школьник отвечает доверием взрослому, ему присуща подражательность, внушаемость, эмоциональная отзывчивость, искренность чувств. Знания, впечатления, пережитые в детстве остаются с человеком на всю жизнь.
Патриотическое воспитание сегодня является одной из актуальных задач школы. Младший школьный возраст является сензитивным для патриотического воспитания, поскольку в этом возрасте дети активно получают и накапливают знания о жизни общества, о взаимоотношениях между людьми, о различных способах поведения. Также в это время взрослый является для них авторитетом и примером, что способствует успешной воспитательной работе. Именно поэтому на данный момент такое нравственное чувство как патриотизм является одним из личностных результатов начального образования.
Под патриотизмом подразумевается любовь к своей Родине, преданность ей, забота о благе своего Отечества, знание и сохранение его культурных особенностей. В свою очередь под Родиной младший школьник может понимать семью, место, где он родился, город, страну, в которой он живёт. (Приложение 1)
Особенностью патриотического воспитания в начальной школе является то, что у младших школьников формируются только основы патриотизма, которые опираются на полученные ими знания о своей стране и «малой» Родине. Исходя из требований ФГОС НОО к личностным результатам образования и опираясь на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, можно сделать вывод, что результаты патриотического воспитания должны отражать:
формирование основ гражданской идентичности; осознание учащимися понятия «Родина»;
уважение к культурному и историческому прошлому России; (Приложение 2)
ценностное отношение к старшему поколению;
уважительное отношение к природе;
знание и уважение государственной символики Российской Федерации;
уважительное отношение к истории и культуре других народов.
Для наилучшего воспитательного эффекта учителю необходимо организовать работу учеников в подходящей форме.
Наиболее эффективными методами патриотического воспитания на уроке считаются такие методы как беседа, рассказ, создание и анализ ситуаций. Они позволяют сформировать у учащихся представление об особенностях нашей страны и культуре народов, населяющих её, выработать правильные оценки и суждения о понятиях и поступках.
Итак, успешное патриотическое воспитание у детей младшего школьного возраста возможно, если будут соблюдены следующие педагогические условия:
- будет активизирована эмоциональная сфера личности (воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, любви к природе);
- у детей будет сформировано представление о своей стране (через географические и природоведческие сведения);
- у обучающихся будут сформированы умения использовать накопленные знания в игре, трудовой и художественной деятельности.
Список использованной литературы
1. Алиева С.А. Психолого-педагогические предпосылки воспитания патриотизма у детей младшего школьного возраста [Текст] // Начальная школа. – 2014. – №9. – С. 17-20.
2. Азбука нравственного воспитания / Под ред. И.А. Каирова, О.С. Богдановой [Текст]. – М.: Просвещение, 2016. – 345 с.
3. Архангельский С. И. Вопросы измерения, анализа и оценки результатов в практике педагогических исследований[Текст] // - М.: Знание, 2015. -146 с.
4. Маслова Т.М. Патриотическое воспитание младших школьников в контексте национально-регионального компонента начального общего образования. Автореф. дис. ... канд. пед. наук. – Хабаровск, 2007. – 23 с. – [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://www.dslib.net.
5. Махмудова Р. Н. Нравственное воспитание детей младшего школьного возраста как психолого-педагогическая проблема [Текст] // Аспирант и соискатель. – 2010. – № 3. – С. 51-52.
6. Микрюков В.Ю. Патриотизм: к определению понятия [Текст] // Воспитание школьников. – 2007. – №5. – С. 2-8.
7. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: учеб.пособие / Е.И. Рогов. В 2 кн. Кн1. [Текст]. - М: ВЛАДОС, 2010. - 380 с.
8. Развитие патриотизма в России XXI века: концепция, программа и практика патриотического воспитания молодых граждан России / Под ред. В.И. Луговиновой [Текст]. – М.: Гардарики, 2012. – 330 с.
9. Сайт Музея Великой Отечественной войны [Электронный ресурс]: http://www.poklonnayagora.ru.
Приложение 1
Классный час «Родина у нас одна»
«Использование интерактивных приемов в работе нравственно - патриотического воспитания младших школьников»
«Только тот, кто любит, ценит и уважает
накопленное и сохраненное предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»
С.Михалков.
Цель: Актуализация среди учащихся проблемы нравственно-патриотического воспитания через использование интерактивных приёмов в работе с младшими школьниками. Задачи: - содействовать обогащению педагогических умений воспитателей по нравственно-патриотическому воспитанию через обучение приёму интерактивного голосования. - способствовать получению опыта содержательного и конструктивного мышления. - активизировать интерес к России и Волгоградской области, их географическим, архитектурным достопримечательностям. - формировать чувство гордости за героическое прошлое и настоящее своей Родины. - развивать гражданственность и национальное самосознание.
Глоссарий проекта:
Патриотизм - сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Что неопределимо несколькими словами.
Патриотизм (согласно словарю С. И. Ожегова) – преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу.
Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога.
Интерактивность (от англ.interaction – «взаимодействие») – понятие, которое раскрывает характер и степень взаимодействия между объектами или субъектами.
Планируемые результаты:
Участники активно и доброжелательно взаимодействуют друг с другом при выборе современных символов России, с интересом участвуют в обсуждении проблемных ситуаций.
Оборудование:
проектор, экран, ноутбук, иллюстрации, аудиозаписи, декорации, предметы (обувь, посуда, музыкальные инструменты, игрушки), предметы для голосования (флажки, магниты, карточки).
Ход классного часа:
Если скажут слово “Родина”, Сразу в памяти встаёт Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот.
У реки берёзка-скромница И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор…
В лужах первые кораблики, Над скакалкой топот ног И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок.
- А что для вас значит слово Родина?
Орг. момент.
Нельзя построить будущее, без прошлого!
Для начала, я предлагаю выбрать по одному предмету из предложенного набора, который по-вашему мнению, уже в мире считают символом России.
Валенки
Сандалии
Кроссовки
Самовар
Сковорода
Вилка
Балалайка
Скрипка
Барабан
Матрешка
Барби
Робот- трансформер
Поместим их вместе, такими нашу страну представляют многие иностранцы, а теперь поднимите руки те, кто каждый день пьет чай из самовара, ходит в валенках, играет на балалайке, приобретает в качестве подарка матрёшку.
Мы с вами убедились, что считая эти предметы символами России в современном мире, они стали историческим прошлым страны.
Но, мы же с вами патриоты России и для нас она самая-самая самая.
Создание проекта - макета.
Сейчас с помощью интерактивного голосования, используя мультимедийные технологии мы создадим макет, состоящий из современных символов России. Для создания макета, используем следующие категории для голосования:
1 категория. Нашу страну называют великой не только за размер её территорий, но и за великие события, произошедшие в её истории, которые помнят и гордятся поколения её граждан. Категория «Исторические события». Я представляю вашему вниманию следующие исторические события…
Предлагаю проголосовать за события, наиболее важные, по вашему мнению, для нашей страны, поместив магнитики на изображении.
Великая Отечественная война 1941 – 1945
Зимние Олимпийские игры в Сочи 2014 г.
Октябрьская Революция 1917 года
Полет Ю.А. Гагарина 12 апреля 1961 года
При проведении такого голосования с детьми мы используем события наиболее значимые и понятные для них, этот прием помогает так же популяризовать исторические события нашей страны.
Подсчитав голоса, помещаем выбранные события на наш макет.
2 категория. Следующая категория для голосования «Знаменитые люди», давайте посмотрим на экран:
Владимир Владимирович … Путин
Юрий Алексеевич …Гагарин
Петр Ильич Чайковский
Александр Сергеевич… Пушкин
Поднимите карточку с номером той личности, которая, по вашему мнению, внесла большой вклад в развитие России и достойна стать символом страны. Подсчитаем голоса и поместим их на наш макет.
3 категория. Да, люди - это наше богатство, но ведь они живут в окружении природных и архитектурных чудес. Поэтому следующая категория «Чудеса России». В наше стране их множество. Попробуйте их назвать.
• Это самое глубокое и чистое озеро мира. (Байкал)
• Дворцово-парковый ансамбль на южном берегу Финского залива. (Петергоф)
Православный храм, расположенный на красной площади в Москве. (Собор Василия Блаженного - Покрова Пресвятой Богородицы).
Самая высокая горная вершина России, расположенная на Кавказе (Эльбрус)
Предлагаю вам выбрать по одному объекту, на ваш взгляд, достойному стать первым чудом России и, поместив его на карте, объяснить свой выбор.
По итогам голосования эти объекты мы помещаем на наш макет.
4 категория. Перейдем к четвертой категории. Какая бы не была большая страна, у каждого из нас есть уголок, который наиболее близок нашему сердцу. Это наш город Волгоград. Здесь жили и живут знаменитые на весь мир люди, находятся красивые живописные уголки природы, мы можем похвастаться памятниками архитектуры. Вам предстоит выбрать «Символы города Волгограда».
Красноармейский дендрарий
«Родина – мать зовет»
Волго – Донской канал
Планетарий
Подведем итоги голосования…данные объекты занимают место на нашем макете.
5 категория. Ни одно дело не спорится без песни, в каждое время они были разные, помогали и в горе и в радости… каждый хранит в сердце какой-то мотив. Предлагаем вам выбрать наиболее близкую для вас песню с помощью аплодисментов. И та песня, которая получит наибольшее количество аплодисментов, займет достойное место среди остальных символов.
«С чего начинается Родина…»
«От героев былых времен»
«День Победы»
«Я люблю тебя, Россия!»
Исполнение выбранной песни.
Итак, по итогам интерактивного голосования мы создали макет «Родина у нас одна» с новыми символами. Это конечно может быть совсем другой макет, с другими символами, с другими категориями, с другим распределением голосов. Тем и интересна эта технология в работе с детьми по нравственно- патриотическому воспитанию, что каждый раз позволяет поддерживать интерес детей и стимулировать их любознательность, воспитывать чувство гордости за свою страну.
Рефлексия.
Наш классный час закончился, друзья!
И время подводить итог.
Скажу с уверенностью я-
Во многом вы мне помогали.
Как нам историю всем знать,
В семье традиции хранить
И родину свою любить.
Приложение 2
Проект
«О героях былых времен…»
Название проекта: «О героях былых времен..!»
Тема проекта: «Что мы знаем о войне?»
Тип проекта: социальный, информационно – исследовательский,
групповой, долгосрочный, открытый.
Время работы над проектом: март – апрель
Предмет исследования: семейные архивные и современные фотографии
Продукты проекта: создание страниц памяти в свои семейные архивы, рисунки, сочинения.
Методы работы над проектом: беседы, уроки–исследования, творческая мастерская
Мы использовали следующие методы и формы деятельности:
1. Поисковая деятельность и сбор информации: (записи на основе бесед с бабушками и дедушками, прабабушками и прадедушками, родителями).
2. Уроки–исследования (работа с домашними архивами военных лет- фотографиями, документами, письмами)
3 Организация уголка «Помним! Гордимся!» (на основе фото и архивных документов, рисунков.)
4. Работа в творческой мастерской по созданию проекта:
– написание сочинений
– систематизация материалов
– иллюстрирование, конкурс рисунков
– формирование краткой подписи к своей странице в проекте
«О героях былых времен…»
-оформление электронного варианта проекта
5. Знакомство с дополнительной литературой о Великой Отечественной войне в школьной и районной библиотеках, интернете.
(После того, как дети написали свои истории о войне, произошёл непроизвольный интерес, толчок к чтению книг о войне, так как детям хотелось узнать больше о битвах, где участвовали их родственники, узнать больше и о других людях, участниках Великой Отечественной войны).
6. Защита проекта в классе для учащихся и учителей начальной и средней школы.
Цель проекта
Формирование представлений о Великой Отечественной войне (воспитание патриотических чувств у детей школьного возраста) на основе уже имеющихся представлений о войне, сохранению преемственности поколений, формированию у детей уважения к военной истории России, гражданских позиций, воспитанию патриотизма и чувства гордости за свою Родинуи свою семью.
Вовлечение детей и их родителей в педагогический процесс, в результате которого и дети, и взрослые смогут почувствовать себя сопричастными к событиям прошлого и стать не только наблюдателями, но и полноценными участниками происходящего.
Совместно с родителями и учителем подобрать наглядный материал: репродукции картин и плакатов, фотографий, посвященных войне; художественной литературы; аудиозаписи военных песен; составить план бесед о героях, оформить выставки.
Прививать навыки исследовательской деятельности для последующих лет обучения.
Воспитательные
Вызывать у детей чувство гордости за свою страну, воспитывать интерес к ее героическому прошлому.
Воспитывать в детях чувство привязанности к своему родному городу, умение восхищаться не только его красотами, но и жителями и их поступками.
Воспитывать в детях такие нравственные качества, как любовь к своим близким, чувство гордости и сопереживания за членов семьи, переживших Великую Отечественную войну или погибших на полях сражений.
Формировать у детей патриотические чувства и представление о героизме. Воспитывать любовь и уважение к защитникам Родины на основе ярких впечатлений и исторических фактов.
Развивающие
Развитие любознательности, расширение кругозора детей, стремления узнать больше нового, полезного, интересного об истории родного города.
Развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками.
Развитие мотивов внеучебной деятельности.
Развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.
План проекта
Мероприятия
Сроки
Исполнители
Беседы о войне
март
классный руководитель,
учащиеся,
учитель музыки
Уроки–исследования
март-апрель
классный руководитель
Чтение книг о Великой Отечественной войне, их иллюстрирование
март-апрель-май
учащиеся
Классный час «Великая война»
апрель
учащиеся,
классный руководитель
Поиск информации о жизни родственников в годы войны: - интервью с родителями, родственниками
март - апрель
учащиеся,
классный руководитель,
родители, родственники
Создание буклета «Ах, война, что ты сделала подлая…»
март - апрель
учащиеся,
классный руководитель
Оформление «Сталинградских окон»
Март-апрель
учащиеся,
классный руководитель,
родител
Участие в конкурсе рисунков
апрель - май
учащиеся,
классный руководитель
Участие в акции ветеран живет рядом
4-6 мая
учащиеся,
классный руководитель
Оформление страниц памяти в семейный архив
15апреля- 1мая
учащиеся,
классный руководитель, родители
Посещение музея «Панорама Сталинградской битвы»
май
учащиеся,
классный руководитель
Классный час «О героях былых времен…»
6 мая
учащиеся,
классный руководитель
Этапы работы над проектом:
1. Подготовительный – мотивационный этап Мои ученики имеют опыт исследовательской деятельности.
К 70-летию Великой Победы мы решили выполнить проект «О героях былых времен…».
Ученики сами вышли на проблему и провели исследование-поиск по данной теме.
Начиная наш проект, многие ребята были уверены, что в их семье нет героев и военных, участвовавших в бесстрашной битве с фашистами. Наверное, именно поэтому Великая Отечественная война казалась им далёкой, непонятной и чужой. Но когда мы начали вести поисковую работу, беседы со старшими членами семей, рассматривали архивные фотографии и документы, стало понятно, что это наша общая война, общая память и общий подвиг. Мои мальчики и девочки изменились, они стали серьёзнее и ответственнее. Для детей тема «Великой войны и Великой Победы» теперь стала главной. С помощью учителя и родителей, бабушек и дедушек дети познакомились с историей своей семьи в годы Великой Отечественной войны. Ученики ближе узнали, а кто-то и впервые услышал, о судьбах своих прадедов и дедов, жизнь которых изменила война. Дети эмоционально откликались на рассказы очевидцев, отражали свои впечатления от услышанного и увиденного в рисунках и сочинениях.
2. Основной этап – планирующий, информационно - операционный
Сначала учащиеся в школьной библиотеке нашли книги о Великой Отечественной войне. Они начали читать и делиться друг с другом своими впечатлениями, организовали выставку рисунков-иллюстраций к книгам. На классном часе «Великая война»каждый из школьников составил план проекта, сформировал возможные вопросы для интервью по поиску сведений о своем родственнике, потом обсудили и выбрали только важные вопросы. После этого каждый начал сбор информации у своих родителей. Оказалось, что большинство пап совсем ничего не знают о своих дедушках и бабушках. Да и некоторые мамы тоже немного могли рассказать по интересующему нас вопросу. Ребята были очень расстроены тем, что никто им не помогает.
Глядя на огромное желание детей выполнить проект, я решила начать со своей семьи и сделать проект вместе с ребятами не только в качестве руководителя, но и непосредственного участника. Мой пример воодушевил детей. Они с огромной душевной теплотой стали вести всю работу. Многим пришлось обращаться к своим бабушкам, дедушкам и другим родственникам.Много времени заняло у ребят на оформление своей странички. Не во всех семьях сохранились старые фотографии, искали у родственников. Некоторые решили написать о прадедах в виде сочинения, а те, кто ничего не узнал о родственниках, писали мини-сочинение «Письмо ветерану Великой войны». Дети несколько раз возвращались к составленному тексту, советовались с родителями, учителем, уточняли некоторые моменты, редактировали. Каждому хотелось написать интересней. Не все ребята умели оформлять работу на компьютере, учили друг друга. Наши первые «черновые» работы мы поместили на выставку в классе. Но увидев, как заинтересовались нашим проектом все школьники и учителя, решили всё сделать ярко и красочно. Оформив окончательно наши страницы в проекте, мы действительно стали замечать как же похожи прадеды и правнуки, деды и внуки… Дети искали и находили на старых и современных фотографиях общие черты лица, схожесть причёски и взгляда. Ребята с удивлением и гордостью говорили: « Да, мы очень похожи!»
Значит, правда, что у Великой Победы нашего народа и наши лица… Мы тоже часть той далёкой Победы. Для нас прадеды и деды защитили нашу Родину и весь мир от фашистских захватчиков! Ради нас они выжили в плену, выстояли в боях, продержались в оккупации, потом отстроили и подняли из руин нашу страну…
Но не смотря на весь энтузиазм некоторые ребята столкнулись с проблемой отсутствия информации. И тогда было принято решение те ребятам, которые не могут ничего рассказать о своих родственниках, могут найти информацию о героях той страшной войны и познакомить с ней всех участников проекта.
Вечная им Память и Слава!!!
3. Заключительный этап - рефлексивно–оценочный. Как и планировали, 6мая 2015 года прошел классный час «О героях былых времен…», на котором подвели итоги работы над проектом. Каждый учащийся представлял свою работу, аккуратно оформленную в папке. С белого листа бумаги на нас смотрели две фотографии с коротенькой и лаконичной заметкой. Самостоятельно после защиты своих проектов учащиеся оформили выставку и прочитали стихи.
Дети решили продолжить работу по созданию следующих страничек памяти и привлечь в этой работе ребят других классов.
Выставка наших работ не оставила равнодушными учащихся и учителей школы. Все, кто пришёл оценить наш проект, с грустью всматривались в фотографии фронтовиков. Они вспоминали своих дедов и прадедов, переживших самую беспощадную и жестокую войну…
Дети и их родители должны помнить, как тяжело досталась Победа, и кому мы обязаны сегодня мирным небом над головой.
Завершением нашего проекта стало посещение музея «Панорама Сталинградской битвы». Ребята с особой гордостью несли перед собой страницы из проекта, как будто вместе с ними шагали в одном строю давно ушедшие от нас простые русские солдаты, солдаты – победители!
Спасибо им за Победу! Спасибо за Жизнь!
Это был наш маленький «Бессмертный полк»…
В результате работы над проектом школьники достигли следующих результатов:
- сохранили память о тех, кто воевал на фронтах Великой Отечественной войны 1941-1945 г. ,был в плену, добывал Победу в тылу;
- каждый ребенок почувствовал свою сопричастность к празднованию Дня Победы, конкретными делами и поступками смог доставить другому человеку истинную радость;
- появился интерес к изучению истории Российского государства на примерах участия родственников в войне;
- возросло чувство патриотизма и уважения к ветеранам войны и труда;
- получили удовольствие от общения со всеми участниками проекта.
Великая Отечественная война... Мы знаем о ней только из рассказов, кинофильмов. Но мы бережно храним в памяти подвиг людей, отстоявших нашу свободу и подаривших нам жизнь.
Мы гордимся нашей Родиной! Мы гордимся нашими предками! Память о подвиге этих людей вечно будет жить в наших сердцах.
Так было и будет всегда, ведь у Победы наши лица!!
«О героях былых времен…»
Беленко Никита
Беленко Никита
М ой прадед Жолобов Виктор Васильевич ушел на фронт в 1942 году добровольцем.
Воевал в пехоьных войсках всю войну. Встретил Победу под Прагой. Награжден медалью за отвагу
« О героях былых вре мен…»
Шатохин Глеб
М ойпрадедушка, Финогенов АлександрВасильевич былрождён13 августа 1923 в городеЛенинск, Волгоградскойобласти. Виюне 1941 годаонпошёлдобровольцемнафронт, сказав, чтоемуужеесть 18 лет.ВоевалмойпрадедзаСталинград, прошёлвойну, получилосколочныеранениявногу.И 9 мая 1945 годавзваниилейтенантаонсдоблестьювстретилДеньПобеды!!!Моего прадедушку наградили: Орденом Отечественной войны II степени
« О героях былых времен…»
Воропаева Александра
М ой прадед Банько Павел Андреевич (1912-1996). В 1941 г. ушел на фронт. В 1942 получил ранение кисти правой руки под Ростовом. Лежал в госпитале города Таганрога, сделали несколько операций. Но рука так и не восстановилась стал инвалидом.
«О героях былых времен…»
Шишкова Светлана
М ой прадед Зиняев Сергей Терентиевич 1922 года рождения прошел всю войну до Берлина. Воевал танкистом на Курской дуге, брал Кинисберг . Имел медали за боевые заслуги, орден Славы, орден Отечественной войны.
«О героях былых времен…»
Лобанов Сергей
Мозгунова (Сапова) Екатерина Степановна - моя прабабушка.Родилась в 1913 году в хуторе Морец Аткарского уезда Саратовской губернии, в простой крестьянской семье. В 1936 вышла замуж за парня Алексея, он работал конюхом в колхозе. Родила двух сыновей, самый младший умер перед войной от кори.
Н о вот наступил 1941 год. Мужа Алексея мобилизовали. Пришлось рыть окопы. Ночевали в пустой церкви. Было холодно, не было горячей воды, спали на полу в одежде. Руки и ноги ныли от усталости, болели от мозолей
« О героях былых времен…»
Завгороднева Вероника
Мой прадед – Полушаров Степан Петрович.Зимой 1943 – 44г.г. на Украине Степан Петрович попал в плен. Когда пленных перевозили в эшелонах, в вагоне, котором их везли, вдвоем с товарищем оторвали доски в полу, легли между рельсами. Поезд уехал, беглецы убежали в лесопосадку и спрятались. Ночью пошли по рельсам дошли до деревни, которая уже была освобождена от фашистов. Взяли по лопате и разошлись по разным направлениям. Наш прапрадед Степан шел по железнодорожному пути, расчищая себе дорогу от снега. Он шел несколько дней, у него отросла борода. Когда проезжали эшелоны с фашистами, видя старика расчищающего снег, хвалили его, думали, он им дорогу расчищает.
Так он дошел до Крыма, где была его
семья в оккупации. Немцы опять его забрали.
Но вскоре Красная армия освободила Крым,
Степан ушел на фронт и воевал до конца войны.
« О героях былых времен…»
Балашов Леонид Зина Портнова
В начале июня 1941 года приехала на школьные каникулы в деревню Зуя Витебской области. С 1942 года член Обольской подпольной организации «Юные мстители».
Работая в столовой курсов переподготовки немецких офицеров по указанию подполья отравила пищу. Во время разбирательств, желая доказать немцам свою непричастность, съела отравленный суп. Чудом осталась жива.
С августа 1943 года разведчик партизанского отряда им. К. Е. Ворошилова.
В декабре 1943 года, возвращаясь с задания по выяснению причин провала организации «Юные мстители», схвачена в деревне Мостище .
На одном из допросов в гестапо деревни Горяны, схватив со стола пистолет следователя, застрелила его и ещё двух гитлеровцев, пыталась бежать, была схвачена. Зверски замучена и расстреляна в тюрьме города Витебска
«О героях былых времен…»
Ковалева Ульяна Валя Котик
Во время Великой Отечественной войны принимал активное участие в партизанском движении на Украине. Сначала был связным, затем участвовал в боях, был дважды ранен, погиб в бою за город Изяслав в Хмельницкой области.
Был награждён орденом Отечественной войны 1-й степени и медалью.
В 1958 году Вале посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.