kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Памятки "Части речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная публикация представляет собой  вспомогательный материал для учащихся. "Памятки" по самостоятельным частям речи помогут детям легче запомнить все признаки частей речи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Имя прилагательное»



Имя прилагательное – это

самостоятельная часть речи, которая:



1.Обозначает признак предмета.

2. Отвечает на вопросы: какая? какой? какое? какие?

3. Изменяется по родам, числам и падежам.

Род, число и падеж имени прилагательного зависит от рода, числа и падежа имени существительного, которое командует ему: «Делай, как я!»

4. В единственном числе имена прилагательные изменяются по родам:

Мужской род – какой? - ой, - ый, - ий.

Средний род – какое? - ое, - ые.

Женский род – какая? – ая, - яя.

5. Чтобы правильно написать безударное окончание имени прилагательного, надо:

  1. Выделить имя существительное, к которому относиться данное имя прилагательное.

  2. Определить его род, число и падеж.

  3. Имя прилагательное согласовано с именем существительным, следовательно – оно стоит в том же роде, числе и падеже.

  4. Вспомнить окончание имени прилагательного в этом роде, числе и падеже. Проверить окончание имени прилагательного вопросом и именем прилагательным с ударным окончанием.

  5. Написать окончание данного имени прилагательного.









Морфологический разбор

имени прилагательного

План разбора.

  1. Часть речи. Общее значение.

  2. Морфологические признаки:

  • Начальная форма ( мужской род, единственное число);

  • Род (в единственном числе), падеж, число имени прилагательного в зависимости от имени существительного.

  1. Роль в предложении.



Записывай так:

Золотым (листом) - прил., н.ф. золотой, м.р., ед.ч.





Просмотр содержимого документа
«Имя существительное»

Имя существительное –

это самостоятельная часть речи, которая:

  1. Обозначает предмет, а именно:

- конкретный предмет: стол, учебник, карандаш;

- явление природы: дождь, гроза, иней;

- событие: война, праздник, завтрак;

- состояние человека: дремота, сон, болезнь;

- чувство: любовь, ненависть, радость;

- свойство характера: храбрость, щедрость, упрямство;

- признак или качество: желтизна, темнота, свежесть;

- действие: крик, ходьба, чтение.

  1. Отвечает на вопрос: кто? или что?,

т.е. бывает одушевленным (кто?) и неодушевленным (что?).

  1. Бывает нарицательным и собственным (пишется с большой буквы):

город – имя нарицательное

Москва – имя собственное

  1. Относится к мужскому, женскому или среднему роду:

Рек а – женский род (она)

Берег – мужской род (он)

Озер о – средний род (оно)



  • ЗАПОМНИ! У каждого имени существительного есть постоянный род.

  • Род имени существительного можно узнать, если определить начальную форму ( н.ф.) слова:

(На) севере – н.ф. север – он, мой, тот - м.р.

(На) вершине – н.ф. вершина – она, моя, та – ж.р.

  • В русском языке есть имена существительные, которые относятся как к женскому, так и мужскому роду. Это имена существительные общего рода, например – сладкоежка, забияка, сластёна, капризуля.

  • На конце имен существительных женского рода после шипящих

пишется мягкий знак: рожь, ночь, глушь, вещь.

  1. Изменяется по падежам:

Лиса, лисы, лисе, лису, лисой, о лисе.

  1. Изменяется по числам:

Рекаединственное число

Рекимножественное число

  1. В предложении чаще всего бывает подлежащим, дополнением или обстоятельством: В деревне река затопила низкие берега.





Морфологический разбор имени существительного

План разбора

1. Часть речи. Общие признаки (значение , вопрос)



2. Морфологические признаки:

- начальная форма (в форме единственного числа, отвечает на вопрос кто? или что?);

- постоянные признаки (собственное или нарицательное, одушевленное или неодушевленное, род, склонение);

- непостоянные признаки (падеж, число).

3. Роль в предложении.

Записывай так: (Без) леса – сущ., н.ф. лес, нариц., неодуш., м.р., ед.ч.







ПАДЕЖИ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ


падеж

слово-помощник

вопросы

предлоги

Им.п.

Именительный

есть

КТО?

ЧТО?

------

Р.п.

Родительный

нет

КОГО?

ЧЕГО?

от, до, из, без,
для, около, с

Д.п.

Датальный

дать

КОМУ?

ЧЕМУ?

к, по

В.п.

Винительный

вижу

КОГО?

ЧТО?

за, в, на,
через, про

Т.п.

Творительный

доволен

КЕМ?

ЧЕМ?

с, над, между
перед, под

П.п.

Предложный

думаю

О КОМ?

О ЧЁМ?

о, об, в, на,
при


ТРИ СКЛОНЕНИЯ

ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ


Склонения существительных

Род имен существительных

Окончания

Примеры


1 скл.

м.р.


ж.р.


-а, -я

папа, дядя


булка, башня


2 скл.

м.р.

ср.р

-

-о, -е

жираф

пальто, солнце


3 скл.

ж.р

-

(с Ь на конце слова)

дочь



БЕЗУДАРНЫЕ ОКОНЧАНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

(Буквы Е и И)


падеж

1 скл.

2 скл.

3 скл.

-ия

-ий

-ие

Р.п.




Д.п.




П.п.








Просмотр содержимого документа
«Местоимение»

Местоимение – самостоятельная часть речи

Местоимение – самостоятельная часть речи, которая указывает на лицо, предмет, но не называет их.

Местоимение употребляется вместо имени существительного - это личные местоимения.

Личные местоимения

1.Употребляются вместо имен существительных. Существительные обозначают предмет, а личное местоимение указывает на предмет, но не называет его.



2. Отвечает на вопросы имен существительных.



3. Бывает 1-го, 2-го и 3-го лица:

Ед.число Мн.число

1 лицо я мы

2 лицо ты вы

3 лицо он, она, оно они



4. Бывает единственного и множественного числа.



5. Местоимения 3-го лица, единственного числа изменяются по родам:

Он – мужской род

Она – женский род

Оно – средний род



6. Предлоги с местоимениями пишутся раздельно

7. В предложении местоимение чаще всего бывает подлежащим или дополнением.

Морфологический разбор местоимения

План разбора

1. Часть речи. Общие признаки (значение , вопрос)



2. Морфологические признаки:

- начальная форма (в форме единственного числа, отвечает на вопрос кто? или что?);

- постоянные признаки (лицо, род –если это местоимение 3лица ед.числа);

- непостоянные признаки ( число).



Записывай так:

(У) него – н.ф. он, личн. мест., 3 л., ед.ч., м.р.



















Просмотр содержимого документа
«Глагол»

ГЛАГОЛ - это самостоятельная часть речи.

  1. Обозначает действие предмета.

  2. Отвечает на вопросы что делать? (что сделать? что делал? что будет делать?), что сделать? (сто сделал? что сделает?).

  3. Имеет постоянный признак - спряжение (это изменение глаголов по лицам и числам).

  4. Изменяется по временам: имеет формы настоящего, прошедшего и будущего времени (суффикс Л показатель прошедшего времени).

Глаголы в настоящем и будущем времени изменяются по лицам и числам.

Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам (в единственном числе) и по числам.

ОН исчез__, ОНА исчезлА, ОНО исчезлО.

  1. В предложении чаще всего бывает сказуемым.

  2. НЕ с глаголом пишется раздельно.

Исключения: глаголы, которые не употребляются без НЕненавидеть, негодовать, недоумевать и некоторые другие.





Неопределенная форма глагола – это начальная форма глагола.

Именно в такой форме глаголы даны в словарях.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы:



что делать? (ТЬ: лететь, хвалить, трещать)

(ТИ: идти, нести, трясти)

что сделать? (ТЬ: взлететь, похвалить, затрещать)

( ТИ: пойти, принести, потрясти)





Чтобы узнать неопределенную форму глагола, надо:

  1. Поставить вопрос к данному глаголу:

ЧИТАЕТ – что делает?

  1. Не меняя первой буквы, поставить вопрос к глаголу в неопределенной форме:

ЧИТАЕТ - что делает?- что делать? – ЧИТАТЬ (н.ф.)

ПРОЧИТАЛ – что сделал? – что сделать? – прочитать (н.ф.)



МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАЗБОР ГЛАГОЛА



План разбора

  1. Часть речи. Общие признаки (значение, вопрос).

  2. Морфологические признаки:

  • начальная форма: неопределенная форма глагола;

  • постоянный признак: спряжение глагола;

  • непостоянные признаки: время, число и лицо у глаголов в настоящем и будущем времени, число и род у глаголов прошедшего времени.

  1. Роль в предложении.



ЗАПИСЫВАЕМ ТАК:

Верит – гл., (н.ф. верить), наст.вр., ед.ч., 3 л.

Верил – гл., (н.ф. верить), прош.вр., ед.ч., м.р., 3л.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Памятки "Части речи"

Автор: Зубарева Надежда Васильевна

Дата: 27.01.2021

Номер свидетельства: 571569

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(36) "Памятки "Части речи""
    ["seo_title"] => string(21) "pamiatki_chasti_rechi"
    ["file_id"] => string(6) "571568"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1611725553"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Конспект урока на тему "Части речи. Повторение""
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chasti-riechi-povtorieniie"
    ["file_id"] => string(6) "309488"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458811933"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока толерантности по русскому языку "Повторение частей речи" 3-4 класс "
    ["seo_title"] => string(88) "konspiekt-uroka-tolierantnosti-po-russkomu-iazyku-povtorieniie-chastiei-riechi-3-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "113147"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1409328596"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Конспект урока на тему "Части речи" "
    ["seo_title"] => string(40) "konspiekt-uroka-na-tiemu-chasti-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "141692"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418149560"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок русского языка "Служебные части речи""
    ["seo_title"] => string(50) "urok-russkogho-iazyka-sluzhiebnyie-chasti-riechi-1"
    ["file_id"] => string(6) "278659"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453121003"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства