Приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей. В те времена не могло существовать теоретического обоснования этого способа, Фребель делал заключения на основе собственных наблюдений и интуиции. Ранее существовало множество народных пальцевых игр, потешек, сопровождающих детство наших прабабушек и бабушек, игр теперь уже забытых или полузабытых.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Пальчиковая гимнастика в начальной школе. »
Мастер-класс
«Пальчиковая гимнастика на уроках в начальной школе»
учитель начальных классов
МОУ СОШ № 2
Баранова С.Г.
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые
питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в
детской руке, тем умнее ребенок»
В. Сухомлинский
Значение пальчиковой гимнастики для умственного и психического развития ребенка. В чем же причина задержки речи? Раньше считалось, что главное, от чего зависит развитие речи, - это степень речевого общения детей с окружающими взрослыми людьми: слушая чужую речь, ребенок получает возможность звукоподражания, а в процессе звукоподражания он учится артикулировать слоги. Однако, исследования ученых показали, что степень речевого общения с взрослыми не играет такой большой роли, как предполагалось. Они также изучили зависимость речевой способности ребенка и его двигательных функций. Дети в возрасте от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев, которым была дана возможность ежедневно в течение 20 минут свободно передвигаться по полу, проявили попытки довольно точного звукоподражания к 20 дню, в то время как группа детей того же возраста, находящаяся в обычных условиях (проводившая определенный период бодрствования в манеже, где их движения были ограниченны), к 30 дню существенных изменений в звукоподражании не проявляла. Ребенок учится говорить. Изучая анатомические отношения тела ребенка, ученые, невропатологи и дефектологи провели большое количество исследований в детских дошкольных учреждениях и пришли к заключению о том, что речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но и от движений пальцев рук. Кисть руки можно отнести к речевому аппарату, а двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой областью мозга. Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию. В лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, было обнаружено, что когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. Причем движение пальцами правой руки вызывает активизацию левого полушария мозга, а движение пальцами левой руки – правого полушария мозга. Научные данные электрофизиологических исследований говорят о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Приоритет признания пальчиковых игр официальной педагогикой принадлежит немецким специалистам. Еще в 1873 году выдающийся немецкий педагог Фридрих Фребель выделил воспитательное значение пальчиковых игр и включил их в учебный план созданных им детских садов. Фребель высказал предположение, что именно ассоциация звука и смысла слов с собственным телом ребенка наилучшим образом подходит для стиля обучения маленьких детей. В те времена не могло существовать теоретического обоснования этого способа, Фребель делал заключения на основе собственных наблюдений и интуиции. Ранее существовало множество народных пальцевых игр, потешек, сопровождающих детство наших прабабушек и бабушек, игр теперь уже забытых или полузабытых.
Уже достаточно давно специалисты, изучающие особенности развития детской психики, говорят о необходимости больше внимания уделять вопросу развития мелкой моторики рук детей. Дело в том, что уровень речевого развития ребенка находится в прямой зависимости от способности малыша совершать пальчиками тонкие движения, брать мелкие предметы, свободно действовать кистями рук. Однако, по данным ученых, за последние 10 лет уровень и темпы развития речи у детей существенно снизились. По какой же причине? Ведь сейчас есть возможность приобретать для ребенка развивающие игрушки и мультфильмы, специализированные мультимедийные программы. На самом деле именно в этом разнообразии и кроется суть проблемы.
В течение последнего десятилетия специалисты занимаются поиском, возрождением таких игр, обращаясь за помощью к этнографам, фольклористам, филологам, используя специальную литературу, проводя опросы в различных регионах России. Многие из вновь обретенных игр не устарели и естественно воспринимаются детьми. С народными пальчиковыми играми ребенок встречался уже в колыбели, вернее, на коленях у мамы, бабушки, няни. Это были еще не игры, а потешки и пестушки – забавы взрослого с ребенком. Мало кто знает, что любимая всеми Сорока-ворона не заканчивается покачиванием бездельника-мизинца: Ты дров не носил, воды не носил. Игра имела продолжение. Взрослый говорит: Знай наперед: Здесь водичка холодненька (и поглаживал ребенка у запястья). Здесь тепленька (поглаживал у локтя); Здесь горяченька (поглаживал у плеча); А здесь – кипяток, кипяток! (щекотал под мышкой). Такая игра-потешка дает ребенку ощутить радость телесного контакта, прочувствовать свои пальцы, ладонь, локоть, плечо; осознать себя в системе телесных координат, в конечном счете – сформулировать схему тела. Это предотвращает возникновение многих неврозов в дальнейшем, дает человеку чувство самообладания. Подобные игры встречаются у многих народов.
Виды упражнений на развитие мелкой моторики рук.
Согласно международной классификации игры, совмещающие движения пальцев с короткими ритмичными стишками, подразделяются на два типа. Первый – fingerplay – собственно пальчиковые игры, сидячие. Второй – action rhume – игры, в которые помимо деятельности тонкой моторики включены движения всего тела: прыжки, бег на месте, движения рук, ног, головы. Классификация эта достаточно условна.
Особенности проведения пальчиковых игр. Особое значение имеют игры, использующие одновременно разнотипные движения рук (игры Колечки, Чет-нечет и др.) Эти игры расширяют резервные возможности функционирования головного мозга ребенка. Привычным набором занятий по развитию мелкой моторики являются плетение, лепка, конструкторы, мозаики, вырезание из бумаги и картона, вырисовывание различных узоров. При выполнении этих видов деятельности используют в основном движения первых трех пальцев, тех, что постоянно активны в быту и в общении. Два последних пальца – безымянный и мизинец – находятся вне социальной зоны и в повседневной деятельности обычно пассивны. Особое внимание к упражнениям с использованием безымянного пальца и мизинца следует уделять детям уже с 2-2,5 лет, так как самые маленькие дети в упражнениях используют все пять пальцев. Полезными являются упражнения с пальцами рук на сочетание сжатия, растяжения и расслабления.
1. Игры-потешки.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры-потешки.
Наши предки наверняка о чем-то таком догадывались. Ведь хорошо знакомые нам «Сорока-ворона», «Ладушки», «Коза-рогатая» не что иное, как оздоравливающий и тонизирующий массаж.
Только задумайтесь: такие простые манипуляции с пальчиками, а сколько пользы!
Положительное воздействие на внутренние органы, тонизирующий, иммуностимулирующий эффект — это раз.
Стимуляция мыслительных функций и речи — это два.
Заряд положительных эмоций — это три.
Думаю, этого вполне достаточно, чтобы упражнения с пальчиками обосновались в арсенале ваших с ребёнком игр.
На кистях рук расположено большое количество точек, массируя которые можно воздействовать на внутренние органы.
Так, массаж большого пальца повышает активность головного мозга. Указательный палец связан с желудком, средний — с кишечником. Массаж безымянного пальца положительно сказывается на работе печени и почек, а мизинца — на работе сердца.
На уроках можно использовать следующие стишки: Этот пальчик – дедушка, Этот пальчик – бабушка, Этот пальчик – папочка, Этот пальчик – мамочка, Этот пальчик – я.
Этот пальчик хочет спать. Этот пальчик – прыг в кровать! Этот пальчик задремал. Этот пальчик прикорнул. Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики. Ура! В школу им идти пора. В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой руке, то на левой руке.
Упражнения для большого пальца. Обе руки сжаты в кулачок, большие пальцы подняты вверх. Делаем круговые движения большим пальцем, крутим скакалку сначала в одну сторону; потом в другую. Выполняя упражнение, пою песенку Скакалка: Я скачу, я верчу новую скакалку. Захочу – обскачу Галю и Наталку. Ну-ка раз, ну-ка два посреди дорожки, Да бегом с ветерком, да на правой ножке. Я скачу, я верчу новую скакалку Я скачу, я учу Галю и Наталку. Ну-ка раз, ну-ка два учатся сестрички. За спиной день-деньской прыгают косички. Это трудное упражнение: круговые вращения большим пальцем надо делать ритмично, с большой амплитудой движения в одну сторону, потом в другую. Но благодаря веселой песенке, не чувствуется усталости.
Видео
2. Игры с палочками и спичками.
Строители. Задумали белочки и зайчики строить себе домики. Вот из этих бревен надо строить (по 15 спичек или счетных палочек). Надо бревна перенести на место, чтобы они не скользили по земле. Выполняя условия этой игры нужно переносить:
а) пользуясь большими пальцами обеих рук;
б) пользуясь указательными пальцами обеих рук;
в) пользуясь средними пальцами обеих рук;
г) пользуясь безымянными пальцами обеих рук;
д) пользуясь мизинцами обеих рук;
е) только двумя пальцами – большим и мизинцем каждой руки;
ж)только двумя пальцами – большим и безымянным каждой руки
з) только указательным и средним пальцами;
и) только средним и безымянным пальцами;
к)только двумя пальцами – большим и средним каждой руки
л) двумя мизинцами обеих рук выложить две прямые из 4-ех палочек (спичек) – забор;
м) безымянным и мизинцем построить треугольник (крыши домов);
н) средним и мизинцем построить четырехугольник (стены);
о) указательным и безымянным построить колодец. Это упражнение можно давать на дом. Пусть вся семья играет.
Второй вариант игры со спичками. Перед каждым участником игры на стол положены одна за другой 5 спичек. Играющий должен поднять пальцами двух рук: одну спичку двумя большими пальцами, другую – указательными, 3-ю, 4-ю, 5-ю – средними, безымянными и мизинцами, ни одной спички не выпуская из рук. Поднимать последовательно.
Игра Строим дом.
Заколачиваем гвозди. Руки сжаты в кулаки, большие пальцы подняты вверх – это молоток. В течении всего стиха (или песенки) молоток заколачивает гвозди – строим дом (движение сверху большим пальцем – сначала прямым, затем согнутым. Согнутым труднее.) Целый день тук да тук. Раздается звонкий стук. Молоточки стучат. Строим домик для зайчат. Молоточки стучат. Строим домик для бельчат. Этот дом для белочек. Этот дом для зайчиков. Готовые дома-руки, Этот дом для девочек. Этот дом для мальчиков. Вот какой хороший дом. Как мы славно заживем. Будем песни распевать. Веселиться и плясать. Далее хвалю домики, построенные детьми: Этот дом для Светы Он большой и светлый. Здесь живет Алеша - Мальчик он хороший. В этом доме Маша- Солнышко ты наше. Этот дом для Марата, Будет дом богатым. Этот дом для Лады- Там в жару прохлада. Этот дом для Насти- Будет в доме счастье. Здесь живет Наташа- Умница ты наша. Домик для Артема Солнечный, не темный. В этом доме Коля- Он отличник в школе. Этот дом для Юли- Вежливой чистюли. Этот дом для Кати- У Кати много платьев. Этот – для Сережи, Сережа – наш надежа. Домик для Андрюши – Много в нем игрушек. Этот дом для Саши – Саша – гордость наша. Домик для Максима – Очень он красивый /а Максим – он сильный/. Интересна реакция детей на эти стихи, стихи про каждого! И при повторных проведениях этой игры очень стараются работать молотком, предвкушая счастливый конец, ласковый строки за хорошую работу. И долго не проходит улыбчивое настроение, лица становятся добрыми, размягченными.
На каких бы упражнениях пальчиковой гимнастики вы ни остановили свой выбор, какие бы игры ни предпочел сам ребёнок, важно помнить: когда в движении находится большинство пальцев, связь с головным мозгом поддерживается максимальная. Это отличает пальчиковые игры от творческой деятельности с материалами и инструментами, в которой работа между пальчиками распределяется избирательно. Порой такая избирательность приводит к обратному эффекту: повышению мышечного тонуса работающих пальцев, их излишнему напряжению и, как следствие, к усталости и переутомлению. Пальчиковые игры незаменимы в такой ситуации. Точнее, они способны ее предотвратить. Достаточно перед началом любой деятельности, связанной с интенсивной работой мелкой мускулатуры, проводить простую пальчиковую игру. Она непременно даст сбалансированную, равномерную нагрузку неокрепшим мышцам ребенка и послужит настоящей терапией для его рук.