kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

" Оценочная деятельность по обновленному содержанию образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Целью системы оценивания является оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Отличительная особенность содержания новой системы оценки - ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных.

 Для осуществления самооценки по этим правилам используется алгоритм – последовательность «шагов вопросов», отвечая на которые ученики оценивают свои результаты и те действия, которые к ним привели:

1. Какое было задание?

2. Удалось ли выполнить задание?

3. Задание выполнено верно или не совсем?

4. Решал самостоятельно или с чьей-то помощью?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«" Оценочная деятельность по обновленному содержанию образования»»

Статья для учителей начальных классов " Оценочная деятельность по обновленному содержанию образования»

Целью системы оценивания является оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Отличительная особенность содержания новой системы оценки - ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных.

 Для осуществления самооценки по этим правилам используется алгоритм – последовательность «шагов вопросов», отвечая на которые ученики оценивают свои результаты и те действия, которые к ним привели:

1. Какое было задание?

2. Удалось ли выполнить задание?

3. Задание выполнено верно или не совсем?

4. Решал самостоятельно или с чьей-то помощью?



Содержание оценки личностных результатов строится вокруг оценки сформированности:

- внутренней позиции школьника,

- основ гражданской идентичности,

- самооценки,

- мотивации учебной деятельности,

- знания моральных норм.

Продвижение ребёнка в ходе изучения в ряде случаев полезно отмечать оценкой в виде дроби,знаменатель которой показывает количество ошибок, сделанных в предыдущей работе, а числитель – количество ошибок в данной работе.

Следует помнить, что при оценке письменной работы (например, домашней) необходимо отмечать не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но и все удачные места работы, делать поощрительные записи.



Формы контроля и оценки

       Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявлениеиндивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

стартовые (входной контроль) и итоговые проверочные работы;

текущие проверочные работы;

тестовые диагностические работы;

устный опрос;

 проверка сформированности навыков чтения;

“портфолио” ученика.

Любой вид оценивания создаёт определённый эмоциональный фон и

вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Оценка

может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать ученика в разряд отстающих,

нарушить контакт со сверстниками и взрослыми. При оценивании своего эмоционального состояния в конце каждого урока первоклассники закрашивают в дневнике кружок:

– зелёным цветом – «Урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе

класса, с заданиями справлялся успешно. Я доволен собой!»;

– жёлтым – «Сегодня на уроке не все задания оказались лёгкими. Мне

было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!»;

– красным – «Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне

нужна помощь!».

Рефлексивный этап процесса обучения предполагает осмысление полученных результатов, предметных и универсальных учебных

действий, способствующих их достижению, своей роли и значимости своего участия в учебной деятельности. В процессе рефлексии ученики обсуждают следующие вопросы:

– Больше всего мне понравилось (не понравилось)…

– Самым полезным для меня было…

- Я затруднялся…

– В процессе работы я научился…

- Хочу похвалить…

Рефлексия не только помогает школьнику осмыслить учебную деятельность, но и служит эффективным средством обратной связи для

учителя.

Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). 
Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения учащихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. 
При коллективной форме оценивания необходимо помочь детям увидеть успехи товарища (хорошо считает, выразительно читает, аккуратно пишет и т.д.) и, конечно, высказать пожелания и замечания (советуем выучить таблицу и завтра ее рассказать) и т.п. Коллективную оценку мы чаще всего применяем при оценивании конкурсов рисунков, поделок, образцов тетрадей, а учитель должен следить за тем, чтобы каждый ребенок участвовал в этом обсуждении. 
Важно по итогам урока оценить как можно больше учащихся: одних – за активную работу, других - за точность и правильность ответов, третьих – за аккуратность выполнения задания, четвёртых – за то, что внимательно слушали на уроке. А есть и такие ученики, которых нужно поблагодарить и за то, что не мешали слушать другим, что, несомненно, способствует созданию в процессе развития ситуации успеха. 



Вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки более лабильны, эмоционально окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить такие игры: “Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент) ; “Я хороший потому, что…” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.)

Со второго класса в диалогах “учитель – ученик” использовались следующие методические приемы формирования оценочной деятельности:

– В начале урока сообщается детям, какие важные дела предстоит выполнить;

 – При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:

Как, по-вашему, проходил сегодняшний урок?

Насколько он увлек вас?

К чему каждый из вас стремился? Чего достиг?

Насколько успешно мы выполнили намеченный план?

Какие возникли проблемы?

– При оценке работы ребенка особое значение придается:

упорству, старанию, труду;

достигнутому успеху;

личной позиции ученика;

мотиву, побуждению, стремлению;

возможностям ребенка достичь большего результата.

– Поощрение в ребенке:

смелости ума, умения сомневаться, способность идти на разумный риск;

готовности защищать свою точку зрения;

творческого подхода;

пытливости, любознательности;

самоконтроля, способности оценить свою работу;

стремления находить и исправлять свои ошибки.

Содержанием оценки предметных результатов является система предметных знаний и система предметных действий.

  • Планируемые результаты имеют уровневую структуру: базовый –опорный уровень образовательных достижений, необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся; повышенный – предполагает превышение опорного уровня, учет зоны ближайшего развития. Поэтому необходимо учитывать уровневость и при оценивании достижений: подбирать соответствующий инструментарий.

  • Основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ. В связи с этим оценивание должно основываться на четких критериях, известных не только учителю, но и учащимся. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты. Срезовые работы планировать в соответствии с формой проверочных работ итоговой оценки.

  • При оценке учитывается динамика образовательных достижений учащихся. Система оценки должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности, что позволяет получить более четкую картину успехов и неудач учащихся на пути получения образования.

  • Система оценки естественным образом встраивается в образовательный процесс: предполагает вовлеченность в оценочную деятельность самих учащихся. В систему оценки должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию учебной деятельности. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя.

Накопительная система оценки является составной частью итоговой оценки;

Способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

По результатам накопленной оценки делается вывод о сформированности всех групп результатов.

Субъектами контрольно-оценочной деятельности являются: учащиеся, учителя, родители учащихся, представители администрации школы.

В обязанности учителя входит: вести документацию, владеть основными видами контрольно-оценочной деятельности; работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся; оценивать достижения учащихся в соответствии с требованиями; оценивать и вести учет не только предметных знаний и умений, но также универсальных учебных действий; доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся.

Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении. 
Лесенка ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно. 
Волшебная линеечка на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Проверив работу, учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребёнком оценкой.
Светофор оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.

Для того чтобы сформировать у детей действия самоконтроля и самооценки школе необходимо:

- соблюдать этапы и технологически обеспечить становление контрольно-оценочной деятельности младших школьников; 

- использовать разнообразные способы и организационные формы формирования действий контроля и оценки у учащихся;

- иметь систему проверочных, диагностических работ для отслеживания становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников и динамики формирования способов их деятельности;

- использовать эффективные и рациональные способы фиксации контрольно-оценочных действий учащихся;

- иметь нормативно-правовую базу для применения безотметочной системы оценивания, т.е. выработать относительно единую «оценочную политику» на уровне школы.
Разноуровневое обучение, дифференцированные задания (причем, дифференциация не связана просто с более «легкими» и «трудными» заданиями, а именно уровнями их выполнения).

Выбор технологии уровневой дифференциации вызван стремлением помочь учащимся, не справляющимся с учёбой и из-за этого испытывающим дискомфорт в учебном процессе, что в свою очередь ведёт к целому ряду негативных последствий: потере интереса к учению, отрицательному отношению к школе и учебному труду. Использование данной технологии позволяет:
-разрешить проблему требований, предъявляемых учащимся (каждый ученик работает на уровне своих возможностей, позволяющих ему справиться с данными требованиями);

-разработать обоснованные критерии оценки и установить единый уровень положительной минимальной оценки (выставление положительной отметки ученику может быть оправдано только в том случае, если он достиг обязательных результатов обучения);

-создать условия для более глубокого усвоения материала, для максимального развития учащихся, проявляющих интерес к предмету;

-выявить одарённых детей и проводить с ними систематическую индивидуальную работу.

Таким образом, формируя оценочную самостоятельность у обучающихся, работая в рамках компетентностного подхода, ориентируется не на сумму усвоенной информации – как результат образования, а на способность школьников мыслить, оценивать самостоятельно свои действия.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
" Оценочная деятельность по обновленному содержанию образования»

Автор: Мустафина Кызгалдак Шалгынбаевна

Дата: 27.01.2019

Номер свидетельства: 497422

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Отзыв  ГУ "Отдел образования Есильского района" о "Критериях оценки знаний обучающихся""
    ["seo_title"] => string(98) "otzyv-gu-otdiel-obrazovaniia-iesil-skogho-raiona-o-kritieriiakh-otsienki-znanii-obuchaiushchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "274493"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452414430"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Проектно – исследовательская  деятельность   на уроках и   внеурочных занятиях. "
    ["seo_title"] => string(84) "proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-i-vnieurochnykh-zaniatiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "104714"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402753020"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Инновационное обучение как средство развития познавательной мотивации. "
    ["seo_title"] => string(78) "innovatsionnoie-obuchieniie-kak-sriedstvo-razvitiia-poznavatiel-noi-motivatsii"
    ["file_id"] => string(6) "107961"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1403515110"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Педагогическая концепция учителя физкультуры"
    ["seo_title"] => string(57) "piedaghoghichieskaia-kontsieptsiia-uchitielia-fizkul-tury"
    ["file_id"] => string(6) "289643"
    ["category_seo"] => string(10) "fizkultura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454848473"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Доклад Формирование понятия о функциональной  грамотности И  способах  ее  оценивания"
    ["seo_title"] => string(82) "dokladformirovaniieponiatiiaofunktsionalnoighramotnostiisposobakhieieotsienivaniia"
    ["file_id"] => string(6) "285893"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1454255862"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства