" Оценочная деятельность по обновленному содержанию образования»
" Оценочная деятельность по обновленному содержанию образования»
Целью системы оценивания является оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Отличительная особенность содержания новой системы оценки - ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Для осуществления самооценки по этим правилам используется алгоритм – последовательность «шагов вопросов», отвечая на которые ученики оценивают свои результаты и те действия, которые к ним привели:
1. Какое было задание?
2. Удалось ли выполнить задание?
3. Задание выполнено верно или не совсем?
4. Решал самостоятельно или с чьей-то помощью?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«" Оценочная деятельность по обновленному содержанию образования»»
Статья для учителей начальных классов " Оценочная деятельность по обновленному содержанию образования»
Целью системы оценивания является оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Отличительная особенность содержания новой системы оценки - ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных.
Для осуществления самооценки по этим правилам используется алгоритм – последовательность «шагов вопросов», отвечая на которые ученики оценивают свои результаты и те действия, которые к ним привели:
1. Какое было задание?
2. Удалось ли выполнить задание?
3. Задание выполнено верно или не совсем?
4. Решал самостоятельно или с чьей-то помощью?
Содержание оценки личностных результатов строится вокруг оценки сформированности:
- внутренней позиции школьника,
- основ гражданской идентичности,
- самооценки,
- мотивации учебной деятельности,
- знания моральных норм.
Продвижение ребёнка в ходе изучения в ряде случаев полезно отмечатьоценкой в виде дроби,знаменатель которой показывает количество ошибок, сделанных в предыдущей работе, а числитель – количество ошибок в данной работе.
Следует помнить, что при оценке письменной работы (например, домашней) необходимо отмечать не только ошибки и погрешности в выполнении работы, но ивсе удачные места работы, делать поощрительные записи.
Формы контроля и оценки
Содержательный контроль и оценка предметных результатов учащихся предусматривает выявлениеиндивидуальной динамикикачества усвоения предмета ребенком и не допускает сравнения его с другими детьми.
Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:
стартовые (входной контроль) и итоговые проверочные работы;
текущие проверочные работы;
тестовые диагностические работы;
устный опрос;
проверка сформированности навыков чтения;
“портфолио” ученика.
Любой вид оценивания создаёт определённый эмоциональный фон и
вызывает соответствующую эмоциональную реакцию ученика. Оценка
может вдохновить, направить на преодоление трудностей, оказать поддержку, но может и огорчить, записать ученика в разряд отстающих,
нарушить контакт со сверстниками и взрослыми. При оценивании своего эмоционального состояния в конце каждого урока первоклассники закрашивают в дневнике кружок:
– зелёным цветом – «Урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе
класса, с заданиями справлялся успешно. Я доволен собой!»;
– жёлтым – «Сегодня на уроке не все задания оказались лёгкими. Мне
было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!»;
– красным – «Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне
нужна помощь!».
Рефлексивный этап процесса обучения предполагает осмысление полученных результатов, предметных и универсальных учебных
действий, способствующих их достижению, своей роли и значимости своего участия в учебной деятельности. В процессе рефлексии ученики обсуждают следующие вопросы:
– Больше всего мне понравилось (не понравилось)…
– Самым полезным для меня было…
- Я затруднялся…
– В процессе работы я научился…
- Хочу похвалить…
Рефлексия не только помогает школьнику осмыслить учебную деятельность, но и служит эффективным средством обратной связи для
учителя.
Оцениванию не подлежат: темп работы ученика, личностные качества школьников, своеобразие их психических процессов (особенности памяти, внимания, восприятия, темп деятельности и др.). Оцениванию подлежат индивидуальные учебные достижения учащихся (сравнение сегодняшних достижений ребенка с его собственными вчерашними достижениями). Положительно оценивается каждый удавшийся шаг ребенка, попытка (даже неудачная) самостоятельно найти ответ на вопрос. Необходимо поощрять любое проявление инициативы, желание высказаться, ответить на вопрос, поработать у доски. Поощрять, не боясь перехвалить. Учить детей осуществлять самоконтроль: сравнивать свою работу с образцом, находить ошибки, устанавливать их причины, самому вносить исправления. Осуществление информативной и регулируемой обратной связи с учащимися должно быть ориентировано на успех, содействовать становлению и развитию самооценки. При коллективной форме оценивания необходимо помочь детям увидеть успехи товарища (хорошо считает, выразительно читает, аккуратно пишет и т.д.) и, конечно, высказать пожелания и замечания (советуем выучить таблицу и завтра ее рассказать) и т.п. Коллективную оценку мы чаще всего применяем при оценивании конкурсов рисунков, поделок, образцов тетрадей, а учитель должен следить за тем, чтобы каждый ребенок участвовал в этом обсуждении. Важно по итогам урока оценить как можно больше учащихся: одних – за активную работу, других - за точность и правильность ответов, третьих – за аккуратность выполнения задания, четвёртых – за то, что внимательно слушали на уроке. А есть и такие ученики, которых нужно поблагодарить и за то, что не мешали слушать другим, что, несомненно, способствует созданию в процессе развития ситуации успеха.
Вербальные оценки могут играть доминирующую роль в формировании самооценки ученика. Это связано с тем, что эти оценки более лабильны, эмоционально окрашены, более доходчивы до учащихся. Можно проводить такие игры: “Горячий стул” (на стул приглашается один человек из класса, каждый из присутствующих говорит ему одним или двумя словами комплимент) ; “Я хороший потому, что…” (Ребята в парах по очереди называют друг другу 10 своих положительных качеств. Правила: сначала один говорит о себе, а другой считает, затем наоборот. Второй не должен повторяться.)
Со второго класса в диалогах “учитель – ученик” использовались следующие методические приемы формирования оценочной деятельности:
– В начале урока сообщается детям, какие важные дела предстоит выполнить;
– При подведении итогов урока задаются следующие вопросы:
Как, по-вашему, проходил сегодняшний урок?
Насколько он увлек вас?
К чему каждый из вас стремился? Чего достиг?
Насколько успешно мы выполнили намеченный план?
Какие возникли проблемы?
– При оценке работы ребенка особое значение придается:
упорству, старанию, труду;
достигнутому успеху;
личной позиции ученика;
мотиву, побуждению, стремлению;
возможностям ребенка достичь большего результата.
– Поощрение в ребенке:
смелости ума, умения сомневаться, способность идти на разумный риск;
готовности защищать свою точку зрения;
творческого подхода;
пытливости, любознательности;
самоконтроля, способности оценить свою работу;
стремления находить и исправлять свои ошибки.
Содержанием оценки предметных результатов является система предметных знаний и система предметных действий.
Планируемые результаты имеют уровневую структуру: базовый –опорный уровень образовательных достижений, необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся; повышенный – предполагает превышение опорного уровня, учет зоны ближайшего развития. Поэтому необходимо учитывать уровневость и при оценивании достижений: подбирать соответствующий инструментарий.
Основным направлением оценки при новом подходе становится оценка результатов деятельности по реализации и освоению основных общеобразовательных программ. В связи с этим оценивание должно основываться на четких критериях, известных не только учителю, но и учащимся. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты. Срезовые работы планировать в соответствии с формой проверочных работ итоговой оценки.
При оценке учитывается динамика образовательных достижений учащихся. Система оценки должна фиксировать как изменения общего уровня подготовленности каждого учащегося, так и динамику его успехов в различных сферах познавательной деятельности, что позволяет получить более четкую картину успехов и неудач учащихся на пути получения образования.
Система оценки естественным образом встраивается в образовательный процесс: предполагает вовлеченность в оценочную деятельность самих учащихся. В систему оценки должен быть заложен механизм, поощряющий и развивающий самооценивание учащимся своих достижений, а также рефлексию учебной деятельности. При этом учащийся, производящий самооценивание, должен иметь возможность сопоставить результаты, к которым он пришел, с оценкой учителя.
Накопительная система оценки является составной частью итоговой оценки;
Способом организации накопительной системы оценки является портфолио учащегося, понимаемое как коллекция работ и результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.
По результатам накопленной оценки делается вывод о сформированности всех групп результатов.
Субъектами контрольно-оценочной деятельности являются: учащиеся, учителя, родители учащихся, представители администрации школы.
В обязанности учителя входит: вести документацию, владеть основными видами контрольно-оценочной деятельности; работать над формированием самоконтроля и самооценки у учащихся; оценивать достижения учащихся в соответствии с требованиями; оценивать и вести учет не только предметных знаний и умений, но также универсальных учебных действий; доводить до сведения родителей достижения и успехи учащихся.
Приемы оценочной деятельности, используемые на уроке при безотметочном обучении. Лесенка ученики на ступеньках лесенки отмечают как усвоили материал: нижняя ступенька - не понял, вторая ступенька - требуется небольшая помощь или коррекция, верхняя ступенька – ребёнок хорошо усвоил материал и работу может выполнить самостоятельно. Волшебная линеечка на полях тетрадей чертят шкалы и отмечают крестиком, на каком уровне, по их мнению, выполнена работа. При проверке учитель, если согласен с оценкой ученика, обводит крестик, если нет, то чертит свой крестик ниже или выше. Проверив работу, учитель может согласиться или не согласиться с поставленной ребёнком оценкой. Светофор оценивание выполнения заданий с помощью цветовых сигналов: красный – я умею сам, жёлтый – я умею, но не уверен, зелёный – нужна помощь.
Для того чтобы сформировать у детей действия самоконтроля и самооценки школе необходимо:
- соблюдать этапы и технологически обеспечить становление контрольно-оценочной деятельности младших школьников;
- использовать разнообразные способы и организационные формы формирования действий контроля и оценки у учащихся;
- иметь систему проверочных, диагностических работ для отслеживания становления контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников и динамики формирования способов их деятельности;
- использовать эффективные и рациональные способы фиксации контрольно-оценочных действий учащихся;
- иметь нормативно-правовую базу для применения безотметочной системы оценивания, т.е. выработать относительно единую «оценочную политику» на уровне школы. Разноуровневое обучение, дифференцированные задания (причем, дифференциация не связана просто с более «легкими» и «трудными» заданиями, а именно уровнями их выполнения).
Выбор технологии уровневой дифференциации вызван стремлением помочь учащимся, не справляющимся с учёбой и из-за этого испытывающим дискомфорт в учебном процессе, что в свою очередь ведёт к целому ряду негативных последствий: потере интереса к учению, отрицательному отношению к школе и учебному труду. Использование данной технологии позволяет: -разрешить проблему требований, предъявляемых учащимся (каждый ученик работает на уровне своих возможностей, позволяющих ему справиться с данными требованиями);
-разработать обоснованные критерии оценки и установить единый уровень положительной минимальной оценки (выставление положительной отметки ученику может быть оправдано только в том случае, если он достиг обязательных результатов обучения);
-создать условия для более глубокого усвоения материала, для максимального развития учащихся, проявляющих интерес к предмету;
-выявить одарённых детей и проводить с ними систематическую индивидуальную работу.
Таким образом, формируя оценочную самостоятельность у обучающихся, работая в рамках компетентностного подхода, ориентируется не на сумму усвоенной информации – как результат образования, а на способность школьников мыслить, оценивать самостоятельно свои действия.