Отзыв ГУ "Отдел образования Есильского района" о "Критериях оценки знаний обучающихся"
Отзыв ГУ "Отдел образования Есильского района" о "Критериях оценки знаний обучающихся"
Отзыв
ГУ «Отдел образования Есильского района»
о «Критериях оценки знаний обучающихся».
5января 2016 года на заседании РМО, на котором присутствовали ведущие педагоги района. Есильского района был изучены «Критерии оценки знаний обучающихся». Рассмотрены основные положения. В ходе заседания были высказаны различные мнения методистов и учителей. Однозначно определено, что в условиях обновления содержания образования оценивание становится неотъемлемой частью преподавания и обучения.
Инструментарий формативного оценивания давно подтвердил свою эффективность в зарубежной школе, реформаторы которой искали ответы на два основных вопроса: насколько хорошо учатся дети и насколько эффективно работают учителя. Процесс формативного оценивания способствует более успешному обучению учеников и более эффективному преподаванию учителя. Формативное оценивание – процесс наблюдения как изо дня в день протекает процесс обучения. Это позволяет учителю исследовать, как в классе происходит учение и через понимание этого изменять собственное преподавание.Однако, даже для тех, кто прошёл уровневые курсы, модуль «Оценивание для обучения, оценивание обучения» вызывает трудности у учителей в применении на уроках. Практикующие учителя, прошедшие уровневые курсы, применяют рефлексивные оценочные техники, такие как «недельные отчеты». Применение подобной техники помогут учителю исследовать, насколько хорошо ученики понимают содержание и логические связи изучаемого материала, дать ученикам обратную связь относительно содержания и уровня сложности тех вопросов, которые они считают существенными. Применение подобной техники осуществляет быструю обратную связь, в которой ученики сообщают, чему они научились за неделю или курса и какие трудности у них возникли. В конце рабочей недели учащимся раздаются листы, в которых они отвечают на вопросы: «Чему я научился за эту неделю?», «Какие вопросы остались для меня неясными?», «Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?».
Несомненно, процесс формативного оценивания помогает каждому учителю получить информацию о том, насколько успешно учатся его ученики. Но при этом, существенно увеличиваются нагрузки на самого учителя, так как не только к каждому уроку, но к каждому этапу урока необходимо разработать чётко дозированную, продуманную систему заданий и определить критерии оценок для учащихся. А это требует больших временных затрат при подготовке к урокам, что вынуждает учителя работать практически на износ, потому что качественная подготовка даже одного урока- это 2-3 часа минимум. А если подготовок в день три? И необходимо ещё проработать большое количество информации, проанализировать её?! Работа учителя растягивается на 12-15 часов в сутки.
Ещё один существенный минус, это то, что основная масса учеников при самооценке, даже имея очень точно разработанные критерии, оценивает себя субъективно, чаще «завышая» оценки, о чём, кстати, при рефлексии, говорят или указывают мотивированные ученики. Они пишут, что ни при работе в команде, ни при индивидуальной работе, даже видя свои недостатки, реально не хочется их признавать и оценивать себя объективно. То есть, необходимо работать над мотивацией ребёнка « Я хочу это узнать, я научусь работать самостоятельно, яхочу чтобы урок продолжался…».К сожалению, в обычных школах для большинства учеников, особенно в среднем звене, проблема мотивации учащихся к учению остаётся актуальной, как и пропуски уроков по тем или иным причинам. Несомненно, необходимо менять существующую систему оценивания, если её действие неэффективно. И, несомненно, приучать учеников к новой системе оценивания необходимо, начиная с начальных классов. Возможно, было бы эффективно проверить, насколько сработает эта система оценивания в среднем звене, создав в школах экспериментальные площадки, когда в эксперименте будет задействован какой-то один класс из среднего и старшего звена, но при этом все учителя-предметники будут работать, используя механизмы и технологии формативного оценивания. Результаты подобного эксперимента можно обсудить на заседаниях творческих групп, сообществ учителей, прошедших уровневые курсы. Тогда можно будет сделать более объективные выводы о возможностях, достоинствах и недостатках системы формативного и суммативного оценивания.
Вопросы по формативному и критериальному оцениванию рассматривались на заседании РМО начальных классов Есильского района и ранее: август и ноябрь 2015г. Учителя начальных классов в целом положительно относятся к данным критериям. Критериальное оценивание поможет учителю создавать для обучающихся ситуацию успеха и на уроке, и в жизни. Внедрение его в образовательную практику будет способствовать тому, что каждый ученик сможет оценивать свои знания и умения на определенном этапе. Для этого нужно будет провести большую разъяснительную работу среди родительской общественности, потому что они привыкли к тому, что ребенок должен получать оценку каждый день, а отсутствие ежедневной оценки будет одних беспокоить, а для других- повод не беспокоиться(т.е. не надо заниматься с ребенком, помогать ему) Для введения критериального оценивания необходимо учителей научить разрабатывать критерии оценивания любой деятельности обучающихся, методические рекомендации. Считаем целесообразным предложить учителям разработанные образцы тестовых, контрольных срезов знаний( чтобы они были в какой-то мере едиными, как, например, раньше в журнале «Начальная школа» в конце каждого полугодия предлагались примерные контрольные работы по предметам, чтобы каждый учитель знал к чему ему стремиться, с целью стандартизации оценок для обеспечения объективности и прозрачности оценивания. )
Подготовила: Л.Богучарская
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Отзыв ГУ "Отдел образования Есильского района" о "Критериях оценки знаний обучающихся"»
Отзыв
ГУ «Отдел образования Есильского района»
о «Критериях оценки знаний обучающихся».
5января 2016 года на заседании РМО, на котором присутствовали ведущие педагоги района. Есильского района был изучены «Критерии оценки знаний обучающихся». Рассмотрены основные положения. В ходе заседаниябыли высказаны различные мнения методистов и учителей. Однозначно определено, что в условиях обновления содержания образования оценивание становится неотъемлемой частью преподавания и обучения.
Инструментарий формативного оценивания давно подтвердил свою эффективность в зарубежной школе, реформаторы которой искали ответы на два основных вопроса: насколько хорошо учатся дети и насколько эффективно работают учителя. Процесс формативного оценивания способствует более успешному обучению учеников и более эффективному преподаванию учителя. Формативное оценивание – процесс наблюдения как изо дня в день протекает процесс обучения. Это позволяет учителю исследовать, как в классе происходит учение и через понимание этого изменять собственное преподавание.Однако, даже для тех, кто прошёл уровневые курсы, модуль «Оценивание для обучения, оценивание обучения» вызывает трудности у учителей в применении на уроках.Практикующие учителя , прошедшие уровневые курсы, применяют рефлексивные оценочные техники, такие как «недельные отчеты». Применение подобной техники помогут учителю исследовать, насколько хорошо ученики понимают содержание и логические связи изучаемого материала, дать ученикам обратную связь относительно содержания и уровня сложности тех вопросов, которые они считают существенными. Применение подобной техники осуществляет быструю обратную связь, в которой ученики сообщают, чему они научились за неделю или курса и какие трудности у них возникли. В конце рабочей недели учащимся раздаются листы, в которых они отвечают на вопросы: «Чему я научился за эту неделю?», «Какие вопросы остались для меня неясными?», «Какие вопросы я задал бы ученикам, если бы я был учителем, чтобы проверить, поняли ли они материал?».
Несомненно, процесс формативного оценивания помогает каждому учителю получить информацию о том, насколько успешно учатся его ученики. Но при этом, существенно увеличиваются нагрузки на самого учителя, так как не только к каждому уроку, но к каждому этапу урока необходимо разработать чётко дозированную, продуманную систему заданий и определить критерии оценок для учащихся. А это требует больших временных затрат при подготовке к урокам, что вынуждает учителя работать практически на износ, потому что качественная подготовка даже одного урока- это 2-3 часа минимум. А если подготовок в день три? И необходимо ещё проработать большое количество информации, проанализировать её?! Работа учителя растягивается на 12-15 часов в сутки.
Ещё один существенный минус, это то, что основная масса учеников при самооценке, даже имея очень точно разработанные критерии, оценивает себя субъективно, чаще «завышая» оценки, о чём, кстати, при рефлексии, говорят или указывают мотивированные ученики. Они пишут, что ни при работе в команде, ни при индивидуальной работе, даже видя свои недостатки, реально не хочется их признавать и оценивать себя объективно. То есть, необходимо работать над мотивацией ребёнка « Я хочу это узнать, я научусь работать самостоятельно, яхочу чтобы урок продолжался…» .К сожалению, в обычных школах для большинства учеников, особенно в среднем звене, проблема мотивации учащихся к учению остаётся актуальной, как и пропуски уроков по тем или иным причинам. Несомненно, необходимо менять существующую систему оценивания, если её действие неэффективно. И, несомненно, приучать учеников к новой системе оценивания необходимо, начиная с начальных классов. Возможно, было бы эффективно проверить, насколько сработает эта система оценивания в среднем звене, создав в школах экспериментальные площадки, когда в эксперименте будет задействован какой-то один класс из среднего и старшего звена, но при этом все учителя-предметники будут работать, используя механизмы и технологии формативного оценивания. Результаты подобного эксперимента можно обсудить на заседаниях творческих групп, сообществ учителей, прошедших уровневые курсы . Тогда можно будет сделать более объективные выводы о возможностях, достоинствах и недостатках системы формативного и суммативного оценивания.
Вопросы по формативному и критериальному оцениванию рассматривались на заседании РМО начальных классов Есильского района и ранее: август и ноябрь 2015г. Учителя начальных классов в целом положительно относятся к данным критериям. Критериальное оценивание поможет учителю создавать для обучающихся ситуацию успеха и на уроке, и в жизни. Внедрение его в образовательную практику будет способствовать тому, что каждый ученик сможет оценивать свои знания и умения на определенном этапе. Для этого нужно будет провести большую разъяснительную работу среди родительской общественности, потому что они привыкли к тому, что ребенок должен получать оценку каждый день, а отсутствие ежедневной оценки будет одних беспокоить, а для других- повод не беспокоиться(т.е. не надо заниматься с ребенком, помогать ему) Для введения критериального оценивания необходимо учителей научить разрабатывать критерии оценивания любой деятельности обучающихся, методические рекомендации. Считаем целесообразным предложить учителям разработанные образцы тестовых, контрольных срезов знаний( чтобы они были в какой-то мере едиными, как , например, раньше в журнале «Начальная школа» в конце каждого полугодия предлагались примерные контрольные работы по предметам, чтобы каждый учитель знал к чему ему стремиться, с целью стандартизации оценок для обеспечения объективности и прозрачности оценивания. )