Цель: сформировать и расширить в создании детей понятие «доброта», её роль в нашей жизни; развивать личностные компоненты познавательной деятельности: активность, произвольность, самостоятельность, преодоление пассивности; развивать и воспитывать в детях такие ценные качества, как доброта, отзывчивость, чуткость, понимание, желание помочь.
Оформление класса: класс украшен шарами, на доске яркими буквами написано «Сад доброты»; в конце занятия на доске получается яркая декорация с деревьями, ладошками, сердечками и образом «Доброты».
Ход занятия:
Воспитатель: - Здравствуйте, ребята! Я рада вас всех видеть. Сегодня мы проведём с вами необычное занятие, на котором будем говорить о доброте. Я хочу узнать у вас сегодня: что такое доброта, где она живёт. встречается ли она в нашей жизни? Но сначала давайте повторим с вами правила поведения на занятии: - не кричать с места; - поднимать руку; - не перебивать друг друга; - внимательно слушать воспитателя; - активно участвовать в выполнении заданий.
- Послушайте стихотворение:
- Добрый день! – тебе сказали,
- Добрый день! – ответил ты.
Как две ниточки связали
теплоты и доброты!
- Ребята, нужно ли здороваться?
- Вы всегда это делаете, не забываете?
- Ребята, чтобы наше занятие получилось добрым и тёплым, мы с вами сейчас поздороваемся особенным образом. Встаньте в круг. Ритуал приветствия: - Сегодня утром ко мне в гости пришла улыбка. Она была ласковая, добрая, приветливая, что я сразу с ней подружилась и теперь очень хочу поделиться этой доброй улыбкой с вами, и очень хочу, чтобы вы с ней тоже подружились (воспитатель держит в руках мягкую игрушку, улыбается и передаёт её ребёнку, и так по кругу).
- Молодцы! Ребята, прочитайте название на доске название нашего занятия… «Сад доброты».
- Сегодня мы с вами будем сажать необычные волшебные деревья. Это не яблони, не сливы и не груши. Это деревья доброты. Вот мы сейчас с вами поздоровались и подарили друг другу добрую улыбку. В нашем саду можно смело посадить первое доброе дерево, необычное, которое так и называется «Добрая улыбка» (на доску приклеивается макет дерева).
- Я вижу настроение у вас повысилось и нам сразу стало теплее.
Если кому-то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит живёшь ты не зря.
- Ребята, есть солнце большое, которое светит на небе. От него нам всем тепло, светло и радостно. Но есть ещё другое солнышко, очень маленькое, которое живёт внутри нас. Но оно также греет и также ярко светит внутри каждого. Это солнышко – доброта. - Скажите, а где же в нас может жить доброта? (В сердце).
- Молодцы! Правильно, конечно доброта живёт в наших сердцах. Послушайте стихотворение М.Садовского «Доброе сердце».
Я как-то в дом принёс щенка,
Бездомного бродягу,
Чтоб покормить его слегка,
Голодного беднягу.
- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть,
найдётся супа ложка.
Я во дворе нашёл потом
Котёнка чуть живого,
Его принёс я тоже в дом,
Сказала мама снова:
- Ну, что ж, - она сказала, - пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть,
Найдётся каши ложка.
Я под гнездом нашёл птенца,
Над ним вороны вились,
Я спрятал в шапку сорванца,
Мы с ним домой явились.
- Ну, что ж, - сказала мама, - пусть
Он поживёт немножко.
В глазах его такая грусть
Найдётся хлеба крошка.
Однажды я принёс ежа,
ужа и черепаху,
И заяц в нашу дверь вбежал,
Наверное, от страху.
Сказала мама:
- Пусть живут
– В квартире так чудесно,
А если потеснимся тут,
-Я вижу настроение у вас повысилось и нам сразу стало теплее.
Если кому – то поможет
Твоя доброта и улыбка твоя,
То день не напрасно был прожит,
Значит живёшь ты не зря.
Ребята, есть солнце большое, которое светит на небе. От него нам всем тепло, светло и радостно. Но есть ещё другое солнышко, очень маленькое, которое живет внутри нас. Но оно также греет и также ярко светит внутри каждого. Это солнышко – доброта. –Скажите, а где же в нас может жить доброта?(В сердце)
-Молодцы! Правильно, конечно доброта живёт в наших сердцах. Послушайте стихотворение М.Садовского «Доброе сердце».
Я как-то в дом принёс щенка,
Бездомного бродягу,
Чтоб покормить его слегка,
Голодного беднягу.
-Ну, что ж, - сказала мама, -пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть,
Найдётся супа ложка.
Я во дворе нашёл потом
Котёнка чуть живого,
Его принёс я тоже в дом,
Сказала мама снова:
-Ну, что ж, -она сказала, -пусть
Он поживёт немножко,
В глазах его такая грусть,
Найдётся каши ложка.
Сказала мама:
-Пусть живут
-В квартире так чудесно,
А если потеснимся тут,
И нам найдётся место.
- Ребята, вам понравилось стихотворение?
- О чём оно?
- Что делал с животными мальчик?
- Каких животных он приносит домой?
- Что мальчику говорила мама?
- Что вы можете сказать о сердце мальчика и его мамы?
- А как бы вы поступили?
- Ребята, сейчас мы с вами посадим в нашем саду другое дерево, которое называется «Доброе сердце».
-Ребята, а вы знаете стихи о доброте?(дети рассказывают стихи)
Арсений
В доме добрыми делами занята
Тихо ходит по квартире доброта.
Утро доброе у нас,
Добрый день и добрый час,
Добрый вечер, ночь добра,
Было доброе вчера.
И откуда, спросишь ты,
В доме столько доброты?
От этой доброты приживаются цветы,
Зайцы, ёжики, птенцы.
Е.Саша
Я хочу, чтоб все смеялись,
Чтобы мечты всегда сбывались,
Чтобы детям снились радостные сны.
Чтобы утро добрым было,
Чтобы мама не грустила,
Чтобы в мире больше не было войны.
Нонна
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
Маша
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
Паша
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта-она от века
Украшенье человека…
К.Миша
-Добрый день!-тебе сказали,
-Добрый день!-ответил ты.
Как две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Матвей
За что мы говорим «спасибо»?
За всё, что делают для нас
И мы припомнить не смогли бы,
Кому сказали, сколько раз.
Г.Саша
Слова чудеснейшие эти
Услышать каждый очень рад,
Добреют взрослые и дети
И улыбнуться вам спешат
-Молодцы ребята!
- А вы знаете какие-нибудь сказки?
- А сами сможете отличить злого сказочного героя от доброго?
- Я вам сейчас буду называть сказочного героя, а вы хором отвечайте злой он или добрый. Вопросы: Красная Шапочка, Колобок, Змей Горыныч, Серый волк, Баба-Яга, Буратино, Золушка, Иван Царевич, Царевна-лягушка, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Снегурочка, Колдунья, Дед Мороз.
- Молодцы! Справились! Мы можем смело посадить дерево, которое называется «Добрый сказочный герой».
Физкультминутка «Буратино».
Буратино потянулся,
Руки в стороны развёл,
Улыбнулся, наклонился,
Только ключик не нашёл.
Встал, присел, встал, присел,
- Ну куда ж я ключик дел?
Повернулся, наклонился,
Улыбнулся, удивился,
Руки в стороны развёл,
Снова ключик не нашёл.
Загрустил наш Буратино,
Потихонечку пошёл,
Вдруг наш друг остановился,
Улыбнулся, наклонился,
Руки в стороны развёл:
- Вот же ключик! Я нашёл!
- Ребята, а вы верите в волшебников?
- А какие волшебники бывают?
- Вот я сейчас попробую стать доброй волшебницей и постараюсь угадать ваши желания. Вы зажмурьте глаза и придумайте желание, а я скажу пока волшебное заклинание. Стать волшебницей
Ну-ка, попробуй! Тут хитрости вовсе не нужно особой. Понять и исполнить желанье другого – Одно удовольствие, честное слово! - Ой! Ой! Ой! Сколько желаний! И они у вас всех такие разные. Но что я вижу и слышу: вы все хотите потанцевать! Я угадала? (Дети отвечают). - Тогда я с удовольствием выполняю ваше общее желание. Вставайте в круг (исполняется песня «Добрый жук» с танцевальными движениями).
Песня: «Добрый жук».
1. Встаньте дети, встаньте в круг,
встаньте в круг, встаньте в круг.
Жил на свете добрый жук,
Старый добрый жук.
Припев:
Никогда он не ворчал,
Не пищал, не кричал.
Громко крыльями трещал,
Строго ссоры запрещал.
2. Встаньте дети, встаньте в круг,
встаньте в круг, встаньте в круг.
Ты мой друг и я твой друг,
Старый верный друг.
Припев:
Полюбили мы жука
Старика, добряка,
Очень уж душа светла
У него весельчака.
- Добрый у нас танец получился? (Дети отвечают).
- Тогда давайте посадим следующее дерево в нашем добром саду. Оно называется «Добрый танец».
-Ребята, а вы знаете пословицы о доброте?
Виолетта
Делай добро и жди добра.
Оксана
Добро творить-себя веселить!
К.Миша
Жизнь дана-на добрые дела!
Б.Миша
Доброе дело дороже богатства
В.Кирилл
Доброе слово и кошке приятно.
Никита
Доброе дело радость приносит.
- Ребята, мы с вами очень-очень разные. Посмотрите друг на друга и скажите, чем мы отличаемся? (Цвет волос, глаз, разная одежда, рост и т.д.)
- Но мы должны с вами всегда хорошо относиться друг к другу, быть чуткими и добрыми, мы не должны друг друга обижать, мы должны друг другу помогать, поддерживать, говорить вежливые слова. Чтобы посадить следующее дерево в нашем саду вам нужно выполнить следующее задание: обведите карандашом на цветной бумаге свою ладошку, вырежьте контур ножницами, придумайте доброе пожелание и приклейте свою ладошку на доску. (Дети работают с цветной бумагой и ножницами по музыку). - Молодцы! Давайте посадим с вами следующее дерево, которое называется «Доброе пожелание».
- Ребята, смотрите, сколько в нашем добром саду растёт добрых деревьев, но только я что-то не вижу доброты. Скажите мне, что такое «доброта»? Какая она? (Ответы детей).
- А давайте пригласим «доброту» жить к нам в наш сад. А как можно это сделать? (Нарисовать). Творческая коллективная творческая работа: «Мы рисуем доброту». (Каждый ребёнок вносит своё в общий портрет «Доброты». Кто-то рисует глаза, кто-то рот, кто-то уши и т.д. В итоге на доске нарисован цветными мелками «Портрет Доброты»).
- Ребята, вы очень хорошо справились с заданием. Молодцы! Рисунок отличный, и мы с вами посадим в нашем саду ещё одно дерево, которое называется «Добрый рисунок».
- У нас с вами осталось ещё одно непосаженое дерево. Оно называется «Добрая песня». Давайте его посадим. А раз мы уже посадили, давайте, исполним с вами хорошую добрую песенку «Если добрый ты» (исполнение песни).
Песня: «Если добрый ты».
1. Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день – это хорошо,
А когда наоборот – плохо.
2. С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь – с ними веселей,
А когда наоборот – скучно.
3. Слышишь, как звенят в небе высоко,
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты, то всегда легко,
А когда наоборот – трудно.
- Ну вот, ребята, наше занятие подошло к концу. Посмотрите-ка, мы с вами посадили сад доброты и поселили в него добрую, ласковую, весёлую Доброту! Вам понравилось занятие? Чем? - Какое у вас настроение? (Прикрепить бабочку к тучке или к солнцу). - Не будите ссориться и драться? - Капризничать и обзываться? - Будите друг другу помогать? - Называть друг друга только добрыми словами? - Я думаю, с сегодняшнего дня, вас смело можно назвать всех без исключений добрыми детьми! Хочется попрощаться и при этом пожелать: