kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытое занятие как эффективная форма представления опыта работы педагога

Нажмите, чтобы узнать подробности

Открытое занятие - форма содействия повышения профессионального мастерства педагога путем показа приемов работы. Целью открытого занятия является - показ методов, форм, и их оптимального сочетания при комплексной реализации развивающих, обучающих и воспитательных целей занятия.

Главное отличие открытого занятия от мастер-класса состоит в том, что во время открытого занятия педагог взаимодействует только с обучающимися, не отвлекаясь и не общаясь с гостями. Педагог сосредотачивается на содержании занятия и ведёт детей к поставленной цели.

Просмотр содержимого документа
«Открытое занятие как эффективная форма представления опыта работы педагога»

"ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ОПЫТА РАБОТЫ ПЕДАГОГА"





Сильным, опытным становится педагог,

который умеет анализировать свой труд.

 Василий Александрович Сухомлинский







Педагогический опыт –  это творческое активное освоение и реализация педагогом в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, особенностей  детей, детского коллектива и собственной личности педагога.



Представление педагогического опыта - это одна из форм самореализации и самовыражения педагога.

На практике выявлены три уровня обобщения педагогического опыта: практический, методический и научный.


Наиболее часто применяемые педагогом формы представления опыта: сообщение, открытое занятие, мастер-класс, описание педагогического опыта.

Сегодня мы с вами поговорим о такой форме представления опыта работы педагога как открытое занятие.



Открытое занятие - форма содействия повышения профессионального мастерства педагога путем показа приемов работы. Целью открытого занятия является - показ методов, форм, и их оптимального сочетания при комплексной реализации развивающих, обучающих и воспитательных целей занятия.


Главное отличие открытого занятия от мастер-класса состоит в том, что во время открытого занятия педагог взаимодействует только с обучающимися, не отвлекаясь и не общаясь с гостями. Педагог сосредотачивается на содержании занятия и ведёт детей к поставленной цели.


Педагоги проводят открытые занятие 1-2 раза за год, представляя знание методики преподавания своего предмета и уровень усвоения образовательной программы учащимися на данный период времени.


Занятие должно соответствовать теме учебно-тематического плана и содержанию образовательной программы, по которой работает педагог.



Занятие – основной элемент организации образовательного процесса в образовательном учреждении.

Занятие в учреждении дополнительного образования детей обладает рядом особенностей: оно менее регламентированное, более гибкое, свободное по составу субъектов, по чередованию форм работы, насыщению различными видами деятельности; имеет другую систему оценивания результатов деятельности обучающихся.

Открытое занятие – центральная часть многих конкурсных испытаний. И участники конкурса «Сердце отдаю детям» не по наслышке знают об этом Давайте рассмотрим

Этапы подготовки открытого занятия

1.  Определиться с темой открытого занятия в рамках образовательной программы.

2.  Четко определить цель и задачи учебного занятия и предполагаемый результат.

3.  Отобрать содержание и подумать какой дидактический, наглядный и демонстрационный материал может быть использован на занятии.

4.  Решить, с помощью каких приемов будут решаться дидактические задачи.

5.  Подумать в какой обстановке будет проходить занятие: как расположить столы, где будет крепиться и демонстрироваться учебный материал и т. д.

6.  Если занятие планируется провести с использованием ИКТ, то следует заранее приготовить все необходимое ( компьютер, мультимедийный проектор, экран), а также проверить электронные носители, их загрузку и восприятие (читаем ли шрифт, доступен ли материал для данной категории детей).

7.  Составить удобный план-конспект учебного занятия.

8.  Составляя план занятия, следует продумать сочетание применяемых на занятии методов согласно этапам занятия ( объяснительно-репродуктивный, наглядный, практический, метод закрепления и др.).

9.  Важным моментом в подготовке занятия является учет возрастных особенностей детей.

10.  Продумайте заключительный этап занятия, подведение итогов.

Желательно, чтобы педагог, разрабатывая модель открытого занятия, был ориентирован на следующие критерии успешности его проведения:



1.Удовлетворенность самого педагога, коллег, администрации и обучающихся.

2. Наличие оправданной, полезной и педагогически привлекательной новизны.

3. Факт достижения заявленной цели.

4.Активизация познавательной деятельности обучающихся.

5.Сбалансированность форм и методов, применяемых в процессе деятельности.

6.Наличие доверительно-уважительной эмоционально-положительной установки, увлеченность и включенность обучающихся в процесс.

7.Учет интересов каждой группы обучающихся (нуждающихся в педагогической поддержке, одаренных, успешных, средних).

8.Использование необходимых вспомогательных средств обучения, средств наглядности, технических средств.

9.Естественность проведения занятия, выстраивание взаимоотношения педагога и обучающихся на основе сотрудничества.



  1. Определившись с темой занятия педагог определяет

  2. какого типа занятие собирается показать. В течение всего учебного года педагог проводит занятия разного типа: (вы их можете видеть на слайде)

  • сообщение и усвоение новых знаний;

  • повторение и обобщение полученных знаний;

  • закрепление знаний, выработка умений и навыков;

  • обобщение и систематизация знаний;

  • комбинированное занятие – включает в себя элементы всех выше представленных типов:

  • проверка знаний ранее изученного материала,

  • изложение нового материала,

  • первичное закрепление новых знаний,

  • применение их на практике.




Наиболее полно педагог может раскрыть свой талант во время проведения занятия комбинированного типа, поэтому я рекомендую вам в соответствии с учебным планом планировать проведение занятия именно такого типа.



  1. Цель занятия – это заранее запланированный, конечный результат, то есть цель показывает, чего надо достичь на данном конкретном занятии, например:

Тема «Японский сувенир – как отражение культуры, быта и традиций народа»

Цель занятия: приобщить учащихся к искусству изготовления сувениров через знакомство с лучшими традициями японского народа.


Цель достигается в процессе решения комплекса задач: образовательных, развивающих, воспитательных.


Задачи – это пути достижения цели. В нашем случае к образовательным задачам относятся: знакомство с основными видами сувениров Японии… к развивающим – расширение знаний о технологических приёмах изготовления сувениров…к воспитательным – воспитание любознательности и интереса к окружающему миру…


  1. Продумать содержание занятия: определить объём и сложность материала в соответствии с поставленной целью и возможностями учащихся. Продумать каждый этап и логику занятия, отобрать наиболее эффективные методы обучения, а так же способы работы детей на каждом этапе занятия в соответствии с поставленной целью, задачами и содержанием образовательной программы.

Метод обучение – это способ организации совместной деятельности педагога и учащихся, направленной на решение образовательных задач.


На каждом этапе занятия педагог использует различные методы обучения. В зависимости от изучаемого предмета подбираются соответствующие методы, я представлю только некоторые из них:(Вы их можете видеть на слайде)


На этапе изучения нового материала используются:

  • словесный метод (объяснение, рассказ, чтение),

  • наглядно-иллюстративный метод (показ, демонстрация),

  • аудиовизуальный (восприятие нового материала с помощью аудио и видеоматериалов)

  • метод проблемного обучение (постановка проблемы, поиск путей решения)

  • исследовательские методы (проведение опытов, экспериментов, лабораторных работ)

На этапе закрепления изученного материала используется методы:

  • словесные методы (беседа, дискуссия),

  • репродуктивный метод – это действия по образцу,

  • метод игры (дидактическая или познавательные игра)

  • практические методы (упражнение, лабораторная, практическая работа)


На этапе повторения и контроля изученного:

  • Метод наблюдения

  • Устный контроль (опрос, работа с карточками)

  • Письменный контроль (проверочная, контрольная, самостоятельная работа, тестирование)

  • Защита творческих работ


  1. Вписать содержание в структуру занятия.

Структура занятия очень проста и состоит из трёх составляющих: подготовительной, основной и заключительной части.

На слайде вы можете видеть структуру комбинированного занятия

Мы рассмотрим более подробно структуру комбинированного занятия. Занятие комбинированного типа состоит из:

Подготовительной части, которая включает в себя:

  • Организацию начала занятия, сообщение темы и цели занятия



Основной части, которая состоит из:

  • проверки имеющихся у детей знаний и умений для подготовки к изучению новой темы.

  • ознакомления с новыми знаниями и умениями.

  • упражнений на освоение и закрепление знаний, умений, навыков по образцу

  • Переноса новых знаний в сходную ситуацию творческого характера.


Заключительной части, в которой:

  • Подводятся итоги занятия, формулируются выводы.

  1. Оформление плана-конспекта занятия:

План – конспект открытого занятия должен иметь следующие составные элементы:

  1. Титульный лист:

    • название учреждения;

    • вид мероприятия;

    • предмет

    • тема;

    • должность и Ф.И.О. педагога;

    • место и дата проведения;

  2. В пояснительной записке к открытому занятию прописывается следующие моменты:

  • Образовательная программа, по которой работает педагог, раздел (если есть) итема программы (которым соответствует данное занятие),

  • год обучения детей,

  • Возраст обучающихся,

  • Форма занятия (групповая, мини-группа, индивидуальная),

  • Цель и задачи,

  • Перечень дидактических материалов,

  • Материально-техническое оснащение занятия

  • Словарик профессиональных терминов, где прописываются названия и толкование профессиональных терминов, используемых на данном занятие.


  1. Далее оформляется план-конспект занятия. На каждом этапе подробно расписывается ход занятия, и время, которое отводится на каждый этап. Любое открытое занятие в сумме должно составлять 30-45 минут, не зависимо от продолжительности учебного занятия.

(На слайде)


План — это письменная формулировка основных этапов

занятия, формулировка тематики опроса, вопросов беседы, для

закрепления изучаемого материала, перечень задач, упражнений,

фиксация основных положений рассказа педагога.


Конспект занятия — подробное описание всего хода занятия с формулировками вопросов к учащимся; это описание наглядных пособий и методики их использования; это полный конспект излагаемого педагогом материала. Конспект занятия — это его сценарий. Педагог фиксирует название этапов, раскрывает его осуществление. Если намечена беседа, то формулируется ряд ее последовательных вопросов. Если намечена информация педагога –приводится план этой информации, или тезисы. Если учащимся предлагается самостоятельное наблюдение – указывается материал

этих наблюдений и порядок его анализа, техническая аппаратура, мера и продолжительность использования.

Выбор того, что писать — план или конспект, — индивидуальное право каждого педагога. Начинающим педагогам

конспект более надежно обеспечивает продуманность, четкость,

последовательность, эффективность проведения учебного занятия.


  1. Продумать средства обучения:

наглядный, дидактический, раздаточный материал и материально-техническое оснащение занятия.


После составления плана-конспекта занятия необходимо проанализировать его с точки зрения того, ведет ли он к достижению выдвинутых цели и задач или нет, и если необходимо, внести коррективы.

Следует помнить, что структура занятия тесно связана с его организацией, поэтому надо четко продумать распределение времени для каждого этапа занятия..



Во время занятия экспертная группа анализирует работу педагога и детей. Они обращают внимание со стороны организационной части занятия:

  • Своевременно ли приходит педагог в кабинет,

  • имеет ли в наличии план-конспект занятия, наличие образовательной программы

  • подготовлены ли пособия, оборудование,

  • готовы ли дети к занятию,

  • санитарное состояние кабинета.


По содержанию программы:

  • Глубина и научность объяснений педагога

  • Интересно ли ведётся объяснение

  • Применяются ли средства наглядности

  • Какие методы обучения применяет педагог

  • Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний

  • Уровень самостоятельности

  • Культура речи

  • Система стимулирования


Воспитательная роль занятия:

  • Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях

  • Приучены ли дети к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения

  • Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину.

  • Роль педагога, его культура, речь, такт, одежда, манеры, взаимоотношения с обучающимися


После завершения занятия комиссия вместе с педагогом обсуждает его проведение. Сначала педагог проводит рефлексию, т.е. самоанализ своего занятия, во время которого он должен рассказать:

  1. Каково место данного занятия в теме, разделе образовательной программы? Как он связан с предыдущими занятиями, на что в них опирается? Как это занятие работает на последующие занятия, темы, разделы? В чем специфика этого занятия?

  2. Была ли обеспечена комплексность всех поставленных задач? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности группы?

  3. Как был организован контроль усвоения знаний, умений и навыков

  4. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то – как и почему?

  5. На что необходимо обратить внимание при планировании следующих занятий?


После рефлексии педагога эксперты совместно всесторонне анализируют прошедшее занятие, сообщают педагогу о достоинствах и недостатках данного мероприятия и дают рекомендации для повышения качества проводимых занятий. Затем методист, ответственный за данный фронт работы, на основании обсуждения пишет заключение, в котором подробно описывает решение комиссии по данному открытому занятию, и в течении следующих трёх дней предоставляет один экземпляр председателю экспертной комиссии, а второй – педагогу, проводившему занятие.



Экспертная комиссия должна состоять не менее, чем из 3-х человек. Членами комиссии могут быть: директор, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, руководители структурных подразделений, методисты и педагоги высшей квалификационной категории по данному виду деятельности.










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытое занятие как эффективная форма представления опыта работы педагога

Автор: РЫБАЛКИНА НАТАЛЬЯ АЛЕКСАНДРОВНА

Дата: 20.02.2019

Номер свидетельства: 500607

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ФОЛЬКЛОРА КАК ЭФФЕКТИВНОГО СРЕДСТВА ПОВЫШЕНИЯ УРОВНЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(112) "ispol-zovaniie-fol-klora-kak-effiektivnogo-sriedstva-povyshieniia-urovnia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132767"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406235"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "ФОЛЬКЛОР КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ПОВЫШЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ "
    ["seo_title"] => string(88) "fol-klor-kak-effiektivnoie-sriedstvo-povyshieniia-dvigatiel-noi-aktivnosti-doshkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "132771"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416406865"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(175) "Из опыта работы «Воспитание - как процесс целенаправленного формирования и развития личности» "
    ["seo_title"] => string(100) "iz-opyta-raboty-vospitaniie-kak-protsiess-tsielienapravliennogho-formirovaniia-i-razvitiia-lichnosti"
    ["file_id"] => string(6) "169699"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423459050"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Экологическое воспитание школьников: из опыта работы "
    ["seo_title"] => string(57) "ekologhichieskoie-vospitaniie-shkol-nikov-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "227610"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440836962"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства