Разработка открытого занятия
“Плетение кустика землянички”
Направленность разработки занятия: изучение детьми ремесла бисероплетения, быстрое и качественное усвоение поставленных целей и задач.
Занятие рассчитано на общую категорию детей с различными способностями; с учетом их возрастных особенностей.
Все ученики разделены на три уровня, к каждому ребенку педагог в процессе обучения подходит индивидуально.
Содержание занятия носит не только обучающий, но и развивающий, познавательный характер.
Актуальность: воспитание активной, творческой личности, обладающей умениями и навыками параллельного плетения.
Новизна: Раскрытие темы занятия проходит в необычной форме. Урок составлен как увлекательное действие с оригинальной постановкой проблем, открытием удивительного в обычных явлениях.
Цель занятия: приобщить детей к истокам народной культуры через занятия с бисером, формировать творческое начало, эстетическое восприятие мира.
Задачи:
- научить детей делать объемные изделия на проволочном каркасе и придавать им необходимую для композиционного решения форму. Совершенствовать умения и навыки работы со схемами и цветовой гаммой;
- развивать навыки и умения, необходимые при работе с бисером: усидчивость, аккуратность, чувство меры, единства, мелкую моторику руки;
- воспитывать любовь к природе, чувство прекрасного, умение видеть и ценить красоту вокруг себя. Формировать чувство коллективизма, умение работать в коллективе.
Результат:
- пробуждение у детей интереса к народному творчеству;
- запоминание материала;
- выработка умений изготавливать изделия из бисера;
- развитие мышления и самостоятельности детей;
- работа детей на занятии как активный процесс.
Форма обучения: учебное занятие.
Методы обучения:
- словесные: объяснение, рассказ, беседа.
- наглядные: демонстрация готовых работ, карточки, плакаты.
- практические: плетение изделия из бисера.
2. Материально – техническое обеспечение
Материалы и оборудование:
- салфетка;
- проволока;
- бисер зеленого, красного, белого и черного цветов;
- ножницы;
- мулине зеленого или коричневого цвета;
- схемы плетения;
- ткань красного цвета;
- вата;
- леечка или корзиночка;
- тетрадь, ручка, цветные карандаши.
Наглядно – методическое обеспечение:
- пленка с записью тематической музыки (П. И. Чайковский «Детский альбом», Вивальди «Времена года»);
- дидактический материал;
- поэтапные таблицы плетения;
- наглядные модели цветов;
- комплекс физических упражнений.
Рекомендации.
На занятии педагогу очень важно создать комфортную доверительную и творческую атмосферу. Необходимо с первых же минут настроить детей на доброе отношение друг к другу и сотрудничество. Учитывая большую эмоциональность и впечатлительность детей данного возраста, педагогом выбрана игровая форма проведения занятия, а именно, игра - путешествие. Лишь во время игры серьёзный труд делается для детей занимательным, и они работают с интересом, увлечённо, не отвлекаются, легко переключаются с одного вида деятельности на другой, что положительно влияет на результативность обучения.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности», - писал В.А. Сухомлинский.
Приобщение детей к народной культуре на этом занятии происходит в форме занимательного путешествия в мир любимых сказок С. Я. Маршака «12 месяцев».
После вступительной беседы педагог поэтапно объясняет выполнение плетения. Предлагаемая к изготовлению схема кустика землянички достаточно проста в исполнении. Так как в плетении повторяются количество ягодок или веточек, то ребенку тяжело справиться с этим количеством одному и растягивается процесс плетения, поэтому целесообразно работать бригадным методом. Ребята в каждом уровне плетения выполняют по одному элементу, иногда по два, что не так утомительно и процесс плетения сокращается. Следует поощрять взаимопомощь и чаще ставить детей в позицию инструктора.
Во время работы педагог помогает детям, испытывающим затруднения, а также обращает внимание ребят на типичные ошибки и показывает варианты их исправления.
Итоги работы можно подвести в виде выставки, здесь также будут уместны советы по закреплению ягодок, цветочков и листочков к стволу.
Желательно каждому ребенку в виде подарка вручить технологическую карту, чтобы он смог в дальнейшем самостоятельно сплести эту работу и учить детей.
Для активизации мыслительной деятельности педагогом на занятии используются различные педагогические приемы:
- моделирование;
- проблемные ситуации;
- вопросы;
- игровые задания
- дидактическая игра.
Между теоретическим и практическим этапами целесообразно провести физическую разминку.
План занятия.
Организационный момент: (7 минут).
- момент релаксации;
- заполнение журнала;
- объявление темы;
- Проверка готовности детей к занятию, наличие необходимых материалов и инструментов.
Проверочный этап: (10 минут).
- введение игровой ситуации;
- экспресс-опрос в нетрадиционной игровой форме.
- Выявить знания детей.
Подготовительный этап:(10 минут).
- изложение нового материала;
- выполнение творческого задания, работа со схемой;
- напоминание о технике безопасности.
- Развитие координации и согласованности движений , внимания посредством комплекса физических упражнений;
- познакомить с инструментами, правилами их использования.
Основной этап: (14 минут).
- практическое изложение темы;
- выполнение практической работы;
- корректирующие действия учителя.
- Учить правильно работать по графическим схемам.
Рефлексивный этап:
- мобилизация воспитанников на самооценку и самоанализ;
- Оценивать действия воспитанников на разных этапах изготовления изделия.
Итоговый этап: (3 минуты).
- оценка работы каждого и группы;
- подведение итогов занятия;
- предложение домашней работы.
- Помочь ребенку реально оценить результаты своей работы и настроить на дальнейшее творчество.
Информационный этап: (1 минуты).
- объявление темы следующего занятия
- Заинтересовать детей.
Методические советы по проведению занятия и подвдические советы по проведению занятия и подведению итогов.
Для успешного проведения занятия педагог с самого начала заинтересовывает учащихся. Художественное слово, музыка замечательных композиторов Вивальди и Чайковского, предложение отправиться в сказочное путешествие – все это привлекает внимание детей. В игровой ситуации каждый ребенок желает проявить себя, не боится отвечать на поставленные педагогом вопросы, выступает со своими идеями. Это позволяет ему раскрыть свой творческий потенциал.
Очень важную роль играет поощрение – за любой успех или даже неудачу ребёнка нужно похвалить (ты молодец; пока у тебя не всё получается, но я думаю, ты справишься и т.д.).
Наиболее перспективные методы обучения:
· объяснительно – иллюстративный;
· частично – поисковый;
· репродуктивный.
Подведение итогов.
На занятии педагогом используется промежуточный контроль:
- тестовый контроль (карточки-задания);
- фронтальная и индивидуальная беседа;
- выполнение дифференцированных практических заданий различных
уровней сложности;
- решение ситуационных задач, направленное на проверку умений
использовать приобретенные знания на практике;
- игровые формы контроля.
Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и
выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.