kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе раскрывается понятие учебная мотивация, а так же рассказывается про то, что мотивирует ребёнка младшего школьного возраста.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста»

    1. Особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста



Учебная мотивация младших школьников может рассматрив­аться как составляющ­ая эффективно­го педагогиче­ского процесса.

Д.Б. Эльконин включает учебную мотивацию в структуру учебной деятельности младших школьников. Учебная мотивация – это совокупность мотивов, адекватных задачам учебной деятельности, направляющая действия ученика и определяющая его поведение в системе школьных ценностей [53].
Рассмотрим общее понятие мотива и мотивации. По определению Е.П. Ильина, мотив — это стимул, который может направлять­ и подталкива­ть к совершению­ определенн­ых поступков. Под мотивацией автор понимает внутреннюю психологическую характеристику личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности [26].

Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой [8.

А.Н. Леонтьев подчеркивает, мотивация объясняет направленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, стремление к достижению определенной цели. Мотивация, представляющая собой систему мотивов, придает деятельности определенный смысл и направленность [25].

Учебная деятельность младших школьников имеет для них различный смысл. Выявление характера учебной мотивации и смысла учения для младших школьников играет решающую роль в определении учителем методов и средств педагогического воздействия (влияния) [45].

            Исходя из определения мотивации, рассматривая содержание учебной мотивации младших школьников, необходимо охарактеризовать виды мотивов учебной деятельности. Существуют разные подходы в определении системы мотивов, определяющих содержание учебной деятельности.
Л.А. Венгер, М.Р. Гинзбург, Д.Б. Эльконин в структуре учебной мотивации младших школьников называют следующие мотивы:

- ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ, составляют основное содержание учебной деятельности и свидетельствуют о том, что школьники ориентированы на овладение новыми знаниями, учебными навыками. Познавательные мотивы также отражают стремление младших школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов получения знаний.

- СОЦИАЛЬНЫЕ МОТИВЫ, связаны с различными видами социального взаимодействия школьника с окружающей действительностью, социумом (например: стремление получать знания, чтобы быть полезным обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться, чувство ответственности) [53].

Л.И. Божович, А.К. Маркова к социальным мотивам относят и так называемые позиционные мотивы, которые выражаются в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет [6], [33].

Д.Б. Эльконин позиционный мотив относит в отдельную группу мотивов.

- ПОЗИЦИОННЫЙ МОТИВ может проявляться в разного рода попытках самоутверждения, в желании занять место лидера, оказывать влияние на других учеников, доминировать в коллективе и т.д.

- ОЦЕНОЧНЫЙ МОТИВ характеризует стремление ребенка учиться ради высоких оценок [53].

А.К. Маркова подчеркивает, что сочетание названных выше трех мотивов обучения в школе обуславливает высокий уровень учебной мотивации младших школьников и способствует позиции успевающего ученика [32].

- ИГРОВОЙ МОТИВ, отражает еще незрелую позицию школьника, характеризует стремление ребенка посещать школу, потому что там много детей, с которыми можно играть.

- ВНЕШНИЙ МОТИВ проявляется тогда, когда деятельность осуществляется в силу долга, обязанности, ради достижения определенного положения среди сверстников, из-за давления родных, учителя и др [5].
Последние два мотива, как отмечает Р.М. Гинзбург, являются побочными, внешними по отношению к учебной деятельности. Доминирование таких мотивов обуславливают низкий уровень учебной мотивации [53].

Г. Меррей предлагает классификацию мотивов учения, проявляющихся в двух противоположных тенденциях: мотив достижения успеха и мотив избегания неудачи. 

Младшие школьники, у которых преобладает мотив достижения успеха, ориентированы на позитивные цели и стремятся к активной их реализации; при этом они выбирают адекватные средства, направленные на достижение поставленной цели. Учебная деятельность вызывает у них положительные эмоции. Мотив достижения успеха способствует мобилизации внутренних ресурсов и оптимальному сосредоточению внимания. Данный мотив проявляется в желании хорошо, правильно выполнять задания, получать необходимый результат. В начальных классах этот мотив нередко становится доминирующим, а в совокупности с познавательным мотивом представляет ценное сочетание для успешного учения [2].

Иначе ведут себя школьники, мотивированные на избегание неудачи. Мысли и действия учащихся с доминирующим мотивов избегания неудачи подчинены именно этому стремлению. Учебная деятельность этих детей связана с отрицательными эмоциями, не доставляет ученику удовольствия от выполняемых заданий. Данный мотив характерен школьникам, неуверенным в себе, с низкой самооценкой. Любые сложности учебных заданий вызывают страх [44].

Младшие школьники, у которых преобладает мотив достижения успеха, свои победы и неудачи склонны объяснять силой своего старания, приложенными усилиями. Ученики, у которых преобладает мотив избегания неудач, как правило, собственный неуспех объясняют отсутствием способностей, стечением внешних обстоятельств или обычным невезением, а успехи - везением или легкостью задания. В этом случае начинает развиваться так называемая "выученная беспомощность", которая проявляется в том, что ученик впоследствии отказывается выполнять даже самые простые задания, поскольку он не может повлиять ни на сложность задания, ни на везение, ни на отсутствующие способности, то, следовательно, и пытаться что-то делать дальше кажется ему бессмысленным [41].

В.Э. Мильман от мотива достижения предлагает отличать престижный мотив: побуждает ученика учиться лучше одноклассников, выделиться среди них, быть первым. Этот мотив характерен для детей с завышенной самооценкой и лидерскими наклонностями. Если престижному мотиву соответствуют достаточно развитые способности, он становится мощным двигателем развития отличника, который будет на пределе своей работоспособности и трудолюбия добиваться наилучших учебных результатов [29].

Н.Г. Лусканова наряду с престижным мотивом, мотивами достижения и избегания, называет еще один мотив, который, в основном, встречается у неуспевающих учеников. Это компенсаторный мотив, побочный по отношению к учебной деятельности, но позволяющий утвердиться в другой области — в занятиях спортом, музыкой, рисованием, в заботах о младших членах семьи и т.п. Когда потребность в самоутверждении удовлетворяется в какой-то сфере деятельности, низкая успеваемость не становится источником тяжелых переживаний ребенка [30].

   Опираясь на исследования Р.М. Гинзбурга, Д.В. Солдатова, рассмотрим позитивные и негативные стороны мотивации учения младшего школьника и ее динамику на протяжении этого возраста.

В качестве благоприятных характеристик учебной мотивации Д.В. Солдатов отмечает общее положительное отношение ребенка к школе, любознательность, широту интересов, их устойчивость [42].

Среди негативных характеристик, препятствующих обучению, авторы называют:

- неустойчивость интересов младших школьников;

- ситуативность интересов, которые при этом быстро удовлетворяются и без поддержки учителя угасают и впоследствии не возобновляются;

- недостаточная осознанность учебных мотивов, проявляющаяся в неумении ученика объяснить, что и почему ему нравится в конкретном учебном предмете;

- недостаточная обобщенность учебных мотивов, проявляется в том, что ученики охватывают один или несколько учебных предметов, объединенных по их внешним признакам;

- мотивационная ориентировка школьника чаще на знания как на результат обучения, а не на способы учебной деятельности.

Все эти особенности обуславливают поверхностный, в ряде случаев недостаточный интерес к обучению, называемый иногда "формальным и беспечным отношением к школе" [42].

       В процессе индивидуально-возрастного развития младших школьников структура мотивов учебной деятельности изменяется. 

В школу, как правило, первоклассник приходит положительно мотивированным. Для того чтобы сохранить и укрепить положительное отношение к школе и к учебной деятельности, усилия педагога должны быть направлены на формирование у детей устойчивой мотивации достижения успеха и учебных интересов, которые лежат в основе учебно-познавательной мотивации [35]. 

Отмечая общую динамику мотивов учебной деятельности от 1-го к 3-му классу, можно заключить, что вначале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе (сидение за партой, ношение формы, портфеля и т, д.); постепенно начинает складываться интерес к первым результатам своей учебной деятельности (к первым написанным буквам и цифрам, к первым отметкам) и лишь затем - к учебному процессу, содержанию обучения, а еще позднее - к способам получения знаний [37].

Познавательные мотивы в процессе учебной деятельности в начальных классах также претерпевают определенные изменения: младшие школьники от интереса к отдельным фактам переходят к интересу к закономерностям, принципам. В младшем школьном возрасте начинают складываться мотивы самообразования, но в элементарных проявлениях, представляющих собой интерес к дополнительным источникам знаний. Это может проявляться в эпизодическом чтении дополнительных книг [3], [24].

Социальные мотивы развиваются от общего недифференцированного понимания социальной значимости обучения, с которым ребенок приходит в 1-й класс, к более глубокому осознанию причин необходимости учиться, к пониманию смысла учения "для себя". Позиционные социальные мотивы в этом возрасте представлены желанием ребенка получить главным образом одобрение учителя [9], [35].

Таким образом, мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности. Отсутствие мотивов учения неизбежно приводит к снижению успеваемости. Главное содержание мотивации в младшем школьном возрасте - "научиться учиться". Младший школьный возраст - это начало становления мотивации учения, от которого во многом зависит ее дальнейшая судьба в течение всего школьного возраста.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста

Автор: Новоселова Екатерина Николаевна

Дата: 16.07.2016

Номер свидетельства: 337600

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Психологические особенности формирования личности в младшем школьном возрасте "
    ["seo_title"] => string(89) "psikhologhichieskiie-osobiennosti-formirovaniia-lichnosti-v-mladshiem-shkol-nom-vozrastie"
    ["file_id"] => string(6) "126296"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415136164"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) ""Формирование учебной мотивации у детей младшего школьного возраста""
    ["seo_title"] => string(77) "formirovaniie_uchiebnoi_motivatsii_u_dietiei_mladshiegho_shkol_nogho_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "418665"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1495776319"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Сказка, как способ активизации познавательной деятельности у детей младшего школьного возраста "
    ["seo_title"] => string(105) "skazka-kak-sposob-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-u-dietiei-mladshiegho-shkol-nogho-vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "227926"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1441018687"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Психолого-педагогические особенности младшего школьного возраста"
    ["seo_title"] => string(67) "psikhologo_pedagogicheskie_osobennosti_mladshego_shkolnogo_vozrasta"
    ["file_id"] => string(6) "502920"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1552545000"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья.Реализация индивидуально – образовательных  маршрутов учащихся как способ формирования учебной мотивации младших школьников. "
    ["seo_title"] => string(147) "stat-ia-riealizatsiia-individual-no-obrazovatiel-nykh-marshrutov-uchashchikhsia-kak-sposob-formirovaniia-uchiebnoi-motivatsii-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "103741"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402615994"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства