kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Доклад на тему “формирование учебной мотивации детей младшего школьного возраста в процессе нравственного воспитания”.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. Особенности мотивационной сферы младших школьников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад на тему “формирование учебной мотивации детей младшего школьного возраста в процессе нравственного воспитания”.»

Доклад

на тему “формирование учебной мотивации детей младшего школьного возраста в процессе нравственного воспитания.



выполнила: учитель начальных классов перепелица Е. а.

  1. ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения со взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности. Особенности мотивационной сферы младших школьников:

  • По темпам развития отстает от интеллектуальной;

  • Воля не сформирована, мотивы не осознаются;

  • Школьник совершает множество необдуманних действий;

  • В начале у школьников преобладает интерес к внешней стороне пребывания в школе, затем возникает интерес к первым результатам учебного труда и лишь потом – к процессу, содержанию учения.

Диагностика адаптации первоклассников показывает, что у большей части нынешних детей отсутствует учебная мотивация: - у 79% учащихся учебная мотивация находится на стадии формирования, - у 1% учащихся не сформирована, - и только у 20% сформирована. 2 типа отношения к учению: Положительное отношение Отрицательное отношение.

Мотивации бывают разные. Структура мотиваций.

  1. Познавательная мотивация.

  2. Мотивация достижения успеха.

  3. Престижная мотивация.

  4. Мотивация избегания неудачи.

  5. Компенсаторная мотивация. Преобладающая мотивация

Среди разнообразных социальных мотивов учения ведущими в начальной школе являются мотивы :

- «доставить радость родителям»,

- «хочу больше знать»,

- «на уроке интересно».

Задача учителя- формировать и поддерживать в дальнейшем мотивацию ребенка к учению. Для этого можно использовать следующие способы:

  • Игра;

  • Работа с родителями;

  • Оформление кабинета;

  • Поощрение;

  • Использование ИКТ

  • Исследоватеьская деятельность;

  • Внеклассная работа.







  1. нравственное воспитание как один из факторов формирования учебной мотивации детей младшего школьного возраста в процессе.

Одно из главных значений следует отнести нравственному воспитанию, так как оно является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка и предполагает становление его отношений к родителям, окружающим, коллективу, обществу, труду, Родине, своим обязанностям и к самому себе.

В условиях перехода на ФГОС ООО особое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию и развитию личности школьника- гражданина России.

Определена система базовых национальных ценностей;

  • Патриотизм;

  • Социальная солидарность;

  • Гражданственность;

  • Семья;

  • Труд и творчество;

  • Наука;

  • Традиционные росийские религии;

  • Искусство и литература;

  • Природа;

  • Человечество.

А также цели цели воспитания и развития обучающихся на уроках.

  • Формирование у учащихся духовно-нравственных ориентиров,

  • Воспитание культуры поведения и сознательной дисциплины;

  • Формирование потребности в самообразовании, самовоспитании своих моральноволевых качеств.

Нравственное становление подрастающего поколения есть важнейшая составляющая развития современного общества. Социально необходимые требования общества должны превратиться во внутренние стимулы личности каждого ребенка – долг, честь, совесть, достоинство. Обозначенные нравственные ценности, в свете негативных тенденций информационного общества становятся трудноформируемыми у подрастающего поколения. С каждым годом в современном обществе усложняется процесс формирования нравственных ценностей среди детей. Все больше ценится свобода слова и выбора, дети отстаивают свои права, интересы, взгляды. Они не хотят быть похожими на родителей и жить по старым принципам и правилам, бросают вызов обществу, делают «на зло», наперекор, лишь бы показать окружающим их близким людям, что они уже взрослые и вполне самостоятельные. Поэтому проблема поиска новых для современного общества, путей нравственного развития не теряет своей актуальности. Личности, нравственно-ориентированной, свойственно проявление нравственных качеств: уважение, терпимость, бережливость, независимость, чувство ответственности, гуманизм. Ученики 1-4 классов начинают путь своего нравственного воспитания в школе. Именно в этом социальном институте у детей начинают формироваться нравственные ценности и убеждения. Согласно ФГОС НОО, образование должно содержать в себе развитие личности школьника, в которое входит создание образа мира, ценностносмысловых направлений и основы для морального выбора, соответствующего нравственным ценностям. Формирование нравственных ценностей – это основная задача современной образовательной школы.





  1. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

  • это личность ориентированная на общечеловеческие ценности,

  • личность способная к реализации я концепции,

  • Личность ответственная за свои поступки и дела,

  • Свободная психологически раскрепощенная личность,

  • Личность ученика ориентированная на успехи способная к созданию ситуации успеха,

  • Личность с высоким уровнем культуры,

  • Творческая креативная и рефлексивная личность.

Она определяется как важная часть заказа общества для образовательных учреждений. На образование возложены большие надежды в формировании нравственных ценностей в современном обществе. Наиболее значимой деятельностью, помогающей самораскрытию нравственных установок и ценностей личности, является игра, потому что мир детства – таинственный и чудесный остров, жители которого многое знают, многое понимают, многое чувствуют, но у них мало жизненного опыта. Данный опыт они приобретают в своей деятельности, в своих играх. В условиях игровых отношений ребенок добровольно упражняется, осваивает нормативное поведение. В играх, более чем где-либо, требуется от ребенка умение соблюдать правила. Нарушение их дети с особой остротой подмечают и бескомпромиссно выражают свое осуждение нарушителю. Если ребенок не подчинится мнению большинства, то ему придется выслушать много неприятных слов, а может, и выйти из игры. Так ребенок учится считаться с другими, получает уроки справедливости, честности, правдивости. Анализ научной литературы показал, что игр.

В возрасте семи-одиннадцати лет ребенок начинает понимать, что он представляет собой некую индивидуальность, которая, безусловно, подвергается социальным воздействиям. Он знает, что он обязан учиться и в процессе учения изменять себя, присваивая коллективные знаки (речь, цифры, коллективные понятия, знания и идеи, которые существуют в обществе, систему социальных ожиданий в отношении поведения и ценностных ориентации. В то же время он знает, что отличается от других и переживает свою уникальность, стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников. Развитие личности, начавшееся в дошкольном детстве в связи с соподчинением мотивов и становлением самосознания, продолжается в младшем школьном возрасте. Но младший школьник находится в других условиях – он включен в общественно значимую учебную деятельность, результаты которой высоко или низко оцениваются близкими взрослыми. От школьной успеваемости, оценки ребенка как хорошего или плохого ученика непосредственно зависит в этот период развитие его личности. Тем не менее, социальные мотивы учения важны для личностного развития школьника, и у детей, хорошо успевающих с 1-го класса, они достаточно полно представлены в их мотивационных системах]. Мотивация неуспевающих школьников специфична – она отличается от мотивации их благополучных сверстников. При наличии сильного мотива получения отметки и одобрения круг их социальных мотивов учения сужен, что обедняет мотивацию в целом. Некоторые социальные мотивы у них появляются ко 2-му классу. Широкие социальные мотивы соответствуют тем ценностным ориентациям, которые дети берут у взрослых, главным образом, усваивают в семье. Учебная деятельность – основная для младшего школьника, и если в ней ребенок не чувствует себя компетентным, его личностное развитие искажается. Для развития у детей адекватной самооценки и чувства компетентности необходимо создание в классе атмосферы психологического комфорта и поддержки. Идеалы носят конкретный характер. Ими являются герои, о которых ребенок слышал по радио, читал, видел в кинофильмах. Эти идеалы не устойчивы, быстро сменяют друг друга. Ребенок может поставить перед собой цель подражать героям, но подражает, как правило, лишь внешней стороне их поступков. Личность младшего школьника проявляется и формируется в общении. Потребность общения удовлетворяется главным образом в ведущей учебной деятельности, что и определяет его взаимоотношения. Учебная деятельность, являясь индивидуальной по своему существу, на первом этапе обучения затрудняет образование коллективных связей и взаимоотношений. Новое положение в обществе состоит в том, что ребенок переходит от свободного от постоянных обязанностей существования к обязательной, общественно-значимой деятельности: он обязан учиться. Вместе со своими обязанностями школьник получает и новые правила. Получая хорошую оценку за свой рабочий труд, он может ждать по отношению к себе со стороны взрослого не только похвалы, но и уважения. Младший школьный возраст – начало школьной жизни. Вступая в него, ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию. Учебная деятельность становится для него ведущей. На протяжении этого периода у ребенка развивается теоретическое мышление; он получает новые знания, умения, навыки – создает необходимую базу для всего своего последующего обучения. Таким образом, при первоначальном вхождении в школьную жизнь у ребенка происходит существенная психологическая перестройка. Он приобретает некоторые важные привычки нового режима, устанавливает доверительные отношения с учителем и товарищами. На основе появившихся интересов к содержанию учебного материала у него закрепляется положительное отношение к учению. Дальнейшее развитие этих интересов и динамика отношения младших школьников к учению зависят от процесса формирования у них учебной деятельности. В младшем школьном возрасте игровая деятельность, несмотря на то, что приобретает вспомогательное значение, влияет на развитие личности младшего школьника, его двигательных способностей и личностных качеств. Однако в младшем школьном возрасте игра применяется как средство организации учебной и трудовой деятельности. В содержании игровой деятельности младших школьников происходят существенные изменения. Теперь их интересует не только процесс игры, но и его результат. Игра носит скрытый характер, т.е. происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения. Игровая деятельность младших школьников в основном представлена следующими видами игр: ролевыми, дидактическими, подвижными, спортивными, интеллектуальными. Психологи установили, что младший школьный возраст характеризуется также повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Дети младшешкольного возраста неосознанно, но прочно усваивают взгляды и поведение окружающих людей, манеру или оценку. Для младших школьников характерна дружелюбность и открытость. Им нравится групповая деятельность, совместный досуг и различные игры. Это позволяет каждому отдельному ребенку испытывать чувство уверенности (ведь на общем фоне собственные недостатки или неудачи не так заметны Важную роль в нравственном развитии ребенка играет эмпатия – способность человека эмоционально отзываться на переживания другого. Эмпатия как свойство личности выступает мотивом различных форм поведения. Сочувствие – устойчивое свойство, оно побуждает человека к альтруистическому поведению, так как в его основе лежит нравственная потребность в благополучии других людей, на его основе формируется представление о ценности другого. Для развития эмпатии очень важно учитывать, что в этом возрасте ребенок особенно восприимчив к воздействиям взрослого. Но для этого нужно, чтобы сам воспитатель был эмоционально отзывчив на переживания ребенка, умел вовремя прийти ему на помощь. 18 Через эмпатию при перевоспитании ребенка возможно формирование непроизвольной нравственной мотивации. Если ребенок совершает нравственный поступок из потребности в самоутверждении, то его все равно необходимо похвалить. Видя радость человека, которому он помог, он переживает удовлетворение. В результате повторения таких ситуаций произойдет сдвиг мотива: он будет стремиться удовлетворить потребности других людей ради их благополучии. В нравственном воспитании младших школьников следует учитывать, что дети начинают активно, самостоятельно разбираться в различных жизненных ситуациях, но при этом их оценка событий, поступков часто носит ситуативный характер. Стремление самим во всем разобраться поддерживается учителем, он помогает детям в выборе правильной нравственной оценки. Итак, в младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности.

В итоге можно сделать вывод, что духовно-нравственная мотивация составляет следующий портрет ребенка:

Это добрый, не причиняющий зла живому, честный и справедливый, любящий и заботливый, трудолюбивый и настойчивый, творящий и оберегающий красоту мира, стремящийся к знаниям, и критично мыслящий, смелый и решительный, самостооятельный и законопослушный патриотичный и толерантный человек.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: ЕЛЕНА Анатольевна ПЕРЕПЕЛИЦА

Дата: 08.06.2024

Номер свидетельства: 652403

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(136) "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках и во внеурочное время."
    ["seo_title"] => string(79) "dukhovnonravstviennoievospitaniieuchashchikhsianaurokakhivovnieurochnoievriemia"
    ["file_id"] => string(6) "331379"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1464612669"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(164) "Тема доклада: "Проектная деятельность с учащимися на уроке и во внеурочной деятельности» "
    ["seo_title"] => string(101) "tiema-doklada-proiektnaia-dieiatiel-nost-s-uchashchimisia-na-urokie-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "246114"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446296974"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) ""Развитие творческих способностей учащихсяв урочной и внеурочной деятельности""
    ["seo_title"] => string(80) "razvitie_tvorcheskikh_sposobnostei_uchashchikhsiav_urochnoi_i_vneurochnoi_deiate"
    ["file_id"] => string(6) "617546"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1668611543"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Организация урочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО (из опыта работы)». "
    ["seo_title"] => string(90) "orghanizatsiia-urochnoi-dieiatiel-nosti-v-usloviiakh-vniedrieniia-fgos-noo-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "128544"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415534027"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "анализ работы ШМО начальных классов"
    ["seo_title"] => string(40) "analiz-raboty-shmo-nachal-nykh-klassov-1"
    ["file_id"] => string(6) "306512"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1458142042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства