kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности работы с детьми с девиантным поведением.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данное выступление предложено  на обсуждение ШМО учителей начальных классов.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы с детьми с девиантным поведением.»

Тема: «Особенности работы с детьми с девиантным поведением»

Своё выступление я хотела бы начать словами С.Давидовича:
Кто-то когда-то должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв. Что же такое трудные дети? Вот он сидит перед нами, глядите! Он, как стена без дверей и без окон.
«Трудные» - это дети, которые совершают разные дурные поступки, у них проблемы в семье, они сильно отличаются от примерных детей. Трудные дети – это дети, которых трудно исправить. Они плохо учатся, редко, небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. В моем классе есть дети, которых очень тяжело заинтересовать чем-то. По их мнению многое им не понадобится.

Девиантное поведение - это отдельный поступок или система поступков личности, нарушающие сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы, но не противоправное поведение. К нему относятся: прогулы занятий, уходы из дома, бродяжничество, агрессивное поведение, самоагрессия, суициды, сексуальные девиации, ранняя алкоголизация и др.

Среди таких детей, очень много детей с нарушением поведения и главная задача школы профилактика нарушений поведения.

Типичные трудности у детей с отклонениями в поведении:

  • взаимоотношения с родителями, педагогами, взрослыми,

  • взаимоотношения со сверстниками,

  • отсутствие жизненных ориентиров ценностей, идеалов,

  • поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, испытание себя,

  • поиск комфортного существования, благополучия,

  • отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией,

  • неорганизованность, зависимость от других, низкая сила своего «Я»,

  • отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях,

  • наличие трудных черт характера: обидчивость, агрессивность, гиперактивность,


Типичные нарушения поведения:

  • гиперактивное;

  • демонстративное;

  • протестное;

  • агрессивное;

  • комфортное;

  • симптоматичное.

Гиперактивное – импульсивен, невнимателен, постоянно в движении, быстрый, активный, много лишних, навязчивых движений.

. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого и не замышляет и сам порой искренне огорчается за совершенный поступок, происшествие, виновником которого становится. Такой ребенок легко переносит наказания, не держит долго зла. Часто ссорится со сверстниками и тут же мирится

Демонстративное – при помощи движений, действий показывает взрослым «Я делаю то, что вам не нравится», «Я плохой». Что побуждает ребенка использовать демонстративное поведение. Нередко это способ привлечь к себе внимание взрослых, т.к. в семье с ребенком общаются мало или вообще формально.

Коррекция поведения:

  1. Оставить ребенка без «зрителей»;

  2. Разрешить демонстративный поступок другим учащимся (видя, что поведение не осуждается учителем, ребенок прекращает действия).


Протестное– негативизм, упрямство, не хочет выполнять, только потому, что его попросили.

Происхождение протестного поведения разнообразно: следствие протеста умственно – отсталого ребенка против насилия над ним, противостояние родителей друг другу без уступок, неразрешенного конфликта между родителями. Разобраться в происхождении протестного поведения – значит подобрать ключ к ребенку.


Агрессивноеимпульсивны, раздражительны, вспыльчивы, враждебны (причинение физического ущерба людям, оскорбления, ругань).

Может возникать под влиянием неблагоприятных внешних условий: авторитарного стиля воспитания, эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей, дисгармоничные взаимоотношения родителей (ссоры, драки), жестокие наказания, агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям.

Коррекция поведения:

  1. Отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие (отвести руку, удержать за плечи);

  2. Лишить на время внимания взрослого, любимых игр, занятий;

  3. Предоставить ответственное поручение;

  4. Давать положительную оценку его действиям.


Инфантильное– сохранение черт, присущих более раннему возрасту. Такое поведение связано с диагнозом (обычно это недоношенные дети.)

Основная ведущая деятельность - игра (катает по парте машинку, расставляет солдатиков и это расценивается учителем как нарушение дисциплины). Очень часто умственно – отсталый ребенок с инфантильным поведением попадает под влияние старших подростков с асоциальными установками, бездумно присоединяется к противоправным действиям и поступкам.


Симптоматичноедемонстрация недомогания, слабости, беспомощности. Культивирует болезнь, требует внимания. Признак неблагополучия в семье, школе. Своеобразный сигнал тревоги, который предупреждает, что ситуация невыносима для ребенка. Но это еще и способ, которым пользуется ребенок, чтобы извлечь выгоду для себя: не захотел идти в школу, что-то натворил, поругался или поскандалил, нагрубил.

Предупреждение нарушений в поведении детей с умственной отсталостью, легко осуществимо в тех случаях, когда взрослые (кл. руководитель, воспитатель, родители) обращают внимание уже на первые проявления нарушений в поведении. Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разрешены немедленно.


Предупреждение и исправление поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила в соответствии с условиями данной школы, класса, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению правил.

На этапе диагностики выявляется проблема, осуществляется цикл необходимой социально – психолого – педагогической диагностики. Проводится анкетирование учащегося, родителей( работа психолога). Вскрываются межличностные и внутриличностные конфликты, внутрисемейные отношения (методика игрографии, опросник для родителей подростка, карта наблюдений).

Методы и формы работы


Убеждение – разумное доказательство ребенку нравственной позиции, оценки происходящего;

Библиотерапия – литературные произведения, исторические аналогии, библейские притчи, басни;

Самоубеждение – поиск решения социальной проблемы и формирование комплекса знаний через логические выводы, сделанные самим ребенком;

Стимулирование и мотивация: поощрения (одобрения, похвала, благодарность, предоставление прав, награждение) и наказание (налоржение дополнительных обязанностей, лишение, ограничение прав, порицание, осуждение);

Внушение – воздействия на чувства, а через них на ум и волю;


Привлечение специалистов, компетентных в оказании помощи.

Основная задача социального педагога: своевременное и, как можно, раннее выявление детей, составляющих группу риска по школьной дезадаптации.

Психолог:

1. Проводит диагностику.

2. Проводит консультации для детей и их родителей, дает рекомендации.

3. Дает рекомендации на районную медико-психолого-педагогическую комиссию.

Работа с родителями

Работа с родителями, с семьей представляет собой очень важный, сложный и необходимый для профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей вид деятельности педагога. Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении подростка и поэтому работа должна проводиться комплексно как с самим ребенком, так и с его семьей.

Почему же дети становятся трудными?

На стадии формирования у учеников данной категории отсутствует мотивация.

Мотивация учебной деятельности и ее формирование.

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.

Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели —получения хорошего образования.

Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений.

Отсутствие мотивации, понимания того что ученик может учиться не дает возможности работать самостоятельно. У ученика развивается комплекс «Я не могу, я не умею.» такие дети часто начинают симулировать и ждать помощи от взрослых, тем самым лишают себя возможности работать самостоятельно.

В каждом классе складываются ситуации, которые могут иметь как дисциплинарные отклонения, так и нравственные.


А чтобы у ребенка развивалось чувство ответственности, сознательности, взаимопонимания, сочувствия, сострадания использую технологию развития критического мышления на уроках литературного чтения.

Развитие критического мышления в начальной школе на уроках литературного чтения. Приемы технологии развития критического мышления

Начало формы

Конец формы

Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления на уроках литературного чтения, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие.

Приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе

Вот несколько приемов развития критического мышления на уроках чтения:

  • синквейны;

  • чтение с остановками;

  • прием «Верите ли вы, что…»;

  • таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;

  • работа с вопросниками;

  • написание творческих работ;

  • создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;

  • логическая цепочка;

  • уголки;

  • кластер.

На своих уроках я использую те приемы, которые подходят моим детям.

Интересный прием — «чтение с остановками»

Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.    

Еще один творческий прием — «Верите ли вы, что…»

Класс делится на две команды. Одна команда высказывает предположения, а другая анализирует их.

«Работа с вопросником»

Этот прием можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.

Прием «Уголки»

Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.


Конечно, любой классный руководитель имеет в своем арсенале множество различных приемов и педагогических хитростей. Цель едина у всех учителей.

Но достичь ее быстро не получится. Альберт Эйнштейн советовал: «Хочешь сразу видеть плоды своего труда – иди в сапожники!»





6




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс

Скачать
Особенности работы с детьми с девиантным поведением.

Автор: Лысенкова Ирина Викторовна

Дата: 01.03.2021

Номер свидетельства: 574600

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Работа классного руководителя с детьми девиантного поведения "
    ["seo_title"] => string(69) "rabota-klassnogho-rukovoditielia-s-diet-mi-dieviantnogho-poviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "171584"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423680524"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Доклад, тема "Психологические особенности подростков с девиантным поведением" "
    ["seo_title"] => string(85) "doklad-tiema-psikhologhichieskiie-osobiennosti-podrostkov-s-dieviantnym-poviedieniiem"
    ["file_id"] => string(6) "222149"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435910337"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) ""Особенности работы с детьми с девиантным поведением""
    ["seo_title"] => string(52) "osobennosti_raboty_s_detmi_s_deviantnym_povedeniem_1"
    ["file_id"] => string(6) "624261"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1674815556"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Рекомендации по работе с детьми с девиантным поведением"
    ["seo_title"] => string(55) "rekomendatsii_po_rabote_s_detmi_s_deviantnym_povedeniem"
    ["file_id"] => string(6) "560772"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1603264101"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Особенности организации занятий с детьми ОВЗ, одаренными и с девиантным поведением"
    ["seo_title"] => string(80) "osobennosti_organizatsii_zaniatii_s_detmi_ovz_odarennymi_i_s_deviantnym_povedeni"
    ["file_id"] => string(6) "502860"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1552483773"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства