Просмотр содержимого документа
«Особенности работы с детьми с девиантным поведением.»
Тема: «Особенности работы с детьми с девиантным поведением»
Своё выступление я хотела бы начать словами С.Давидовича: Кто-то когда-то должен ответить, Высветив правду, истину вскрыв. Что же такое трудные дети? Вот он сидит перед нами, глядите! Он, как стена без дверей и без окон. «Трудные» - это дети, которые совершают разные дурные поступки, у них проблемы в семье, они сильно отличаются от примерных детей. Трудные дети – это дети, которых трудно исправить. Они плохо учатся, редко, небрежно выполняют домашние задания, часто пропускают школу. В моем классе есть дети, которых очень тяжело заинтересовать чем-то. По их мнению многое им не понадобится.
Девиантное поведение - это отдельный поступок или система поступков личности, нарушающие сложившиеся в данном обществе социально-психологические, нравственные или культурные нормы, но не противоправное поведение. К нему относятся: прогулы занятий, уходы из дома, бродяжничество, агрессивное поведение, самоагрессия, суициды, сексуальные девиации, ранняя алкоголизация и др.
Среди таких детей, очень много детей с нарушением поведения и главная задача школы профилактика нарушений поведения.
Типичные трудности у детей с отклонениями в поведении:
взаимоотношения с родителями, педагогами, взрослыми,
взаимоотношения со сверстниками,
отсутствие жизненных ориентиров ценностей, идеалов,
поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, испытание себя,
поиск комфортного существования, благополучия,
отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией,
неорганизованность, зависимость от других, низкая сила своего «Я»,
отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях,
наличие трудных черт характера: обидчивость, агрессивность, гиперактивность,
Типичные нарушения поведения:
гиперактивное;
демонстративное;
протестное;
агрессивное;
комфортное;
симптоматичное.
Гиперактивное– импульсивен, невнимателен, постоянно в движении, быстрый, активный, много лишних, навязчивых движений.
. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого и не замышляет и сам порой искренне огорчается за совершенный поступок, происшествие, виновником которого становится. Такой ребенок легко переносит наказания, не держит долго зла. Часто ссорится со сверстниками и тут же мирится
Демонстративное – при помощи движений, действий показывает взрослым «Я делаю то, что вам не нравится», «Я плохой». Что побуждает ребенка использовать демонстративное поведение. Нередко это способ привлечь к себе внимание взрослых, т.к. в семье с ребенком общаются мало или вообще формально.
Коррекция поведения:
Оставить ребенка без «зрителей»;
Разрешить демонстративный поступок другим учащимся (видя, что поведение не осуждается учителем, ребенок прекращает действия).
Протестное– негативизм, упрямство, не хочет выполнять, только потому, что его попросили.
Происхождение протестного поведения разнообразно: следствие протеста умственно – отсталого ребенка против насилия над ним, противостояние родителей друг другу без уступок, неразрешенного конфликта между родителями. Разобраться в происхождении протестного поведения – значит подобрать ключ к ребенку.
Может возникать под влиянием неблагоприятных внешних условий: авторитарного стиля воспитания, эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей, дисгармоничные взаимоотношения родителей (ссоры, драки), жестокие наказания, агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям.
Коррекция поведения:
Отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие (отвести руку, удержать за плечи);
Лишить на время внимания взрослого, любимых игр, занятий;
Предоставить ответственное поручение;
Давать положительную оценку его действиям.
Инфантильное– сохранение черт, присущих более раннему возрасту. Такое поведение связано с диагнозом (обычно это недоношенные дети.)
Основная ведущая деятельность - игра (катает по парте машинку, расставляет солдатиков и это расценивается учителем как нарушение дисциплины). Очень часто умственно – отсталый ребенок с инфантильным поведением попадает под влияние старших подростков с асоциальными установками, бездумно присоединяется к противоправным действиям и поступкам.
Симптоматичное– демонстрация недомогания, слабости, беспомощности. Культивирует болезнь, требует внимания. Признак неблагополучия в семье, школе. Своеобразный сигнал тревоги, который предупреждает, что ситуация невыносима для ребенка. Но это еще и способ, которым пользуется ребенок, чтобы извлечь выгоду для себя: не захотел идти в школу, что-то натворил, поругался или поскандалил, нагрубил.
Предупреждение нарушений в поведении детей с умственной отсталостью, легко осуществимо в тех случаях, когда взрослые (кл. руководитель, воспитатель, родители) обращают внимание уже на первые проявления нарушений в поведении. Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разрешены немедленно.
Предупреждение и исправление поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила в соответствии с условиями данной школы, класса, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению правил.
На этапе диагностики выявляется проблема, осуществляется цикл необходимой социально – психолого – педагогической диагностики. Проводится анкетирование учащегося, родителей( работа психолога). Вскрываются межличностные и внутриличностные конфликты, внутрисемейные отношения (методика игрографии, опросник для родителей подростка, карта наблюдений).
Методы и формы работы
Убеждение – разумное доказательство ребенку нравственной позиции, оценки происходящего;
Библиотерапия – литературные произведения, исторические аналогии, библейские притчи, басни;
Самоубеждение – поиск решения социальной проблемы и формирование комплекса знаний через логические выводы, сделанные самим ребенком;
Стимулирование и мотивация: поощрения (одобрения, похвала, благодарность, предоставление прав, награждение) и наказание (налоржение дополнительных обязанностей, лишение, ограничение прав, порицание, осуждение);
Внушение – воздействия на чувства, а через них на ум и волю;
Привлечение специалистов, компетентных в оказании помощи.
Основная задача социального педагога: своевременное и, как можно, раннее выявление детей, составляющих группу риска по школьной дезадаптации.
Психолог:
1. Проводит диагностику.
2. Проводит консультации для детей и их родителей, дает рекомендации.
3. Дает рекомендации на районную медико-психолого-педагогическую комиссию.
Работа с родителями
Работа с родителями, с семьей представляет собой очень важный, сложный и необходимый для профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей вид деятельности педагога. Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении подростка и поэтому работа должна проводиться комплексно как с самим ребенком, так и с его семьей.
Почему же дети становятся трудными?
На стадии формирования у учеников данной категории отсутствует мотивация.
Мотивация учебной деятельности и ее формирование.
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению.
Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели —получения хорошего образования.
Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений.
Отсутствие мотивации, понимания того что ученик может учиться не дает возможности работать самостоятельно. У ученика развивается комплекс «Я не могу, я не умею.» такие дети часто начинают симулировать и ждать помощи от взрослых, тем самым лишают себя возможности работать самостоятельно.
В каждом классе складываются ситуации, которые могут иметь как дисциплинарные отклонения, так и нравственные.
А чтобы у ребенка развивалось чувство ответственности, сознательности, взаимопонимания, сочувствия, сострадания использую технологию развития критического мышления на уроках литературного чтения.
Развитие критического мышления в начальной школе на уроках литературного чтения. Приемы технологии развития критического мышления
Начало формы
Конец формы
Я пришла к выводу, что актуальна технология критического мышления на уроках литературного чтения, ее применение позволяет оживить урок, сделать его увлекательным и эмоциональным. Развиваются познавательные способности и познавательные процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление, внимание, восприятие.
Приемы развития критического мышления на уроках в начальной школе
Вот несколько приемов развития критического мышления на уроках чтения:
синквейны;
чтение с остановками;
прием «Верите ли вы, что…»;
таблица «Знаю, узнал, хочу узнать»;
работа с вопросниками;
написание творческих работ;
создание викторины на основе изученного материала, кроссвордов;
логическая цепочка;
уголки;
кластер.
На своих уроках я использую те приемы, которые подходят моим детям.
Интересный прием — «чтение с остановками»
Материалом для его проведения служит повествовательный текст. В начале учащиеся по названию текста определяют, о чем пойдет речь в произведении. На основной части урока текст читается по частям. После чтения каждого фрагмента ученики высказывают предположения о дальнейшем развитии сюжета.
Еще один творческий прием — «Верите ли вы, что…»
Класс делится на две команды. Одна команда высказывает предположения, а другая анализирует их.
«Работа с вопросником»
Этот прием можно применять при введении нового материала на этапе самостоятельной работы с учебником. Детям предлагается ряд вопросов к тексту, на которые они должны найти ответы. Причем вопросы и ответы даются не только в прямой форме, но и в косвенной, требующей анализа и рассуждения, опоры на собственный опыт.
Прием «Уголки»
Его можно использовать на уроках литературного чтения при составлении характеристики одного из героев какого-либо произведения. Класс делится на две группы. Одна группа готовит доказательства, используя текст и свой жизненный опыт, положительных качеств героя, другая — об отрицательных, подкрепляя свой ответ выдержками из текста. Данный прием используется после чтения всего произведения. В конце урока делается совместный вывод. Такой прием учит детей диалогу, культуре общения.
Конечно, любой классный руководитель имеет в своем арсенале множество различных приемов и педагогических хитростей. Цель едина у всех учителей.
Но достичь ее быстро не получится. Альберт Эйнштейн советовал: «Хочешь сразу видеть плоды своего труда – иди в сапожники!»