Особенности организации занятий с детьми ОВЗ, одаренными и с девиантным поведением.
Мир «особого» ребенка
Интересен и пуглив.
Мир «особого» ребенка
Безобразен и красив.
Неуклюж, порою странен,
Добродушен и открыт
Мир «особого» ребенка
Иногда он нас страшит.
Почему он агрессивен?
Почему он так закрыт?
Почему он так испуган?
Почему не говорит?
Мир «особого» ребенка –
Он закрыт от глаз чужих.
Мир «особого» ребенка
Допускает лишь своих!
(Калиман Н. А.)
Согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.
Особые дети — это дети с разными нарушениями развития, иначе их сейчас принято называть детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
В категорию детей с ОВЗ входят дети с разными нарушениями развития :
-слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта поведения и дети с и комплексными нарушениями развития.
Дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы и поведения . Это гиперактивные, расторможенные, с гиперопекой, неврозами, страхами, повышенной тревожностью, утомляемостью, с нарушениями навыков общения и самообслуживания.
Работа с детьми «группы риска»
Девиантное поведение
- – поведение, отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также поведение, не удовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени.
Что должны знать
участники образовательного процесса по
работе с детьми девиантного поведения .
- Формы девиантного (отклоняющегося) поведения (основные линии нарушений)
- Факторы риска
- Причины отклонений
- Алгоритм действий по профилактике ДП
- Основные приемы психолого-педагогического воздействия
- Основные направления работы с девиантными детьми
- Основные направления работы с родителями
- Основные направления работы с педагогами
- Формы и методы психолого-педагогического воздействия
- Модели пропаганды здорового образа жизни
- Модели профилактики злоупотребления ПАВ
Линии нарушений
Нарушения в поведении
Нарушения в общении
Нарушения в обучении
Нарушения в самосознаниии
ситуации
Деструктивное поведение:
плохая успеваемость;
акты жестокости;
употребление/злоупотребление ПАВ;
ранний/незащищенный секс;
проблемы с психическим здоровьем;
суицидальные попытки;
агрессивность
нежелание соблюдать социальные нормы;
проблемы эмоционального характера;
неспособность адекватно выражать свои чувства;
неспособность преодолевать стресс;
проблемы во взаимоотношениях с людьми;
низкая самооценка.
Отсутствие прочных социальных связей
(семья, школа, соседи);
- постоянное желание восставать против чего-либо;
непризнание авторитетов;
сильное стремление к независимости;
отчужденность;
ощущение собственного провала;
чувство безнадежности;
потеря уверенности в себе;
неспособность устанавливать близкие отношения;
подверженность влиянию со стороны сверстников.
Основные приемы психолого-педагогического воздействия
- Проявления доброты, внимания и заботы;
- Просьба
- Поощрение
- Авансирование личности
- Прощение
- Проявление огорчения
- Поручительство
- Убеждение
- Внушение
- Доверие
- Вовлечение в интересную деятельность
- Моральная поддержка
Основные направления работы с девиантными детьми
- Нарушения в обучении:
- Нарушения в обучении:
- Нарушения в обучении:
- Оказание учителями-предметниками индивидуальной методической помощи ребенку в преодолении учебных трудностей до уровня полного восприятия материала, пока ребенок не почувствует успех
Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в поведении
- Индивидуальная работа педагога с родителями и ребенком;
- Проведение часов общения, бесед, практикумов по проблемам поведения
- Создание комфортных условий ребенку в коллективе;
4. Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств посредством включение ребенка в КТД класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Использование специальных упражнений на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств.
- 4. Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе, уверенности в себе, волевых качеств посредством включение ребенка в КТД класса, школы с последующей положительной оценкой его деятельности. Использование специальных упражнений на повышение уверенности в себе в групповой работе для демонстрации положительных качеств.
- Организация групп педпомощи для всесторонней помощи и поддержки ребенку в профилактике нарушений
ОПЫТ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ЮРЧИКОВОЙ, ОПЫТ ГПП ЖДАНОВА, ГРУППОВОЕ ЗАНЯТИЕ «ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ГРУППОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ»
Основные направления работы с девиантными детьми Нарушения в общении
- Проведение классных часов по формированию навыков конструктивного общения
- Проведение бесед-практикумов по ФОРМИРОВАНИЮ СПОСОБНОСТИ К САМОРЕГУЛЯЦИИ, обучению снятия эмоционального напряжения и агрессивности
- Организация системы поощрений при применении навыков общения
РЕКЛАМА ЗАНЯТИЙ ИЗ ТРЕНИНГА ПО КОНСТРУКТИВНОМУ ОБЩЕНИЮ, РЕКЛАМА ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ
Основные направления работы с девиантными детьми
Нарушения в самосознании
- Пропаганда ЗОЖ посредством обучения и развития навыков ЗОЖ;
- Формирование в ребенке устойчивого позитивного представления о себе через поиск таких видов деятельности, где бы ребенок мог почувствовать ситуацию успеха
- Формирование навыков ответственного поведения через включение в КТД, школьное самоуправление;
- Развитие трудовых навыков как важного средства формирования личности посредством включения в трудовые десанты.
ПРОФИЛАКТИКА АСОЦИАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ «БАРЬЕР», ОПЫТ ШКОЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЖДАНОВА, ПРЕЗЕНТАЦИЯ «СЕМЬЯ, СВОБОДНАЯ ОТ КУРЕНИЯ» КОРЯГИНА
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ
- РОДИТЕЛЬСКИЕ СОБРАНИЯ ПО ПРОБЛЕМАМ ВОСПИТАНИЯ
- ОКАЗАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ, ИМЕЮЩИМ ТРУДНОСТИ В ВОСПИТАНИИ РЕБЕНКА ПОСРЕДСТВОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ КОНСУЛЬТАЦИЙ
- ОКАЗАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ РОДИТЕЛЯМ ПО АДЕКВАТНОМУ ВОСПИТАНИЮ РЕБЕНКА В СЕМЬЕ ЧЕРЕЗ ПРИГЛАШЕНИЕ НА ГРУППЫ ПЕДПОМОЩИ
Работа с одаренными обучающимися
Проблемы одаренных детей
2. Игровые интересы. 3. Конформность. 4. Погружение в философские проблемы. 5. Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием. 6. Стремление к совершенству. 7. Потребность во внимании взрослых. 8. Исследователи показывают более высокую чувствительность одаренных детей к новым ситуациям , что приводит к особым трудностям.
Качества, необходимые педагогу
- быть доброжелательным и чутким;
- разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;
- иметь высокий уровень интеллектуального развития;
- иметь широкий круг интересов и умений;
- иметь живой и активный характер;
- обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);
- проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному самосовершенствованию;
- иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;
- обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью; иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.
Трудным одаренный ребенок бывает не из-за того, каким он является, а из-за того, каким он не является Э . Ландау
ЧТО ТАКОЕ ХОРОШО ?
И ЧТО ТАКОЕ ПЛОХО ?