"Особенности работы с детьми с девиантным поведением"
"Особенности работы с детьми с девиантным поведением"
Каждому из нас в своей практике так или иначе приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. При столкновении с такими детьми нормальные педагогические подходы перестают действовать. К ним относят тех, кто в каком-либо отношении отклоняется от общепринятой нормы психического здоровья, поведения, культуры, морали и т.д. Незначительные отклонения принято называть правонарушениями, а серьезные - уголовными. К девиантному поведению относят: алкоголизм, наркоманию, агрессию, суицид, противоправные действия. Надо помнить, что работа с детьми с девиантным поведением это работа непрекращающаяся никогда, от нее нельзя ждать быстрых результатов, необходимо научиться замечать и радоваться малейшему изменению в позитив. То, что я скажу далее, многим покажется банальным и давно известным, но возможно произнесенное вслух в определенном порядке, позволит освежить наши знания по этим вопросам, и поможет в этой трудной, но с каждым годом, к сожалению, все более объемной работе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Особенности работы с детьми с девиантным поведением"»
Тезисы выступления
на педагогическом совете
18.11.2022
Толокновой О.Е.
Особенности работы с детьми с девиантным поведением.
Каждому из нас в своей практике так или иначе приходится иметь дело с детьми девиантного поведения. При столкновении с такими детьми нормальные педагогические подходы перестают действовать. К ним относят тех, кто в каком-либо отношении отклоняется от общепринятой нормы психического здоровья, поведения, культуры, морали и т.д. Незначительные отклонения принято называть правонарушениями, а серьезные - уголовными. К девиантному поведению относят: алкоголизм, наркоманию, агрессию, суицид, противоправные действия. Надо помнить, что работа с детьми с девиантным поведением это работа непрекращающаяся никогда, от нее нельзя ждать быстрых результатов, необходимо научиться замечать и радоваться малейшему изменению в позитив. То, что я скажу далее, многим покажется банальным и давно известным, но возможно произнесенное вслух в определенном порядке, позволит освежить наши знания по этим вопросам, и поможет в этой трудной, но с каждым годом, к сожалению, все более объемной работе.
Существуют различные социологические теории происхождения девиации.
Например, теория аномии – по ней, девиация происходит, когда существует разрыв между целями общества и одобренными средствами для их достижения.
Теория социальной дезорганизации, исходит из того что, девиация возникает, когда культурные ценности, нормы и социальные связи отсутствуют, ослаблены или становятся противоречивыми.
Выделены 5 направлений поведения детей с девиантным поведением.
Приспособление (норма) - в норме человек автоматически приспосабливается к той ситуации, в которой он оказался.
Противодействие реальности - индивидум пытается активно разрушить ненавистную обстановку, "переделать" реальность под себя, а не под окружающих. Выступает при делинквентном поведении. Формируется с 3 - летнего возраста, пик - подростковый возраст.
Противостояние реальности - поведение обусловлено признаками психологической патологии и психопатологическими расстройствами. Такое поведение сопровождается невротическими реакциями.
Уход от реальности - индивид расценивает реальность как негативное явление. Проявляет неспособность адаптироваться к действительности.
Игнорирование реальности - индивид не принимает требования общества. Развиваются гиперспособности в одной области.
Как воздействовать на ребенка с девиантным поведением. (13 пунктов)
1.Позитивный настрой.
Любое взаимодействие следует начинать с себя, особенно если оно связано со стремлением изменить другого человека.
Что это значит? Случившееся уже не изменить, можно только предотвратить возможные нарушения поведения в будущем. Очень важен собственный настрой. Задайте себе вопрос "Что я чувствую?" Если вами владеет гнев, растерянность, злость или другие негативные чувства, то следует успокоиться, прежде всего, привести себя в равновесие. Для этого можно сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, переключить внимание, сосредоточиться на образах покоя и равновесия или сделать еще что - то, позволяющее растопить негативные чувства.
Спросите себя "Чего я хочу достичь?" - наказать, выразить свое отношение или создать условия для изменения поведения ребенка. Нужно оценить реалистичность и реализуемость выдвигаемой цели, а также ее понятность, доступность, привлекательность для ребенка. Следует ответить для себя "Каково мое отношение к ребенку?" Если в этом отношении превалирует негатив, то вряд ли удастся достичь взаимопонимания. Важно оценить отношение к ребенку, а не к совершенному им поступку. Постарайтесь найти позитивные стороны в поведении ребенка.
2. Доверительное взаимодействие:
Необходимо потратить немного времени и сил на установление доверительного контакта с ребенком.
Уровень открытости ребенка прямо связан с ощущением собственной безопасности. Ребенок будет молчать, огрызаться или демонстрировать другие формы защитного поведения, пока не почувствует, что вы именно тот взрослый, который не нарушает его безопасности. Доверие к миру, ситуации, другому человеку - это базовая потребность ребенка. Поэтому достижение доверия - первоочередная задача. ЕЕ решение обеспечивается признанием безусловной ценности и уникальности другого человека, демонстрацией принять его, заботой о реализации его потребностей.
3. Субъективность взаимодействия.
Помочь ребенку можно тогда, когда он ощущает себя не объектом воздействия, а творцом собственной жизни. Важно, чтобы ребенок был заинтересованным союзником всех позитивных изменений в себе и своей жизни.
4. Выявление причин.
Нужно найти причины отклоняющего поведения.
Конкретное поведение - это следствие чего - то. Может оказаться, что причина поведения весьма значима, поэтому, устраняя только следствия, результата можно не получить.
4 типичные причины нарушения поведения:
- стремление привлечь к себе внимание (независимо от способностей);
- действия, производящие неблагоприятное впечатление продиктованы стремлением найти ценности, служению которым они могли бы посвятить себя;
- обесценивание чувства любви, добра;
- стремление отомстить родителям или другим взрослым за пережитые обиды, боль и унижение.
5. Последовательность во взаимодействиях.
Вряд ли удастся достичь желаемого результата, если взрослый будет менять свою позицию или слова и заявления не будут соответствовать Вашим действиям. Например, советуют ребенку не терять самообладания в трудных ситуациях, говорят, что дракой и ссорой ничего не доказать, а сами кричат на ребенка и наказывают его. В результате дети начинают презирать взрослых, развивается негативизм.
6. Позитивность взаимодействия.
Постановка позитивной цели, учитывающей интересы, права и возможности ребенка.
Формулировка цели будет позитивной в том случае, когда она содержит указание на позитивный результат ("вести здоровый образ жизни" вместо "бросить курить", "добиться положительной успеваемости" вместо "не получать двойки", "приходить в школу вовремя" вместо "перестать опаздывать"). Важно, чтобы была опора на положительные качества и ресурсы, восстановление позитивного самоощущения. Это значит искренне поощрять привлекательность поступков, чувств, мыслей и намерений ребенка.
7. Поощрение положительных изменений.
Традиционно в нашей культуре принято вознаграждение за "высокие успехи" с точки зрения общего, а не индивидуального эталона. Поощрение минимальных изменений предполагает умение выделить и оценить самые малые достижения. Путь к вершине складывается из малых шагов. Вряд ли ребенок может быстро стать кардинально другим. Чтобы не сбиться с пути, важно помнить о правиле позитивности.
8. Привлекательная альтернативность.
Работа по изменению поведения должна обязательно сопровождаться выработкой и закреплением привлекательной альтернативы. Важно, чтобы ребенок не только осознал, негативность девиантного поведения, но и выработал формы альтернативного поведения, значимых целей.
Например, подросток курит, употребляет нецензурные выражения, совершает мелкие кражи, чтобы не отличаться от компании, в которой нашел признание. Естественно, что отказ от общения со сверстниками вряд ли покажется ему привлекательным. Однако может быть привлекательным включение его в круг подростков, имеющих схожие ценности (посещение кружка, секции, переход в другой класс, школу), где не будет надобности отстаивать свою принадлежность к группе - ценой девиации. Проверка значимости своей роли в компании без выполнения принятых "девиантных ритуалов" или способности противостоять группе по отдельным вопросам, также могут оказаться привлекательными альтернативами. Хорошо известно, что принять решение легче, чем его реализовать. Важно предпринять шаги по реализации того или иного решения.
9. Разумный компромисс.
Добиваясь изменений в поведении, стремитесь к разумному компромиссу, не загоняйте подростка из лучших побуждений в угол, оставляйте ему лазейку для сохранения самого себя.
Следование данному правилу, с одной стороны, предполагает понимание того, что абсолютный идеал не достижим, а с другой, что любые изменения должны создавать, а не разрушать ребенка. В одном из источников приводится такой пример, во время одной из лагерных смен для "трудных подростков" выявился "ночной житель" - подросток, который долго не засыпал и не давал заснуть всему отряду и лагерю. Вмешательство воспитателя только раззадорило его, он демонстрировал удивительную изобретательность. Конфликт был снят необычным способом: подростка назначили в группу ночной охраны лагеря.
10. Гибкость.
Важно использовать различные формы, способы, стратегию работы в зависимости от конкретного случая.
Исследование возможностей помощи, несовершеннолетним показало, что при работе с тревожными детьми с чувством вины и ощущением неадекватности, необходимо проявлять интерес к их чувствам.
В работе с несговорчивыми детьми эффективными являются формальные, директивные, прямолинейные стратегии работы, когда больше внимания обращается не на внутренние переживания, а на внешние способы контроля поведения.
Правило гибкости означает, что если одна из стратегий оказалась неэффективной, можно попробовать реализовать другую.
11. Индивидуальный подход.
Любая помощь будет эффективна настолько, насколько она учитывает уникальность и неповторимость ребенка.
12. Системность.
При оказании помощи детям и подростку с девиантным поведением нужно создавать позитивную воспитывающую среду.
Важно выявить значимых для подростка лиц: одноклассников, авторитетных взрослых, друзей. Важно выяснить и по возможности изменить социальную ситуацию ребенка в школе, семье и во время досуга.
13. Превентивность.
Важно понять, что всегда легче предупредить, чем исправить. Лучшим способом предупреждения отклоняющего поведения является оказание ребенку помощи в реализации его основных потребностей: любви, безопасности, внимании, в самоутверждении. Важно содействовать формированию волевых, моральных, интеллектуальных, духовных качеств, обеспечивающих устойчивость поведения.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГУ ПО РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ
Обнаружив ребенка с признаками девиантного поведения желательно поставить перед собой гуманную и благородную цель — помочь детям в преодолении трудностей.
1. Прежде всего, о том, что нужно занять непримиримую позицию и предъявлять категорические требования, вводить активное принуждение выполнить их в случае, когда дело касается важнейших общественных правил поведения или законов. Ребенку любого возраста указываются рамки дозволенного, выход за пределы которых не только осуждается, но и наказывается.
2. Учитель должен устранять не последствия, а причину. Устранение причин, вызывающих неправильное поведение, если только эти причины устранимы и если педагоги и родители смогли разобраться в них, — реальная основа для устранения развивающихся отклонений.
3. Педагог устанавливает непрерывный мониторинг, т. е. систематический надзор за отклонениями в поведении детей с обязательным и своевременным реагированием на возникающие ситуации. Иногда он может «не заменить» проступка, если последний носит чисто случайный характер, или ребенок и сам его довольно мучительно пережил, или, наконец, замечание родителей и учителя угрожает «переполнить чашу» и вызвать добавочные осложнения.
4. Политика «кнута и пряника», т. е. сочетание наказаний с увещеваниями, просьбами, советами — пока самая надежная в коррекционном воспитании и дает наилучшие результаты. Разъяснение, убеждение, пробуждение чувства долга, раскаяния, стыда сочетаются, если это полезно, с запугиваниями, предостережениями, наказаниями. Не надо бояться и отвергать того, что издавна применялось в нашем национальном воспитании. У каждого народа воспитание прошло свой путь. Гуманизм для нас сегодня — это реальная помощь ребенку. Здесь все средства хороши. В наших национальных традициях — стремление к тому, чтобы раскаяние и стыд, недовольство собой переживались глубже, чем наказание.
5. Известно, что чувства способны притупляться, коль скоро причины, их вызывающие, становятся привычными. Поэтому действия педагога должны восприниматься детьми как справедливые («за дело») и соразмерные совершенному проступку. Наказания должны быть редкими, ощутимыми, разнообразными. Неприятные переживания, связанные с наказаниями, весомее, нежели удовольствие, полученное от совершения дурного поступка. Наказание не должно оскорблять и унижать ребенка, оно не должно носить издевательского или неоправданно жестокого характера.
6. Поощрения не должны восприниматься детьми как обязательные за любой их хороший поступок. Награды не должны быть направлены на воспитание у ребенка повышенной самооценки. Удовлетворение, полученное от хорошего поступка, и память о нем могут переживаться детьми сильнее, чем поощрение за него.
7. Угрозы наказанием должны быть реальными. Мы часто и очень легко сулим нарушителю всяческие угрозы, не имея ни возможности, ни силы, ни желания приводить их в исполнение. Что это воспитывает? Только недоверие и нежелание прислушиваться к нашим словам. Не следует угрожать мерами, заведомо невыполнимыми.
Советы учителя ребенку:
• ничего не изменится в твоей жизни до тех пор, пока ты не захочешь, чтобы что-то изменилось:
• если трудно, хватайся не за все сразу, а исправляй ошибки постепенно;
• выбирай для начала лишь один, самый легкий недостаток и прежде всего, кончай с ним;
• не падай духом, если долго нет улучшения или даже есть ухудшения;
• не слишком радуйся, если сразу получится; избавляться от приобретенных недостатков всегда трудно, они могут вернуться опять.
Нет ребенка, который не хотел, бы стать лучше. Он понимает это и хочет. Но не может.
Несколько практических рекомендаций, которые могут пригодиться каждому учителю.
Взаимодействие с трудными детьми учителю хорошо бы начать с простой рефлексии: ответить на вопрос «чего я хочу?». Хочу помочь этому ребенку или избавиться от него?
Стремление избавиться от ребенка, как правило, не осознается. Учитель считает, что он ругает ребенка, ставит двойки, делает замечания, противопоставляет одноклассникам, чтобы тот стал лучше. А на самом деле он провоцирует ребенка на поступки, которые дадут повод говорить о переводе в спецшколу.
«С хорошими детьми я могу работать, а с плохими – не могу». Это такая же недопустимая вещь, как если бы врач заявил: «Какая гадкая травма! Уберите этого больного – я не буду его лечить».
Один из самых главных принципов работы с трудными детьми: никогда не действовать по первому импульсу. У нас на каждую ситуацию в запасе один «патрон»: выстрелишь в цель – добьешься успеха, промажешь – ошибку уже не поправить.
В этой связи совет: «Если ты не знаешь, что делать, не делай ничего. Оставь эту ситуацию, пока ты ее не обдумаешь».
1.Найдите оправдательный мотив
Очень важно ввести ребенка в социум класса. Здесь надо быть готовым к тому, что рано или поздно у одноклассников возникнет резко негативное отношение к какому-то поступку ребенка: «А вы знаете, он…». В такой ситуации учитель должен найти оправдательный мотив.
2. Научитесь прощать
Трудный ребенок постоянно пребывает в состоянии обороны и поэтому ведет себя агрессивно. Таким детям нужно объяснять, что мир таков, каким он кажется, и если ты воспринимаешь мир как злой, жестокий, он будет поворачиваться к тебе этой стороной. Ребенок говорит «меня все ненавидят», и мы вместе разбираемся, почему у него такое впечатление. Чаще всего выясняется, что все относятся нормально, просто бывают недоразумения и недопонимание. А в таких случаях нужно уметь прощать. Важно научить этих детей прощать мир и еще важнее – научить окружающий мир прощать этих детей.
3. Обезоруживайте спокойствием
Вообще у каждого учителя есть свои способы избегать ненужных конфликтов.
По сути, это способ научить ребенка правильному общению с миром. И постепенно, хотя и не скоро, ребенок научится выражать свои мысли спокойно и без агрессии.
4. Договаривайтесь с родителями
Если учитель хочет достичь положительных изменений, начинать разговор с родителями нужно со слов: «У вас хороший ребенок, но у него проблема вот с этим. Давайте подумаем, как ему помочь. Может быть, вы его слишком ругаете? Может быть, он не высыпается?».
Это поразительно, но, по статистике, многие родители убеждены: чем больше мы будем его ругать, чем сильнее наказывать, тем лучше будет ребенок.
Папам и мамам бывает нелегко объяснить, что ребенка надо любить, уважать и терпеть. Но надо стараться, искать доходчивые аргументы. С одним папой удалось найти общий язык, перейдя на шутливый тон: «Вас приучили к тому, что вы понимаете только когда вас бьют. Вот в следующий раз я вас буду бить и объяснять, что ребенка бить не надо».
5. Не усложняйте ситуацию
Есть простые психологические приемы.
Когда ученик стоит, с ним не стоит общаться сидя. Можно разговаривать стоя, но лучше предложить ученику сесть. В противном случае получается, что на сознательном уровне восприятия учитель пользуется своей начальственной привилегией. А на подсознательном уровне ученик психологически занимает доминирующую позицию – сверху вниз. Слова, звучащие снизу, не воспринимаются как что-то весомое.
Для доверительной беседы лучше, чтобы лицо ребенка было на уровне лица взрослого. Если же нужно «наехать» на ребенка (такое тоже бывает), надо постараться сесть так, чтобы его лицо было чуть ниже. Очень полезно записывать уроки и внеурочное общение с детьми на диктофон, особенно если в классе возникла проблема или предстоит жесткий разговор с учеником.