kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Особенности работы над поэтическими текстами

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья об особенностях работы над поэтическими текстами в начальной школе

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Особенности работы над поэтическими текстами»

Особенности работы над поэтическими текстами с 1 по 4 класс.

Курс «Литературное чтение» способен дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение и речь, способность выразить себя в слове – в целом повысить общую культуру человека. 
Стратегическая цель курса – воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру, живущей «по законам красоты» (Лев Толстой). 
Текущая цель – осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно – эстетического опыта младшего школьника. 
Задачи курса: 
- овладение речевой письменной коммуникативной культурой, через умение работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире;
- освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста, через формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения, потребности читать произведения разных видов литературы);
- формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника, понимание духовной сущности произведения;
- воспитание интереса к чтению и книге, эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе, через понимание художественного произведения как особого вида искусства.

При работе над стихотворением основная трудность заключается в том, чтобы как можно более полно раскрыть художественный образ, но при этом не разрушить целостность литературного произведения. Поэтому приобщение детей к поэзии требует особой методики, особого внимания к индивидуальному восприятию текста каждым школьником. На основе их переживания, удивления от красоты слова и удовольствия от понимания глубинного смысла формируется устойчивый интерес ученика к поэзии. Теоретическими понятиями стиховедения учащиеся пользуются практически, так они постигают художественный смысл произведения.

С 1 класса начинается формирование представления о поэзии как об особом взгляде на мир. Происходит первоначальное ознакомление с ритмом и рифмой в форме нахождения рифмующихся слов, проговаривания, прохлопывания ритма, сочинения рифмовок.

При выходе из 1 класса обучающийся научится (относительно лирических текстов):

-читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;

-понимать содержание прочитанного;

-находить и придумывать рифмы;

-отличать монолог от диалога.

Во 2 классе подход углубляется, формируется представление о поэтическом восприятии мира, как о восприятии, помогающем обнаружить и выразить красоту мира природы, внутреннего мира человека, передать важные переживания: сочувствие, сострадание, радость, дружбу, любовь. Идет освоение учащимися простейших видов художественных приемов: сравнения, гиперболы(преувеличения), контраста, олицетворения, эпитета (определения), звукописи.

При выходе из 2 класса обучающийся научится (относительно лирических текстов):

-читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;

-эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов;

-находить в тексте по подсказкам учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;

-воспринимать поэзию как особый взгляд на мир;

-понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.

В 3 и 4 классах пристальное внимание направлено к индивидуальному авторскому приему. При анализе поэтического текста на первый план выходят: открытое выражение чувств, развертывание сюжета, переживания. Идет рассмотрение таких проблем, как: непосредственное раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении; разница картин мира, создаваемых поэтами; общее представление о лирическом герое. Рассмотрение разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета, контраста, звукописи, неологизмов ( без употребления термина), гиперболы, литоты, повтора и риторических вопросов. Все это дает ученикам общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой.

Внутренний мир лирического героя разбираем на материале стихотворений А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева, А. Блока, К. Бальмонта, М. Волошина, И Бунина, В. Маяковского, Э.Багрицкого, В. Набокова, С. Есенина, Б. Пастернака, А. Ахматовой, Н. Гумилева, М. Цветаевой, Саши Черного, Н. Заболоцкого, Н.Рубцова, Д. Кедрина, Д. Самойлова, М. Светлова, А. Кушнера, А. Вознесенского и др.

При выходе из 3 класса обучающийся научится (относительно лирических текстов):

-читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;

-определять жанр литературного произведения, узнавать их при слушании;

-понимать специфику прозаических и поэтических текстов;

-соотносить содержание литературного текста и иллюстративного материала.

При выходе из 4 класса обучающийся научится (относительно лирических текстов):

-читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору, в том числе любимого поэта;

-определять жанр литературного произведения, узнавать их при слушании;

-самостоятельно находить в тексте средства художественной выразительности;

-уметь давать характеристику литературному произведению;

-уметь выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении

Работа с поэзией в начальной школе, являясь пропедевтической по характеру, тем не менее, охватывает весь спектр проблем, связанных с дальнейшим изучением лирики в средней школе.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Особенности работы над поэтическими текстами

Автор: Титова Валентина Владимировна

Дата: 23.03.2020

Номер свидетельства: 543861

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Работа над лирическим стихотворением. "
    ["seo_title"] => string(41) "rabota-nad-lirichieskim-stikhotvorieniiem"
    ["file_id"] => string(6) "157189"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421568988"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Создание видеообраза стихотворения как один из путей постижения лирического текста "
    ["seo_title"] => string(95) "sozdaniie-vidieoobraza-stikhotvorieniia-kak-odin-iz-putiei-postizhieniia-lirichieskogho-tieksta"
    ["file_id"] => string(6) "193475"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1427641992"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Стихотворения поэтов ХХ века о Великой Отечественной войне "Летящие строки войны" "
    ["seo_title"] => string(97) "stikhotvorieniia-poetov-khkh-vieka-o-vielikoi-otiechiestviennoi-voinie-lietiashchiie-stroki-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "220069"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434487970"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Поэтические приемы в стихотворении. И. Бунин "Листопад" "
    ["seo_title"] => string(57) "poetichieskiie-priiemy-v-stikhotvorienii-i-bunin-listopad"
    ["file_id"] => string(6) "118318"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413108359"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Тема урока: Поэтический родник. Стихи о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится» "
    ["seo_title"] => string(83) "tiema-uroka-poetichieskii-rodnik-stikhi-o-viesnie-f-tiutchiev-zima-niedarom-zlitsia"
    ["file_id"] => string(6) "201825"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429119321"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства