Просмотр содержимого документа
«Особенности работы над поэтическими текстами»
Особенности работы над поэтическими текстами с 1 по 4 класс.
Курс «Литературное чтение» способен дать широкую картину внешнего мира, ввести в мир внутренней, духовной жизни человека, обогатить нравственно и эмоционально, развить воображение и речь, способность выразить себя в слове – в целом повысить общую культуру человека. Стратегическая цель курса – воспитание интеллигентной личности, чутко и с пониманием относящейся к миру, живущей «по законам красоты» (Лев Толстой). Текущая цель – осознание учащимися особенностей художественного отражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества, развитие нравственно – эстетического опыта младшего школьника. Задачи курса: - овладение речевой письменной коммуникативной культурой, через умение работать с различными видами текстов, ориентироваться в книге, использовать ее для расширения знаний об окружающем мире; - освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста, через формирование осмысленного читательского навыка (интереса к процессу чтения, потребности читать произведения разных видов литературы); - формирование нравственного сознания и эстетического вкуса младшего школьника, понимание духовной сущности произведения; - воспитание интереса к чтению и книге, эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе, через понимание художественного произведения как особого вида искусства.
При работе над стихотворением основная трудность заключается в том, чтобы как можно более полно раскрыть художественный образ, но при этом не разрушить целостность литературного произведения. Поэтому приобщение детей к поэзии требует особой методики, особого внимания к индивидуальному восприятию текста каждым школьником. На основе их переживания, удивления от красоты слова и удовольствия от понимания глубинного смысла формируется устойчивый интерес ученика к поэзии. Теоретическими понятиями стиховедения учащиеся пользуются практически, так они постигают художественный смысл произведения.
С 1 класса начинается формирование представления о поэзии как об особом взгляде на мир. Происходит первоначальное ознакомление с ритмом и рифмой в форме нахождения рифмующихся слов, проговаривания, прохлопывания ритма, сочинения рифмовок.
При выходе из 1 класса обучающийся научится (относительно лирических текстов):
-читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;
-понимать содержание прочитанного;
-находить и придумывать рифмы;
-отличать монолог от диалога.
Во 2 классе подход углубляется, формируется представление о поэтическом восприятии мира, как о восприятии, помогающем обнаружить и выразить красоту мира природы, внутреннего мира человека, передать важные переживания: сочувствие, сострадание, радость, дружбу, любовь. Идет освоение учащимися простейших видов художественных приемов: сравнения, гиперболы(преувеличения), контраста, олицетворения, эпитета (определения), звукописи.
При выходе из 2 класса обучающийся научится (относительно лирических текстов):
-читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;
-эмоционально воспринимать произведения разных жанров и видов;
-находить в тексте по подсказкам учителя простые средства изображения и выражения чувств героя;
-воспринимать поэзию как особый взгляд на мир;
-понимать многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому.
В 3 и 4 классах пристальное внимание направлено к индивидуальному авторскому приему. При анализе поэтического текста на первый план выходят: открытое выражение чувств, развертывание сюжета, переживания. Идет рассмотрение таких проблем, как: непосредственное раскрытие внутреннего мира автора в стихотворении; разница картин мира, создаваемых поэтами; общее представление о лирическом герое. Рассмотрение разнообразных средств художественной выразительности: олицетворения, сравнения, эпитета, контраста, звукописи, неологизмов ( без употребления термина), гиперболы, литоты, повтора и риторических вопросов. Все это дает ученикам общее представление о связи смысла стихотворения с избранной поэтом стихотворной формой.
Внутренний мир лирического героя разбираем на материале стихотворений А. Пушкина, М. Лермонтова, А. Фета, Ф. Тютчева, А. Блока, К. Бальмонта, М. Волошина, И Бунина, В. Маяковского, Э.Багрицкого, В. Набокова, С. Есенина, Б. Пастернака, А. Ахматовой, Н. Гумилева, М. Цветаевой, Саши Черного, Н. Заболоцкого, Н.Рубцова, Д. Кедрина, Д. Самойлова, М. Светлова, А. Кушнера, А. Вознесенского и др.
При выходе из 3 класса обучающийся научится (относительно лирических текстов):
-читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору;
-определять жанр литературного произведения, узнавать их при слушании;
-понимать специфику прозаических и поэтических текстов;
-соотносить содержание литературного текста и иллюстративного материала.
При выходе из 4 класса обучающийся научится (относительно лирических текстов):
-читать наизусть стихотворения разных авторов по собственному выбору, в том числе любимого поэта;
-определять жанр литературного произведения, узнавать их при слушании;
-самостоятельно находить в тексте средства художественной выразительности;
-уметь выражать свою мысль в монологическом высказывании, вести диалог о художественном произведении
Работа с поэзией в начальной школе, являясь пропедевтической по характеру, тем не менее, охватывает весь спектр проблем, связанных с дальнейшим изучением лирики в средней школе.