5.Тема и номер урока в теме: «Сказочные дорожки: твой путеводитель». 5 урок И.Бунин «Листопад»
6.Базовый учебник: В.Ю.Свиридова «Литературное чтение» 1 класс. Издательский дом «Федоров», 2011 г.; потенциал УМК: учебная тетрадь к учебнику В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение» 1 класс О.Г.Миляева Москва 2011 г.; произведения А.Пушкина, К.Бальмонта, И.Бунина об осени
7.Цель урока: формировать представление о поэтических приемах в стихотворении
8.Задачи:
-обучающие - познакомить с творчеством И.А.Бунина, продолжить знакомство со средствами художественной выразительности;
-развивающие - развивать речь, творческие способности учащихся, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, выразительно читать стихи;
-воспитательные - воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
9.Тип урока: Урок изучения нового материала.
10.Формы работы учащихся: в паре, групповая, индивидуальная.
11.Структура и ход урока:
Технологическая карта
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оборудование
УУД
1.
Мотивация к учебной
деятельности
Проверяет готовность к уроку, мотивирует на учебную деятельность, работу в группах и взаимопонимание
Настраиваются на работу, проверяют готовность, повторяют правила работы в группе, под музыку работают в группах
Л-Положительное отношение к уроку литературы, Р-работать в соответствии с поставленной учебной задачей
2.
Актуализация знаний
Задает вопросы.
Отвечают на вопросы учителя и доказывают свои ответы.
Учебник,
ОЭР,
раб.тетрадь,
текст стихов, листочки разного цвета
словари
П-учиться выражать эмоции и настроение в процессе слушания, говорения, чтения, К-воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников,
3.
Организация познавательной деятельности
Задает вопросы, знакомит с автором и его произведением, беседует о прочитанном, проводит словарную работу.
Отвечают на вопросы учителя, доказывая свою точку зрения, поддерживают беседу с учителем о прочитанном, узнают значение непонятных слов, работая со словарем.
Учебник,
ОЭР,
раб.тетрадь,
текст стихов, листочки разного цвета, картины об осени
словари
П-работать с учебником,
ориентироваться в нем по
содержанию (оглавлению)
и с помощью значков, ориентироваться в речевом потоке, стремиться к расширению своей познавательной сферы, К-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, проявлять уважение к другой точке зрения
4.
Практическая деятельность
Закрепляет у учащихся известные им средства художественной выразительности и знакомит с новыми, выводит на словесное рисование картин
Вспоминают средства художественной выразительности, работают над словесным рисованием.
Учебник,
ОЭР,
раб.тетрадь,
текст стихов, листочки разного цвета, словари
П-передавать настроение в стихотворении, находить средства худ.выразитель ности в тексте, К-ориентироваться на позицию другого человека
5.
Контроль (самостоятельные виды деятельности)
Дает задание прочитать четверостишие в группе, расставив паузы и логические ударения. Учит работать с синквейном.
Работают с отрывком, находя паузы и логические ударения. Под руководством учителя составляют синквейн.
Учебник,
ОЭР,
раб.тетрадь,
текст стихов, листочки разного цвета, словари
П-выделять особенности поэтического текста, Р-работать в соответствии с поставленной учебной задачей
6.
Рефлексия деятельности
Учебник,
ОЭР,
раб.тетрадь,
текст стихов, листочки разного цвета
Л-проявлять адекватную самооценку через сравнение своих достижений вчера и сегодня
7.
Домашнее задание
Сценарий урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
- Какие времена года вы знаете? Представьте, что каждая сидящая группа попала в осенний лес. Выберите из представленных листьев такие, которые вы бы встретили в осеннем лесу. (Дети под музыку Чайковского выбирают)
-Расскажите о своих «красках». Да, осенью, каких только красок не увидишь: ярко и темно-желтые, красные, коричневые. Ярко пестро нарядились деревья. Настоящий карнавал листьев.
Осень. Обсыпается весь
Наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там
На дне долин,
Кисти ярко-красные
Вянущих рябин.
-Как вы думаете о каком явлении написал А.Толстой? (Если дети не догадались, учитель дает подсказку в виде загадки:
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно… (листопад). Или Речевая разминка.
- Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте, какое слово надо добавить?
Вот и осень наступила
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … (листопад).
2.Актуализация знаний.
-Что такое листопад?
-Мы с вами уже знаем, что сказка и поэзия притаились во всем, что нас окружает. Надо лишь научиться их видеть и слышать. Послушайте листопад (презентация).
-А как вы думаете, поэты любят осень и докажите свой ответ. (группы высказывают свою точку зрения)
-Прочитайте знакомые вам стихи об этом времени года.
3. Организация познавательной деятельности.
-Рассмотрите иллюстрацию на с.94 Как вы думаете, что изобразил художник?
-А почему же к стихотворению И.Бунина «Листопад» нарисован терем? (Дети высказывают предположения)
-Сейчас мы попробуем во всем разобраться.
А. Знакомство с автором и его произведением.
-Иван Алексеевич Бунин провел свои ранние детские годы в фамильном имении на Орловщине. Он рос среди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой тишине». Позднее, когда Бунин стал поэтом и писал стихи о деревенской жизни, о родной природе, скорее всего, он вспоминал свое детство. За каждым из его стихотворений – он сам, его переживания, мысли, душа. Попробуем это почувствовать, прочитав его стихотворение «Листопад». Хотите оказаться внутри стихотворения? Для этого надо постараться не только увидеть то, что видел сам поэт, но и почувствовать это душой.
-Послушайте стихотворение (звучит запись на диске).
Физминутка.
Б. Беседа о прочитанном.
_Кто главный герой стихотворения?
_А почему лес расписной? Кто его расписал?
- Так, кто понял, почему к стихотворению «Листопад» был нарисован терем? А, кто знает, что такое терем? (работа со словарем: Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.)
-Мы с вами говорили о таком поэтическом приеме, как эпитеты. Прочитайте стихотворение в группе и найдите эпитеты (лиловый, золотой, багряный + словарная работа: Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки
Багряный - красную краску, а иногда её оттенки до коричневого называли багр
от этого возникли названия багровый и багряный.
Багряный - чистый, яркий алый цвет).
_Почему в лесу образуются просветы? С чем их сравнивает автор? Почему Бунин говорит оконца, а не окна? (раньше в теремах были маленькие окошки)
4.Практическая деятельность.
-Какой еще прием использует поэт в своем стихотворении, чтобы более точно передать волшебную красоту леса? (сравнение)
-У каждой группы есть напечатанные стихи, найдите и подчеркните сравнения. (группы сравнивают: «точно терем расписной», «веселой пестрою стеной», «желтою резьбой»)
-Сравните цвета и краски, которые выбрали вы, поэт и художник!
-Поэт и художник… Это два человека, которые обостренно воспринимают окружающий мир, умеют прислушиваться к своим ощущениям, тоньше других людей различают мир цвета, запахов и звуков. Есть много художников, которые написали замечательные картины об осени. (просмотр презентации с картинами художников.)
А.Рисование словесных картин:
-Что вы видите, читая строки: (можно продолжить работу в группах)
а) «веселой пестрою стеной стоит над светлою поляной…»
б) «воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра…»
в) «стоит над солнечной поляной, завороженный тишиной…»
-Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом? (такой прием называется – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
5. Самостоятельные виды деятельности.
-Попробуйте в своей группе прочитать четверостишье, сделав логические ударения и паузы (дети пишут и подчеркивают в напечатанных текстах)
Лес\\точнотерем расписной\\
Лиловый\\золотой\\багряный\\
Веселой\\пестрою стеной\\
Стоит над светлою поляной.
-Как можно догадаться, что красота осени недолговечна? (много раз употребляется слово «сегодня»)
Составление синквейна!!!
6.Рефлексия.
Почему стихотворение Бунина напечатано в главе «Сказочные дорожки».
Просмотр содержимого документа
«Поэтические приемы в стихотворении. И. Бунин "Листопад" »
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Поэтические приемы в стихотворении. И.Бунин «Листопад»
(Тема урока)
ФИО: Кожаева Ольга Александровна
Место работы
Должность
Предмет
Класс
Тема и номер урока
в теме: «Сказочные дорожки: твой путеводитель».
Урок 5.
Базовый учебник
Цель урока:
9. Задачи:
- обучающие
-развивающие
-воспитательные
Тип урока
Формы работы учащихся
Необходимое техническое оборудование
Структура и ход урока
Используемые технологии
№
Этап урока
Название используемых технологий
Время
(в мин.)
1
2
3
4
Критерии оценки урока
На уроке запланированы разные виды деятельности.
Запланированные приемы современной технологии необходимы для достижения цели урока.
На уроке использован потенциал УМК в плане организации деятельности на уроке.
Урок построен в логике задачного подхода.
Урок предполагает формы учебного сотрудничества.
Запланирована рефлексия учеников по поводу итогов и способов деятельности.
Оценка выполнения итогового задания
№
Показатели оценки
1.
2 балла – на уроке запланированы разные виды деятельности, направленные на открытие новых знаний самими учениками;
1 балл – в конспекте урока просматриваются попытки организовать деятельность учеников;
0 баллов – урок монологичен; объясняет учитель, деятельность учеников сводится к слушанию, чтению, ответы на вопросы учителя.
2.
2 балла – в соответствии с целями и задачами урока использован прием (приемы) новых технологий: учебных ситуаций, уровневой дифференциации, проектных задач, исследования, технологии критического мышления;
1 балл – применяются приемы новых технологий, но не всегда они «работают» на цель урока;
0 баллов – новые технологии не применяются.
3.
2 балла – учитель грамотно использует потенциал УМК: учебник, хрестоматию, рабочую тетрадь, методическое руководство (не менее 2-х источников);
1 балл – учитель использует только тексты учебника, но с его помощью организует разные виды деятельности на уроке;
0 баллов – учитель использует только тексты учебника, виды деятельности однообразны.
4.
2 балла – ученики открывают новое самостоятельно
1 балл – ученики открывают новое при поддержке учителя.
0 баллов – новый материал объясняет учитель.
5.
2 балла – на уроке организована работа в парах или группах;
1 балл – коллективные формы работ запланированы, но с методическими ошибками;
0 баллов – формы учебного сотрудничества отсутствуют.
6.
1 балл – ученики осознают степень соответствия полученных результатов поставленным целям, рефлексируют над способами достижения результата;
1 балл - этап рефлексии проведен формально;
0 баллов – этап рефлексии отсутствует.
10-12 баллов- конечный образовательный результат сформирован полностью;
6-9 баллов - конечный образовательный результат сформирован частично;
0-5 баллов - конечный образовательный результат не сформирован.
Методическая разработка УРОКА Поэтические приемы в стихотворении. И.Бунин «Листопад»
ФИО: Кожаева Ольга Александровна
Место работы:ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т.Стройкерамика
Должность: учитель начальных классов
Класс: первый
Тема и номер урока в теме: «Сказочные дорожки: твой путеводитель». 5 урок И.Бунин «Листопад»
Базовый учебник: В.Ю.Свиридова «Литературное чтение» 1 класс. Издательский дом «Федоров», 2011 г.; потенциал УМК: учебная тетрадь к учебнику В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение» 1 класс О.Г.Миляева Москва 2011 г.; произведения А.Пушкина, К.Бальмонта, И.Бунина об осени
Цель урока: формировать представление о поэтических приемах в стихотворении
Задачи:
-обучающие - познакомить с творчеством И.А.Бунина, продолжить знакомство со средствами художественной выразительности;
-развивающие - развивать речь, творческие способности учащихся, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, выразительно читать стихи;
-воспитательные - воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: в паре, групповая, индивидуальная.
Структура и ход урока:
Технологическая карта
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Оборудование
УУД
1.
Мотивация к учебной
деятельности
Проверяет готовность к уроку, мотивирует на учебную деятельность, работу в группах и взаимопонимание
Настраиваются на работу, проверяют готовность, повторяют правила работы в группе, под музыку работают в группах
Л-Положительное отношение к уроку литературы, Р-работать в соответствии с поставленной учебной задачей
2.
Актуализация знаний
Задает вопросы.
Отвечают на вопросы учителя и доказывают свои ответы.
Учебник,
ОЭР,
раб.тетрадь,
текст стихов, листочки разного цвета
словари
П-учиться выражать эмоции и настроение в процессе слушания, говорения, чтения, К-воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников,
3.
Организация познавательной деятельности
Задает вопросы, знакомит с автором и его произведением, беседует о прочитанном, проводит словарную работу.
Отвечают на вопросы учителя, доказывая свою точку зрения, поддерживают беседу с учителем о прочитанном, узнают значение непонятных слов, работая со словарем.
Учебник,
ОЭР,
раб.тетрадь,
текст стихов, листочки разного цвета, картины об осени
словари
П-работать с учебником,
ориентироваться в нем по
содержанию (оглавлению)
и с помощью значков, ориентироваться в речевом потоке, стремиться к расширению своей познавательной сферы, К-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, проявлять уважение к другой точке зрения
4.
Практическая деятельность
Закрепляет у учащихся известные им средства художественной выразительности и знакомит с новыми, выводит на словесное рисование картин
Вспоминают средства художественной выразительности, работают над словесным рисованием.
Учебник,
ОЭР,
раб.тетрадь,
текст стихов, листочки разного цвета, словари
П-передавать настроение в стихотворении, находить средства худ.выразитель ности в тексте, К-ориентироваться на позицию другого человека
5.
Контроль (самостоятельные виды деятельности)
Дает задание прочитать четверостишие в группе, расставив паузы и логические ударения. Учит работать с синквейном.
Работают с отрывком, находя паузы и логические ударения. Под руководством учителя составляют синквейн.
Учебник,
ОЭР,
раб.тетрадь,
текст стихов, листочки разного цвета, словари
П-выделять особенности поэтического текста, Р-работать в соответствии с поставленной учебной задачей
6.
Рефлексия деятельности
Учебник,
ОЭР,
раб.тетрадь,
текст стихов, листочки разного цвета
Л-проявлять адекватную самооценку через сравнение своих достижений вчера и сегодня
7.
Домашнее задание
Сценарий урока.
1.Мотивация к учебной деятельности.
- Какие времена года вы знаете? Представьте, что каждая сидящая группа попала в осенний лес. Выберите из представленных листьев такие, которые вы бы встретили в осеннем лесу. (Дети под музыку Чайковского выбирают)
-Расскажите о своих «красках». Да, осенью, каких только красок не увидишь: ярко и темно-желтые, красные, коричневые. Ярко пестро нарядились деревья. Настоящий карнавал листьев.
Осень. Обсыпается весь
Наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят;
Лишь вдали красуются, там
На дне долин,
Кисти ярко-красные
Вянущих рябин.
-Как вы думаете о каком явлении написал А.Толстой? (Если дети не догадались, учитель дает подсказку в виде загадки:
Осень в гости к нам пришла
И с собою принесла…
Что? Скажите наугад!
Ну, конечно… (листопад). Или Речевая разминка.
- Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте, какое слово надо добавить? Вот и осень наступила Вслед за летом, точно в срок, И в садах позолотила Каждый маленький листок. Листья стайками летят В нашем парке … (листопад).
2.Актуализация знаний.
-Что такое листопад?
-Мы с вами уже знаем, что сказка и поэзия притаились во всем, что нас окружает. Надо лишь научиться их видеть и слышать. Послушайте листопад (презентация).
-А как вы думаете, поэты любят осень и докажите свой ответ. (группы высказывают свою точку зрения)
-Прочитайте знакомые вам стихи об этом времени года.
3. Организация познавательной деятельности.
-Рассмотрите иллюстрацию на с.94 Как вы думаете, что изобразил художник?
-А почему же к стихотворению И.Бунина «Листопад» нарисован терем? (Дети высказывают предположения)
-Сейчас мы попробуем во всем разобраться.
А. Знакомство с автором и его произведением.
-Иван Алексеевич Бунин провел свои ранние детские годы в фамильном имении на Орловщине. Он рос среди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой тишине». Позднее, когда Бунин стал поэтом и писал стихи о деревенской жизни, о родной природе, скорее всего, он вспоминал свое детство. За каждым из его стихотворений – он сам, его переживания, мысли, душа. Попробуем это почувствовать, прочитав его стихотворение «Листопад». Хотите оказаться внутри стихотворения? Для этого надо постараться не только увидеть то, что видел сам поэт, но и почувствовать это душой.
-Послушайте стихотворение (звучит запись на диске).
Физминутка.
Б. Беседа о прочитанном.
_Кто главный герой стихотворения?
_А почему лес расписной? Кто его расписал?
- Так, кто понял, почему к стихотворению «Листопад» был нарисован терем? А, кто знает, что такое терем? (работа со словарем:Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.)
-Мы с вами говорили о таком поэтическом приеме, как эпитеты. Прочитайте стихотворение в группе и найдите эпитеты (лиловый, золотой, багряный + словарная работа:Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки
Багряный - красную краску, а иногда её оттенки до коричневого называли багр
от этого возникли названия багровый и багряный.
Багряный - чистый, яркий алый цвет).
_Почему в лесу образуются просветы? С чем их сравнивает автор? Почему Бунин говорит оконца, а не окна? (раньше в теремах были маленькие окошки)
4.Практическая деятельность.
-Какой еще прием использует поэт в своем стихотворении, чтобы более точно передать волшебную красоту леса? (сравнение)
-У каждой группы есть напечатанные стихи, найдите и подчеркните сравнения. (группы сравнивают: «точно терем расписной», «веселой пестрою стеной», «желтою резьбой»)
-Сравните цвета и краски, которые выбрали вы, поэт и художник!
-Поэт и художник… Это два человека, которые обостренно воспринимают окружающий мир, умеют прислушиваться к своим ощущениям, тоньше других людей различают мир цвета, запахов и звуков. Есть много художников, которые написали замечательные картины об осени. (просмотр презентации с картинами художников.)
А.Рисование словесных картин:
-Что вы видите, читая строки: (можно продолжить работу в группах)
а) «веселой пестрою стеной стоит над светлою поляной…»
б) «воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра…»
в) «стоит над солнечной поляной, завороженный тишиной…»
-Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом? (такой прием называется – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)
5. Самостоятельные виды деятельности.
-Попробуйте в своей группе прочитать четверостишье, сделав логические ударения и паузы (дети пишут и подчеркивают в напечатанных текстах)
Лес\\точнотерем расписной\\
Лиловый\\золотой\\багряный\\
Веселой\\пестрою стеной\\
Стоит над светлою поляной.
-Как можно догадаться, что красота осени недолговечна? (много раз употребляется слово «сегодня»)
Составление синквейна!!!
6.Рефлексия.
Почему стихотворение Бунина напечатано в главе «Сказочные дорожки».