kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Поэтические приемы в стихотворении. И. Бунин "Листопад"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  УРОКА

Поэтические приемы в стихотворении. И.Бунин  «Листопад»

 

1.ФИО:   Кожаева Ольга Александровна

2.Место работы: ГБОУ  СОШ №1 «ОЦ» п.г.т.Стройкерамика

3.Должность: учитель начальных классов

4.Класс: первый

5.Тема и номер урока в теме: «Сказочные дорожки: твой путеводитель». 5 урок И.Бунин «Листопад»

6.Базовый учебник: В.Ю.Свиридова «Литературное чтение» 1 класс. Издательский дом «Федоров», 2011 г.; потенциал УМК: учебная тетрадь к учебнику В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение» 1 класс  О.Г.Миляева Москва 2011 г.; произведения А.Пушкина, К.Бальмонта, И.Бунина об осени

7.Цель урока: формировать представление о поэтических приемах в стихотворении

8.Задачи:

-обучающие - познакомить с творчеством  И.А.Бунина, продолжить знакомство со средствами художественной выразительности;

-развивающие - развивать речь, творческие способности учащихся, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, выразительно читать стихи;

-воспитательные - воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

9.Тип урока: Урок изучения нового материала.

10.Формы работы учащихся:  в паре, групповая, индивидуальная.

11.Структура и ход  урока:

Технологическая карта

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

УУД

1.

Мотивация к учебной

деятельности

Проверяет готовность к уроку, мотивирует на учебную деятельность, работу в группах и взаимопонимание

Настраиваются на работу, проверяют готовность, повторяют правила работы в группе, под музыку работают в группах

Л-Положительное  отношение к уроку литературы, Р-работать в соответствии с поставленной учебной задачей

2.

Актуализация знаний

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы учителя и доказывают свои ответы.

Учебник,

ОЭР,

раб.тетрадь,

текст стихов, листочки разного цвета

словари

П-учиться выражать эмоции и настроение в процессе слушания, говорения, чтения, К-воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников,

3.

Организация познавательной деятельности

Задает вопросы, знакомит с автором и его произведением, беседует о прочитанном, проводит словарную работу.

Отвечают на вопросы учителя, доказывая свою точку зрения, поддерживают беседу с учителем о прочитанном, узнают значение непонятных слов, работая со словарем.

Учебник,

ОЭР,

раб.тетрадь,

текст стихов, листочки разного цвета, картины об осени

словари

П-работать с учебником,

ориентироваться в нем по

содержанию (оглавлению)

и с помощью значков, ориентироваться в речевом потоке, стремиться к расширению своей познавательной сферы, К-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, проявлять уважение к другой точке зрения

4.

Практическая деятельность

Закрепляет у учащихся известные им средства художественной выразительности и знакомит с новыми, выводит на словесное рисование картин

Вспоминают средства художественной выразительности, работают над словесным рисованием.

Учебник,

ОЭР,

раб.тетрадь,

текст стихов, листочки разного цвета, словари

П-передавать настроение в стихотворении, находить средства худ.выразитель ности в тексте, К-ориентироваться на позицию другого человека

5.

Контроль (самостоятельные виды деятельности)

Дает задание прочитать четверостишие в группе, расставив паузы и логические ударения. Учит работать с синквейном.

Работают с отрывком, находя паузы и логические ударения. Под руководством учителя составляют синквейн.

Учебник,

ОЭР,

раб.тетрадь,

текст стихов, листочки разного цвета, словари

П-выделять особенности поэтического текста, Р-работать в соответствии с поставленной учебной задачей

6.

Рефлексия деятельности

Учебник,

ОЭР,

раб.тетрадь,

текст стихов, листочки разного цвета

Л-проявлять адекватную самооценку через сравнение своих достижений вчера и сегодня

7.

Домашнее задание

Сценарий урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

- Какие времена года вы знаете? Представьте, что каждая сидящая группа попала в осенний лес. Выберите из представленных листьев такие, которые вы бы встретили в осеннем лесу. (Дети под музыку Чайковского выбирают)

-Расскажите о своих «красках». Да, осенью, каких только красок не увидишь: ярко и темно-желтые, красные, коричневые. Ярко пестро нарядились деревья. Настоящий карнавал листьев.

Осень.  Обсыпается весь

Наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там

На дне долин,

Кисти ярко-красные

Вянущих рябин.

-Как вы думаете о каком явлении написал А.Толстой? (Если дети не догадались, учитель дает подсказку в виде загадки:

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно… (листопад). Или  Речевая разминка.

- Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте, какое слово надо добавить?
Вот и осень наступила 
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила 
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … (листопад).

2.Актуализация знаний.

-Что такое листопад?

-Мы с вами уже знаем, что сказка и поэзия притаились во всем, что нас окружает. Надо лишь научиться их видеть и слышать. Послушайте листопад (презентация).

-А как вы думаете, поэты любят осень и докажите свой ответ. (группы высказывают свою точку зрения)

-Прочитайте знакомые вам стихи об этом времени года.

3. Организация познавательной деятельности.

-Рассмотрите иллюстрацию на с.94 Как вы думаете, что изобразил художник?

-А почему же к стихотворению И.Бунина «Листопад» нарисован терем? (Дети высказывают предположения)

-Сейчас мы попробуем во всем разобраться.

А. Знакомство с автором и его произведением.

-Иван Алексеевич Бунин провел свои ранние детские годы в фамильном имении на Орловщине. Он рос среди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой тишине». Позднее, когда Бунин стал поэтом и писал стихи о деревенской жизни, о родной природе, скорее всего, он вспоминал свое детство. За каждым из его стихотворений – он сам, его переживания, мысли, душа. Попробуем это почувствовать, прочитав его стихотворение «Листопад». Хотите оказаться внутри стихотворения? Для этого надо постараться не только увидеть то, что видел сам поэт, но и почувствовать это душой.

-Послушайте стихотворение (звучит запись на диске).

Физминутка.

Б. Беседа о прочитанном.

_Кто главный герой стихотворения?

_А почему лес расписной? Кто его расписал?

- Так, кто понял,  почему к стихотворению «Листопад» был нарисован терем? А, кто знает, что такое терем? (работа со словарем: Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.)

-Мы с вами говорили о таком поэтическом приеме, как эпитеты. Прочитайте стихотворение в группе и найдите эпитеты (лиловый, золотой, багряный + словарная работа: Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки

Багряный - красную краску, а иногда её оттенки до коричневого называли  багр

от этого возникли названия багровый и багряный.

Багряный - чистый, яркий алый цвет).

_Почему в лесу образуются просветы? С чем их сравнивает автор? Почему Бунин говорит оконца, а не окна? (раньше в теремах были маленькие окошки)

4.Практическая деятельность.

-Какой еще прием использует поэт в своем стихотворении, чтобы более точно передать волшебную красоту леса? (сравнение)

-У каждой группы есть напечатанные стихи, найдите и подчеркните сравнения. (группы сравнивают: «точно терем расписной», «веселой пестрою стеной», «желтою резьбой»)

-Сравните цвета и краски, которые выбрали вы, поэт и художник!

-Поэт и художник… Это два человека, которые обостренно воспринимают окружающий мир, умеют прислушиваться к своим ощущениям, тоньше других людей различают мир цвета, запахов и звуков. Есть много художников, которые написали замечательные картины об осени. (просмотр презентации с картинами художников.)

А.Рисование словесных картин:

-Что вы видите, читая строки: (можно продолжить работу в группах)

а) «веселой пестрою стеной стоит над светлою поляной…»

б) «воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра…»

в) «стоит над солнечной поляной, завороженный тишиной…»

-Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом? (такой прием называется – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

5. Самостоятельные виды деятельности.

-Попробуйте в своей группе прочитать четверостишье, сделав логические ударения и паузы (дети пишут и подчеркивают в напечатанных текстах)

Лес\\точнотерем расписной\\

Лиловый\\золотой\\багряный\\

Веселой\\пестрою стеной\\

Стоит над светлою поляной.

-Как можно догадаться, что красота осени недолговечна? (много раз употребляется слово «сегодня»)

Составление синквейна!!!

6.Рефлексия.

Почему стихотворение Бунина напечатано в главе «Сказочные дорожки».

_Продолжите фразу

«Сегодня на уроке я узнал, что…»

«Мне было трудно…»

«Мне пригодились знания…»

12.Необходимое техническое оборудование: проектор, экран, ОЭР.

13.Используемые технологии

Этап урока

Название используемых технологий

 

Время

(в мин.)

1

Мотивация к учебной

деятельности

Коммуникативная

7 мин.

2

Актуализация знаний

Деятельностная

3 мин.

3

Организация познавательной деятельности

Технология сотрудничества

10 мин.

4

Практическая деятельность

Деятельностная

10 мин.

5

Контроль (самостоятельные виды деятельности)

Развитие критического мышления, технология сотрудничества

5 мин.

6

Рефлексия 

Рефлексивная

5 мин.


 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Поэтические приемы в стихотворении. И. Бунин "Листопад" »


ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Поэтические приемы в стихотворении. И.Бунин «Листопад»

(Тема урока)

ФИО: Кожаева Ольга Александровна


Место работы


Должность


Предмет


Класс


Тема и номер урока

в теме: «Сказочные дорожки: твой путеводитель».

Урок 5.

Базовый учебник


  1. Цель урока:

9. Задачи:

- обучающие

-развивающие

-воспитательные

  1. Тип урока

  2. Формы работы учащихся

  3. Необходимое техническое оборудование

  4. Структура и ход урока

  5. Используемые технологии

Этап урока

Название используемых технологий


Время

(в мин.)


1

2

3

4









Критерии оценки урока

  1. На уроке запланированы разные виды деятельности.

  2. Запланированные приемы современной технологии необходимы для достижения цели урока.

  3. На уроке использован потенциал УМК в плане организации деятельности на уроке.

  4. Урок построен в логике задачного подхода.

  5. Урок предполагает формы учебного сотрудничества.

  6. Запланирована рефлексия учеников по поводу итогов и способов деятельности.





Оценка выполнения итогового задания


Показатели оценки

1.

2 балла – на уроке запланированы разные виды деятельности, направленные на открытие новых знаний самими учениками;

1 балл – в конспекте урока просматриваются попытки организовать деятельность учеников;

0 баллов – урок монологичен; объясняет учитель, деятельность учеников сводится к слушанию, чтению, ответы на вопросы учителя.

2.

2 балла – в соответствии с целями и задачами урока использован прием (приемы) новых технологий: учебных ситуаций, уровневой дифференциации, проектных задач, исследования, технологии критического мышления;

1 балл – применяются приемы новых технологий, но не всегда они «работают» на цель урока;

0 баллов – новые технологии не применяются.

3.

2 балла – учитель грамотно использует потенциал УМК: учебник, хрестоматию, рабочую тетрадь, методическое руководство (не менее 2-х источников);

1 балл – учитель использует только тексты учебника, но с его помощью организует разные виды деятельности на уроке;

0 баллов – учитель использует только тексты учебника, виды деятельности однообразны.

4.

2 балла – ученики открывают новое самостоятельно

1 балл – ученики открывают новое при поддержке учителя.

0 баллов – новый материал объясняет учитель.

5.

2 балла – на уроке организована работа в парах или группах;

1 балл – коллективные формы работ запланированы, но с методическими ошибками;

0 баллов – формы учебного сотрудничества отсутствуют.

6.

1 балл – ученики осознают степень соответствия полученных результатов поставленным целям, рефлексируют над способами достижения результата;

1 балл - этап рефлексии проведен формально;

0 баллов – этап рефлексии отсутствует.




10-12 баллов- конечный образовательный результат сформирован полностью;

6-9 баллов - конечный образовательный результат сформирован частично;

0-5 баллов - конечный образовательный результат не сформирован.









Методическая разработка УРОКА
Поэтические приемы в стихотворении. И.Бунин «Листопад»


  1. ФИО: Кожаева Ольга Александровна

  2. Место работы: ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» п.г.т.Стройкерамика

  3. Должность: учитель начальных классов

  4. Класс: первый

  5. Тема и номер урока в теме: «Сказочные дорожки: твой путеводитель». 5 урок И.Бунин «Листопад»

  6. Базовый учебник: В.Ю.Свиридова «Литературное чтение» 1 класс. Издательский дом «Федоров», 2011 г.; потенциал УМК: учебная тетрадь к учебнику В.Ю.Свиридовой «Литературное чтение» 1 класс О.Г.Миляева Москва 2011 г.; произведения А.Пушкина, К.Бальмонта, И.Бунина об осени

  7. Цель урока: формировать представление о поэтических приемах в стихотворении

  8. Задачи:

-обучающие - познакомить с творчеством И.А.Бунина, продолжить знакомство со средствами художественной выразительности;

-развивающие - развивать речь, творческие способности учащихся, умение выражать свои чувства по отношению к прочитанному, выразительно читать стихи;

-воспитательные - воспитывать любовь к родной природе и бережное отношение к ней.

  1. Тип урока: Урок изучения нового материала.

  2. Формы работы учащихся: в паре, групповая, индивидуальная.

  3. Структура и ход урока:







Технологическая карта


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оборудование

УУД

1.

Мотивация к учебной

деятельности

Проверяет готовность к уроку, мотивирует на учебную деятельность, работу в группах и взаимопонимание

Настраиваются на работу, проверяют готовность, повторяют правила работы в группе, под музыку работают в группах


Л-Положительное отношение к уроку литературы, Р-работать в соответствии с поставленной учебной задачей

2.

Актуализация знаний

Задает вопросы.

Отвечают на вопросы учителя и доказывают свои ответы.

Учебник,

ОЭР,

раб.тетрадь,

текст стихов, листочки разного цвета

словари

П-учиться выражать эмоции и настроение в процессе слушания, говорения, чтения, К-воспринимать мнение о прочитанном произведении сверстников,

3.

Организация познавательной деятельности



Задает вопросы, знакомит с автором и его произведением, беседует о прочитанном, проводит словарную работу.

Отвечают на вопросы учителя, доказывая свою точку зрения, поддерживают беседу с учителем о прочитанном, узнают значение непонятных слов, работая со словарем.

Учебник,

ОЭР,

раб.тетрадь,

текст стихов, листочки разного цвета, картины об осени

словари

П-работать с учебником,

ориентироваться в нем по

содержанию (оглавлению)

и с помощью значков, ориентироваться в речевом потоке, стремиться к расширению своей познавательной сферы, К-договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, проявлять уважение к другой точке зрения

4.

Практическая деятельность


Закрепляет у учащихся известные им средства художественной выразительности и знакомит с новыми, выводит на словесное рисование картин

Вспоминают средства художественной выразительности, работают над словесным рисованием.

Учебник,

ОЭР,

раб.тетрадь,

текст стихов, листочки разного цвета, словари


П-передавать настроение в стихотворении, находить средства худ.выразитель ности в тексте, К-ориентироваться на позицию другого человека

5.

Контроль (самостоятельные виды деятельности)


Дает задание прочитать четверостишие в группе, расставив паузы и логические ударения. Учит работать с синквейном.


Работают с отрывком, находя паузы и логические ударения. Под руководством учителя составляют синквейн.

Учебник,

ОЭР,

раб.тетрадь,

текст стихов, листочки разного цвета, словари

П-выделять особенности поэтического текста, Р-работать в соответствии с поставленной учебной задачей

6.

Рефлексия деятельности




Учебник,

ОЭР,

раб.тетрадь,

текст стихов, листочки разного цвета


Л-проявлять адекватную самооценку через сравнение своих достижений вчера и сегодня

7.

Домашнее задание






Сценарий урока.

1.Мотивация к учебной деятельности.

- Какие времена года вы знаете? Представьте, что каждая сидящая группа попала в осенний лес. Выберите из представленных листьев такие, которые вы бы встретили в осеннем лесу. (Дети под музыку Чайковского выбирают)

-Расскажите о своих «красках». Да, осенью, каких только красок не увидишь: ярко и темно-желтые, красные, коричневые. Ярко пестро нарядились деревья. Настоящий карнавал листьев.

Осень. Обсыпается весь

Наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там

На дне долин,

Кисти ярко-красные

Вянущих рябин.

-Как вы думаете о каком явлении написал А.Толстой? (Если дети не догадались, учитель дает подсказку в виде загадки:

Осень в гости к нам пришла

И с собою принесла…

Что? Скажите наугад!

Ну, конечно… (листопад). Или Речевая разминка.

- Прочитайте стихотворение шепотом, подумайте, какое слово надо добавить?
Вот и осень наступила 
Вслед за летом, точно в срок,
И в садах позолотила 
Каждый маленький листок.
Листья стайками летят
В нашем парке … (листопад).


2.Актуализация знаний.

-Что такое листопад?

-Мы с вами уже знаем, что сказка и поэзия притаились во всем, что нас окружает. Надо лишь научиться их видеть и слышать. Послушайте листопад (презентация).

-А как вы думаете, поэты любят осень и докажите свой ответ. (группы высказывают свою точку зрения)

-Прочитайте знакомые вам стихи об этом времени года.

3. Организация познавательной деятельности.

-Рассмотрите иллюстрацию на с.94 Как вы думаете, что изобразил художник?

-А почему же к стихотворению И.Бунина «Листопад» нарисован терем? (Дети высказывают предположения)

-Сейчас мы попробуем во всем разобраться.

А. Знакомство с автором и его произведением.

-Иван Алексеевич Бунин провел свои ранние детские годы в фамильном имении на Орловщине. Он рос среди «моря хлебов, трав, цветов», «в глубочайшей полевой тишине». Позднее, когда Бунин стал поэтом и писал стихи о деревенской жизни, о родной природе, скорее всего, он вспоминал свое детство. За каждым из его стихотворений – он сам, его переживания, мысли, душа. Попробуем это почувствовать, прочитав его стихотворение «Листопад». Хотите оказаться внутри стихотворения? Для этого надо постараться не только увидеть то, что видел сам поэт, но и почувствовать это душой.

-Послушайте стихотворение (звучит запись на диске).

Физминутка.

Б. Беседа о прочитанном.

_Кто главный герой стихотворения?

_А почему лес расписной? Кто его расписал?

- Так, кто понял, почему к стихотворению «Листопад» был нарисован терем? А, кто знает, что такое терем? (работа со словарем: Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома.)

-Мы с вами говорили о таком поэтическом приеме, как эпитеты. Прочитайте стихотворение в группе и найдите эпитеты (лиловый, золотой, багряный + словарная работа: Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки

Багряный - красную краску, а иногда её оттенки до коричневого называли  багр

от этого возникли названия багровый и багряный.

Багряный - чистый, яркий алый цвет).

_Почему в лесу образуются просветы? С чем их сравнивает автор? Почему Бунин говорит оконца, а не окна? (раньше в теремах были маленькие окошки)

4.Практическая деятельность.

-Какой еще прием использует поэт в своем стихотворении, чтобы более точно передать волшебную красоту леса? (сравнение)

-У каждой группы есть напечатанные стихи, найдите и подчеркните сравнения. (группы сравнивают: «точно терем расписной», «веселой пестрою стеной», «желтою резьбой»)

-Сравните цвета и краски, которые выбрали вы, поэт и художник!

-Поэт и художник… Это два человека, которые обостренно воспринимают окружающий мир, умеют прислушиваться к своим ощущениям, тоньше других людей различают мир цвета, запахов и звуков. Есть много художников, которые написали замечательные картины об осени. (просмотр презентации с картинами художников.)

А.Рисование словесных картин:

-Что вы видите, читая строки: (можно продолжить работу в группах)

а) «веселой пестрою стеной стоит над светлою поляной…»

б) «воздушной паутины ткани блестят, как сеть из серебра…»

в) «стоит над солнечной поляной, завороженный тишиной…»

-Удалось ли автору показать сходство осеннего леса с расписным теремом? (такой прием называется – ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ)

5. Самостоятельные виды деятельности.

-Попробуйте в своей группе прочитать четверостишье, сделав логические ударения и паузы (дети пишут и подчеркивают в напечатанных текстах)

Лес\\точнотерем расписной\\

Лиловый\\золотой\\багряный\\

Веселой\\пестрою стеной\\

Стоит над светлою поляной.

-Как можно догадаться, что красота осени недолговечна? (много раз употребляется слово «сегодня»)

Составление синквейна!!!

6.Рефлексия.

Почему стихотворение Бунина напечатано в главе «Сказочные дорожки».

_Продолжите фразу

«Сегодня на уроке я узнал, что…»

«Мне было трудно…»

«Мне пригодились знания…»

  1. Необходимое техническое оборудование: проектор, экран, ОЭР.

  2. Используемые технологии


Этап урока

Название используемых технологий


Время

(в мин.)


1

Мотивация к учебной

деятельности

Коммуникативная

7 мин.

2

Актуализация знаний

Деятельностная

3 мин.

3

Организация познавательной деятельности

Технология сотрудничества

10 мин.

4

Практическая деятельность

Деятельностная

10 мин.

5

Контроль (самостоятельные виды деятельности)

Развитие критического мышления, технология сотрудничества

5 мин.

6

Рефлексия

Рефлексивная

5 мин.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Поэтические приемы в стихотворении. И. Бунин "Листопад"

Автор: Кожаева Ольга Александровна

Дата: 12.10.2014

Номер свидетельства: 118318

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(209) "Методическая разработка интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе «Краски осени»"
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_intieghrirovannoi_obrazovatiel_noi_dieiatiel_nosti_v"
    ["file_id"] => string(6) "355771"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1478418661"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства