Класс:2
Предмет: литературное чтение.
115 урок
Тема урока: Поэтический родник. Стихи о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится»
Цель: ознакомление учащихся с творчеством Ф. Тютчева; формирование умения анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения.
Задачи урока:
- научить определять и использовать средства образной выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения);
- развивать речь, образное и логическое мышление, внимание;
- воспитывать любовь к природе.
Тип урока: формирование навыков и умений.
Материальное обеспечение: иллюстрации ранней весны.
Межпредметные связи: русский язык, познание мира.
Планируемые результаты
предметные: уметь определять содержание произведения по его названию или иллюстрации; читать выразительно, передавая настроение стихотворения; уметь заучивать наизусть;
личностные: проявлять стремление беречь и приумножать природу родного края, своей страны, занимать активную позицию в деле охраны окружающей среды; показать умение эстетически воспринимать окружающий мир на основе пейзажной лирики (в частности,
описания зимы);
системно-деятельностные: уметь применять методы анализа текста, определять главную мысль произведения; находить средства выразительности.
Ход урока
I Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
III. Постановка задач урока.
- Назовите главные приметы весны. Какие из них больше всего нравятся?
- Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Ф. Тютчева и узнаем, как он описывает в своих стихах весну.
- В природе перед наступлением весны нередко случается, что как только сойдет снег, вскоре становится настолько тепло, что природа оживает. Как будто Весна и Зима борются, кто кого победит. Об этом рассказывает в стихотворении замечательный русский поэт Ф. Тютчев, который удивительно ярко нарисовал такую перемену погоды весной, такую яростную борьбу Весны с Зимою.
IV. Работа по теме урока.
Разговор о поэте.
Ф. И. Тютчев (1803-1873) воспел в своих стихах все времена года. Он умел наблюдать первые признаки каждого времени года первые грозы, первые зеленые листья, первые листопады и мастерски отобразил эти наблюдения в своем творчестве.
Первичное чтение произведения.
«Зима недаром злится. » Какие мысли вызвало у вас такое начало стихотворения?
- Закройте глазки и постарайтесь представить себе эту картину.
Чтение стихотворения учителем.
- Что увидели? Впечатления? Что удивило, запомнилось ?
(В стихотворении Тютчев рисует первое пробуждение природы, переход от зимы к весне, когда происходит столкновение времен года, оно представляется поэту в виде сказочного сражения, мы видим картину наступления весны.)
- Назовите главных героев стихотворения.
- В каком жанре написано стихотворение? (В жанре сказки, так как Зима и Весна выступают здесь как живые сушества).
Поэт-волшебник совершил чудо, и времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они и ведут себя как люди. Перечитайте стихотворение и докажите это их действиями.
1 в. - читает все, что говорится о действиях Зимы.
2 в. - все, что говорится о действиях Весны.
- Как поэт изображает времена года? (одушевляет, делает их живыми).
- Как называется этот прием? (Олицетворение).
- Ребята, поэтические тексты чаще всего отличаются такой насыщенной метафоричностью (много олицетворений), что даже неживые предметы или явления выступают в них в качестве живых, как, например, в стихотворении Ф. И. Тютчева. И эта особенность характерна не только для произведений известных вам поэтов, она свойственна всем поэтическим текстам!
Выразительное чтение детьми.
- Объясните слова «взбесилась», «наперекор врагу».
V. Физкультминутка,
VI. Продолжение работы по теме урока.
- Ответьте на вопросы:
- Какой прием использует автор, чтобы мы представили это время года, когда еще остается снег, иногда дуют холодные зимние ветры, но весенние явления природы уже наступают?
- Почему поэт изображает Зиму в виде старухи, а Весну - как молодую девушку?
- Какие слова находит поэт, чтобы передать свое отношение к Зиме и Весне? В каких строчках автор говорит о том, что люди с нетерпением ждут Весну? Найдите строчки, где это хорошо видно.
- Какой вы представляете Зиму, Весну?
- Найдите пословицы о зиме и весне.
- Как автор относится к победе весны над зимой? Выберите подходящий ответ, добавьте свой. - (С радостью, с торжеством, с грустью, с лаской, с тоской, с печалью. )
- На чьей стороне симпатии автора? (Поэту симпатична весна, он радуется ей и осуждает зиму за то, что она не уходит. Неправильно, если мы будем думать, что зима плохая, а весна хорошая. Ведь и зима была по-своему хороша. Вспомните: «Чародейкою зимою околдован
лес стоит. ». Всему свое время, говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье. И каждое время года по-своему прекрасно и любимо).
Иллюстрирование образов зимы и весны.
- На листочках нарисованы контуры женских фигур. Они одинаковые. Дорисуй им элементы одежды, лицо, волосы и другое, чтобы получились два разных образа - весны и зимы (по вариантам).
- Какие слова помогли вам это сделать? (Весна «хохочет и пуще лишь шумит», прекрасное дитя», «и лишь румяней стала», Зима «недаром злится», «хлопочет и на весну ворчит», «взбесилась ведьма злая», «снегу захватя, пустила, убегая»).
- Анализ иллюстраций.
- Чем отличаются рисунки?
- Какие эпитеты вы подобрали бы к картине «Весна»? (Молодая, веселая, румяная, шумная, красавица)
- К картине «Зима»? (Упрямая, старая, седая, ведьма злая).
- Что вам помогло нарисовать образ Весны и Зимы, представить их?
(Эпитеты, сравнения, олицетворения).
VII. Рефлексия.
- Что сегодня на уроке получалось у вас особенно хорошо?
- Урок:
- привлек меня тем.
- показался интересным.
- взволновал.
- заставил задуматься.
- навел меня на размышления
VIII. Подведение итогов урока.
- Над каким произведением работали на уроке?
- Оцените свою работу на уроке.
IX. Домашнее задание. Выразительно читать стихотворения наизусть. Подобрать пословицы о зиме и весне.