kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема урока: Поэтический родник. Стихи о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Класс:2

Предмет: литературное чтение.

115 урок

Тема урока: Поэтический родник. Стихи о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

Цель: ознакомление учащихся с творчеством Ф. Тютчева; формирование умения анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения.

Задачи урока:

- научить определять и использовать средства образной выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения);

- развивать речь, образное и логическое мышление, внимание;

- воспитывать любовь к природе.

Тип урока: формирование навыков и умений.
Материальное обеспечение: иллюстрации ранней весны.
Межпредметные связи: русский язык, познание мира.
Планируемые результаты

предметные: уметь определять содержание произведения по его названию или иллюстрации; читать выразительно, передавая настроение стихотворения; уметь заучивать наизусть;

личностные: проявлять стремление беречь и приумножать природу родного края, своей страны, занимать активную позицию в деле охраны окружающей среды; показать умение эстетически воспринимать окружающий мир на основе пейзажной лирики (в частности,
описания зимы);

системно-деятельностные: уметь применять методы анализа текста, определять главную мысль произведения; находить средства выразительности.

Ход урока
I Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.
III. Постановка задач урока.

- Назовите главные приметы весны. Какие из них больше всего нравятся?

- Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Ф. Тютчева и узнаем, как он описывает в своих стихах весну.

- В природе перед наступлением весны нередко случается, что как только сойдет снег, вскоре становится настолько тепло, что природа оживает. Как будто Весна и Зима борются, кто кого победит. Об этом рассказывает в стихотворении замечательный русский поэт Ф. Тютчев, который удивительно ярко нарисовал такую перемену погоды весной, такую яростную борьбу Весны с Зимою.

IV. Работа по теме урока.
Разговор о поэте.

Ф. И. Тютчев (1803-1873) воспел в своих стихах все времена года. Он умел наблюдать первые признаки каждого времени года первые грозы, первые зеленые листья, первые листопады и мастерски отобразил эти наблюдения в своем творчестве.

Первичное чтение произведения.

«Зима недаром злится. » Какие мысли вызвало у вас такое начало стихотворения?

- Закройте глазки и постарайтесь представить себе эту картину.
Чтение стихотворения учителем.

- Что увидели? Впечатления? Что удивило, запомнилось ?

(В стихотворении Тютчев рисует первое пробуждение природы, переход от зимы к весне, когда происходит столкновение времен года, оно представляется поэту в виде сказочного сражения, мы видим картину наступления весны.)

- Назовите главных героев стихотворения.

- В каком жанре написано стихотворение? (В жанре сказки, так как Зима и Весна выступают здесь как живые сушества).

Поэт-волшебник совершил чудо, и времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они и ведут себя как люди. Перечитайте стихотворение и докажите это их действиями.

1 в. - читает все, что говорится о действиях Зимы.
2 в. - все, что говорится о действиях Весны.

- Как поэт изображает времена года? (одушевляет, делает их живыми).

- Как называется этот прием? (Олицетворение).

- Ребята, поэтические тексты чаще всего отличаются такой насыщенной метафоричностью (много олицетворений), что даже неживые предметы или явления выступают в них в качестве живых, как, например, в стихотворении Ф. И. Тютчева. И эта особенность характерна не только для произведений известных вам поэтов, она свойственна всем поэтическим текстам!

Выразительное чтение детьми.

- Объясните слова «взбесилась», «наперекор врагу».
V. Физкультминутка,

VI. Продолжение работы по теме урока.
- Ответьте на вопросы:

- Какой прием использует автор, чтобы мы представили это время года, когда еще остается снег, иногда дуют холодные зимние ветры, но весенние явления природы уже наступают?

- Почему поэт изображает Зиму в виде старухи, а Весну - как молодую девушку?

- Какие слова находит поэт, чтобы передать свое отношение к Зиме и Весне? В каких строчках автор говорит о том, что люди с нетерпением ждут Весну? Найдите строчки, где это хорошо видно.

- Какой вы представляете Зиму, Весну?

- Найдите пословицы о зиме и весне.

- Как автор относится к победе весны над зимой? Выберите подходящий ответ, добавьте свой. - (С радостью, с торжеством, с грустью, с лаской, с тоской, с печалью. )

- На чьей стороне симпатии автора? (Поэту симпатична весна, он радуется ей и осуждает зиму за то, что она не уходит. Неправильно, если мы будем думать, что зима плохая, а весна хорошая. Ведь и зима была по-своему хороша. Вспомните: «Чародейкою зимою околдован
лес стоит. ». Всему свое время, говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье. И каждое время года по-своему прекрасно и любимо).

Иллюстрирование образов зимы и весны.

- На листочках нарисованы контуры женских фигур. Они одинаковые. Дорисуй им элементы одежды, лицо, волосы и другое, чтобы получились два разных образа - весны и зимы (по вариантам).

- Какие слова помогли вам это сделать? (Весна «хохочет и пуще лишь шумит», прекрасное дитя», «и лишь румяней стала», Зима «недаром злится», «хлопочет и на весну ворчит», «взбесилась ведьма злая», «снегу захватя, пустила, убегая»).

- Анализ иллюстраций.

- Чем отличаются рисунки?

- Какие эпитеты вы подобрали бы к картине «Весна»? (Молодая, веселая, румяная, шумная, красавица)

- К картине «Зима»? (Упрямая, старая, седая, ведьма злая).

- Что вам помогло нарисовать образ Весны и Зимы, представить их?

(Эпитеты, сравнения, олицетворения).
VII. Рефлексия.

- Что сегодня на уроке получалось у вас особенно хорошо?

- Урок:

- привлек меня тем.

- показался интересным.

- взволновал.

- заставил задуматься.

- навел меня на размышления

VIII. Подведение итогов урока.

- Над каким произведением работали на уроке?

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Домашнее задание. Выразительно читать стихотворения наизусть. Подобрать пословицы о зиме и весне.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема урока: Поэтический родник. Стихи о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится» »

Класс:2

Предмет: литературное чтение.

115 урок

Дата: ----апреля.

Тема урока: Поэтический родник. Стихи о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

Цель: ознакомление учащихся с творчеством Ф. Тютчева; формирование умения анализировать произведения, воспринимать выраженные в них чувства, настроения.

Задачи урока:

- научить определять и использовать средства образной выразительности (эпитеты, сравнения, олицетворения);

- развивать речь, образное и логическое мышление, внимание;

- воспитывать любовь к природе.

Тип урока: формирование навыков и умений.
Материальное обеспечение: иллюстрации ранней весны.
Межпредметные связи: русский язык, познание мира.
Планируемые результаты

предметные: уметь определять содержание произведения по его названию или иллюстрации; читать выразительно, передавая настроение стихотворения; уметь заучивать наизусть;

личностные: проявлять стремление беречь и приумножать природу родного края, своей страны, занимать активную позицию в деле охраны окружающей среды; показать умение эстетически воспринимать окружающий мир на основе пейзажной лирики (в частности,
описания зимы);

системно-деятельностные: уметь применять методы анализа текста, определять главную мысль произведения; находить средства выразительности.

Ход урока
I Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.
III. Постановка задач урока.

- Назовите главные приметы весны. Какие из них больше всего нравятся?

- Сегодня мы познакомимся с жизнью и творчеством Ф. Тютчева и узнаем, как он описывает в своих стихах весну.

- В природе перед наступлением весны нередко случается, что как только сойдет снег, вскоре становится настолько тепло, что природа оживает. Как будто Весна и Зима борются, кто кого победит. Об этом рассказывает в стихотворении замечательный русский поэт Ф. Тютчев, который удивительно ярко нарисовал такую перемену погоды весной, такую яростную борьбу Весны с Зимою.

IV. Работа по теме урока.
Разговор о поэте.

Ф. И. Тютчев (1803-1873) воспел в своих стихах все времена года. Он умел наблюдать первые признаки каждого времени года первые грозы, первые зеленые листья, первые листопады и мастерски отобразил эти наблюдения в своем творчестве.

Первичное чтение произведения.

«Зима недаром злится ... » Какие мысли вызвало у вас такое начало стихотворения?

- Закройте глазки и постарайтесь представить себе эту картину.
Чтение стихотворения учителем.

- Что увидели? Впечатления? Что удивило, запомнилось ?

(В стихотворении Тютчев рисует первое пробуждение природы, переход от зимы к весне, когда происходит столкновение времен года, оно представляется поэту в виде сказочного сражения, мы видим картину наступления весны.)

- Назовите главных героев стихотворения.

- В каком жанре написано стихотворение? (В жанре сказки, так как Зима и Весна выступают здесь как живые сушества).

Поэт-волшебник совершил чудо, и времена года превратил в людей, поэтому их имена, как и имена людей, написаны с заглавной буквы. У поэта они и ведут себя как люди. Перечитайте стихотворение и докажите это их действиями.

1 в. - читает все, что говорится о действиях Зимы.
2 в. - все, что говорится о действиях Весны.

- Как поэт изображает времена года? (одушевляет, делает их живыми).

- Как называется этот прием? (Олицетворение).

- Ребята, поэтические тексты чаще всего отличаются такой насыщенной метафоричностью (много олицетворений), что даже неживые предметы или явления выступают в них в качестве живых, как, например, в стихотворении Ф. И. Тютчева. И эта особенность характерна не только для произведений известных вам поэтов, она свойственна всем поэтическим текстам!

Выразительное чтение детьми.

- Объясните слова «взбесилась», «наперекор врагу».
V. Физкультминутка,

VI. Продолжение работы по теме урока.
- Ответьте на вопросы:

- Какой прием использует автор, чтобы мы представили это время года, когда еще остается снег, иногда дуют холодные зимние ветры, но весенние явления природы уже наступают?

- Почему поэт изображает Зиму в виде старухи, а Весну - как молодую девушку?

- Какие слова находит поэт, чтобы передать свое отношение к Зиме и Весне? В каких строчках автор говорит о том, что люди с нетерпением ждут Весну? Найдите строчки, где это хорошо видно.

- Какой вы представляете Зиму, Весну?

- Найдите пословицы о зиме и весне.

- Как автор относится к победе весны над зимой? Выберите подходящий ответ, добавьте свой. - (С радостью, с торжеством, с грустью, с лаской, с тоской, с печалью ... )

- На чьей стороне симпатии автора? (Поэту симпатична весна, он радуется ей и осуждает зиму за то, что она не уходит. Неправильно, если мы будем думать, что зима плохая, а весна хорошая. Ведь и зима была по-своему хороша. Вспомните: «Чародейкою зимою околдован
лес стоит ... ». Всему свое время, говорят в народе. Так уж в природе устроено, что одно время года сменяет другое, и происходит это постепенно, не в одночасье. И каждое время года по-своему прекрасно и любимо).

Иллюстрирование образов зимы и весны.

- На листочках нарисованы контуры женских фигур. Они одинаковые. Дорисуй им элементы одежды, лицо, волосы и другое, чтобы получились два разных образа - весны и зимы (по вариантам).

- Какие слова помогли вам это сделать? (Весна «хохочет и пуще лишь шумит», прекрасное дитя», «и лишь румяней стала», Зима «недаром злится», «хлопочет и на весну ворчит», «взбесилась ведьма злая», «снегу захватя, пустила, убегая»).

- Анализ иллюстраций.

- Чем отличаются рисунки?

- Какие эпитеты вы подобрали бы к картине «Весна»? (Молодая, веселая, румяная, шумная, красавица)

- К картине «Зима»? (Упрямая, старая, седая, ведьма злая).

- Что вам помогло нарисовать образ Весны и Зимы, представить их?

(Эпитеты, сравнения, олицетворения).
VII. Рефлексия.

- Что сегодня на уроке получалось у вас особенно хорошо?

- Урок:

- привлек меня тем ...

- показался интересным ...

- взволновал ...

- заставил задуматься ...

- навел меня на размышления

VIII. Подведение итогов урока.

- Над каким произведением работали на уроке?

- Оцените свою работу на уроке.

IX. Домашнее задание. Выразительно читать стихотворения наизусть. Подобрать пословицы о зиме и весне



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Тема урока: Поэтический родник. Стихи о весне. Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

Автор: Лисицына Светлана Михайловна

Дата: 15.04.2015

Номер свидетельства: 201825


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства