Стихотворения поэтов ХХ века о Великой Отечественной войне "Летящие строки войны"
Стихотворения поэтов ХХ века о Великой Отечественной войне "Летящие строки войны"
Материал урока помогает узнать историю создания стихотворений, созданных в суровые военные годы, знать особенности лирических прроизведений, связанные с особенностями повествования. Цели урока: рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны, совершенствовать навыки работы над поэтическим текстом, формировать умения представлять материал в наглядной форме; развивать творческие способности и личностные качества, способствовать развитию навыков работы в группе, чувства ответственности и самовыручки. Личностный результат: осознавать трагедию страны в годы Великой Отечественной войны, необходимость сохранения памяти о страшных годах в истории нашей страны. Метапредметный результат: уметь анализировать текстовую информацию, самстоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Стихотворения поэтов ХХ века о Великой Отечественной войне "Летящие строки войны" »
МБОУ гимназия №2
Васильева Елена Николаевна
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В СТИХОТВОРЕНИЯХ
ПОЭТОВ ХХ ВЕКА
Цели урока:
образовательные:
- рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;
- совершенствовать навыки работы над поэтическим текстом;
- формировать умения представлять материал в наглядной форме;
воспитательные:
- повысить интерес учеников к урокам литературы;
- прививать чувство патриотизма;
развивающие:
- развивать навыки выразительного чтения;
- развить творческие способности и личностные качества;
- способствовать развитию навыков работы в группе, чувства ответственности и взаимовыручки.
Ожидаемый результат:
Личностный результат – осознавать трагедию страны в годы Великой Отечественной войны, необходимость сохранения памяти о страшных годах в истории страны.
Метапредметный результат – уметь анализировать текстовую информацию, самостоятельно формулировать и решать познавательные задачи на основе анализа информации, устанавливать логические связи, работать индивидуально и в группе.
Предметный результат – знать историю создания стихотворений, созданных в суровые военные годы, особенности лирических произведений, связанные с особенностями повествования, строить развёрнутое связное высказывание.
Оборудование урока: мультимедийная презентация «Летящие строки войны», выставка сборников стихотворений о Великой Отечественной войне, фонохрестоматия, музыкальный фильм, созданный учащимися, репродукции картин.
Ход урока.
1.Организационный момент.
2.Слово учителя.
(Слайд 1,2. Чтение эпиграфа.)
- Сегодня мы с вами увидим события Великой Отечественной войны глазами поэтов – фронтовиков, художников, которые вместе со всеми приближали День Победы.
(Слайд 3)
- В годы военных испытаний 1215 писателей ушли воевать с врагом. Более 400 из них отдали свою жизнь за освобождение нашей Родины от фашизма. Поэзия была самым популярным и любимым жанром в военные годы. Она рождалась в землянках, в окопах, во время коротких передышек между боями. Стихи были необходимы людям. Поэзия обращалась к душе каждого человека, передавая его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду.
- Предлагаю вам послушать стихотворение Ю. Друниной «Зинка». Поэтесса прошла фронт в самом тяжелом роде войск – в пехоте. У неё есть стихи о погибшей подруге.
( Чтение стихотворения «Разговор с подругой»)
- Враг стремительно продвигался в глубь нашей страны. В первых рядах бойцов была и поэзия. Вслушайтесь в суровую музыку стихотворения А. Ахматовой «Мужество».(Аудиозапись из фонохрестоматии)
- Какие еще стихотворения о войне вам известны?
(П. Шубин «Шофер», А. Твардовский «Я убит подо Ржевом», Е. Винокуров «Москвичи»
и т. д.)
- Что вы можете рассказать о поэтах и писателях Ставрополья, писавших о трудных военных годах? (Сообщения учащихся и чтение стихотворений.)
- Дома вы самостоятельно познакомились со статьёй учебника «Час мужества», в которой представлено интервью московских школьников с участником ВОв Юрием Георгиевичем Разумовским о военной поэзии. Что говорит поэт – фронтовик о значении военных стихов в наше мирное время? (Работа со статьёй учебника)
- Обратите внимание, как точно сказано, что «поэзия военных лет несет в себе нравственное начало». Совершенно верно. Обостренное чувство Родины пронизывает стихи военных лет. Война изображается не как подвиг, не как геройство, а как проверка на человечность.
- У каждого стихотворения есть своя история. Замечательное стихотворение К. Симонова «Жди меня» имеет необычайную судьбу. (Чтение стихотворения.)
- Что вы можете о нем рассказать? (Сообщение ученика.)
(Редактор газеты 44-й армии И.М. Кокарев, которому К.Симонов в январе 1942 года предложил стихотворение, «стал что-то бормотать, что в газету нужно героическое, а не интимно – лирическое».)
- Почему, на ваш взгляд, редактор назвал стихотворение «Жди меня» интимно – лирическим?
- Что вы можете сказать о содержании этого стихотворения: оно о мужестве, о любви или о чем-то другом?
(Всё стихотворение читается как письмо с фронта любимой и далёкой женщине. Оно звучит как заклинание, как молитва. Ключевое слово «жди», повторяющееся много раз, наводит на мысль о том, что именно от этой способности женщины в конечном итоге и зависит жизнь и победа.Потрясающее стихотворение Симонова «Жди меня» подкупает своей искренностью. Я понимаю, почему на фронте оно пользовалось огромной популярностью. С одной стороны, личное, предназначенное для двоих, с другой стороны, открывающее целый мир, масштабное. Его можно читать и тихо, шёпотом, а можно громко, во весь голос. В любом случае, это будет хорошо. Именно такого не хватало на фронте, вдали от любимых и родных. Такая поэзия помогала выжить в нечеловеческих условиях, отвечала на вечные и бесконечные жизненные вопросы.)
-В чем вы видите его смысл?
(В своём произведении К.Симонов выразил типичное настроение людей, находящихся на фронте, их жён, любимых, близких. Чем труднее было на войне, тем больше солдаты тянулись к воспоминаниям о доме, простых человеческих радостях, а дома беспокоились за своих. И вера в то, что всё завершится хорошо, нужна была и тем и другим. Вот почему так страстно звучат слова поэта:
Жди меня, и я вернусь. Только очень жди.
Мысль автора выражена лаконично и ёмко: “Только очень жди”, “Всем смертям назло”. Почему смертям? Она бывает одна, но применительно к фронту — верно. Смерть несли сокрушительный огонь артиллерии, миномётные и пулемётные обстрелы, жестокие бомбёжки авиации. Одну из них запомнил К.Симонов: “…Северней Сталинграда, был день. В небе с утра до вечера висела немецкая авиация и бомбила всё кругом, в том числе едва заметную возвышенность, на которой мы сидели. Было так тяжело, что даже не лежала душа что-нибудь записывать, и я, сидя в окопе, только помечал в блокноте палочками каждый немецкий самолёт, заходивший на бомбёжку в пределах моей видимости. И таких палочек к закату набралось триста девяносто восемь…” Вот что кроется за словами “всем смертям назло” Ясность слова, простота строя предложений, привлекательность мыслей стихотворения сделали его доступным и близким многочисленным читателям времён Отечественной войны. Произведение брало за живое убеждённостью в неотвратимости встречи людей, тянущихся друг к другу.)
- Что, на ваш взгляд, в стихотворении позволяет назвать его молитвой?
(Каждая строфа начинается словами «жди меня, и я вернусь» - это главная мысль произведения. Она проста и по-житейски понятна, но, с другой стороны, это своеобразное заклинание звучит как «Аминь» в молитве. Без него всё произведение потеряло бы общую эмоциональную направленность, целостность.)
(Словарная работа со словом «аминь».)
- Об истории создания каких стихотворений вам что-либо известно?
(Сообщения учащихся об истории создания стихотворений «Я убит подо Ржевом», «Шофер», «Бьется в тесной печурке огонь…»)
(Сайд 4)
- Через 21 год после окончания войны А. Твардовский пишет стихотворение «Я знаю, никакой моей вины…» (Чтение стихотворения)
- Обратите внимание на 3-кратный повтор «все же», словно вся неутихающая боль поэта слилась в этой строчке.
- Почему именно в военные годы было написано так много стихов?
(Выражали чувства, настроения бойцов, всеяли веру в победу, поднимали боевой дух на передовой и в тылу.)
- Предлагаю вам посетить виртуальный выставочный зал, в котором представлены работы художников – фронтовиков. Экскурсию подготовили и проведут (ФИ ребят – экскурсоводов).
(Слайды № 5 – 19)
Кукрыниксы — творческий коллектив советских художников - графиков и живописцев, в который входили действительные члены АХ СССР, народные художники СССР (1958), Герои Социалистического Труда Михаил Куприянов (1903—1991), Порфирий Крылов (1902—1990)
Псевдоним «Кукрыниксы» составлен из первых слогов фамилий Куприянова и Крылова, а также первых трёх букв имени и первой буквы фамилии Николая Соколова. Три художника работали методом коллективного творчества (каждый также работал и индивидуально — над портретами и пейзажами). Наибольшую известность им принесли многочисленные мастерски исполненные карикатуры и шаржи, а также книжные иллюстрации, созданные в характерном карикатурном стиле.
- Могут ли увиденные вами репродукции картин стать иллюстрациями к прозвучавшим сегодня стихотворениям?
Итог урока.
По мнению К. Симонова, «писать о войне трудно. Писать о ней, как только о чем-то парадном, торжественном и легком деле, нельзя. Это будет ложью. Писать только о тяжелых днях и ночах, только о грязи окопов и холоде сугробов, только о смерти и крови – это тоже значит лгать, ибо все это есть, но писать только об этом – значит забыть о душе, о сердце человека, сражающегося на этой войне». Как вы поняли, почему трудно писать о войне?
Ответ на этот вопрос и будет вашим домашним заданием. (Слайд №20)
Заключительное слово учителя.
- Говорить о войне необходимо, чтобы помнили люди о тех, кто уже не вернется никогда. Память о погибших хранят поэзия и проза, картины художников, письма – треугольнички – эти долгожданные весточки с фронта. Будьте патриотами своей Родины, гордитесь страной, за которую ваши деды и прадеды проливали свою кровь.
- В заключение хочу предложить вам посмотреть работу творческой группы по теме нашего урока, созданную в виде фильма.