В соответствии с ФГОС НОО особенностью процесса социализации детей младшего школьного возраста, является развитие всесторонне развитой личности.
Младший школьный возраст, это период жизни от 6 до 11 лет, является периодом позитивных изменений и преобразований развития ребенка. Поэтому процесс социализации в этот период происходит более интенсивно.
В этом возрасте у ребенка происходят психофизические изменения, в связи с поступлением в школу, изменяется вид его деятельности, от игры к учебе, изменяется его социальное окружение
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности процесса социализации»
Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Сообщение «особенности процесса социализации младших школьников»
Подготовила
студентка Ш-21 группы
Шаверова Мария
Преподаватель:
Голоскок Г.Н.
Ейск 2020
Особенности процесса социализации младших школьников.
В соответствии с ФГОС НОО особенностью процесса социализации детей младшего школьного возраста, является развитие всесторонне развитой личности.
Младший школьный возраст, это период жизни от 6 до 11 лет, является периодом позитивных изменений и преобразований развития ребенка. Поэтому процесс социализации в этот период происходит более интенсивно.
В этом возрасте у ребенка происходят психофизические изменения, в связи с поступлением в школу, изменяется вид его деятельности, от игры к учебе, изменяется его социальное окружение. В школе к нему предъявляется ряд определенных требований: он обретает первую в своей жизни социальную роль статус ученика, которая подразумевает появление обязательной и общественно значимой деятельности - учебной. Именно здесь формируется личность ребенка, происходит приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям.
Успехи и неудачи в учебе приобретают социальную функцию и оказывают влияние на дальнейшую жизнь ребенка, у него коренным образом изменяется социальная ситуация развития. Ребенок, как ученик, должен подчиняться системе правил и нести ответственность за их нарушение, от него требуется соблюдение ответственности, дисциплинированности, за выполнение или невыполнение он получает общественную оценку.
Получает он и новые права: право на уважительное отношение взрослых к своим учебным занятиям, на рабочее место, на учебные принадлежности.
В условиях введения ФГОС НОО, проблема социализации младших школьников, становится особенно актуальной. Это связано с современной реформой образования, изменяющейся социальной ситуацией развития ребенка, увеличением его социально- педагогических проблем.
Важную роль в процессе принадлежит начальной школе, в школе на детей оказывают влияние их сверстники и учителя, поэтому школьникам необходимо научится взаимодействовать с ними, приспосабливаться к жизни в новых социальных условиях, понимания своей новой социальной роли, нового периода жизни. Для установления связей с социальным окружением, необходима личная активность и соблюдение определенных правил поведения.
Для формирования у младших школьников представлений о правилах поведения в школе проводятся классные часы («Я - ученик», «Права и обязанности школьников», «Правила поведения в школе»)
Личность учителя, его отношение к детям, педагогические способности оказывают положительное или отрицательное воздействие на младшего школьника. Учащийся начальной школы большую часть своего времени проводит с одним учителем, поэтому именно этот учитель создает благоприятную или неблагоприятную обстановку как для обучения, так и для развития личности ученика. Он помогает учащемуся овладеть учебными знаниями и умениями, способами общения, критериями оценок поступков и качеств личности. [1, с.25].
Немаловажным фактором для социализации младшего школьника являются и его взаимоотношения с одноклассниками. Для развития межличностного и внутригруппового общения необходимо проведение тренингов общения.
С момента, когда ребенок становится учеником, его индивидуальное развитие зависит взаимоотношений в группе других учеников. В общении со сверстниками у младшего школьника закладываются нравственные качества личности, продолжается его социальное развитие, он хочет быть хорошим учеником, получить признание окружающих. Чем выше статус ученика, тем успешнее его развитие, а для этого необходимы новые достижения в развитии речи, психики, личности, в этот период жизни ведущей становится учебная деятельность. Социально успешным учеником считается тот, кто хорошо учится, имеет много друзей, коммуникабельный, внутренне свободный, имеет достижения не только в учебе, но и в других видах деятельности (коммуникативной, трудовой, спортивной, творческой). Данный процесс направлен на помощь ребенку в организации себя, на установление нормальных отношений в семье, школе, в обществе.
Успех процесса социализации младших школьников в условиях внедрения ФГОС нового поколения зависит от состояния его психического здоровья, от психологического комфорта в классном коллективе, взаимодействия педагогов и родителей. Необходимо создать такие педагогические и социально – психологические условия, которые позволят учащимся начальной школы приобрести навыки социализации. В условиях современности требуются активные, инициативные личности, способные к преодолению трудностей, поэтому необходимо формировать у детей умение ориентироваться в новой социальной среде, развитие коммуникативных способностей.
Как видно, из всего перечисленного важную роль в процессе социализации младших школьников играет именно начальная школа, здесь ребенок выбирает ту модель социального поведения, которая позднее, определит перечень проблем, с которыми школьнику придется столкнуться. Учитель и родители подают ребенку первый пример нравственности. Ознакомление младших школьников нравственными примерами (классные часы, беседы, встречи с интересными людьми) противодействуют примерам разрушительного поведения, которые обрушивают на детей (компьютерные игры, телевидение и другие источники информации). [5 с.25].
Недооценка важности школы в процессе социализации может привести к серьезным проблемам, поэтому необходимо учитывать механизмы социализации младших школьников.
Для того, чтобы учащиеся начальной школы овладели навыками социализации необходимо создать для этого педагогические и социально- психологические условия. Для этого необходимо ближе познакомиться с детьми, изучить их семьи, чтобы понять уклад жизни семьи, стиль взаимоотношений детей и родителей
4. Механизмы социализации младших школьников.
На процесс социализации младших школьников, как мы уже рассмотрели, оказывают влияние различные факторы и лица, с которыми у ребенка происходит непосредственное взаимодействие (родители, братья и сестры, учителя, сверстники, друзья). Педагогикой выделяются два основных механизма социализации:
- социально – педагогический;
- социально- психологический.
К социально – педагогическим механизмам социализации относят:
Традиционный механизм усвоения младшим школьником, происходит на неосознанном уровне, с помощью запечатления норм поведения, взглядов, характерных для его семьи и ближайшего окружения (друзья, соседи). Результат данного механизма социализации может проявиться тогда, когда человек знает, «как и что надо», но это его знание противоречит нормам поведения ближайшего окружения. Иногда не востребованные или блокированные, в силу изменившихся условий жизни, элементы социального опыта, могут возникнуть снова в поведении человека, при очередном изменении условий жизни. [2 с.10].
Межличностный механизм социализации работает в процессе взаимодействия младших школьников со значимыми для него лицами (родители, друзья, сверстники)
К социально- психологическим механизмам относят:
Имитация (подражание)- это сознательное или бессознательное воспроизведение человеком опыта других людей, в частности их движений, манер, поступков и действий. У младших школьников механизм имитации - это один из путей произвольного, а чаще всего непроизвольного стремления копировать поведение учителей, перенимать образец его поведения.
В процессе имитации для младших школьников образцом для подражания является учитель, ведь именно учитель предлагает ученикам модели и способы школьного поведения. Дети наблюдают в школе за поведением педагогов, учеников получают часть своего социального опыта, просто копируя это поведение. Иногда у младших школьников имитация может проявляться в подражании голосу, жестам, одежде, манере говорить и другим особенностям учителя.
Идентификация (отождествление) – способ усвоения детьми школьного поведения, неосознанного отождествления себя с окружающими людьми, родителями, учителями, сверстниками. Благодаря механизму идентификации у детей повышается социальная активность, настроение, самооценка, формируются позитивные личные качества. В отношениях со сверстниками и взрослыми людьми дети присваивают их ценные качества и желательные формы поведения
Социализация младших школьников происходит с помощью всех перечисленных механизмов.
Каждый ребенок в будущем желает быть социально успешным, для этого необходимо с начальной школы проводить работу по социализации и адаптации младших школьников.
Вопросы:
Что является особенностью процесса социализации детей младшего школьного возраста в соответствии с ФГОС НОО?
В процессе взаимодействия с кем или с чем работает межличностный механизм?
Задание
МОНИТОРИНГ СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ УЧАЩЕГОСЯ
Цель :выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.
Учащимся предлагается прочитать ( прослушать) 20 суждений и оценить степень согласия с их содержанием по 5-балльной шкале.
Проведение
прочитайте 20 суждений и оцените степень своего согласия с каждым из них:
4 - всегда,
3- почти всегда;
2-иногда;
1- очень редко
0-никогда:
1. Стараюсь слушаться во всем своих учителей и родителей
2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других
3. За что бы я ни взялся - добиваюсь успеха
4. Я умею прощать
5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи
6. Мне хочется быть впереди других в любом деле
7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав
8. Считаю, что делать людям добро - это главное в жизни
9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие
10. Общаюсь с товарищами, отстаиваю свое мнение
11. Если я что-то задумаю, то обязательно сделаю
12. Мне нравится помогать другим
13. Мне хочется. Чтобы со мной все дружили
14. Если мне не нравятся люди, то я не буду сними общаться
15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать
16. Переживаю неприятности других, как свои
17. Стремлюсь не ссориться с товарищами
18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие
19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца
20. Стараюсь защищать тех, кого обижают.
Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения может быть поставлена оценка.
ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают путем сложения всех оценок первой строчки и делением этой суммы на 5.
Оценка автономности - вторая строчка ;
Оценка социальной активности – третья;
Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) - с четвертой.
Если получаемый коэффициент больше 3-х, можно констатировать высокую степень социализации ребенка. Если он меньше 2-х, но меньше 3-х - это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше 2-х баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеют низкий уровень социальной адаптированности.