kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Особенности формирования навыков бесконфликтного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе, во многом определяет успешность поведения и деятельности человека в различных жизненных ситуациях. Именно в ходе социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности и нормы. Социализация ребенка-дошкольника осуществляется, преимущественно, в игре как ведущей деятельности данного возрастного периода.

В то же время, сегодня процесс социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности сопряжен с рядом трудностей, среди которых снижение уровня игровых умений дошкольников, обеднение тематики и сюжетов детских игр. Решение этих проблем и, соответственно, дальнейшее развитие отечественной системы дошкольного образования невозможно без всестороннего систематического исследования вопросов о влиянии игровой деятельности на процесс социализации дошкольников.

Объектом проводимого исследования являются дети дошкольного возраста, предметом – игровая деятельность, компоненты социализации. Цель исследования состоит в выявлении влияния игровой деятельности на уровень повышения социализации детей дошкольного возраста.

Анализ проблемы социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности в современных психолого-педагогических исследованиях позволяет определить ее как сложное структурное образование, отражающее потребности личности в общественно значимом изменении и преобразовании самого себя и окружающей действительности [3,с.478].

Современные психолого-педагогические исследования рассматривают процесс социализации ребенка в аспекте субъект-субъектного взаимодействия между дошкольниками и взрослыми, предполагающего активность собственной позиции ребенка в процессе его приобщения к социально-историческому опыту [1,с.994]. Содержательными компонентами социализации, формирование которых происходит в период дошкольного детства, являются первичные представления о семье, об обществе, о государстве, о мире взрослых; моральные категории [2,с.115].

Игра, понимаемая как воображаемая ситуация, в которой осуществляется реализация нереализуемых в настоящее время желаний ее субъекта, определяет наиболее значимые изменения в становлении психических процессов и психологических особенностей личности ребенка, порождает высококачественные перемены в нервной системе [4,с.62]. Игра оказывает положительное влияние на все направления развития дошкольника, в том числе и на процесс социализации.

На основании проведенного анализа нами была выдвинута гипотеза о том, что игровая деятельность влияет на уровень социализации детей старшего дошкольного возраста. С целью ее проверки проведено эмпирическое исследование, выборку которого составили 50 детей в возрасте 5 – 6 лет.

В качестве содержательных компонентов социализации, диагностированных на констатирующем и контрольном этапах исследования, были выбраны первичные представления дошкольников о правилах поведения в обществе; первичные представления детей о государстве и принадлежности к нему; первичные представления дошкольников о мире взрослых. Их изучение проводилось с использованием программы наблюдения за культурой поведения ребенка (А.М. Щетинина) [6], беседы «Что ты знаешь о своем городе?» (Е.А. Павельева) [5], теста «Знаешь ли ты профессии?» (С.А. Серпокрылова) [7].

На констатирующем этапе обнаружилось, что высокий уровень представлений о правилах поведения в обществе характерен для 24% дошкольников, средний – для 42%, низкий – для 34% детей. Высокий уровень первичных представлений о государстве и принадлежности к нему имеют 30% дошкольников, средний уровень – 70% детей. Высокий уровень сформированности первичных представлений о мире взрослых характерен для 26% детей, средний – для 50%, низкий – для 24% дошкольников.

На контрольном этапе высокий уровень представлений о правилах поведения в обществе характерен для 36% дошкольников (на 12% больше), средний – для 48% (на 6% больше), низкий – для 16% дошкольников (на 18% меньше). Высокий уровень представлений о государстве и принадлежности к нему имеют теперь 48% дошкольников (на 18% больше), средний – 52% детей (на 18% меньше). Высокий уровень сформированности представлений о мире взрослых характерен для 48% детей (на 22% больше), средний – для 44% (на 6% меньше), низкий – для 8% дошкольников (на 16% меньше).

По всем трем изученным показателям различия в данных диагностики констатирующего и контрольного этапов являются статистически значимыми: игровая деятельность детей способствует усвоению ими представлений о правилах поведения в обществе. В процессе совместной игры дошкольникам приходится договариваться о ее теме и сюжете, распределять роли, соблюдать установленные правила. Все это оказывается невозможным без соблюдения правил общения между людьми. Содержание игровой деятельности обучает детей вежливости, формирует культуру диалога, учит, как правильно вести себя в различных ситуациях.

В игровой деятельности ребенок узнает много нового об окружающей его социальной действительности, игры обогащают знания и представления дошкольников о политическом устройстве страны, государственной символике. Игровая деятельность дошкольников способствует вхождению ребенка в мир профессиональных отношений. Принимая в ходе ролевой игры роль представителя той или иной профессии, ребенок больше узнает о ее содержании, учится видеть сходства и различия между профессиями.

Позитивные изменения в уровне социализации дошкольников были достигнуты на формирующем этапе исследования в рамках специально организованной программы, целью которой стало создание условий для повышения уровня содержательных компонентов социализации детей в игровой деятельности. Программа предусматривала использование сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных, народных, дидактических игр, проводившихся ежедневно в течение четырех месяцев.

В процессе работы у детей происходило формирование представлений о культуре поведения, о необходимости внимательно слушать партнера по коммуникации, аргументировать свою позицию спокойно, без агрессии (сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождения», театрализованные игры «Страна вежливости», «Репка», «Путешествие по сказкам», народные игры «Хитрая лиса», «У медведя во бору», дидактические игры «Зимний лес», «Составь рассказ» и другие); о государстве и родном городе, памятных событиях в истории страны и малой родины, знаменитых людях, улицах города (дидактические игры «Родной город», «Символы России», «Дом, в котором…», «На улицах города», сюжетно-ролевые игры «Музей», «Библиотека» и другие); о мире взрослых, профессиях, содержании трудовой деятельности (сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Супермаркет», «Экологи», «ГИБДД», «Служба спасения», дидактические игры «Профессии», «Кто что делает?» и другие).

Таким образом, программа поспособствовала повышению у дошкольников уровня знаний об основных содержательных компонентах, связанных со сферой общественной жизни, системой социальных отношений, правилах и нормах социально-культурной среды. Игровая деятельность обеспечивает детям возможность усвоить основные культурные ценности, стать полноценными членами общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Особенности формирования навыков бесконфликтного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"»

Особенности формирования навыков бесконфликтного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста

Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе, во многом определяет успешность поведения и деятельности человека в различных жизненных ситуациях. Именно в ходе социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности и нормы. Социализация ребенка-дошкольника осуществляется, преимущественно, в игре как ведущей деятельности данного возрастного периода.

В то же время, сегодня процесс социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности сопряжен с рядом трудностей, среди которых снижение уровня игровых умений дошкольников, обеднение тематики и сюжетов детских игр. Решение этих проблем и, соответственно, дальнейшее развитие отечественной системы дошкольного образования невозможно без всестороннего систематического исследования вопросов о влиянии игровой деятельности на процесс социализации дошкольников.

Объектом проводимого исследования являются дети дошкольного возраста, предметом – игровая деятельность, компоненты социализации. Цель исследования состоит в выявлении влияния игровой деятельности на уровень повышения социализации детей дошкольного возраста.

Анализ проблемы социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности в современных психолого-педагогических исследованиях позволяет определить ее как сложное структурное образование, отражающее потребности личности в общественно значимом изменении и преобразовании самого себя и окружающей действительности [3,с.478].

Современные психолого-педагогические исследования рассматривают процесс социализации ребенка в аспекте субъект-субъектного взаимодействия между дошкольниками и взрослыми, предполагающего активность собственной позиции ребенка в процессе его приобщения к социально-историческому опыту [1,с.994]. Содержательными компонентами социализации, формирование которых происходит в период дошкольного детства, являются первичные представления о семье, об обществе, о государстве, о мире взрослых; моральные категории [2,с.115].

Игра, понимаемая как воображаемая ситуация, в которой осуществляется реализация нереализуемых в настоящее время желаний ее субъекта, определяет наиболее значимые изменения в становлении психических процессов и психологических особенностей личности ребенка, порождает высококачественные перемены в нервной системе [4,с.62]. Игра оказывает положительное влияние на все направления развития дошкольника, в том числе и на процесс социализации.

На основании проведенного анализа нами была выдвинута гипотеза о том, что игровая деятельность влияет на уровень социализации детей старшего дошкольного возраста. С целью ее проверки проведено эмпирическое исследование, выборку которого составили 50 детей в возрасте 5 – 6 лет.

В качестве содержательных компонентов социализации, диагностированных на констатирующем и контрольном этапах исследования, были выбраны первичные представления дошкольников о правилах поведения в обществе; первичные представления детей о государстве и принадлежности к нему; первичные представления дошкольников о мире взрослых. Их изучение проводилось с использованием программы наблюдения за культурой поведения ребенка (А.М. Щетинина) [6], беседы «Что ты знаешь о своем городе?» (Е.А. Павельева) [5], теста «Знаешь ли ты профессии?» (С.А. Серпокрылова) [7].

На констатирующем этапе обнаружилось, что высокий уровень представлений о правилах поведения в обществе характерен для 24% дошкольников, средний – для 42%, низкий – для 34% детей. Высокий уровень первичных представлений о государстве и принадлежности к нему имеют 30% дошкольников, средний уровень – 70% детей. Высокий уровень сформированности первичных представлений о мире взрослых характерен для 26% детей, средний – для 50%, низкий – для 24% дошкольников.

На контрольном этапе высокий уровень представлений о правилах поведения в обществе характерен для 36% дошкольников (на 12% больше), средний – для 48% (на 6% больше), низкий – для 16% дошкольников (на 18% меньше). Высокий уровень представлений о государстве и принадлежности к нему имеют теперь 48% дошкольников (на 18% больше), средний – 52% детей (на 18% меньше). Высокий уровень сформированности представлений о мире взрослых характерен для 48% детей (на 22% больше), средний – для 44% (на 6% меньше), низкий – для 8% дошкольников (на 16% меньше).

По всем трем изученным показателям различия в данных диагностики констатирующего и контрольного этапов являются статистически значимыми: игровая деятельность детей способствует усвоению ими представлений о правилах поведения в обществе. В процессе совместной игры дошкольникам приходится договариваться о ее теме и сюжете, распределять роли, соблюдать установленные правила. Все это оказывается невозможным без соблюдения правил общения между людьми. Содержание игровой деятельности обучает детей вежливости, формирует культуру диалога, учит, как правильно вести себя в различных ситуациях.

В игровой деятельности ребенок узнает много нового об окружающей его социальной действительности, игры обогащают знания и представления дошкольников о политическом устройстве страны, государственной символике. Игровая деятельность дошкольников способствует вхождению ребенка в мир профессиональных отношений. Принимая в ходе ролевой игры роль представителя той или иной профессии, ребенок больше узнает о ее содержании, учится видеть сходства и различия между профессиями.

Позитивные изменения в уровне социализации дошкольников были достигнуты на формирующем этапе исследования в рамках специально организованной программы, целью которой стало создание условий для повышения уровня содержательных компонентов социализации детей в игровой деятельности. Программа предусматривала использование сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных, народных, дидактических игр, проводившихся ежедневно в течение четырех месяцев.

В процессе работы у детей происходило формирование представлений о культуре поведения, о необходимости внимательно слушать партнера по коммуникации, аргументировать свою позицию спокойно, без агрессии (сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождения», театрализованные игры «Страна вежливости», «Репка», «Путешествие по сказкам», народные игры «Хитрая лиса», «У медведя во бору», дидактические игры «Зимний лес», «Составь рассказ» и другие); о государстве и родном городе, памятных событиях в истории страны и малой родины, знаменитых людях, улицах города (дидактические игры «Родной город», «Символы России», «Дом, в котором…», «На улицах города», сюжетно-ролевые игры «Музей», «Библиотека» и другие); о мире взрослых, профессиях, содержании трудовой деятельности (сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Супермаркет», «Экологи», «ГИБДД», «Служба спасения», дидактические игры «Профессии», «Кто что делает?» и другие).

Таким образом, программа поспособствовала повышению у дошкольников уровня знаний об основных содержательных компонентах, связанных со сферой общественной жизни, системой социальных отношений, правилах и нормах социально-культурной среды. Игровая деятельность обеспечивает детям возможность усвоить основные культурные ценности, стать полноценными членами общества.

Список литературы:

  1. Диянкова В.О. Социализация дошкольника // Аллея науки. – 2018. - №6. – С. 993 – 996.

  2. Коломийченко Л.В. Концепция и программа социального развития детей дошкольного возраста. – Пермь: ПГПУ, 2002. – 115 с.

  3. Попова А.Д. Социализация детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности // Молодой ученый. – 2015. - № 1. – С. 477 – 479.

  4. Смирнова Е.О. Игра как деятельность и как форма обучения // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2016. - № 5. – С. 62 – 63.

  5. Павельева Е.А. Изучение уровня развития патриотических представлений у детей старшего дошкольного возраста. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://scienceforum.ru/2016/article/2016020237 (Дата обращения 10.02.2019).

  6. Программа наблюдения за культурой поведения ребенка (А.М. Щетинина). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: http://www.srinest.com (Дата обращения 10.02.2019).

  7. Тест «Знаешь ли ты профессии?» (С.А. Серпокрылова). – [Электронный ресурс]. – Режим доступа. – URL: https://pedsovet.org/core/file/get/id/188929 (Дата обращения 10.02.2019).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Дошкольное образование

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам

Автор: Кузнецова Наталья Александровна

Дата: 16.04.2020

Номер свидетельства: 546890

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) ""Особенности формирования навыков бесконфликтного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста""
    ["seo_title"] => string(80) "osobennosti_formirovaniia_navykov_beskonfliktnogo_vzaimodeistviia_u_detei_star_1"
    ["file_id"] => string(6) "557551"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1600167694"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства