"Особенности формирования навыков бесконфликтного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"
"Особенности формирования навыков бесконфликтного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"
Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе, во многом определяет успешность поведения и деятельности человека в различных жизненных ситуациях. Именно в ходе социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности и нормы. Социализация ребенка-дошкольника осуществляется, преимущественно, в игре как ведущей деятельности данного возрастного периода.
В то же время, сегодня процесс социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности сопряжен с рядом трудностей, среди которых снижение уровня игровых умений дошкольников, обеднение тематики и сюжетов детских игр. Решение этих проблем и, соответственно, дальнейшее развитие отечественной системы дошкольного образования невозможно без всестороннего систематического исследования вопросов о влиянии игровой деятельности на процесс социализации дошкольников.
Объектом проводимого исследования являются дети дошкольного возраста, предметом – игровая деятельность, компоненты социализации. Цель исследования состоит в выявлении влияния игровой деятельности на уровень повышения социализации детей дошкольного возраста.
Анализ проблемы социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности в современных психолого-педагогических исследованиях позволяет определить ее как сложное структурное образование, отражающее потребности личности в общественно значимом изменении и преобразовании самого себя и окружающей действительности.
Современные психолого-педагогические исследования рассматривают процесс социализации ребенка в аспекте субъект-субъектного взаимодействия между дошкольниками и взрослыми, предполагающего активность собственной позиции ребенка в процессе его приобщения к социально-историческому опыту. Содержательными компонентами социализации, формирование которых происходит в период дошкольного детства, являются первичные представления о семье, об обществе, о государстве, о мире взрослых; моральные категории.
Игра, понимаемая как воображаемая ситуация, в которой осуществляется реализация нереализуемых в настоящее время желаний ее субъекта, определяет наиболее значимые изменения в становлении психических процессов и психологических особенностей личности ребенка, порождает высококачественные перемены в нервной системе. Игра оказывает положительное влияние на все направления развития дошкольника, в том числе и на процесс социализации.
На основании проведенного анализа нами была выдвинута гипотеза о том, что игровая деятельность влияет на уровень социализации детей старшего дошкольного возраста. С целью ее проверки проведено эмпирическое исследование, выборку которого составили 50 детей в возрасте 5 – 6 лет.
В качестве содержательных компонентов социализации, диагностированных на констатирующем и контрольном этапах исследования, были выбраны первичные представления дошкольников о правилах поведения в обществе; первичные представления детей о государстве и принадлежности к нему; первичные представления дошкольников о мире взрослых. Их изучение проводилось с использованием программы наблюдения за культурой поведения ребенка (А.М. Щетинина) [6], беседы «Что ты знаешь о своем городе?» (Е.А. Павельева) [5], теста «Знаешь ли ты профессии?» (С.А. Серпокрылова) [7].
На констатирующем этапе обнаружилось, что высокий уровень представлений о правилах поведения в обществе характерен для 24% дошкольников, средний – для 42%, низкий – для 34% детей. Высокий уровень первичных представлений о государстве и принадлежности к нему имеют 30% дошкольников, средний уровень – 70% детей. Высокий уровень сформированности первичных представлений о мире взрослых характерен для 26% детей, средний – для 50%, низкий – для 24% дошкольников.
На контрольном этапе высокий уровень представлений о правилах поведения в обществе характерен для 36% дошкольников (на 12% больше), средний – для 48% (на 6% больше), низкий – для 16% дошкольников (на 18% меньше). Высокий уровень представлений о государстве и принадлежности к нему имеют теперь 48% дошкольников (на 18% больше), средний – 52% детей (на 18% меньше). Высокий уровень сформированности представлений о мире взрослых характерен для 48% детей (на 22% больше), средний – для 44% (на 6% меньше), низкий – для 8% дошкольников (на 16% меньше).
По всем трем изученным показателям различия в данных диагностики констатирующего и контрольного этапов являются статистически значимыми: игровая деятельность детей способствует усвоению ими представлений о правилах поведения в обществе. В процессе совместной игры дошкольникам приходится договариваться о ее теме и сюжете, распределять роли, соблюдать установленные правила. Все это оказывается невозможным без соблюдения правил общения между людьми. Содержание игровой деятельности обучает детей вежливости, формирует культуру диалога, учит, как правильно вести себя в различных ситуациях.
В игровой деятельности ребенок узнает много нового об окружающей его социальной действительности, игры обогащают знания и представления дошкольников о политическом устройстве страны, государственной символике. Игровая деятельность дошкольников способствует вхождению ребенка в мир профессиональных отношений. Принимая в ходе ролевой игры роль представителя той или иной профессии, ребенок больше узнает о ее содержании, учится видеть сходства и различия между профессиями.
Позитивные изменения в уровне социализации дошкольников были достигнуты на формирующем этапе исследования в рамках специально организованной программы, целью которой стало создание условий для повышения уровня содержательных компонентов социализации детей в игровой деятельности. Программа предусматривала использование сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных, народных, дидактических игр, проводившихся ежедневно в течение четырех месяцев.
В процессе работы у детей происходило формирование представлений о культуре поведения, о необходимости внимательно слушать партнера по коммуникации, аргументировать свою позицию спокойно, без агрессии (сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождения», театрализованные игры «Страна вежливости», «Репка», «Путешествие по сказкам», народные игры «Хитрая лиса», «У медведя во бору», дидактические игры «Зимний лес», «Составь рассказ» и другие); о государстве и родном городе, памятных событиях в истории страны и малой родины, знаменитых людях, улицах города (дидактические игры «Родной город», «Символы России», «Дом, в котором…», «На улицах города», сюжетно-ролевые игры «Музей», «Библиотека» и другие); о мире взрослых, профессиях, содержании трудовой деятельности (сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Супермаркет», «Экологи», «ГИБДД», «Служба спасения», дидактические игры «Профессии», «Кто что делает?» и другие).
Таким образом, программа поспособствовала повышению у дошкольников уровня знаний об основных содержательных компонентах, связанных со сферой общественной жизни, системой социальных отношений, правилах и нормах социально-культурной среды. Игровая деятельность обеспечивает детям возможность усвоить основные культурные ценности, стать полноценными членами общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Особенности формирования навыков бесконфликтного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста"»
Особенности формирования навыков бесконфликтного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста
Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе, во многом определяет успешность поведения и деятельности человека в различных жизненных ситуациях. Именно в ходе социализации ребенок усваивает поведение, навыки, мотивы, ценности и нормы. Социализация ребенка-дошкольника осуществляется, преимущественно, в игре как ведущей деятельности данного возрастного периода.
В то же время, сегодня процесс социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности сопряжен с рядом трудностей, среди которых снижение уровня игровых умений дошкольников, обеднение тематики и сюжетов детских игр. Решение этих проблем и, соответственно, дальнейшее развитие отечественной системы дошкольного образования невозможно без всестороннего систематического исследования вопросов о влиянии игровой деятельности на процесс социализации дошкольников.
Объектом проводимого исследования являются дети дошкольного возраста, предметом – игровая деятельность, компоненты социализации. Цель исследования состоит в выявлении влияния игровой деятельности на уровень повышения социализации детей дошкольного возраста.
Анализ проблемы социализации детей дошкольного возраста в игровой деятельности в современных психолого-педагогических исследованиях позволяет определить ее как сложное структурное образование, отражающее потребности личности в общественно значимом изменении и преобразовании самого себя и окружающей действительности.
Современные психолого-педагогические исследования рассматривают процесс социализации ребенка в аспекте субъект-субъектного взаимодействия между дошкольниками и взрослыми, предполагающего активность собственной позиции ребенка в процессе его приобщения к социально-историческому опыту. Содержательными компонентами социализации, формирование которых происходит в период дошкольного детства, являются первичные представления о семье, об обществе, о государстве, о мире взрослых; моральные категории.
Игра, понимаемая как воображаемая ситуация, в которой осуществляется реализация нереализуемых в настоящее время желаний ее субъекта, определяет наиболее значимые изменения в становлении психических процессов и психологических особенностей личности ребенка, порождает высококачественные перемены в нервной системе. Игра оказывает положительное влияние на все направления развития дошкольника, в том числе и на процесс социализации.
На основании проведенного анализа нами была выдвинута гипотеза о том, что игровая деятельность влияет на уровень социализации детей старшего дошкольного возраста. С целью ее проверки проведено эмпирическое исследование, выборку которого составили 50 детей в возрасте 5 – 6 лет.
В качестве содержательных компонентов социализации, диагностированных на констатирующем и контрольном этапах исследования, были выбраны первичные представления дошкольников о правилах поведения в обществе; первичные представления детей о государстве и принадлежности к нему; первичные представления дошкольников о мире взрослых. Их изучение проводилось с использованием программы наблюдения за культурой поведения ребенка (А.М. Щетинина) [6], беседы «Что ты знаешь о своем городе?» (Е.А. Павельева) [5], теста «Знаешь ли ты профессии?» (С.А. Серпокрылова) [7].
На констатирующем этапе обнаружилось, что высокий уровень представлений о правилах поведения в обществе характерен для 24% дошкольников, средний – для 42%, низкий – для 34% детей. Высокий уровень первичных представлений о государстве и принадлежности к нему имеют 30% дошкольников, средний уровень – 70% детей. Высокий уровень сформированности первичных представлений о мире взрослых характерен для 26% детей, средний – для 50%, низкий – для 24% дошкольников.
На контрольном этапе высокий уровень представлений о правилах поведения в обществе характерен для 36% дошкольников (на 12% больше), средний – для 48% (на 6% больше), низкий – для 16% дошкольников (на 18% меньше). Высокий уровень представлений о государстве и принадлежности к нему имеют теперь 48% дошкольников (на 18% больше), средний – 52% детей (на 18% меньше). Высокий уровень сформированности представлений о мире взрослых характерен для 48% детей (на 22% больше), средний – для 44% (на 6% меньше), низкий – для 8% дошкольников (на 16% меньше).
По всем трем изученным показателям различия в данных диагностики констатирующего и контрольного этапов являются статистически значимыми: игровая деятельность детей способствует усвоению ими представлений о правилах поведения в обществе. В процессе совместной игры дошкольникам приходится договариваться о ее теме и сюжете, распределять роли, соблюдать установленные правила. Все это оказывается невозможным без соблюдения правил общения между людьми. Содержание игровой деятельности обучает детей вежливости, формирует культуру диалога, учит, как правильно вести себя в различных ситуациях.
В игровой деятельности ребенок узнает много нового об окружающей его социальной действительности, игры обогащают знания и представления дошкольников о политическом устройстве страны, государственной символике. Игровая деятельность дошкольников способствует вхождению ребенка в мир профессиональных отношений. Принимая в ходе ролевой игры роль представителя той или иной профессии, ребенок больше узнает о ее содержании, учится видеть сходства и различия между профессиями.
Позитивные изменения в уровне социализации дошкольников были достигнуты на формирующем этапе исследования в рамках специально организованной программы, целью которой стало создание условий для повышения уровня содержательных компонентов социализации детей в игровой деятельности. Программа предусматривала использование сюжетно-ролевых, подвижных, театрализованных, народных, дидактических игр, проводившихся ежедневно в течение четырех месяцев.
В процессе работы у детей происходило формирование представлений о культуре поведения, о необходимости внимательно слушать партнера по коммуникации, аргументировать свою позицию спокойно, без агрессии (сюжетно-ролевые игры «Семья», «День рождения», театрализованные игры «Страна вежливости», «Репка», «Путешествие по сказкам», народные игры «Хитрая лиса», «У медведя во бору», дидактические игры «Зимний лес», «Составь рассказ» и другие); о государстве и родном городе, памятных событиях в истории страны и малой родины, знаменитых людях, улицах города (дидактические игры «Родной город», «Символы России», «Дом, в котором…», «На улицах города», сюжетно-ролевые игры «Музей», «Библиотека» и другие); о мире взрослых, профессиях, содержании трудовой деятельности (сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Супермаркет», «Экологи», «ГИБДД», «Служба спасения», дидактические игры «Профессии», «Кто что делает?» и другие).
Таким образом, программа поспособствовала повышению у дошкольников уровня знаний об основных содержательных компонентах, связанных со сферой общественной жизни, системой социальных отношений, правилах и нормах социально-культурной среды. Игровая деятельность обеспечивает детям возможность усвоить основные культурные ценности, стать полноценными членами общества.