Особенности организации исследовательской деятельности во внеурочное время
Особенности организации исследовательской деятельности во внеурочное время
Эта статья об исследовательский деятельности младших школьников в внеурочное время. УМК "Я исследователь " разработанный группой учителей начальных классов направлен на развитие поисково исследовательной деятельности учащихся на начальной ступени развития.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности организации исследовательской деятельности во внеурочное время»
Учителя начальных классов
Асранкулова Светлана Николаевна
Волчкова Оксана Александровна,
Терентьева Елена Петровна
Уразбекова Сауле Сергеевна
Шевченко Ольга Владимировна
ГУ «Средняя школа № 6 отдела образования акимата города Костаная»
Особенности организации исследовательской деятельности во внеурочное время
Китайская пословица гласит:
«Расскажи - и я забуду,
покажи - и я запомню,
дай попробовать - и я пойму»
Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи - вооружить учащегося знаниями - на другую - формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности. Учебная деятельность школьника должна быть освоена им в полной мере, со стороны всех своих компонентов: ученик должен быть ориентирован на нахождение общего способа решения задач, хорошо владеть системой действий, позволяющих решать эти задачи, уметь самостоятельно контролировать процесс своей учебной работы и адекватно оценивать качество его выполнения, только тогда ученик становится субъектом учебной деятельности.
В начальной школе должен закладываться фундамент умений, знаний и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и именно исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность является средством освоения действительности и его главные цели – установление истины, развитие умения работать с информацией, формирование исследовательского стиля мышления. Особенно это актуально для учащихся начальной школы, поскольку именно на этом этапе учебная деятельность является ведущей и определяет развитие главных познавательных особенностей развивающейся личности. Дети младшего школьного возраста по природе своей исследователи и с большим интересом участвуют в различных исследовательских делах. Успех исследования во многом зависит от его организации. Творческая группа учителей нашей школы решили организовать работу в данном направлении во внеурочной деятельности. Результатом нашей работы стал УМК «Я - исследователь» для учащихся 3 - 4 классов. Данный курс был апробирован педагогами школы и рассмотрен на областном экспертном совете.
Особенностью данного курса является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. Направление данного курса внеурочной деятельности – интеллектуальное.
УМК «Я - исследователь» предусматривает практико-ориентированный подход в обучении, предназначен для проведения экспериментов в начальной школе. Факультативные занятия занимают важное место и являются составной частью учебно-воспитательного процесса. Проводятся в соответствии со спецификой основных предметов начальной школы. Занятия по факультативу «Я - исследователь» выступают в качестве дополнительной формы учебно-воспитательной работы с детьми. Работа эта предусматривает те же цели, что и школьные занятия. Но в отличие от систематических уроков внеурочная работа по естествознанию строится на основе интересов, возникающих у детей при изучении природы.
Выполняя простые эксперименты, учащиеся смогут сделать первые шаги в науке. Опыты безопасны, не требуют специального оборудования, материалов. Они охватывают вопросы, с которыми обучающиеся знакомятся при изучении предмета естествознания.
Исследовательская деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, в Интернет ресурсах.
Учебно-методический комплекс направлен на развитие познавательных способностей, любознательности, умения самостоятельно находить информацию в различных источниках, способствующей формированию устойчивого интереса и обеспечивающий преемственность между урочной и внеурочной деятельностью.