kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной работе я раскрыла особенности организации исследовательскй деятельности  на уроках математики и во внеурочное время. Подготовила  памятки  для учащихся по работе над проектом.

При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам. В начале учебного года желательно выделить те темы (наиболее сложные в плане понимания, усвоения), вопросы, разделы программы или факультативного курса, по которым желательно было бы провести проект. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может выдвигаться учителем с учетом учебной ситуации по своему предмету, профессиональных интересов, интересов и способностей обучающихся, в других тематика проектов может предлагаться и самими обучающимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Тема проекта может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Темы проектов, относящиеся к какому-то сложному вопросу, актуальному для практической жизни, требуют привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей и применения исследовательских навыков. Для решения крупных проблем с углублением и расширением знаний, с изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике используют макро-проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности (на кружках, факультативах, элективных курсах, научных обществах). Таких достаточно крупных проектов по каждому предмету может быть в течение года 2-3.    

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности» »

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Архангельская средняя общеобразовательная школа имени Героя Советского Союза Краснова Виктора Михайловича»







Проект на тему:

«Организация проектно – исследовательской деятельности учащихся на уроках математики и во внеурочной деятельности»







Подготовил: учитель математики

высшей категории

Одинцова Светлана Филаретовна






Меленки

2014


Содержание


Введение………………………………………………………………….3.


Глава 1. Особенности организации проектной деятельности

на уроке………………………………………………………………….5

Глава 2. Этапы работы над проектом…………………………………6


Глава 3. Результаты моей работы………………………………….…..7


Выводы ……………….……………………………………………….....11


Заключение……………………………………………………………….13


Приложения


Список литературы………………………………………………………21
























«Дать труд человеку, труд душевный, свободный, наполняющий душу, и дать средства к выполнению этого труда – вот полное определение цели педагогической деятельности».


К.Д. Ушинский.



Актуальность темы исследования. Новый стандарт основного общего образования ФГОС - это совокупность трех систем требований:

1) требования к результату образования;

2) требования к структуре основных образовательных программ;

3) требования к условиям реализации стандарта.


Образовательные результаты:


ЛИЧНОСТНЫЕ - ценностно-смысловые установки личностной позиции, основы российской и гражданской идентичности, социальной компетентности, мотивации


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ – универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) – основа умения учиться; межпредметные понятия.


ПРЕДМЕТНЫЕ – опыт получения, преобразования и применения предметных знаний;


Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Основная задача исследовательской и проектной деятельности направлена на практическое применение предметных знаний. В исследовательских и проектных работах востребованы практически любые способности подростков, сочетаются различные виды познавательной деятельности. Исследовательская и проектная деятельность побуждает подростка к творчеству как индивидуальному, так и коллективному; способствует их предварительной профессиональной ориентации.

За последние десять лет метод проектов как общепедагогическая технология стал предметом многих исследований.

Анализ состояния школьной практики формирования проектной деятельности учащихся, в том числе при изучении математики, позволяет сделать вывод о том, что современная школа не в полной мере реализует педагогический потенциал метода проектов как личностно ориентированной технологии обучения.


Актуальность выбранного мною направления исследования подтверждается противоречиями, выявленными в сфере школьного образования. Это противоречия между необходимостью формирования у школьников умений, которые развиваются в процессе осуществления проектной деятельности, и недостаточным уровнем освещенности этого материала в методической и педагогической литературе.


Проблема, поставленная в данном исследовании, заключается в необходимости выявления педагогических условий формирования умений, необходимых для осуществления проектной деятельности школьников в обучении математике.


Цель исследования состоит в разработке методических рекомендаций по организации проектной деятельности и формированию опыта проектной деятельности учащихся.


Основными задачами в ходе написания данной работы являлись:


- Выявить особенности организации и требования к использованию метода проектов;


- Рассмотреть этапы работы над проектом;


-Проанализировать и описать результаты проведенной работы.


Объектом моего исследования является метод проекта, как один из методов обучения математики.


Предметом является выявление роли поэтапной работы над проектом как фактор успешной организации проектной деятельности в целом.


Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  • анализ педагогической и методической литературы;

  • теоретические методы для разработки методики организации проектной деятельности и непосредственной реализации этой разработки;


Теоретическая значимость проведенного исследования заключается в проведении анализа педагогической и методической литературы, в результате которого выделены основные составляющие организации проектной деятельности школьников; представлены методические рекомендации проектной деятельности при изучении математики.




Глава 1. Особенности организации проектной деятельности на уроке



При использовании метода проектов учитель заранее тщательно готовится к таким урокам. В начале учебного года желательно выделить те темы (наиболее сложные в плане понимания, усвоения), вопросы, разделы программы или факультативного курса, по которым желательно было бы провести проект. Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может выдвигаться учителем с учетом учебной ситуации по своему предмету, профессиональных интересов, интересов и способностей обучающихся, в других тематика проектов может предлагаться и самими обучающимися, которые ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Тема проекта может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Темы проектов, относящиеся к какому-то сложному вопросу, актуальному для практической жизни, требуют привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей и применения исследовательских навыков. Для решения крупных проблем с углублением и расширением знаний, с изучением какой-либо темы по математике, которая не изучается в школьной программе или с приложениями математики в науке и практике используют макро-проекты, которые в основном выполняются во внеурочной деятельности (на кружках, факультативах, элективных курсах, научных обществах). Таких достаточно крупных проектов по каждому предмету может быть в течение года 2-3. Проект требует тщательный подготовки (проведение его занимает 5-6 уроков, если это проект, рассчитанный на урочную деятельность).


Урок, реализованный с помощью данной технологии, может быть:


- уроком освоения нового материала при изучении новой темы


-уроком закрепления полученных знаний и умений


- уроком отработки навыков решения учебных задач при решении задач и выполнении лабораторных практикумов


-проектирование может лечь в основу профильных спецкурсов


-проект может стать формой организации учебного процесса и стать альтернативой классно - урочному обучению.




Глава 2. Этапы работы над проектом.


Организация работы учителя над проектом:


1. Подготовка к проекту.

2. Организация участников проекта.

3. Выполнение проекта.

4. Презентация проекта.

5. Подведение итогов проектной работы.


Рекомендации для педагога при организации проектной и исследовательской деятельности ( приложение 2)


Считая, что «Проект – это «пять П», выделяют следующие этапы.


1.Наличие проблемы. Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной проблемы. Нет проблемы – нет деятельности.


2. Обязательное планирование действий. В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план совместных действий ученика и учителя. Создаётся банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу, но, ни в коем случае не навязывает ученику своё видение решения задачи.

Участников проекта разбивают на группы от 3 до 5 человек в зависимости от количества учеников в классе. В каждой группе распределяются роли: например, генератор идей, презентатор, дизайнер, критик, энциклопедист, секретарь.


3. Поиск информации. Большую поддержку в этом оказывают Интернет ресурсы. Найденная информация, обрабатывается, осмысливается. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой работе.


4. Результат работы – продукт. Учащиеся, выбрав посильные технологии для создания своей работы на компьютере, уточняют, анализируют собранную информацию, формулируют выводы. Учитель выступает в роли научного консультанта. Результаты выполненных проектов должны быть «осязаемыми». Если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая − конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Например, продуктом самостоятельной деятельности учащихся на уроке, может быть опорный конспект, памятка по методам решения задач, сборник ключевых задач по изучаемой теме и др. Прикладной проект может быть связан с применением математического аппарата в повседневной жизни. Например, расчет минимального количества необходимых продуктов и их стоимости, используемых семьей на протяжении месяца; расчет погашения банковского кредита и др. Результатами работы над проектами во внеурочной деятельности становятся рефераты, эссе, электронные пособия, математические модели, мультимедийные продукты и т. д.


5. Презентация результатов - представление готового продукта. Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта, которую можно проводить в форме конкурса, выставки, презентации. При защите учащиеся демонстрируют и комментируют глубину разработки поставленной проблемы, её актуальность, объясняют полученный результат, развивая при этом свои ораторские способности. Оценивается каждый проект всеми участниками занятий.


Защита проектов предусматривает, как правило, сдвоенный урок. Результаты выполнения проектов должны быть материальны, оформлены. Это может быть презентация, видеофильм, альбом, «бортжурнал путешествий», компьютерная газета, альманах и т.д. Ученики должны четко представлять себе, как можно использовать полученные ими теоретические результаты на практике.



Глава 3. Результаты моей работы.


В начале нового учебного года я провожу педагогическое тестирование, с целью выявления учащихся, способных заниматься исследовательской работой. Предлагаю анкету:


Диагностика учащихся

(выявление склонности к исследовательской и общественной деятельности)

1. Какая область человеческих знаний вам наиболее интересна?

2. Какой школьный предмет вам наиболее интересен?

3. По каким предметам вам интересно читать дополнительную литературу?

4. Какую познавательную литературу вы прочитали за последний год? Назовите их.

5. Занимаетесь ли вы в кружках, секциях, посещаете ли факультативы? Какие и где?

6. Какая из научных проблем современности вам представляется наиболее актуальной (значимой)?

7. Хотели бы вы участвовать в исследовании какой-нибудь проблемы?

8. Какое реальное общественное мероприятие с привлечением своих товарищей вы хотели бы провести в рамках школы, села?

9. Входите ли вы в какие-либо общественные объединения молодежи? Назовите их.

10. Кто из учителей школы мог бы стать вашим консультантом, советчиком при организации и проведении проекта?

11. Хотели бы вы привлечь к своей работе родителей? (Да / Нет).


Применяя проектную деятельность, я ставлю следующие задачи:

1. Повышение уровня активности школьников;

2. Повышение качества знаний учащихся;

3. Углубление межпредметных связей в преподавании;

3. Профессиональное самоопределение учащихся.

Для реализации поставленных задач весь процесс обучения математики

(5-11 класс) делится на 3 этапа.


1этап: 5-7классы----Привитие интереса к предмету;

2этап: 8-9 классы--- Развитие познавательной активности;

3этап: 10-11 классы---Приобщение к научно-исследовательской деятельности

5-7 классы:
Привитие интереса к предмету.


Известно, что дети свободнее, раскрепощеннее взрослых. Они чувствуют уверенность в своих силах и готовы выполнить все, что им предложит учитель. Нужно лишь внимание к результатам их труда.

1) сочинение сказок

(Математика становится для ребят интереснее, когда ее переводят в плоскость сказки, которые составляют сами учащиеся. Сказка позволяет ворваться на урок юмору, фантазии, выдумке, творчеству и всегда вызывает у ребенка радость и интерес. Такие уроки проходят живо, занимательно, плодотворно; ( приложение 1)

2) уроки занимательной математики

(Неизменный живой интерес вызывают у ребят уроки занимательной математики. С этой целью я делю ребят на 3-4 группы с тем, чтобы они в течении недели нашли неизвестные, неожиданные способы решения данной им задачи. А через неделю у нас проходит защита оригинальных способов решения, найденных учащимися. Жюри, в которое входят учащиеся старших классов и учителя, подводят итоги);

3) . Используем составление кроссвордов, ребусов.

(Поощрительные призы получают не только составители лучших кроссвордов, но и учащиеся, успешно их решившие); ( приложение 1)

4) Геометрические конструкторы из бумаги. Изготовление моделей из разверток.

5) Пробуют себя ребята и в написании математических сочинений по графику.

6) внеклассные мероприятия: КВН, викторины, эстафеты, школьные конференции.

На данном этапе обучения ученик учится работать с информацией, анализировать и моделировать описанную в свободной форме ситуацию и переводить ее в предметную форму, самостоятельно организовывать свои действия, в том числе и предметные, с целью получения искомого результата. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

Итогом работы являются:

  • Победы учащихся в школьных, районных олимпиадах.

  • Умение выполнять практические работы, развивающие пространственное воображение.

  • Формирование навыков составления творческих работ.

  • Обучение приемам создания конкурсных задач.

  • Участие и победы в школьной и районной конференциях.

  • Высокие результаты во всероссийских олимпиадах и конкурсах.


год

класс

уровень

название

результат

2012

6

региональный

интегрированный проект на Wiki «Числительные и меры»

лауреат

2012

6

общероссийский

Мультитест

участие

2013

5, 6

всероссийский

дистанционная олимпиада по математике

1,2 и 3 места

2013

7

всероссийский

дистанционная олимпиада по геометрии

1 и 2 места

2014

7

муниципальный

Научно-практическая конференция

3 место



8 – 11 классы
Развитие познавательной активности и приобщение к научно-исследовательской деятельности


1. Для развития познавательной активности в нашей школе уже два года работает научное общество для одаренных детей. Научное общество школьников создается с целью совершенствования знаний учащихся в определенной области науки, их знакомства с методами научного познания; развития интересов и способностей школьников, приобретения умений и навыков поисково-исследовательской деятельности, а также понимания глубокой связи, существующей между отдельными учебными дисциплинами.


Задачи научного общества школьников следующие:

- формирование умений и навыков работы с научной литературой и аппаратурой;

- выявление способностей ведения поисковой работы;

- профориентационная работа среди школьников;

- популяризация достижений членов Общества путем представления их работ на конкурсы и публикации лучших работ.


2. Для того чтобы активизировать познавательную деятельность учащихся на уроках математики в 8-9ых классах, где уже продуктивно используем компьютер и создаем проекты . Это ново для учащихся и очень привлекает их. Этот вид деятельности приоритетен при индивидуальной работе с учащимися.


3. А для групповой деятельности они получают задания по более широким темам («Симметрия вокруг нас», «Подобие фигур», «Площади фигур» и т.д.), для чего им потребуется нужная литература, обращение в Интернет.

В старших классах большее внимание уделяю тем учащимся, которые имеют явную склонность к математике. Цель – приобщить их к научно-исследовательской деятельности. Перед учащимися этой группы ставятся особые задачи. Для их решения учащимся необходимо определить тему, которая им интересна, знакомиться с литературой, найти сведения в Интернете, провести исследования, сделать обобщения и выступить с сообщениями о результатах своей деятельности, создать презентации к избранным темам, выступить с докладами на научных конференциях. Роль учителя при этом сводится к роли организатора поисковой деятельности и консультанта по научным вопросам. У учащихся формируются умения работать с разными источниками информациями, отбирать главное, анализировать, систематизировать информацию, составлять схемы, таблицы, графики, создавать электронные презентации, защита которых предполагает выступление перед аудиторией, грамотное изложение своей мысли, умение отвечать на вопросы, ведение научной дискуссии. Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы.


Таким образом, на данном этапе учащиеся, оказавшись в роли исследователей, не только решают конкретную задачу своей работы, но и приобретают целый ряд умений: исследовательские компетентности, навыки работы с различными информационными источниками, опыт рефлексии, умение интегрировать теоретические знания с практикой.

Итогом работы являются:

  • Победы учащихся в школьных, районных олимпиадах.

  • Осмысленность самостоятельной работы.

  • Выявление одаренных детей.

  • Создание творческих работ.

  • Призовые места на конференциях школьного, регионального, всероссийского и международного уровней.

  • Высокие результаты во всероссийских конкурсах.

  • Участие и победа в заочной региональной олимпиаде.


Все эти и другие виды работы удачно сочетаются, дополняют друг друга. Выбор типа урока, форм и методов обучения зависит от конкретной ситуации: место урока в теме, материала, который нужно изучить, целей урока, а также готовности класса к данному виду работы.

В течение нескольких я лет занималась проектно-исследовательской деятельностью, получила положительные результаты.


Выводы: как показывает практика, учебно-проектная деятельность реально способствует формированию нового типа учащегося, обладающего набором умений и навыков самостоятельной конструктивной работы, владеющего способами целенаправленной деятельности, готового к сотрудничеству и взаимодействию, наделенного опытом самообразования.


Но у каждой медали есть и обратная сторона. Есть такая сторона и в нашей работе, есть трудности:

- работа над проектом - объемная, кропотливая, особенно, если это - поиск информации, чтение научной литературы, написание рефератов, выполнение исследования. Возникает опасность перегрузки учащихся. Поэтому педагоги стараются избегать больших временных затрат, проекты на уроках проводить нечасто, ни в коем случае не «давить» на учащегося, строить отношения сотрудничества;

необходимо помнить, что проекты должны выполняться учащимися самостоятельно. Однако, несмотря на трудности, есть над, чем работать в перспективе.


Перспективы развития опыта:


♦ усиление математической направленности обучения через проектную деятельность;

♦ разработка элективных курсов математического содержания, формой отчетности которых будет защита проектных работ;

♦ увеличение доли проектов научно-исследовательского характера;

♦ использование возможностей современных компьютерных

технологий для создания проектов;

♦ создание широкомасштабных проектов межпредметной

направленности.


Перспективы использования опыта:


♦ проведение семинаров-практикумов по организации

проектной деятельности для педколлектива, обмен опытом работы;

♦ обучение учащихся работе над проектами, подготовка методических рекомендаций;


♦ проведение диагностики сформированности проектных умений учащихся;

♦ оформление результатов; обобщение опыта учителей-предметников на общешкольном уровне, участие в конкурсе инновационных проектов.


Данный опыт может быть успешно использован не только учителями математики, но и учителями других предметов.


Применение технологии проектной деятельности позволяет:

учителю - расширить сферу своих профессиональных знаний и умений, не замыкаться в узкопредметном поле, а выходить на меж - и надпредметное содержание педагогической деятельности, выстраивать индивидуальные траектории образования учащихся и собственного профессионального роста;

ученикам - почувствовать себя включенными в сообщество взрослых профессионалов.


Заключение


В основу “технологии проектов” положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретической значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности. Полат Е.С. так формулирует основной тезис современного понимания метода проектов: «Все, что я познаю, я знаю, для чего мне это надо, и где и как я могу эти знания применить». Таким образом, проектная деятельность учащихся помогает развитию важнейших компетенций для современной жизни: способность делать выбор, брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решения, владеть устным и письменным обобщением. Но в наши дни умение обучающихся добывать знания самостоятельно и совершенствовать их, умение работать с информацией в различных областях, приобретая, если это необходимо, новые навыки, гораздо важнее прочности приобретаемых знаний, потому что именно добыванием и совершенствованием знаний им придётся заниматься всю сознательную жизнь. В заключении, хотелось бы отметить, что ни один метод обучения не является универсальным. Использование метода проектов не поможет решению всех проблем в обучении математики.






Приложение 2

Рекомендации для педагога при организации проектной и исследовательской деятельности


1. Стремитесь развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности

2. Ориентируйтесь больше на процесс исследовательского поиска

3. Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями

4. Учите детей способности добывать информацию, а также умениям анализировать, синтезировать и классифицировать получаемую ими информацию

5. Не делайте за детей то, что они могут сделать самостоятельно

6. Обучайте школьников анализу ситуаций и решению проблем исследования

7. Оценивая, помните – лучше похвалить ни за что, чем ни за что критиковать.




Приложение 3


Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных

и исследовательских работ.


1. Проект или исследовательская работа – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.


2. Работай в следующем порядке:


а) выбери с помощью родителей и учителя тему;


б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы и т.д.);


в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;


г) выполни теоретическую и практическую части проекта;


д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;


е) напечатай графическую часть проекта;


ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы;


з) защити проект.


3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок; материалы сети Интернет


4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиотехнику, фотоаппараты, Интернет.


5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.


6. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.


7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.


8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.


9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.



Приложение № 4


Тезаурус проектно-исследовательской деятельности


Термины

Содержание

Тема

Предмет описания, изображения, исследования, разговора и т. д.

Проблема

Сложный теоретический или практический вопрос, требующий изучения, разрешения. В науке - противоречивая ситуация, выступающая в виде противоположных позиций в объяснении каких-либо явлений, объектов, процессов и требующая адекватной теории для её разрешения.

Цель

Идеальное, мысленное предположение результата деятельности. Начинается с существительного: исследование, изучение, выявление…

Задачи

Конкретизированные или более частные цели. Начинается с глагола: изучить, описать, установить, выяснить…

Актуальность

Важность, значительность, чего-либо в настоящее время, современность, злободневность.

Гипотеза

Предположительное суждение о закономерной (причинной) связи явлений. Недоказанное утверждение, предположение или догадка. Как правило, гипотеза высказывается на основе ряда подтверждающих её наблюдений (примеров), и поэтому выглядит правдоподобно. Гипотезу впоследствии или доказывают, превращая её в установленный факт, или же опровергают, переводя в разряд ложных утверждений. Недоказанная и не опровергнутая гипотеза называется открытой проблемой

Объект исследования

Проблемное явление, порождающее ситуацию и избранное для изучения. Сфера, которую Вы для получения этого знания исследуете. На что направлена познавательная деятельность.

Предмет исследования

Предмет исследования должен обладать узнаваемостью и поддаваться описанию. Это знание, которое Вы хотите получить в результате проведения исследования. Совокупность элементов, связей, отношений в конкретной области объекта, в которой вычленяется проблема , требующая решений. Предмет исследования более узкое понятие, чем объект. Он является частью, элементом объекта.

http://bse.sci-lib.com/article109700.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%E1%EB%E5%EC%E0

http://www.slovochel.ru/cel.htm

http://www.shkola.net.ua/view.php?doc=56.1294852154155962

http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/62391/%D0%90%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C


Приложение № 5


Памятка по разработке гипотезы


Гипотеза (от греч. gypothesis - основание, предположение) — это научно обоснованное предположение о причинах или взаимосвязях каких-либо явлений или событий природы, общества и мышления.


Этапы разработки гипотезы.


1. Выдвижение гипотезы. Выделение группы фактов, которые не укладываются в прежние теории или гипотезы и должны быть объяснены новой гипотезой.


Вначале производится анализ каждого отдельного факта, затем обязательно в их совокупности.


Синтез фактов и формулировка гипотезы, т. е. предположений, которые объясняют наибольшее количество данных фактов. Могут быть выдвинуты конкурирующие гипотезы, по-разному объясняющие одно и то же явление.


2. Развитие гипотезы. Выведение из данной гипотезы всех вытекающих из нее следствий.


3. Проверка гипотезы. Сопоставление выведенных из гипотезы следствий с имеющимися наблюдениями, результатами экспериментов, с научными законами.


4. Подтверждение (опровержение) гипотезы. Превращение гипотезы в достоверное знание или в научную теорию, если подтверждаются все выведенные из гипотезы следствия и не возникает противоречия с ранее известными законами науки.


http://www.managment.aaanet.ru/economics/gipoteza.php











Приложение № 6


Как выбрать тему


Вопросы в помощь при выборе темы


Выбрать тему оказывается несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует тебя больше других. Попробуй задать себе следующие вопросы:


1. Что мне интересно больше всего?


2. Чем я хочу заниматься в первую очередь.


3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?


4. Что позволяет мне получать лучшие отметки в школе?


5. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?


6. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?


Если эти вопросы не помогли, обратитесь к учителям, спросите своих родителей, поговорите об этом с одноклассниками. Может быть, кто-то подскажет интересную идею.


Основные критерии выбора темы:


1. Сначала надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит - найти проблему? Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

2. Выбор темы должен быть обоюдно мотивирован интересом к ней и ученика, и педагога.

3. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

4. Формулировка темы должна отражать сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания

Какими могут быть темы исследования?


Все темы можно условно объединить в три группы:


фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях;


экспериментальные - темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов;


теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.


Приложение № 7


Памятка учащемуся по созданию и защите мультимедийной презентации проекта


Презентация или слайд-фильм создается в программе PowerPoint

1. Оформление презентации


Стиль: Соблюдайте единый стиль оформления. Вспомогательная информация не должны преобладать над основной информацией


Фон: Для фона предпочтительны холодные тона


Цвет: На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Для фона и текста используйте контрастные цвета.


Анимация: Не злоупотребляйте анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.


2. Информация на слайдах


Содержание информации: Текст должен носить тезисный характер. Используйте короткие слова и предложения. Заголовки должны привлекать внимание аудитории.


Размещение информации на слайде: Предпочтительно горизонтальное расположение информации. Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана. Если на слайде располагается картинка, надпись должна располагаться под ней. Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений.


Шрифты: Для заголовков размер шрифта – не менее 24, для информации - не менее 18.


Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.


Для выделения информации следует использовать жирный шрифт или курсив. Подчёркивание является признаком гиперссылки. Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных ).


Способы выделения информации: Следует использовать: рамки; границы, заливку, стрелки; рисунки, фотографии, диаграммы, схемы. При необходимости в презентацию можно вставить видеоэффекты и звук.


Ресурсы:


http://86mmc-konda.edusite.ru/p10aa1.html

http://textbook.keldysh.ru/courses/2002mm-www/part3/mm4_1.htm

























Литература


1. Дикова Е.А. Интеграция материальных и информационных технологий в проекте [Текст]. – М.: Журнал «Школа и производство» № 7, 2008.


2. Савенков А.И.. Принципы исследовательского обучения. // Директор школы. - 2008.-№ 93.


3. Нинбург Е.А. Технология научного исследования. Методич. рекомендации. - М.,2006.-28 с.


4. Кукушин В.С. Классификация проектных работ. Теории и методики обучения. Ростов- на- Дону, 2005, С.241.


5. Шаблон VCT – проекта портала Сеть Творческих Учителей


7. Кукушин В.С. Классификация проектных работ:. Ростов-на- Дону, 2005, С.241.


Ресурсы Интернет


http://www.mamsu.ru/publications/researchact

http://sokolovskaya.86mmc-megionsch2.edusite.ru/p4aa1.html;

http://stf.karelia.ru/help/index.php;

http://proektoriya.siteedit.su/page63

http://www.managment.aaanet.ru/economics/gipoteza.php

http://bse.sci-lib.com/article109700.html

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%EE%E1%EB%E5%EC%E0

http://www.slovochel.ru/cel.htm

http://www.shkola.net.ua/view.php?doc=56.1294852154155962

http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/62391/%D0%90%D0%BA%D1%82%D1%83%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%8C

http://dic.academic.ru/dic.nsf/es/15688/%D0%B3%D0%B8%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%B7%D0%B0

http://proektsosgim.ucoz.ru/publ/dlja_nachinajushhikh/podgotovka_k_provedeniju_nauchnogo_issledovanija/3-1-0-12

http://www.managment.aaanet.ru/economics/gipoteza.php

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%E5%EA%EE%ED%F1%F2%F0%F3%EA%F6%E8%FF

http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B1%D1%83%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F

http://ru.wikipedia.org/wiki/%CA%F0%E0%E5%E2%E5%E4%E5%ED%E8%E5


0




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Одинцова Светлана Филаретовна

Дата: 09.12.2014

Номер свидетельства: 141472

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Развитие творческих способностей младших школьников при организации проектно- исследовательской деятельности "
    ["seo_title"] => string(123) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-pri-orghanizatsii-proiektno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "212986"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431961685"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Презентация "Развитие познавательных интересов обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность" "
    ["seo_title"] => string(128) "priezientatsiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-obuchaiushchikhsia-chieriez-proiektno-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "238928"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444670396"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе "
    ["seo_title"] => string(66) "proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "132985"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416428995"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Электронные образовательные ресурсы на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(58) "eliektronnyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "143278"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418488170"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства