Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности
Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности
В современной образовательной практике исследовательская деятельность рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира. В настоящее время школа ориентирована на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать и планировать действия, сотрудничать в группах. Поэтому, исследовательские методы обучения приобрели широкую популярность.
Мы привыкли к тому, что исследовательской деятельностью в основном занимаются старшеклассники, чьи предметные интересы уже сформированы. Однако именно в начальной школе закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Организация исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная и интересная работа. Она требует от учителя не только высокого уровня знаний, но и желание совместно работать с обучающимися в области тех или иных наук. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности и помощника в решении проблемы, поиска необходимых знаний и информации из различных источников.
«Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, отличиями в психофизическом развитии и неодинаковым социальным опытом. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития».
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация исследовательской деятельности обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности»
Ладыгина Е.В.,
учителя начальных классов
МБОУ «Подолешенская СОШ»
(Прохоровский район)
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В современной образовательной практике исследовательская деятельность рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира. В настоящее время школа ориентирована на формирование у обучающихся способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать и планировать действия, сотрудничать в группах. Поэтому, исследовательские методы обучения приобрели широкую популярность.
Мы привыкли к тому, что исследовательской деятельностью в основном занимаются старшеклассники, чьи предметные интересы уже сформированы. Однако именно в начальной школе закладывается фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой, самостоятельной деятельности учащихся, приёмов анализа, синтеза и оценки результатов своей деятельности и исследовательская работа – один из важнейших путей в решении данной проблемы.
Организация исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная и интересная работа. Она требует от учителя не только высокого уровня знаний, но и желание совместно работать с обучающимися в области тех или иных наук. Из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности и помощника в решении проблемы, поиска необходимых знаний и информации из различных источников.
«Особенностью начальной школы является то, что дети приходят в школу с разным уровнем готовности к обучению, отличиями в психофизическом развитии и неодинаковым социальным опытом. Начальное общее образование призвано помочь реализовать способности каждого и создать условия для индивидуального развития». [4]
В первом классе, в начале ученого года мы проводим психолого-педагогическую диагностику готовности первоклассников к обучению. По результатам диагностики, подбираем для детей соответствующий материал и проводим исследовательские работы по разным предметам. Стараемся вовлекать всех учеников класса.
Начиная работу над исследованием в первом классе, используем специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность детей, помогаем освоить первичные навыки проведения самостоятельных исследований. С первых дней занятий в школе мы знакомим детей с источниками поиска информации. Для этого мы используем графические символы А. И. Савенкова.
Со второго класса включаем младших школьников в учебно-исследовательскую деятельность через создание исследовательской ситуации посредством учебно-исследовательских задач и заданий. На уроках проводим мини-исследования, наблюдения по плану и дискуссии, а во внеурочной деятельности – мини-доклады, эксперименты и ролевые игры.
В третьем, четвёртом классах исследовательский опыт школьников обогащается через накопление представлений об исследовательской деятельности, её способах и средствах; увеличивается сложность учебно-исследовательских задач. В этих классах мы используем уроки-исследования, коллективное выполнение и защита исследовательских работ, эксперимент. Дети работают самостоятельно, они сами выбирают тему, составляют план исследования, определяют задачи, находят материал, самостоятельно проводят этапы исследования и представляют работу классу. Учитель исполняет роль активного помощника, консультанта исследователей, помогает тем, кто нуждается в помощи в данную минуту.[1]
Например, на уроке обучения грамоте (тема: «Однозначные и многозначные слова») можно провести коллективное исследование, где обучающиеся разбиваются на группы. Каждая группа получает карточку со словами, которые нужно разделить на два столбика. Прочитав слова, дети понимают, что одни из них имеют одно значение, другие - несколько значений. Во время работы, дети могут найти эти слова в толковом словаре. Так происходит обучение исследованию. Обязательным условием представления своей работы является доказательства своего мнения перед классом.
Изучая данную тему на уроках русского языка во втором классе, предлагаем обучающимся провести мини-исследование (работа в группах) по следующему плану: прочитать предложенные слова; если есть, выбрать многозначные; обсудить значения многозначных, если они есть; сделать вывод. В заключение проделанной работы, командиры групп отчитываются и вместе подводят итог мини-исследования.
Обучающиеся 3, 4 классов готовят исследовательские работы по данной теме самостоятельно и индивидуально.
В своей работе стараемся вовлекать детей в исследовательскую деятельность, чтобы знания, полученные на уроке, перетекали во внеурочную деятельность. Это позволяет привлекать к работе разные категории участников образовательного процесса: учащихся, родителей, учителей. При этом создаются условия для работы с семьей, общения детей и взрослых, их самовыражения и самоутверждения, развития творческих способностей, предоставляет возможность для отдыха и удовлетворения своих потребностей. В процессе работы во внеурочной деятельности мы видим детей, которые имеют более высокие интеллектуальные способности, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, познавательную потребность; испытывают радость от умственного труда. Такие дети отличаются умением чётко излагать свои мысли, демонстрируют способности к практическому применению знаний. Например, на уроках математики обучающиеся знакомятся с общепринятыми единицами длины. На внеурочной деятельности мы предлагаем им расширить свои знания, исследуя старинные русские меры длины и меры длины разных стран.
Для реализации интеллектуального направления внеурочной деятельности нами была выбрана программа «Я – исследователь» (автор Савенков А.В.). Результаты работы с детьми позволяют судить, что у учащихся начальной школы удалось сформировать первоначальные навыки и умения исследовательской деятельности. Дети, посещающие внеурочную деятельность «Я – исследователь», «Художественное творчество» достойно выступают со своими исследовательскими работами на муниципальном и региональном уровнях в конкурсах «Я - исследователь», «Первые шаги в науке».
Таким образом, начальная школа - важная ступень не только базового образования. Она является основой для формирования азов исследовательской культуры. [2]
В условиях правильной организации исследовательской деятельности незаметно для себя, младшие школьники, овладевают нравственными нормами, усваивают моральные требования, у них развиваются нравственные чувства, закрепляются определённые формы поведения. В результате приобщения к исследовательской работе учащиеся овладевают такими качествами личности, как ответственность, самостоятельность. Выполняя исследования в группах, дети и сильные, и слабые имеют возможность развить лидерские качества. Участие в исследовательской деятельности повышает уверенность в себе, что позволяет успешнее учиться.
Литература:
Воронцова, А.Б. Проектные задачи в начальной школе: пособие для учителя / А.Б. Воронцова. – Москва: Изд-во Просвещение, 2011.-75с.
Дебашина, Е. Ю. Самостоятельная работа на уроках математики в условиях развивающего обучения [Текст] / Е. В. Дебашина // Начальная школа. 2003. № 7. -С.76
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. – 2-е изд., испр. и доп. - Самара: Издательство «Учебная литература», 2007 – с. 8
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования // Вестник образования России. – 2004. - №12.