Особенности и трудности адаптационного периода первоклассника
Особенности и трудности адаптационного периода первоклассника
Начало обучения ребёнка в школе - это сложный и ответственный этап его жизни. От того, как пройдёт адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы. В статье есть признаки успешной адаптации, и даны советы родителям для успешной в адаптации детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности и трудности адаптационного периода первоклассника»
Зайченко Наталия Викторовна
ГБОУ Школа 1798 «Феникс» г. Москва
учитель начальных классов
Особенности и трудности адаптационного периода первоклассника
Особенности адаптации первоклассников.
Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, если только их правильно обучать, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться, не тратя лишних физических усилий, быть внимательными, усидчивыми.
Начало обучения ребенка в школе – сложный и ответственный этап в его жизни. Психологи отмечают, что дети 6–7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе.
Каковы условия возникновения необходимости психологической адаптации ребенка к школе? Во-первых, меняется социальная позиция ребенка: из дошкольника он превращается в ученика. У него появляются новые и сложные обязанности: делать уроки, приходить вовремя в школу, быть внимательным на уроках, дисциплинированным и т. п.
По существу, впервые в своей жизни ребенок становится членом общества со своими обязанностями и социально-общественным долгом. Учитель выступает представителем общества: он задает требования и нормы, ориентирует ребенка в том, как ему следует себя вести, что и как, делать.
Во-вторых, у ребенка происходит смена ведущей деятельности. До начала обучения в школе дети заняты преимущественно игрой. С приходом в школу они начинают овладевать учебной деятельностью. Основное психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена на основе произвольных усилий ребенка. Следует отметить так же и то, что собственно переход ребенка от игровой деятельности к учебной, осуществляется не по его воле, не естественным для него путем, а как бы "навязан” ему сверху.
В-третьих, важным фактором психологической адаптации ребенка к школе выступает его социальное окружение. От отношения учителя к ребенку зависит успешность его дальнейшего обучения в школе. Успешность адаптации ребенка к школе зависит еще и от того, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в классе среди сверстников. Активный и инициативный ребенок становится лидером, начинает хорошо учиться, тихий и податливый ученик превращается в ведомого или аутсайдера, учится нехотя или непосредственно.
В-четвертых, одной из острых проблем выступает проблема сдерживания двигательной активности инициативного ребенка и, наоборот, активизация вялых и пассивных детей.
Социально-психологическая адаптация представляет собой процесс активного приспособления, в отличии от физиологической адаптации, которая происходит как бы автоматически. Отношения со средой, к которой надо приспосабливаться, особенные. Здесь не только среда воздействует на человека, но и он сам меняет социально-психологическую ситуацию. Поэтому адаптировать приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.
Некоторая часть первоклассников испытывает трудности, прежде всего в налаживании взаимоотношений с учителем и одноклассниками, что нередко сопровождается низким уровнем овладения школьной программой. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них.
Отсутствие адаптации у определенной части школьников связано с поведенческими проблемами – низкое усвоение школьных норм поведения. На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.
Трудности адаптационного периода в 1 классе.
Первый класс школы – один из наиболее существенных критический периодов в жизни детей. Поступление в школу для многих из них – эмоционально-стрессовая ситуация: изменяется привычный стереотип, возрастает психоэмоциональная нагрузка. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость в последующие годы.
При поступлении в школу на ребенка влияет комплекс факторов: классный коллектив, личность педагога, изменение режима, непривычно длительное ограничение двигательной активности, появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Организм приспосабливается к этим факторам, мобилизуя для этого систему адаптивных реакций.
Школа с первых же дней ставит перед ребенком ряд задач. Ему необходимо успешно овладевать учебной деятельностью, освоить школьные нормы поведения, приобщиться к классному коллективу, приспособиться к новым условиям умственного труда и режиму. Выполнение каждой их этих задач связано непосредственно с предшествующим опытом ребенка.
Отчетливые изменения в период поступления ребенка в школу проявляются в поведении. Положительный эффект приспособления к школе сказывается в достижении относительного соответствия поведения требованиям новой среды и обеспечивается психологической готовностью к выполнению стоящих перед ребенком задач.
С поступлением ребенка в школу под влиянием обучения начинается перестройка всех его познавательных процессов, приобретения ими качеств, свойственных взрослым людям. Это связано с тем, что дети включаются в новые для них виды деятельности и системы межличностных отношений, требующие от них наличия новых психологических качеств. Общими характеристиками всех познавательных процессов ребенка должны стать их произвольность, продуктивность и устойчивость.
Адаптация к школе - это процесс привыкания к новым школьным условиям, который каждый первоклассник переживает и осознает по-своему.
Период адаптации ребенка к школе длится от 2-3 недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей ребенка, типа учебного заведения, уровня сложности образовательных программ, степени подготовленности ребенка к школе и т.д. Очень важна поддержка родных - мамы, папы, бабушек и дедушек.
Начальный период обучения в первом классе должен создать благоприятные условия для адаптации ребенка к школе, обеспечивающие его дальнейшее благополучное развитие, обучение и воспитание. Задачи адаптационного периода едины для всех систем начального образования. Первый год обучения трудный для ребенка: меняется привычный уклад его жизни, он адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам. Более неблагоприятно адаптация протекает у детей с нарушениями физического и психологического здоровья. Для успешного обучения школьников в этот период необходимо учитывать особенности их адаптации (привыкания, приспособления) к школьной жизни. Особого внимания со стороны учителя требуют первые дни пребывания детей в школе.
Необходимо помнить, что такие качества отдельных детей, как невнимательность, неусидчивость, быстрая отвлекаемость, неумение управлять своим поведением, связаны с особенностями их психики, поэтому важно не делать детям резких замечаний, не одергивать их, стараться фиксировать внимание на положительных проявлениях ученика.
В процессе обучения важно учитывать индивидуальные особенности ребенка. В начале обучения учитель должен предоставить каждому ребенку возможность работать в присущем ему темпе. Совершенно не допустимы в это время замечания типа «Быстрее!», «Задерживаешь всех!» и т.п. Объем работы школьников должен увеличиваться постепенно. Учитель строит свою деятельность с учетом степени и длительности адаптации первоклассников к школе. Он должен быть сдержанным, спокойным, подчеркивать достоинства и успехи детей, стараться наладить их отношения со сверстниками. Целесообразно вызывать в первые месяцы учебного года к доске детей неуверенных в себе, стеснительных, демонстрировать перед классом недостатки и ошибки отдельных учащихся.
Специальной дополнительной работы требует устранение трудностей обучения, возникающих у некоторых школьников, повышение их интереса к учебной деятельности и уверенности в собственных силах. Если учитель не учитывает трудности адаптационного периода, то это может привести к нервному срыву ребенка и нарушению его психического здоровья.
Стиль общения учителя с первоклассниками должен учитывать особенности поведения детей, связанные с их умением общаться с взрослыми и сверстниками. Тон учителя должен быть доверительным и мягким. Не допустим авторитарный стиль общения учителя с ребенком. Первоклассники способны сосредоточенно, без отвлечения заниматься однотипной деятельностью 10-12 минут, что определяет требования к организации и структуре урока в первом классе.
Возрастные особенности детей седьмого года жизни (сложность произвольной регуляции деятельности, быстрая утомляемость и др.) предполагают, что для них очень сложны статические нагрузки, ограничения двигательного режима, быстрое переключение с одного вида деятельности на другой и т.п. Для первоклассников очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Поэтому следует, активно включать игру в учебный процесс, а не запрещать её, не исключать из жизни первоклассника. В первом классе игра имеет особое значение для формирования умения учиться – основной деятельности, которой занимается теперь ребенок. Принципиально важно обратить внимание на два вида игр – ролевые и игры с правилами (дидактические, подвижные, настольно-печатные).
Игра с правилами, как и учебная деятельность, обязательно дает результат: развивает самооценку, самоконтроль и самостоятельность. На первом году обучения игры с правилами должны присутствовать на каждом уроке, заполнять перемены и динамическую паузу (подвижные, настольно-печатные). Дидактические игры всегда имеют учебную задачу, которую нужно решать. Ролевые игры очень важны для формирования произвольного поведения, воображения, творчества ученика. Учитывая наглядно-образный характер мышления детей этого возраста, необходимо существенное место на уроках отводить моделирующей деятельности со схемами, моделями звуков и слов, геометрическими формами, объектами природы и т.п.
Ребенок, только что начавший школьное обучение, невольно сталкивается с целым рядом проблем, вне зависимости от уровня его интеллектуальных способностей. Основные трудности в процессе начального обучения вызывает процесс овладения навыками чтения, счета и письма. Начало школьного периода привносит в жизнь ребенка два, на первый взгляд, абсолютно противоположных фактора.
С одной стороны, он получает гораздо больше свободы, больше независимости, несколько меняется отношение родителей - они меньше, стесняют ребенка запретами и ограничениями. С другой стороны, дети попадают в такие условия, которые подчиняют их жизненному режиму и требуют совершенно новых видов деятельности.
Если раньше основным занятием ребенка была игра, которую диктовали его собственные мотивы и потребности, то теперь маленький человечек должен сам регулировать свое поведение в соответствии с требованиями щ:кольной дисциплины. Живущий пока только в основном эмоциями, а не сознанием, ребенок в школе вынужден подавлять свою активность; подавлять в себе постоянно возникающие желания. «Новая атмосфера школы с её непривычным для ребёнка укладом в физическом и духовном отношении производит неизбежный перелом всей жизни, даже вполне здорового нормального ребенка!», - писал известный русский ученый В.П. Ращенко. Вдвойне труден этот перелом для детей со слабой нервной системой, для детей, которые ещё в дошкольном возрасте перенесли нервное заболевание.
Часто родители пускают движение этого переходного периода на самотёк, чем очень травмируют психику ребёнка. В самом начале школьного обучения родителям необходимо вместе с ребенком выработать удобный для него режим дня, таким образом, чтобы у него было достаточно времени и на игру, и на учебу.
Программа начальных классов предусматривает определенное количество часов, отведенных тому или иному предмету, эти часы, рассчитаны в соответствии со школьной психогигиеной так, чтобы малыш не слишком уставал, но и не расслаблялся. Все проблемы, связанные со сложностями в обучении чтению, счету и письму, в большинстве случаев носят психический характер. Бывает так, что способный ребенок, прошедший квалифицированную дошкольную подготовку, под давлением школьной программы не может справляться с возникающими трудностями, в результате чего он с большим трудом усваивает материал школьной программы, который другие дети усваивают с легкостью.
Постоянные упреки родителей, учителей, насмешки одноклассников не только не помогают, как считают многие учителя, подхлестнуть детское самолюбие, они, наоборот, делают ребенка более раздражительным и рассеянным, лишь усиливая отставание.
Второй причиной сложностей в овладении навыками чтения, счета и письма может быть несвоевременная перестройка дошкольника на школьное обучение. Он по-прежнему много времени уделяет игре, считая школу очередной игрой, и родители потакают ему, стараясь, каждый раз преподносить невеселые школьные обязанности как очередную игру, веселое занятие, за успешное выполнение которого малыш может получить новую игрушку или какую-нибудь сладость. Подобное поведение родителей тормозит развитие самостоятельности, не позволяет ребенку выработать определенные навыки и умения.
Теперь, о тех трудностях в обучении чтению, счету и письму, которые могут возникнуть у первоклассников в самом начале школьной жизни.
За период обучения грамоте у младшего школьника должны быть выработаны фонетический слух, заложены основы первоначального чтения и письма, подготовлена база для успешного овладения правописанием и чтением доступных книг. Обучение грамоте в общеобразовательной школе осуществляется аналитико-синтетическим методом. Носит развивающий и воспитательный характер, обеспечивает интенсивное и речевое развитие учащихся и высокий уровень осознанности чтения.
После того как первоклассник освоил слоговое чтение, то есть он научился складывать отдельные слоги, читать таким образом небольшие слова, ему предстоит гораздо более трудное испытание - овладение словесным осознанным чтением. Здесь дети; как правило, сталкиваются с гораздо большим количеством трудностей, но, если сложности в овладении навыками слогового чтения были во время и квалифицированно устранены, бороться с этой проблемой значительно легче, осознание того, что прочитано, - это сложный процесс, в котором немалая роль принадлежит общему развитию ребенка, развитию его словарного запаса.
Достаточно часто сложности в овладении чтением возникают в связи с элементарным непониманием значения слов, поэтому в самом начале дошкольного развития родителям бывает очень .важно научить ребенка не только слушать, но и пересказывать прочитанный текст. Причем не следует сразу давать сложные и большие тексты, начните с нескольких абзацев. Именно пересказ может помочь вашему ребенку овладеть осознанным чтением.
В школьной программе параллелью с овладением навыками чтения идет обучение письму. Дети учатся обозначать звуки буквами, составлять слова из букв и слогов, правильно списывать буквы и слоги с рукописного и печатного текста, писать под диктовку слова, написание которых не расходится с произношением, и короткие предложения из таких слов, писать большую букву в начале каждого предложения и имен собственных.
Именно в начальной школе усваиваются элементарные правила грамматики сложности в овладении навыками письма очень часто связаны со сложностями в овладении навыками чтения. Ребенок, который не освоил слоговое и осознанное чтение, не сможет понять особенности письма. Вообще, как показывают последние исследования, усвоение детьми школьного материала во многом зависит от их интеллектуального уровня. Дети вряд ли заинтересуются какой-либо деятельностью, если не видят ее мотивации и последствий. Поэтому очень важно научить ребенка понимать, именно понимать: для того, чтобы воспринимать устную или написанную информацию, необходимо научиться читать, а для того, чтобы передать информацию другому лицу, необходимо иметь навыки письма. Только тогда ребенок будет заинтересован в том, чтобы овладеть навыками чтения и письма, и сделает все, чтобы этому научиться.
Очень часто сложности в обучении письму связаны не только с умственной деятельностью ребенка, но и с психической стороной его развития. Поэтому, прежде чем обучать ребенка письменной речи, необходимо удостовериться, что его устная речь достаточно развита, в ней нет грубых нарушений, искажений, расстройств и т. д. Надо помнить, что не освоив первичных навыков, ребенок просто не сможет осваивать другой, более сложный материал, он будет сталкиваться все с более серьезными трудностями, которые могут привести к значительному затруднению всего дальнейшего обучения ребенка.
Особое место в школьной программе при овладении навыками письма принадлежит каллиграфии, то есть способности красиво писать, выработке красивого правильного почерка. Следует отметить, что эти навыки необходимы не только для того, чтобы написанный текст был красиво оформлен, но и для того, чтобы в дальнейшем избегать орфографических ошибок.
Учеными доказано, что от того, насколько аккуратен почерк ребенка, во многом зависит овладение основами грамматики. Довольно часто трудности в овладении письмом связаны именно с расстройством почерка. На уроках обучения первоначальному письму ученик овладевает не только навыками начертания новой буквы, но и учится соединять ее с ранее изученными буквами, упражняясь в письме их сочетаний в слогах, словах и предложениях.
Следовательно, уже на буквенном этапе формируется элементарный графический навык. Основные сложности в овладении этим навыком возникают именно в самом начале обучения. Как и овладение чтением, письмо - осознанное написание некоторых слов - напрямую связано с овладением навыками осознанного чтения. Очень важно не столько научить ребенка писать и читать, сколько научить задумываться над тем, что он делает.
Основные цели начального курса математики - обеспечить числовую грамотность учащихся и умение производить все арифметические действия в области неотрицательных чисел, способствовать начальному математическому развитию, включающему в себя умение наблюдать и сравнивать, сопоставлять, анализировать, проводить простейшие обобщения и объяснять их на новых простейших примерах, а также развитию памяти и логического мышления.
В отличие от чтения и письма, навыки счета не требуют особого развития словарного запаса. Проблемы, связанные с освоением этого процесса, носят несколько иной характер.
Наиболее распространенной сложностью в овладении счетом является проблема соотношения запоминания чисел и их действием. Очень часто дети еще в дошкольном возрасте с легкостью считают до ста, а иногда и больше, но, стоит только попросить их сосчитать, сколько палочек у вас в руке, дети теряются и не могут справиться с этим простым заданием.
Это прежде всего связано с тем, что для ребенка дошкольного возраста счет, умение воспроизводить числовой ряд определяется только способностями его памяти, а память у детей до семи лет развита очень сильно, поэтому им ничего не стоит досчитать до ста, запомнив названия цифр.
Но основной сложностью может стать объяснение малышу, что счет - это прежде всего способ исчисления, а не получения похвалы. Основы начального школьного курса математики дают представление о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях с целыми неотрицательными числами - сложении, вычитании, умножении и делении. Ребенок начинает понимать, что числа можно не только называть и перечислять, но и производить с ними определенные действия, которые позволяют облегчать его жизнь.
Вместе с тем с самого начала школьного обучения у детей формируются некоторые важные обобщения; например, на числах первого десятка выясняется- как образуется каждое следующее число в натуральном ряду, устанавливается соотношение между любым числом ряда и всеми предшествующими или последующими числами и др. Иногда детям бывает очень сложно понять эту логику, и психологи склонны связывать подобные трудности со складом ума ребенка. Не секрет, что кто-то лучше усваивает навыки чтения и письма, а кому-то лучше дается счет, но нельзя окончательно и бесповоротно делать вывод, что этот ребенок в силу аналитического, математического склада ума будет заниматься только математикой, а тот ребенок - только гуманитарными предметами, так как он обладает хорошим логическим мышлением.
Итак, школьное обучение в начальных классах - не такое уж легкое занятие. Поэтому, в первую очередь, учителям и родителям следует набраться терпения и такта, чтобы как можно мягче устранить трудности, с которыми сталкивается ребенок на первом этапе его школьного обучения, - сложности в овладении навыками чтения, счета и письма, тем самым обеспечив его будущее успешное образование.
Вот признаки успешной адаптации:
Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время, он понимает, что главная цель его пребывания в школе - учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке.
Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
На вопрос: "А может быть, лучше вернуться в детский сад?" он решительно отвечает: "Нет!"
Советы родителям
1- В семьях, где верят в успех ребенка, как правило, он уверенно делает свои первые шаги. «Я в тебя верю», «У тебя так хорошо получается аппликация», «Это какие же надо умелые пальчики иметь, чтобы сделать такую поделку», вот слова, с которыми можно обратиться к ребенку.
2 - Не допускать никаких негативных установок в отношении ребенка: «Вот пойдешь в школу, там за тебя возьмутся». При мерные выражения, помогающие ребенку надеяться на лучшее: «Не бойся, у тебя все получится, как надо», «Я тоже не сразу научилась делать это хорошо», «Я знаю, ты стараешься, и очень скоро у тебя будет получаться, как надо».
3 - Любовь родителей ребенок должен чувствовать постоянно. Проявления любви: касания, объятья, улыбки, взгляды, слова: «Как хорошо, что ты у меня есть» и т.д., особенно это важно, когда у ребенка что-то не получается. Грубость, резкость, насилие могут породить массу негативных последствий.
4 - Именно на первых порах учения важно четко и однозначно показать ребенку, что входит в круг его новых обязанностей. Добиться их выполнения - значит, организовать жизнь ребенка, что поможет ему в учебном труде.
5 - Это хорошо известные правила: не шуметь на уроках, не разговаривать с соседом, не заниматься посторонними делами, поднимать руку, сидеть прямо, не наклоняться низко при письме. Родители могут помочь ребенку быстро овладеть этими правилами, если они будут их обсуждать с ребенком, показывая, как важно для него и для других детей их безупречное выполнение.
Я советую следовать правилу: не вмешиваться в дело, которым занят ребенок. Своим невмешательством вы будете сообщать ему: «С тобой все в порядке! Ты, конечно, справишься». В конце одобрите старания ребенка, несмотря на результат. Запомните 2-3 ошибки ребенка, которые вам показались особенно досадными. Найдите свободное время и спокойным тоном поговорите о них, попытайтесь отработать правильный вариант.
Когда у ребенка ничего не получается, он нервничает и даже плачет? Очень хорошо начать со слов: «давай вместе». Эти волшебные слова открывают ребенку дверь в область новых умений, знаний, увлечений. Это - не просто добрый совет, а феномен, открытый выдающимся психологом Л. С. Выготским. Он назвал его «зоной ближайшего развития». Каждый родитель должен о нем знать.
В трудный период освоения чтения надо помочь ребенку увлечься этим процессом. Не хочет пока ваш ребенок читать, ну, что ж, читайте ему вслух. Подбирайте книги по темам, интересующим ребенка. Откладывайте все свои дела и читайте, читайте, читайте! Можно переключить внимание ребенка с чтения текста на что-нибудь совсем иное по характеру задания. Возьмите две одинаковые книжки (или ксерокопию текста) и ищите вместе с ребенком, например, сколько раз в абзаце встречается буква «ы». Найдете разное количество букв - сверяйте вместе. За счет неоднократной проверки ребенок может непроизвольно запомнить содержание текста или заинтересоваться им.