kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация познавательной деятельности воспитанников

Нажмите, чтобы узнать подробности

     Дети с нарушениями интеллекта меньше, чем их нормально развивающиеся сверстники, испытывают потребность в познании. Это связано со стойкими нарушениями познавательных процессов. Известный исследователь Сеген говорил, что ребенок с нарушениями познавательных процессов ничего не знает, не может и не хочет. Трудности в организации познавательной деятельности заключаются в том, что опыт детей крайне беден, они имеют неполное, иногда искаженное представление об окружающей действительности, новый материал усваивают только после многочисленных повторений, в деятельности проявляют пассивность. Коррекционная работа ставит своей целью исправления присущих детям недостатков путём применения специальных педагогических средств, стимулирующих компенсаторные процессы развития. Это позволяет ослабить дефекты ребёнка, воспитать новые положительные качества и тем самым продвинуть. При организации работы необходимо опираться на особенности воспитанников. Так младшие школьники– личности творческие, стремящиеся к самовыражению, к реализации своих потребностей и способностей.  Дети пытливы, любознательны, проявляют активность; им многое интересно, многое хочется узнать, испытать, попробовать. Поэтому - доминирует познавательная деятельность - основной вид деятельности - «познание в игре» 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация познавательной деятельности воспитанников»

Тема: О самостоятельности и её воспитании.

Подготовила: Карпова Н.Ю.

Самостоятельность. … Самостоятельно выбрать цель, самостоятельно разработать план движения к ней, самостоятельно её достигнуть, самостоятельно преодолев трудности на пути к ней.

Это идеальная модель любой проектной деятельности учеников, которая в настоящее время внедряется (чаще принудительно) в школах. Эта "инновация" встречает явное и скрытое сопротивление многих учителей. Такой творческой методикой обучения владеет пока небольшой процент учителей, да и умеющие так учить, по разным причинам далеко не всегда этим пользуются. КПД этой компетенции пока еще низок, как, впрочем, и все, что делается насильно.

Буду рассуждать, и приводить примеры с точки зрения учителя физики. Этот учебный предмет мне близок, но, думаю, что со мной согласятся и другие учителя-предметники. Большинство школьных лабораторных работ выполняется исходя из их цели, но больше – строго по инструкции. Во многом такой подход оправдан. Он в некоторой степени позволяет учить ВСЕХ, даже тех, кто, мягко скажем, не очень этого хочет. Было бы, конечно, идеально, если бы учитель записывал на доске только цель лабораторной (практической) работы, предоставлял бы ученикам свободу выбора экспериментальной базы и оценивал бы результаты их самостоятельной деятельности. При этом ученики должны не только проявить творческий подход, но и уметь самостоятельно творчески оформить свои труды в виде грамотного логичного письменного отчета, отражающего ход творческой мысли и работы. Для многих это труднее, чем подготовить и поставить любой эксперимент. Такая ситуация на уроке может быть только результатом упорного учительского труда, имеющего целью этому НАУЧИТЬ такой самостоятельности. Пока же большинство учителей физики над таким методом выполнения традиционных лабораторных работ просто посмеются и тут же укажут десятки причин и поводов этого не делать. Да этого им никто и не позволит "за просто так". Ведь тогда в журналах исчезнут столбики обязательных отметок за выполнение лабораторных работ, снизится наполняемость журнала отметками – головная боль завуча. Это только одна из граней многостороннего понятия «самостоятельность».

Да что там говорить о воспитании самостоятельности, когда не каждый учитель вам быстро и толково объяснит, чем "самостоятельная" работа на уроке отличается от проверочной. Когда ученики перед уроком слышат привычное – "Сегодня пишем самостоятельную!", то эти слова уж точно не повышают им настроения.

Самостоятельности нужно учить с самой первой встречи с учениками. А лучше – с раннего детства. Многие дети, кстати, часто пытаются это делать – вспомните: "я сам!". Самая пора терпеливо поддержать их в этом стремлении и развить естественное желание быть самостоятельными. В седьмом классе, когда они начитают учить физику, на привитие первичных навыков самостоятельности обычно уходит колоссальное количество труда и времени. Если же на воспитание самостоятельности обращают внимание родители, учителя начальной школы, учителя среднего звена, то этот процесс идет гораздо легче. Но даже при таком благоприятном раскладе научить самостоятельности всех учеников не удается (все мы разные).

Сам учитель, обучая детей самостоятельному подходу к учебе, должен хорошо представлять чего именно он хочет добиться от ученика. Т.е. модель желаемого поведения ученика должна быть в голове учителя. При этом нелегко совместить "свободу творчества" с "техническим заданием".

Учить школьников самостоятельности (именно учить, а не просто разрешать самостоятельность) приходится в условиях острого дефицита учебного времени. При насыщенности (перегруженности) современных школьных программ учебным материалом главная цель учителя – успеть бы пройти этот материал хоть как-нибудь и, желательно, без большого ущерба для его понимания. Основная задача опытного учителя (см. ветку форума Опыт – дело наживное) – отобрать из обозначенного в программах самое важное и научить всех этому важному во что бы то ни стало. А остальное уж как получится.

Хотя, учить самостоятельности можно всегда и везде. Можно начинать с малого, с незначительного, на первый взгляд. Попробуйте научить учеников свободно задавать вопросы, не боясь показаться глупым. Не так-то это просто. Для того, чтобы задать "умный" вопрос, нужно осознать и сформулировать для себя проблему понимания нового. Чтобы задать вопрос, ученик должен захотеть что-то понять, захотеть услышать ответ, захотеть чему-то научиться. А это и есть начало самостоятельной учебы. Как задавать вопросы и как этому учить я уже говорил в одной из своих статей (http://www.uchportal.ru/publ/12-1-0-242).

Как и у всего сущего, у самостоятельности не одни только плюсы. Как это ни странно, но большинство учеников, которые приходят в школу, к самостоятельности не стремятся и теряются, получив свободу выбора. Ведь у них нет цели чему-то научиться. Их главная цель – получить хорошую отметку. И всё. Их ведь дома не спрашивают: "Чему ты сегодня научился в школе?". Главный (и часто единственный) родительский вопрос: "Что сегодня получил?". Отметка напрочь затмевает всё остальное. Представляете, как непривычно прозвучало бы из родительских уст: "Вы сегодня учились самостоятельности?", "Как продвигается твой проект? Появились ли новые идеи?" Или: "Какая цель у вас была сегодня на уроке? Удалось ли её достичь?" Это пока нонсенс, не правда ли?

Самостоятельность должна быть востребована. Только тогда можно думать о её нормальном (не искусственном) воспитании. Только тогда она будет естественна и необходима человеку. Пока еще далеко не везде требуются самостоятельные люди. Пока больше в цене "послушные". Не раз, наверное, доводилось слышать похвалу "У вас хороший послушный мальчик". Гораздо реже можно услышать восхищение: "Какой у вас самостоятельный ребенок!". Хотите воспитать самостоятельность – создайте такую среду (в школе, в семье), где она приветствуется, где она необходима, и такие условия, при которых нельзя не проявить свою самостоятельность. Таким методом мастерски владел А.С. Макаренко, но, видимо, его время еще не пришло.

Свободы, конечно, хотят все, но пользоваться своей свободой в полной мере умеют единицы. Свобода без цели приводит к анархии. Найти границу (и не переступать её) между самостоятельностью и анархией в каждом конкретном случае, с каждым учеником, с каждым классом позволяет только опыт, талант учителя. А также (и это главное) его собственное умение быть свободным, самостоятельным и желание этому учить. Желание у вас, по-видимому, есть. Это важно, поскольку всё начинается с желания. Дело за малым – научиться учить этой самой самостоятельности.

Не знаю, помогут ли Вам чем-нибудь мои рассуждения, но Ваш вопрос дал повод обдумать кое-что из пережитого. Спасибо. Конкретных книг и статей советовать не буду. Найти их легко, стоит только набрать в любом поисковике несколько слов: САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ+ВОСПИТАНИЕ+РАЗВИТИЕ+МЕТОДЫ. Для написания дипломной работы литературы по этой теме более чем достаточно. Но книги книгами, они дают только идеи, а опыта и умения не прибавляют. Я бы посоветовал Вам после защиты, искать не книжные советы, а школу и человека, который УМЕЕТ воспитывать самостоятельность. Одна беседа с ним даст вам несравненно больше, чем штудирование педагогической литературы. Но найти таких Учителей трудно. Никто из них не говорит про себя: «я умею воспитывать самостоятельных людей». Они обычно не пишут книг. Но присмотритесь – и вы их найдете. Учитесь у них. Это наиболее быстрый путь к совершенству. Иначе Вам придется идти своей дорогой – путем проб, ошибок, новых проб, … Это трудно, это не каждому по силам. Но если желание идти не исчезнет, возможно, Вы не заметите трудностей этого бесконечного пути, и радость его преодоления поможет Вам жить.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация познавательной деятельности воспитанников

Автор: Карпова Наталья Юрьевна

Дата: 21.02.2016

Номер свидетельства: 296617

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(215) "«Индивидуально-ориентированный подход в работе с воспитанниками реабилитационного центра по трудовому воспитанию»"
    ["seo_title"] => string(80) "individualno_orientirovannyi_podkhod_v_rabote_s_vospitannikami_reabilitatsionnog"
    ["file_id"] => string(6) "660174"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1732459014"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(255) "ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ: «Влияние успешности досуговой деятельности воспитанника на статусное  положение в современном  обществе» "
    ["seo_title"] => string(155) "piedagogichieskii-proiekt-po-tiemie-vliianiie-uspieshnosti-dosughovoi-dieiatiel-nosti-vospitannika-na-statusnoie-polozhieniie-v-sovriemiennom-obshchiestvie"
    ["file_id"] => string(6) "141296"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1418098853"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(268) "Деятельность детской добровольной организации «Лесовички» в рамках программы «Школа экологии» как модель организации внеурочной деятельности. "
    ["seo_title"] => string(154) "dieiatiel-nost-dietskoi-dobrovol-noi-orghanizatsii-liesovichki-v-ramkakh-proghrammy-shkola-ekologhii-kak-modiel-orghanizatsii-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "106425"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1403010006"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(185) "Организация игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО"
    ["seo_title"] => string(116) "orghanizatsiia-ighrovoi-dieiatiel-nosti-dietiei-starshiegho-doshkol-nogho-vozrasta-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-do"
    ["file_id"] => string(6) "251309"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1447230533"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Методика организации самоподготовки в условиях школы-интернат"
    ["seo_title"] => string(69) "mietodika_orghanizatsii_samopodghotovki_v_usloviiakh_shkoly_intiernat"
    ["file_id"] => string(6) "379124"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1484373608"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства