kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методика организации самоподготовки в условиях школы-интернат

Нажмите, чтобы узнать подробности


Методика организации самоподготовки в условиях школы-интерната.

 При организации самоподготовки воспитателю необходимо помнить: самоподготовка – не урок. В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника группы и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя. Все приёмы самостоятельной рациональной работы по предмету формируются на уроке учителем. На самоподготовке же осуществляется закрепление этих навыков под руководством воспитателя, который должен продолжить работу учителя. Отсюда основные воспитательные задачи самоподготовки:
закрепить навыки самообразовательной работы;
воспитывать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание;
сформировать положительное отношение к учёбе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания учителей;
научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.
С 1 класса можно позволить младшим школьникам выполнять задания в индивидуальном темпе, но в пределах определенного времени. Следует приучать детей более рационально использовать время, которое предусматривается на самоподготовку, быстро и правильно подготовить свое рабочее место для занятий, сосредоточенно выполнять заданное. Чтобы правильно определить время, необходимое для выполнения домашнего задания, нужно периодически проводить выборочный хронометраж; а затем рассказывать детям, как идет работа у организованного ученика, и как нерационально тратит свое время несобранный ученик. Если большинство детей не справляются с заданием в определенное время, то необходимо попросить учителя внимательно относиться к объему домашнего задания. Процесс самоподготовки должен иметь определённую структуру.
 Опыт воспитателей показывает, что обязательными этапами самоподготовки являются:
подготовка детей к работе;
самостоятельное изучение материала;
самоконтроль и самооценка;
заключительный педагогический контроль.
В организационной (установочной) части самоподготовки выясняется объём домашнего задания, осуществляется выбор порядка выполнения заданий (рекомендуется начать с более трудного предмета). Необходимо проследить, чтобы дети начали подготовку с обязательного повторения правил, нашли и прочитали их в учебнике, сравнили с классной работой и лишь после этого переходили к самостоятельному выполнению письменных заданий.
 На этой начальной стадии самоподготовки следует использовать такие методы воспитательной деятельности, как:
 организация деятельности и формирования опыта (учащимся необходимо научиться рациональной организации своей деятельности, чтобы работа была продуктивной, а результаты положительными). 
это приучение, воспитывающие ситуации, педагогическое требование, инструктаж. 
метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (важно, чтобы ребёнок понимал, чем занимается, ради чего он это делает).
 это эмоциональное воздействие, позитивные стимулы, поощрение, ситуация морального успеха. 
Главными приёмами организации самоподготовки на установочном этапе являются:
 информирование, разъяснение, положительный пример, коллективная работа, практическая деятельность и укрепление веры в силы ребёнка. Вышеизложенные методы и приёмы наиболее эффективны в установочной части самоподготовки. Они способствуют формированию навыков самоорганизованности и самодисциплины, а также воспитанию у ребят ответственного отношения к результатам учебного труда.
Самостоятельное выполнение домашнего задания активизирует деятельность ученика по использованию имеющихся знаний на практике, в том числе направляет её на поиск нужной информации, необходимой для успешного результата обучения.
 Самостоятельная работа преследует цель закрепления навыков самообразования, самовоспитания и призвана способствовать всестороннему развитию личности учащихся. При этом возникают новые возможности в развитии и формировании у учеников положительного отношения к учёбе, устойчивых интересов и навыков для дальнейшей самообразовательной работы.
 В процессе основной части самоподготовки целесообразно использовать следующие методы воспитательной деятельности: метод формирования сознания (рассказ, информирование, разъяснение), метод проблемного изложения (постановка проблемы и раскрытие доказательного пути её решения), метод ориентировки и формирования качеств личности (упражнение, исходное требование). 
Основными приёмами на этом этапе самоподготовки являются: самостоятельная работа, поиск информации, практическая деятельность, коллективная работа, упражнение и переключение на разные виды деятельности. Данные методы и приёмы дают возможность развивать у ребят умения логически мыслить, находить простые решения сложных задач.
Необходимо отметить, что больше внимания при организации самоподготовки следует уделить тем организационным мероприятиям, которые снижают перегрузку детей, вносят ритмичность в занятия.
Успех самоподготовки определяется следующим:
к выполнению домашнего задания дети приступают в одно и то же время, восстановив работоспособность, утраченную в ходе занятий первой половины дня (после обеда, продолжительного отдыха не менее 2 часов и обязательного пребывания на свежем воздухе);
целесообразной регламентацией времени;
строгой определенностью выполнения домашнего задания, в основе которой лежит принцип: от более сложного и трудоемкого к более легкому.
В конце самоподготовки подводятся краткие итоги, отмечаются положительные моменты и недостатки в работе. На этом этапе самоподготовки важно предоставить учащимся возможность самостоятельно проанализировать результаты своей деятельности. Поэтому в процессе подведения итогов воспитателю необходимо использовать метод косвенного воздействия и такие основные приёмы, как коллективный поиск, замечание, одобрение, положительный пример, моральная поддержка и укрепление веры в силы ребёнка. Метод косвенного воздействия наиболее целесообразно использовать именно в заключительной части самоподготовки, так как это способствует развитию у ребят навыков контроля и самоконтроля и самостоятельности в анализе результатов своей деятельности.
Дисциплинированность детей можно увидеть в следующих их поступках:
Все учащиеся являются на самоподготовку своевременно, без опозданий.
Работают самостоятельно.
Соблюдают тишину и порядок.
Без разрешения воспитателя не пересаживаются с места на место.
Без надобности не обращаются к воспитателю.
Следят за позой и осанкой во время работы.
Содержат в чистоте и порядке свое рабочее место.
Следят за чистотой рук, опрятностью костюма, прически.
Соблюдают правила почтительности и уважительного отношения с воспитателем.
Выдерживают товарищеский тон в отношениях с одноклассниками.
Организованность группы проступает наглядно в следующих действиях воспитанников:
Всё подготовлено к выполнению домашнего задания.
На рабочем месте нет ничего лишнего.
Экономно расходуют время на отдельные операции при выполнении задания.
Четко планируют индивидуальный труд.
Быстро и положительно реагируют на указание воспитателя.
Умело исключают внешние помехи.
Правильно понимают требования, которые предъявляет к ним организация самоподготовки.
Придерживаются установленного на самоподготовке организационного порядка.
Требуют организованности от своих товарищей.
Информированность воспитанники демонстрируют следующим образом:
Ученики знают, что задано на дом. В дневниках есть об этом запись.
Быстро находят нужное в учебниках.
Им известно, как выполнять задания, где необходимо искать справку при затруднениях.
Они показывают знания изученного на уроках материала.
Действуют в соответствии с полученной от учителя инструкцией.
Соблюдают последовательность действий.
Не обращаются за разъяснениями к товарищам и воспитателю.
Не испытывают нужды в посторонней помощи.
Умело пользуются пособиями, учебно-письменными принадлежностями и т.д.
Быстро устраняют появившиеся в ходе работы ошибки.
Проявляют уверенность в правильности выполнения задания.
Об активности детей на самоподготовке можно судить по следующим проявлениям:
Прилежно и в темпе работают над заданием.
Аккуратно и обстоятельно выполняют все действия согласно заданию.
Успевают все сделать вовремя.
Успевают провести проверку своей работы.
По своей инициативе используют справочный дополнительный материал.
Действуют самостоятельно без посторонней помощи.
Сэкономив время, продолжают заниматься учебной деятельностью.
Помогают товарищам, консультируя их по способам выполнения работы.
Участвуют во взаимопроверке выполненной работы.
Выявляют допущенные ошибки и анализируют их.
    Подготовка домашних заданий в условиях школы – интерната один из   наиболее ответственных режимных моментов, вызывающих у воспитателя ряд сложностей и вопросов. Контингент учащихся, с которыми мы работаем –  дети с нарушениями интеллектуального развития. Нарушения познавательной   деятельности, свойственные этой категории детей являются причиной снижения или отсутствия интереса к учебной деятельности в целом. Как ребёнка, которому порой не хочется выполнять домашнее задание, который не проявляет интереса  ни к учебной деятельности, ни к её результатам, включить в эту деятельность?
   Результат самоподготовки зависит:
 От учителя – насколько он смог заинтересовать ученика своим предметом.
 От организации самоподготовки воспитателем.
Самоподготовка должна носить организационную форму учебной  деятельности по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя в ходе  которой необходимо целенаправленно формировать навыки самостоятельного учебного труда, что является главнейшей целью самоподготовки.
     Поэтому необходимо проводить самоподготовку так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а с опорой на сознательное применение воспитанниками знаний в процессе решения познавательных задач. Не допускать подачи материала в готовых решениях, не ориентироваться на многократное повторение, что приводит к запоминанию материала, но не даёт развитие мышления. Дети в таком случае оказываются ведомыми нами, что исключает инициативу, и развитие познавательного интереса, являющегося средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности. Поэтому для получения положительных результатов по формированию у воспитанников навыка самостоятельного умственного труда использую методы, направленные  на развитие познавательного интереса. С этой целью в ходе самоподготовки применяю различные методы, приёмы, средства обучения и их сочетания. 
 На всех этапах самоподготовки провожу работу по активизации познавательного интереса, которую условно выстраиваю в виде схемы.
Данный приём способствует: пробуждению интереса у детей, преодолению негативного отношения к этому режимному интереса.
  Стимуляция познавательного интереса на всех этапах самоподготовки.
 Меры по профилактике утомления ребёнка и как следствие,  потеря интереса к деятельности. ( Физкультминутки, релаксационные паузы и т.д.)
Меры, направленные на достижение получения ребёнком удовлетворения от проделанной им работы (метод поощрения, аргументированной оценки деятельности).
     Первым структурным элементом самоподготовки является: организационный момент, во время которого,  организуя детей на учебную деятельность, предлагаю подготовить рабочее место – проверить наличие учебных принадлежностей, их расположение на столе. Ввожу приёмы, способствующие развитию заинтересованности, что является особенно необходимым в начальных классах. Введение элемента игры с привлечением сказочного персонажа, который проверяет готовность детей к работе, элементов краткого соревнования: «Кто сегодня быстрее и лучше подготовит своё рабочее место?» Проверка готовности в форме игры. Например: «Светофор», где подготовивший своё место, поднимает зелёный кружок. Включение этих приёмов способствует не только развитию заинтересованности у детей, но и созданию положительного эмоционального настроя на самом начальном этапе самоподготовки.
     Следующая наша задача – максимально сконцентрировать внимание детей, включить их в деятельность. Осуществление этой задачи достигается применением специальных коррекционных упражнений. Например – «Лабиринт». Несколько дорожек разного цвета. Начинаем с двух, постепенно усложняем, увеличивая количество дорожек (не более 4 – 5). Предлагаю выбрать свою дорожку и глазами «пройти путь». Упражнения периодически меняю. У детей поддерживается интерес, концентрируется внимание, идет подготовка к восприятию дальнейшей информации.
       Следующий этап самоподготовки -  инструктаж.  
Цель которого: подготовка детей к самостоятельной работе по выполнению домашних заданий, на которой осуществляется связь с уроками и самоподготовки. Применение специальных коррекционных упражнений помогает детям активней включиться в деятельность. Воспроизведение материала урока становится для них интересным.
  Предлагаю повторить правило.
 Прочитать задание и подумать, как применить правило к конкретному заданию.
 Просмотреть классную работу с аналогичным заданием.
Самоконтроль.
Взаимоконтроль.
Работа в группах переменного состава.
Контроль, основанный на доверии воспитателя.
 

Просмотр содержимого документа
«Методика организации самоподготовки в условиях школы-интернат»

Выступление на педсовете


Методика организации самоподготовки в условиях школы-интерната



Автор – составитель: Волкова Людмила Алексеевна,

воспитатель

БОУ ЧР «Кугесьская общеобразовательная школа – интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Минобразования и молодежной политики Чувашской Республики


Адрес школы: Чувашия, Чебоксарский район,

поселок Кугеси,

улица Шоршелская, дом №5

Домашний адрес: Чувашия, Чебоксарский район,

поселок Кугеси, улица 50 лет СССР,

дом №12, квартира 12


Телефон: 8 917 660 51 75
















Методика организации самоподготовки в условиях школы-интерната.


Такая организационная форма учебного процесса, как самоподготовка в режиме работы школы-интерната, является одной из самых ответственных и сложных частей многоуровневой работы воспитателя.

Практика показывает, что при организации самоподготовки в школе-интернате допускаются серьёзные методические ошибки. Воспитателями не достаточно чётко прорабатываются организационные моменты. Задания иногда выполняются с использованием классной доски, при этом наблюдается массовое списывание. Воспитатели проверяют все задания учащихся группы и даже выставляют отметки. Также практикуется многократное переписывание упражнений. Воспитатели мирятся с перегрузкой учеников домашними заданиями. Время окончания самоподготовки не выдерживается; имеют место случаи, когда самоподготовка начинается сразу же после уроков или после обеда и т. д.

Следует отметить, что способы организации и виды деятельности учащихся в каждой структурной части самоподготовки значительно совершенствуются от начальной школы к старшему звену, по мере того, как развивается уровень сформированности организационной и познавательной самостоятельности школьников.

При организации самоподготовки воспитателю необходимо помнить: самоподготовка – не урок. В основе самоподготовки лежит самостоятельный учебный труд каждого воспитанника группы и оказание ему индивидуальной помощи в случае необходимости со стороны воспитателя. Все приёмы самостоятельной рациональной работы по предмету формируются на уроке учителем. На самоподготовке же осуществляется закрепление этих навыков под руководством воспитателя, который должен продолжить работу учителя. Отсюда основные воспитательные задачи самоподготовки:

  • закрепить навыки самообразовательной работы;

  • воспитывать у учащихся организованность, собранность и дисциплинированность, самостоятельность и прилежание;

  • сформировать положительное отношение к учёбе, потребность и способность своевременно и в установленный срок выполнять учебные задания учителей;

  • научить пользоваться справочниками, словарями, дополнительной литературой, умению работать в библиотеке.

С 1 класса можно позволить младшим школьникам выполнять задания в индивидуальном темпе, но в пределах определенного времени. Следует приучать детей более рационально использовать время, которое предусматривается на самоподготовку, быстро и правильно подготовить свое рабочее место для занятий, сосредоточенно выполнять заданное. Чтобы правильно определить время, необходимое для выполнения домашнего задания, нужно периодически проводить выборочный хронометраж; а затем рассказывать детям, как идет работа у организованного ученика, и как нерационально тратит свое время несобранный ученик. Если большинство детей не справляются с заданием в определенное время, то необходимо попросить учителя внимательно относиться к объему домашнего задания. Процесс самоподготовки должен иметь определённую структуру.

Опыт воспитателей показывает, что обязательными этапами самоподготовки являются:

  • подготовка детей к работе;

  • самостоятельное изучение материала;

  • самоконтроль и самооценка;

  • заключительный педагогический контроль.

В организационной (установочной) части самоподготовки выясняется объём домашнего задания, осуществляется выбор порядка выполнения заданий (рекомендуется начать с более трудного предмета). Необходимо проследить, чтобы дети начали подготовку с обязательного повторения правил, нашли и прочитали их в учебнике, сравнили с классной работой и лишь после этого переходили к самостоятельному выполнению письменных заданий.

На этой начальной стадии самоподготовки следует использовать такие методы воспитательной деятельности, как:

организация деятельности и формирования опыта (учащимся необходимо научиться рациональной организации своей деятельности, чтобы работа была продуктивной, а результаты положительными).

это приучение, воспитывающие ситуации, педагогическое требование, инструктаж.

метод стимулирования и мотивации деятельности и поведения (важно, чтобы ребёнок понимал, чем занимается, ради чего он это делает).

это эмоциональное воздействие, позитивные стимулы, поощрение, ситуация морального успеха.

Главными приёмами организации самоподготовки на установочном этапе являются:

информирование, разъяснение, положительный пример, коллективная работа, практическая деятельность и укрепление веры в силы ребёнка. Вышеизложенные методы и приёмы наиболее эффективны в установочной части самоподготовки. Они способствуют формированию навыков самоорганизованности и самодисциплины, а также воспитанию у ребят ответственного отношения к результатам учебного труда.

Самостоятельное выполнение домашнего задания активизирует деятельность ученика по использованию имеющихся знаний на практике, в том числе направляет её на поиск нужной информации, необходимой для успешного результата обучения.

На этапе самостоятельной работы учащиеся овладевают способами действий, приёмами учебной работы. Деятельность по совершенствованию знаний, полученных на уроке, предполагает выполнение разнообразных упражнений, закрепление знаний по учебнику и по учебным пособиям, выполнение опытов, решение задач, чтение необходимой литературы. Большое внимание на этом этапе должно уделяться самопроверке, которая осуществляется с помощью установления аналогов с выполненными ранее заданиями, различия между решёнными заданиями и теми, которые предстоит решить. В отношении самостоятельности учащихся в процессе самоподготовки определяется её дидактическая цель, которая включает формирование у школьников таких общеучебных навыков, как планирование и организация учебной работы, самооценка и самоконтроль. Недостаточная эффективность работы школьников на самоподготовке объясняется именно недостаточным развитием навыков организации и планирования самостоятельной работы. Самостоятельная работа преследует цель закрепления навыков самообразования, самовоспитания и призвана способствовать всестороннему развитию личности учащихся. При этом возникают новые возможности в развитии и формировании у учеников положительного отношения к учёбе, устойчивых интересов и навыков для дальнейшей самообразовательной работы.

В процессе основной части самоподготовки целесообразно использовать следующие методы воспитательной деятельности: метод формирования сознания (рассказ, информирование, разъяснение), метод проблемного изложения (постановка проблемы и раскрытие доказательного пути её решения), метод ориентировки и формирования качеств личности (упражнение, исходное требование).

Основными приёмами на этом этапе самоподготовки являются: самостоятельная работа, поиск информации, практическая деятельность, коллективная работа, упражнение и переключение на разные виды деятельности. Данные методы и приёмы дают возможность развивать у ребят умения логически мыслить, находить простые решения сложных задач.

Необходимо отметить, что больше внимания при организации самоподготовки следует уделить тем организационным мероприятиям, которые снижают перегрузку детей, вносят ритмичность в занятия.

Наиболее важным моментом при формировании способностей школьников к регулярной, систематической подготовке домашних заданий в условиях школы-интерната является обучение их экономии времени и сил. Детей необходимо научить рациональному распределению своих сил, вооружить их техникой индивидуальной умственной работы, так как рамки самоподготовки ограничены. Экономное расходование времени при максимальном достижении результатов должно стать для каждого ученика правилом. Учащиеся должны усвоить, что, чем больше заданий, тем значительнее нагрузка, вызванная их выполнением, тем тщательнее он должен подходить к организации и планированию труда на самоподготовке. Это поможет ему определить общее направление в работе, установить последовательность действий, представить перспективу. Все виды деятельности детей во второй половине дня взаимосвязаны. Чтобы избежать утомляемости и повышенной нервозности у детей, эффективнее применять метод стимулирования, если воспитанники знают, что после выполнения домашнего задания их ждет веселая игра или увлекательное дело, то и работают они более заинтересованно, более четко. Немаловажно убедить детей в том, что умение выполнять задание в определенной последовательности и умение проконтролировать себя: “Все ли я выполнил? Верно, ли я все выполнил?” является ответственностью за результаты своего учебного труда.

Успех самоподготовки определяется следующим:

  • к выполнению домашнего задания дети приступают в одно и то же время, восстановив работоспособность, утраченную в ходе занятий первой половины дня (после обеда, продолжительного отдыха не менее 2 часов и обязательного пребывания на свежем воздухе);

  • целесообразной регламентацией времени;

  • строгой определенностью выполнения домашнего задания, в основе которой лежит принцип: от более сложного и трудоемкого к более легкому.

В конце самоподготовки подводятся краткие итоги, отмечаются положительные моменты и недостатки в работе. На этом этапе самоподготовки важно предоставить учащимся возможность самостоятельно проанализировать результаты своей деятельности. Поэтому в процессе подведения итогов воспитателю необходимо использовать метод косвенного воздействия и такие основные приёмы, как коллективный поиск, замечание, одобрение, положительный пример, моральная поддержка и укрепление веры в силы ребёнка. Метод косвенного воздействия наиболее целесообразно использовать именно в заключительной части самоподготовки, так как это способствует развитию у ребят навыков контроля и самоконтроля и самостоятельности в анализе результатов своей деятельности.

Каждый воспитатель всегда может проверить себя, правильно ли он руководит самоподготовкой школьников и каков результат его воспитательной деятельности. Чтобы дать самооценку своей работе, необходимо постоянно наблюдать за информированность, дисциплинированностью, организованностью, активностью своей группы. Их проявление свидетельствует о правильной организации самоподготовки.

Дисциплинированность детей можно увидеть в следующих их поступках:

  1. Все учащиеся являются на самоподготовку своевременно, без опозданий.

  2. Работают самостоятельно.

  3. Соблюдают тишину и порядок.

  4. Без разрешения воспитателя не пересаживаются с места на место.

  5. Без надобности не обращаются к воспитателю.

  6. Следят за позой и осанкой во время работы.

  7. Содержат в чистоте и порядке свое рабочее место.

  8. Следят за чистотой рук, опрятностью костюма, прически.

  9. Соблюдают правила почтительности и уважительного отношения с воспитателем.

  10. Выдерживают товарищеский тон в отношениях с одноклассниками.

Организованность группы проступает наглядно в следующих действиях воспитанников:

  1. Всё подготовлено к выполнению домашнего задания.

  2. На рабочем месте нет ничего лишнего.

  3. Экономно расходуют время на отдельные операции при выполнении задания.

  4. Четко планируют индивидуальный труд.

  5. Быстро и положительно реагируют на указание воспитателя.

  6. Умело исключают внешние помехи.

  7. Правильно понимают требования, которые предъявляет к ним организация самоподготовки.

  8. Придерживаются установленного на самоподготовке организационного порядка.

  9. Требуют организованности от своих товарищей.

Информированность воспитанники демонстрируют следующим образом:

  1. Ученики знают, что задано на дом. В дневниках есть об этом запись.

  2. Быстро находят нужное в учебниках.

  3. Им известно, как выполнять задания, где необходимо искать справку при затруднениях.

  4. Они показывают знания изученного на уроках материала.

  5. Действуют в соответствии с полученной от учителя инструкцией.

  6. Соблюдают последовательность действий.

  7. Не обращаются за разъяснениями к товарищам и воспитателю.

  8. Не испытывают нужды в посторонней помощи.

  9. Умело пользуются пособиями, учебно-письменными принадлежностями и т.д.

  10. Быстро устраняют появившиеся в ходе работы ошибки.

  11. Проявляют уверенность в правильности выполнения задания.

Об активности детей на самоподготовке можно судить по следующим проявлениям:

  1. Прилежно и в темпе работают над заданием.

  2. Аккуратно и обстоятельно выполняют все действия согласно заданию.

  3. Успевают все сделать вовремя.

  4. Успевают провести проверку своей работы.

  5. По своей инициативе используют справочный дополнительный материал.

  6. Действуют самостоятельно без посторонней помощи.

  7. Сэкономив время, продолжают заниматься учебной деятельностью.

  8. Помогают товарищам, консультируя их по способам выполнения работы.

  9. Участвуют во взаимопроверке выполненной работы.

  10. Выявляют допущенные ошибки и анализируют их.

  11. Помогают воспитателю в организации взаимопомощи и взаимоконтроля.

Учебный труд с присущими только ему видами и формами деятельности играет важную роль в жизни школьников. Он требует физического и умственного напряжения, затраты сил и энергии, значительного времени. Постоянное и организованное выполнение заданий, осуществляемое в один и тот же определённый отрезок времени, благотворно воздействует на формирование привычки готовить уроки. От воспитателя зависит многое, чтобы обеспечить успех претворения замыслов учителя в жизнь, так как влияние самоподготовки на последующие за ней уроки неоспоримо.

« Формы и приемы работы воспитателя по организации и проведению самоподготовки»

Подготовка домашних заданий в условиях школы – интерната один из наиболее ответственных режимных моментов, вызывающих у воспитателя ряд сложностей и вопросов. Контингент учащихся, с которыми мы работаем – дети с нарушениями интеллектуального развития. Нарушения познавательной деятельности, свойственные этой категории детей являются причиной снижения или отсутствия интереса к учебной деятельности в целом. Как ребёнка, которому порой не хочется выполнять домашнее задание, который не проявляет интереса ни к учебной деятельности, ни к её результатам, включить в эту деятельность?

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой при-нуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями (К.Д.Ушинский).

Опыт работы с детьми, имеющими нарушения интеллектуального

развития, показывает, что дети включаются в деятельность, если задание ими воспринимается как интересное. Отсюда следует вывод – преподнести детям самоподготовку не как обязательный режимный момент, а как занятие, вызывающее интерес и несущее позитивный настрой. Как это реализовать?

Результат самоподготовки зависит:

1. От учителя – насколько он смог заинтересовать ученика своим предметом.

2. От организации самоподготовки воспитателем.

Самоподготовка должна носить организационную форму учебной деятельности по выполнению домашних заданий под руководством воспитателя в ходе которой необходимо целенаправленно формировать навыки самостоятельного учебного труда, что является главнейшей целью самоподготовки.

Поэтому необходимо проводить самоподготовку так, чтобы усвоение знаний шло не только на основе запоминания, а с опорой на сознательное применение воспитанниками знаний в процессе решения познавательных задач. Не допускать подачи материала в готовых решениях, не ориентироваться на многократное повторение, что приводит к запоминанию материала, но не даёт развитие мышления. Дети в таком случае оказываются ведомыми нами, что исключает инициативу, и развитие познавательного интереса, являющегося средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности. Поэтому для получения положительных результатов по формированию у воспитанников навыка самостоятельного умственного труда использую методы, направленные на развитие познавательного интереса. С этой целью в ходе самоподготовки применяю различные методы, приёмы, средства обучения и их сочетания.

На всех этапах самоподготовки провожу работу по активизации познавательного интереса, которую условно выстраиваю в виде схемы.

1.Разнообразие форм самоподготовок:

«Самоподготовка – путешествие»,

«Самоподготовка – сказка»,

«Самоподготовка – подарок»,

«Самоподготовка – сюрприз» и др.

Данный приём способствует: пробуждению интереса у детей, преодолению негативного отношения к этому режимному интереса.

2. Стимуляция познавательного интереса на всех этапах самоподготовки.

3. Меры по профилактике утомления ребёнка и как следствие, потеря интереса к деятельности. ( Физкультминутки, релаксационные паузы и т.д.)

4.Меры, направленные на достижение получения ребёнком удовлетворения от проделанной им работы (метод поощрения, аргументированной оценки деятельности).

Первым структурным элементом самоподготовки является: организационный момент, во время которого, организуя детей на учебную деятельность, предлагаю подготовить рабочее место – проверить наличие учебных принадлежностей, их расположение на столе. Ввожу приёмы, способствующие развитию заинтересованности, что является особенно необходимым в начальных классах. Введение элемента игры с привлечением сказочного персонажа, который проверяет готовность детей к работе, элементов краткого соревнования: «Кто сегодня быстрее и лучше подготовит своё рабочее место?» Проверка готовности в форме игры. Например: «Светофор», где подготовивший своё место, поднимает зелёный кружок. Включение этих приёмов способствует не только развитию заинтересованности у детей, но и созданию положительного эмоционального настроя на самом начальном этапе самоподготовки.

Следующая наша задача – максимально сконцентрировать внимание детей, включить их в деятельность. Осуществление этой задачи достигается применением специальных коррекционных упражнений. Например – «Лабиринт». Несколько дорожек разного цвета. Начинаем с двух, постепенно усложняем, увеличивая количество дорожек (не более 4 – 5). Предлагаю выбрать свою дорожку и глазами «пройти путь». Упражнения периодически меняю. У детей поддерживается интерес, концентрируется внимание, идет подготовка к восприятию дальнейшей информации.

Следующий этап самоподготовки - инструктаж.

Цель которого: подготовка детей к самостоятельной работе по выполнению домашних заданий, на которой осуществляется связь с уроками и самоподготовки. Применение специальных коррекционных упражнений помогает детям активней включиться в деятельность. Воспроизведение материала урока становится для них интересным. Например, предстоит выполнение домашнего задания по русскому языку по теме: «Разделительный мягкий знак в середине слова», входе которого от детей потребуется активная работа мышления, познавательной деятельности. Применяю упражнение, задача которого: «Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в классификации». На доске записаны 5 слов по изучаемой теме и одно слово произвольное. Задание: «Определите лишнее слово, подберите правило из учебника к оставшимся четырём». При этом дети не просто выполняют учебное задание, а осуществляют дополнительный анализ обрабатываемой информации. Происходит активизация интеллектуального компонента познавательной деятельности. Дети вспоминают учебный материал, после чего приступают к самостоятельному выполнению домашнего задания. Непосредственно перед выполнением провожу эмоционально волевую установку. Например: «Ребята, задание сегодня трудное, но я верю, что вы успешно справитесь с ним». Содержание текста может быть различным, но смысл один – настроить детей на успех, помочь поверить в свои силы. Таким образом, постепенно подготавливаем детей к самостоятельной умственной работе. Этот этап самоподготовки самый трудный для детей, во время которого они самостоятельно должны выполнить домашнее задание. На этом этапе формируются навыки самостоятельного умственного труда.

Во время самостоятельной работы необходимо держать в поле зрения каждого ученика, чтобы вовремя заметить трудности, так как ребёнок не всегда сам просит помощи воспитателя. Оказанная помощь, помогает предотвратить возникновения у ребенка волнения, тревоги, потери интереса к деятельности. Подхожу дифференцированно, оказывая дозируемую поэтапную помощь:

1. Предлагаю повторить правило.

2.Прочитать задание и подумать, как применить правило к конкретному заданию.

3. Просмотреть классную работу с аналогичным заданием.

Применяю индивидуальные памятки, нацеливающие ребёнка на цепочку последовательных действий, которые эффективны в работе с детьми, имеющими трудности при выполнении домашнего задания. Привлекаю к работе консультантов из числа учеников, первыми справившимися с работой. Что вносит разнообразия в ход самоподготовки, стимулирует к старательному выполнению задания, чтобы заслужить роль консультанта.

На этапе контроля выполнения домашнего задания применяю различные его виды:

Самоконтроль.

Взаимоконтроль.

Работа в группах переменного состава.

Контроль, основанный на доверии воспитателя.

У детей разный темп выполнения заданий. Детям, выполнившим работу,предлагаю таблички с занимательными заданиями, коррекционно - дидактическими, для закрепления учебного материала. Чтобы дети получали удовлетворение от проделанной работы, при подведении итога, применяю метод устного поощрения. Оцениваю деятельность детей (аккуратность, внимательность, старательность). Даже, если у ребёнка были ошибки, стараюсь поддержать его стремление к деятельности. Если дети с хорошим настроением, положительными эмоциями подошли к итогу самоподготовки, то это залог успешной, заинтересованной работы детей в дальнейшем. Данные методы и приёмы позволяет разнообразить ход самоподготовки, способствуют развитию познавательного интереса, его сохранению на всех этапах работы, что служит средством формирования мотивационного компонента учебной деятельности.














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Методика организации самоподготовки в условиях школы-интернат

Автор: Волкова Людмила Алексеевна

Дата: 14.01.2017

Номер свидетельства: 379124

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства