Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников на уроке.
Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников на уроке.
В статье раскрываются понятия проектная и исследовательская деятельность. Учителя начальных классов часто путают эти два понятия. Дается сравнительный анализ, выделяются сходства и различия, приводятся примеры проектов и исследований, проводимых с учениками начальных классов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация проектной и исследовательской деятельности младших школьников на уроке.»
Организация проектной и исследовательской деятельности
младших школьников на уроке.
учитель начальных классов
КГУ «Средняя школа №2»
города Риддера
Восточно-Казахстанской области
Бектурганова Айнур Айтмухамбетовна
В настоящее время учителя начальных классов при работе с учащимися часто используют исследовательскую и проектную деятельность. Однако, при подготовке проекта или исследования, многие педагоги испытывают затруднения при объяснении сходств и различий данных технологий. Чем отличается проект от исследования? Что в них общего? Попытаемся ответить на эти вопросы.
Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определенной, ясно осознаваемой задачи. Метод проекта – это одна из личностно-ориентированных технологий, в основе которой лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Проект должен завершиться осязаемым практическим результатом, например, спектаклем, картиной, книжкой, брошюрой или каким-нибудь творческим продуктом. В проектной деятельности создается то, чего нет. Проект может создаваться при помощи различных методов (репродуктивного, эвристического, исследовательского…).
Технология деятельностного обучения на основе исследовательской работы с обучающимися предполагает проведение определенной работы по поиску информации, её обобщению, постановке эксперимента, анализа полученных результатов заинтересованным в исследовании лицам, и рефлексии по поводу проведенной работы. В исследовательской деятельности обнаруживается то, что уже есть. Метод применяется только один – исследовательский.
То есть проект отличается от исследования разнообразием применяемых приёмов и методов обучения. В то же время проектная деятельность как метод обучения отличается от исследовательского метода степенью самостоятельности целеполагания ребенка.
Кроме того, проект и исследование различаются степенью её социальной значимости. При выполнении проекта ученик должен поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни. Исследование предполагает деятельность ученика, важную не только не для него, но и для ученического и даже научного коллектива.
Стремление ребенка к самостоятельному исследованию окружающего мира предопределено генетически. Может ли школьник, занимающийся исследовательской деятельностью, выяснить что-то, действительно, новое? Может. Ученый и ученик исследуют новое, только первый узнает то, чего не знает никто, тогда как второй выясняет то, чего не знает он, но знают другие.
Исследовательскую деятельность я использую на различных уроках. Например, урок окружающего мира на тему «Условия, необходимые для жизни растений» в 1 классе. Ученики распределены на группы и получили различные задания. Суть заданий заключалась в следующем: необходимо с помощью опыта и наблюдения за двумя одинаковыми растениями, определить, как влияют те или иные условия на их жизнь.
Одни учащиеся рассматривали влияние света, разместив одно растение в светлое, а другое в тёмное место; другие – влияние холода и тепла; третьи наблюдали, как будет расти растение, имеющее достаточное количество влаги или лишённое её. Таким образом, организованная исследовательская деятельность помогла учащимся не только выяснить условия, необходимые для жизни растений, но и сделать первые шаги в самостоятельном исследовании природы.
На уроках познания мира исследовательская работа совершенно необходима при изучении таких тем, как свойства воздуха, воды, состав почвы. Ведь именно через собственные опыты и наблюдения ребенок может глубже понять изучаемый материал.
Так, при изучении свойств воды детям было предложено заполнить листы юного исследователя, проведя следующие опыты:
Опыт1 «Вода прозрачная»
Перед детьми стоят 2 стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему?
Опыт2 «У воды нет запаха»
Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для вашего здоровья.
Опыт 3. «У воды нет вкуса»
Предложить детям выпить немного воды. Есть ли у неё вкус? Дать попробовать для сравнения сок. А морская вода на вкус солёная, потому ч то в ней растворено много разных солей. Может ли её пить человек?
Опыт 4 «Вода жидкая, может течь»
Дети берут два стаканчика – один с водой, другой – пустой и аккуратно переливают воду из одного в другой. Почему вода льётся?
Опыт 5 «В воде одни вещества растворяются, а другие нет».
Дети кладут в один стакан с водой обычный песок и пробуют размешать его. Что получается? Растворился песок или нет? В другой стакан с водой дети кладут ложку сахарного песка и размешивают.
Что произошло? В каком из стаканов песок растворился? Затем другие учащиеся размешивают акварельные краски с стаканах с водой. Почему вода стала цветной?
Учащиеся делают выводы и записывают свойства воды.
На уроках русского языка исследовательскую деятельность использую при изучении тем «Состав слова», «Морфология», «Синтаксис» и др.
При разборе слов по составу, а также подборе однокоренных слов, часто встречаются сложные слова. Я предлагаю детям исследовать данные слова, чтобы выяснить, из каких частей они состоят.
«Образование сложных слов»
1.Повторение
-Как образуются новые слова?
-Образуйте однокоренные слова с корнем –снег и –снеж
-Разберите слова снежок, снежный, подснежник по составу.
-С помощью чего образовалось каждое слово?
2.Изучение нового
-Посмотрите на слово снегопад. Что заметили интересного? Как образовалось слово? Какие два корня соединились? Какая буква соединила корни между собой? Такие слова называются сложными, а буква, соединяющая эти два корня, называется соединительная гласная.
-Я предлагаю исследовать сложные слова более подробно. Работать будете по группам. Каждой группе необходимо разобрать слово по составу и определить, как образовалось сложное слово.
1 группа – пароход, мореход (соединение двух корней соединительной гласной)
2 группа – хлеборезка, водопроводчик (соединение двух основ с помощью соединительной гласной)
3 группа – фотобумага, физминутка (соединение двух основ без соединительной гласной)
-Итак, как образуются сложные слова?
Часто использую на уроках исследования словарных слов, так как ребенку гораздо легче изучать науку, действуя подобно учёному, - проводя собственные исследования, чем получать кем-то добытые знания.
В результате вовлечения ребенка в исследовательскую деятельность происходит развитие познавательной потребности и потребности в творческой деятельности. Учащиеся учатся наблюдать, давать определения и понятия, пользоваться различными источниками для нахождения информации, планировать, делать вывод, самостоятельно отрабатывать отобранный материал, представлять результаты своей работы. Ещё одним немаловажным плюсом является то, что исследовательская деятельность на различных уроках помогает выделить детей, которым интересно изучение природы, родная речь, математические законы и т.д. Учитель получает возможность уже с первого класса определить направление той или иной одаренности или склонности детей и использовать эти данные для подготовки детей к предметным олимпиадам и научным чтениям.
Использование в системе исследовательской деятельности на уроках позволило добиться высоких результатов в работе с одаренными детьми. В прошлом учебном году 7 учащихся класса заняли призовые места в школьной олимпиаде, что позволило им участвовать в городских предметных олимпиадах, на которых дети показали следующие результаты: русский язык – 2 место, познание мира – 2 место, литературное чтение – 2 место; международная олимпиада по русскому языку – 1 место, международная олимпиада по математике – 3 место, марафон «Тулпар» - два вторых места.
Теперь перейдем к проектной деятельности. Работа над проектами в начальной школе ведется давно, Но из своего личного опыта хочу заметить, что проекты раньше в основном носили реферативный характер. «Египетские пирамиды», «Золотой человек. Его роль в истории», «Жизнедеятельность человека» - вот темы проектов, над которыми в недавнем прошлом работали мои учащиеся. Ни сами учителя, ни, тем более, дети не знали всех тонкостей организации проектной деятельности. И только после введения традиционных ежегодных конкурсов научных проектов среди учащихся начальной школы и проведенного нашей школой городского семинара по данной теме, проектная деятельность выщла на новый уровень. Учителя были ознакомлены с этапами работы, оформлением проекта, особенностями его защиты. Позднее был организован городской конкурс научных проектов «Зерде», в котором наши дети стали принимать активное участие. С каждым годом повышался не только уровень работ, но и увеличивалось количество участников, возрастала конкуренция между детьми, что, несомненно, подстегивало интерес детей к проектной деятельности и их желание победить в конкурсе.
Учебный проект с точки зрения учащегося – это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися в виде цели и задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебный проект с точки зрения учителя – это дидактическое средство, позволяющее обучать проектированию, т.е. целенаправленной деятельности по нахождению способа решения проблемы путем решения задач, вытекающих из этой проблемы при рассмотрении её в определенной ситуации.
В заключении хочу сказать, что мы сможем эффективно организовывать проектную и исследовательскую деятельность наших учеников, если:
-мы готовы учиться вместе с нашими учениками;
-нам важно научить наших учеников разумно и целенаправленно действовать в нестандартных ситуациях;
-мы признаём, что ученик способен изучить определенную тему лучше нас;
-нам интересно узнавать новое о предмете исследования нашего ученика;
-главным результатом нашей работы будет являться новое качество личности нашего ученика, а не формальное признание нашего педагогического опыта.