kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Организация проектно – исследовательской деятельности в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлен опыт организации работы учителей по организации проектно-исследовательской работы в начальных классах.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Организация проектно – исследовательской деятельности в начальной школе"»



«Организация проектно – исследовательской деятельности в начальной школе»

Основное направление современной школы – оптимальное развитие личности каждого ученика. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проектов. В основе метода лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей, необходимых для исследовательской деятельности.

В то же время проектная деятельность отличается от исследовательской своей практической направленностью, она нацелена на получение конкретной модели образовательного продукта.

Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность.

Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку, развивает познавательные навыки учащихся, умения ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое и творческое мышление.

Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом смогут выполнять довольно сложные проекты. Темы проектов должны быть интересны, их лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально нужная проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. А круг таких проблем очень узок, вследствие их небольшого жизненного опыта.

Но если проанализировать список проектов включённых в программу 1-4 классов, становиться понятным, что кроме интересных и понятных тем , есть темы не вполне доступные для детей да и постепенное включение в проектную деятельность не выполняется.

Предмет

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Русский язык

2

1

6

2

Литературное чтение

4

3

2

2

Математика

1

2

1

1

Окружающий мир

4

6

6


Технология

4

4

4

4

Всего

14

15

19

9

По опыту своей работы могу отметить, что детям нравиться работать над проектами «Моя семья», «Мой класс», «Мои любимые питомцы», «Узоры на посуде», «Мой любимый журнал», «Тайна имени» и др. Дети проявляют своё творчество, используют картинки, фотографии, рисунки, занимательный и дополнительный материал. Сложно идут проекты по темам «Экономика родного края», «Путешествие по странам», « Создание календаря исторических событий» т.к. у детей очень мало знаний в этих областях. Учителю может подкорректировать тему, но большого успеха это не даёт. Проекты по технологии выполняем только на уроках. Часто это занимает не 1 урок.

С 1 класса включаю и персональные и групповые виды проектов. Это зависит от темы и от объёма материала.

Стараемся использовать разные формы предоставления продуктов проектной деятельности: учебное пособие , выставка, газета, модель.

Больший интерес дети проявляют при работе над проектами во внеурочной деятельности. Это участие в кружке «Почемучка».Там они могут проявить свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта. Им никто не навязывает, как и что делать.

С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределенности при выполнении проекта вызывает у учащихся специфические сложности, которые носят объективный характер. Учащимся в начальной школе ещё трудно:

- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи,

- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы,

- осуществлять и аргументировать выбор, предусмотреть последствия выбора,

- действовать самостоятельно (без подсказки учителя),

- сравнивать полученное с требуемым,

- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов,

- объективно оценивать процесс и результат проектирования.

Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов.

Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это играть роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно.

Защиту учебных проектов провожу на уроках, заранее оговаривается система оценивания, выдаются оценочные листы. Проекты, которые дети выполняют во внеурочное время тоже не остаются без внимания. Все представленные проекты заслушиваются в классе, а потом лучшая работа допускается до участия в конкурсе исследовательских и проектных работ «Мои первые шаги в науку» на школьном этапе.

Все работы, которые потом участвовали на районном уровне, занимали 1, 2 места. Конечно, сложно предугадать все дополнительные вопросы, которые могут задать участникам, а дети не всегда могут сориентироваться и дать правильный ответ. Над этим стоит работать.

Но есть ещё одна проблема Важным условием, даже необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возраста, является помощь со стороны родителей, включенность родителей в работу. Есть проекты, которые невозможно детям выполнить без помощи родителей (например «Моя семья», «Мои любимые питомцы», «Профессия моих родителей», «Родословная», «Тайна имени», «Школа кулинаров», «Экономика родного края». )

Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении Совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.

Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки детей, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.

Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему.

Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность младшему школьнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Организация проектно – исследовательской деятельности в начальной школе"

Автор: Сидоренко Наталья Алексеевна

Дата: 07.12.2017

Номер свидетельства: 442836

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Развитие творческих способностей младших школьников при организации проектно- исследовательской деятельности "
    ["seo_title"] => string(123) "razvitiie-tvorchieskikh-sposobnostiei-mladshikh-shkol-nikov-pri-orghanizatsii-proiektno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "212986"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1431961685"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Презентация на тему: Инновационный опыт организации проектно – исследовательской деятельности в УМК « Начальная Инновационная школа» "
    ["seo_title"] => string(145) "priezientatsiia-na-tiemu-innovatsionnyi-opyt-orghanizatsii-proiektno-issliedovatiel-skoi-dieiatiel-nosti-v-umk-nachal-naia-innovatsionnaia-shkola"
    ["file_id"] => string(6) "227306"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1440682582"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(202) "Организация проектно-исследовательской деятельности на уроках английского языка в начальной и средней школе"
    ["seo_title"] => string(125) "orghanizatsiia_proiektno_issliedovatiel_skoi_dieiatiel_nosti_na_urokakh_anghliiskogho_iazyka_v_nachal_noi_i_sriedniei_shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "343614"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473779170"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Проектно – исследовательская  деятельность   на уроках и   внеурочных занятиях. "
    ["seo_title"] => string(84) "proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-i-vnieurochnykh-zaniatiiakh"
    ["file_id"] => string(6) "104714"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402753020"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(201) "Презентация "Развитие познавательных интересов обучающихся через проектно-исследовательскую деятельность" "
    ["seo_title"] => string(128) "priezientatsiia-razvitiie-poznavatiel-nykh-intieriesov-obuchaiushchikhsia-chieriez-proiektno-issliedovatiel-skuiu-dieiatiel-nost"
    ["file_id"] => string(6) "238928"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1444670396"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства