Просмотр содержимого документа
«"Организация проектно – исследовательской деятельности в начальной школе"»
«Организация проектно – исследовательской деятельности в начальной школе»
Основное направление современной школы – оптимальное развитие личности каждого ученика. Наиболее целесообразной формой использования творческого потенциала учащихся считается метод проектов. В основе метода лежит деятельностный подход, нацеленный на формирование комплекса мыслительных способностей, необходимых для исследовательской деятельности.
В то же время проектная деятельность отличается от исследовательской своей практической направленностью, она нацелена на получение конкретной модели образовательного продукта.
Младший школьный возраст является начальным этапом вхождения в проектную деятельность.
Включение младших школьников в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку, развивает познавательные навыки учащихся, умения ориентироваться в информационном пространстве, развивает критическое и творческое мышление.
Включать школьников в проектную деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. Вначале – доступные творческие задания, а уже в 3-4 классах учащиеся с большим интересом смогут выполнять довольно сложные проекты. Темы проектов должны быть интересны, их лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая и социально нужная проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. А круг таких проблем очень узок, вследствие их небольшого жизненного опыта.
Но если проанализировать список проектов включённых в программу 1-4 классов, становиться понятным, что кроме интересных и понятных тем , есть темы не вполне доступные для детей да и постепенное включение в проектную деятельность не выполняется.
Предмет
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Русский язык
2
1
6
2
Литературное чтение
4
3
2
2
Математика
1
2
1
1
Окружающий мир
4
6
6
Технология
4
4
4
4
Всего
14
15
19
9
По опыту своей работы могу отметить, что детям нравиться работать над проектами «Моя семья», «Мой класс», «Мои любимые питомцы», «Узоры на посуде», «Мой любимый журнал», «Тайна имени» и др. Дети проявляют своё творчество, используют картинки, фотографии, рисунки, занимательный и дополнительный материал. Сложно идут проекты по темам «Экономика родного края», «Путешествие по странам», « Создание календаря исторических событий» т.к. у детей очень мало знаний в этих областях. Учителю может подкорректировать тему, но большого успеха это не даёт. Проекты по технологии выполняем только на уроках. Часто это занимает не 1 урок.
С 1 класса включаю и персональные и групповые виды проектов. Это зависит от темы и от объёма материала.
Стараемся использовать разные формы предоставления продуктов проектной деятельности: учебное пособие , выставка, газета, модель.
Больший интерес дети проявляют при работе над проектами во внеурочной деятельности. Это участие в кружке «Почемучка».Там они могут проявить свободное творчество в выборе темы проекта, решения проблемы, оформления и защиты проекта. Им никто не навязывает, как и что делать.
С самого начала ученик оказывается в ситуации неопределенности, но именно это и стимулирует его познавательную активность. С другой стороны, ситуация неопределенности при выполнении проекта вызывает у учащихся специфические сложности, которые носят объективный характер. Учащимся в начальной школе ещё трудно:
- намечать ведущие и текущие (промежуточные) цели и задачи,
- искать пути их решения, выбирая оптимальный при наличии альтернативы,
- осуществлять и аргументировать выбор, предусмотреть последствия выбора,
- действовать самостоятельно (без подсказки учителя),
- сравнивать полученное с требуемым,
- корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов,
- объективно оценивать процесс и результат проектирования.
Преодоление этих трудностей является одной из ведущих дидактических целей метода проектов.
Самое сложное для учителя в ходе проектирования - это играть роль независимого консультанта. Трудно удержаться от подсказок, особенно если педагог видит, что учащиеся выполняют что-то неверно.
Защиту учебных проектов провожу на уроках, заранее оговаривается система оценивания, выдаются оценочные листы. Проекты, которые дети выполняют во внеурочное время тоже не остаются без внимания. Все представленные проекты заслушиваются в классе, а потом лучшая работа допускается до участия в конкурсе исследовательских и проектных работ «Мои первые шаги в науку» на школьном этапе.
Все работы, которые потом участвовали на районном уровне, занимали 1, 2 места. Конечно, сложно предугадать все дополнительные вопросы, которые могут задать участникам, а дети не всегда могут сориентироваться и дать правильный ответ. Над этим стоит работать.
Но есть ещё одна проблема Важным условием, даже необходимым для работы в проекте, особенно в младшем школьном возраста, является помощь со стороны родителей, включенность родителей в работу. Есть проекты, которые невозможно детям выполнить без помощи родителей (например «Моя семья», «Мои любимые питомцы», «Профессия моих родителей», «Родословная», «Тайна имени», «Школа кулинаров», «Экономика родного края». )
Однако при этом важно сделать так, чтобы родители не брали на себя большей части работы над проектом, иначе губится сама идея метода проектов. А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей - важный фактор поддержания мотивации и обеспечения самостоятельности школьников при выполнении Совместная работа взаимно обогащает знаниями каждого из её участников. Работая вместе с детьми над проектом, родители больше времени проводят с детьми. Они становятся ближе к ним, лучше понимают проблемы своих детей.
Как показала практика, метод проектов очень актуален и эффективен. Сочетание различных видов детской деятельности во взаимодействии взрослых и детей в одном целом – проекте, закрепляет навыки детей, помогает им открывать и познавать окружающую действительность гораздо быстрее и глубже.
Опираясь на полученные в ходе проекта знания детей, их наблюдения, впечатления; ориентируясь на личный опыт ребенка, мы стараемся создать атмосферу сотворчества. Ведь только заинтересовав каждого ребенка конкретным творческим делом, поддерживая детскую любознательность и инициативу, можно решить любую проблему.
Эффективность такого подхода заключается еще и в том, что он дает возможность младшему школьнику самому исследовать и экспериментировать, поддерживать его любознательность и интерес к проблеме, а также применять полученные знания в той или иной деятельности.