Трещенко Е.Г.
учитель начальных классов,
руководитель ШМО учителей начальных классов МАОУ «СОШ №109»
Выступление на городском семинаре учителей начальных классов «Деятельностный подход в обучении младших школьников» , 8 декабря 2013 года
«Организация учебной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС».
Слайд 1.
В настоящее время стремительно возрастает объём информации, которая используется для практической жизни. Наша задача подготовить такого ученика, который будет не только обладать не только некоторой фиксированной суммой знаний, но и уметь ориентироваться в информационном пространстве, ставить цели, достигать их, уметь адекватно себя оценивать.
В 10 – 11 классах начинать эту работу уже поздно, начинать нужно с начальной школы. Вот почему в стандартах второго поколения, ставится вопрос о более полном, системном переходе к деятельностному подходу.
Мы обозначили тему нашего семинара: « Организация учебной деятельности младших школьников в рамках введения ФГОС».
Слайд 2
Цель нашего семинара:
Показать роль деятельностного подхода в повышении качества образования.
Рассмотреть теоретические основы деятельностного подхода в обучении.
Показать реализацию деятельностного подхода на практике.
Наши ожидания от совместной творческой работ
Увидеть интересные методические приемы.
Пообщаться с коллегами.
Обменяться мнениями.
Слайд 3
Основной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями.
Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”.
Особую значимость приобретают в начальной школе личностно- ориентированные педагогические технологии.
Наибольшее распространение получила «технология деятельностного метода обучения».
Слайд 4.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• наличие у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение учениками определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• выявление и освоение учащимися способа действия, которое позволяет применять приобретённые знания на практике;
• формирование у школьников умения контролировать свои действия;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Слайд 5.
Суммируя сказанное, деятельностный подход – это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности школьника.
Слайд 6.
Характерной чертой технологии деятельностного метода обучения является способность ученика проектировать предстоящую деятельность, быть ее субъектом
Слайд 7. фото дети
Для того, чтобы знания обучающихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски.
Поэтому:
Позиция учителя: к классу не с ответом (готовые знания, умения, навыки), а с вопросом.
Позиция ученика: за познание мира, (в специально организованных для этого условиях).
Учебная задача – задача, решая которую ребенок выполняет цели учителя. Она может совпадать с целью урока или е совпадать.
Учебная деятельность – управляемый учебный процесс.
Учебное действие – действие по созданию образа.
Образ – слово, рисунок, схема, план.
Оценочное действие – я умею! У меня получится!
Эмоционально – ценностная оценка – Я считаю так то…. (формирование мировоззрения)
Слайд 8.
Основные положения технологии деятельностного метода обучения -.
Принцип деятельности - давно доказано психологами, что люди лучше усваивают то, что обсуждают с другим. И именно эти возможности предоставляет учащимся групповая и парная работа. Ученик получает возможность либо продемонстрировать свои знания, либо уточнить применение правила, еще раз получить разъяснение. Каждый может выступить в роли эксперта.
Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.
Слайд 9.
Этому способствуют активные формы и методы обучения, используемые на уроках, к ним относятся:
Формы учебной деятельности
- индивидуальная
- фронтальная
- в парах
- групповая
Виды учебной деятельности
- игровая
- исследовательская
- проектная
- рефлексивная
- контрольно-оценочная
- творческая
- практическая
Сегодня на наших уроках вы сможете увидеть элементы исследовательской и проектной деятельности в 1 классах, практический вид деятельности в 3 и 4 классах.
Наши дети – это люди нового поколения, нового информационного общества. А значит, им нужны новые навыки и умение, касающиеся работы с информацией.
Использование информационно-коммуникативных технологий на уроке дает возможность повысить продуктивность уроков.
Слайд 10.
Преимущества деятельностного подхода:
У обучающихся в наибольшей степени развиваются навыки самостоятельной работы;
формируются умения творчески, нестандартно решать учебные задачи;
возникает положительная мотивация к познавательной деятельности и активной работе;
Слайд 11.