Организация учебно- исследовательской деятельности младших школьников
Организация учебно- исследовательской деятельности младших школьников
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
Возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребёнка интенсивнее развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через дополнительное образование, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследований будет иным.
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование исследовательской культуры учащихся. Залог успешности детской познавательной деятельности это овладение специальными исследовательскими знаниями, а факт использования ребёнком этих знаний, а также общих умений и навыков исследовательского поиска можно рассматривать как важнейший индикатор? познавательной потребности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация учебно- исследовательской деятельности младших школьников »
Испытание натуры (природы) трудно…,
однако приятно, полезно, свято. Чем больше
таинства её разум постигает, тем вящее увесе-
ление чувствует сердце.
М.В. Ломоносов
Введение.
Познавательное отношение ребёнка к окружающему миру появляется в раннем детстве и складывается в дошкольном возрасте. В его основе лежит потребность во впечатлениях от внешнего мира. По данным психологических исследований именно потребность во внешних впечатлениях выступает необходимой предпосылкой и даже движущей силой психического развития ребёнка. Специфической особенностью его познавательного отношения к миру является выражение единства интеллектуального и эмоционального отношения к предметам действительности, т.е. эмоции и переживания, связанные с познанием, открытием мира являются главной силой, побуждающей ребёнка к познанию.
Известно, что новые формы деятельности влияют на психологию человека, изменяют его сознание, формируют его. Развитие информационных технологий предъявляет новые требования к внутренним средствам деятельности человека (его познавательной сфере, эмоционально-волевой мотивации, способностям и пр.). Сегодня каждый младший школьник свободно пользуется компьютером, без труда осваивает новые модели различных устройств. Вместе с тем современная ситуация отличается парадоксальностью: детям предлагают все новые формы, способы и средства деятельности, но при этом снижается их познавательный интерес, познавательное отношение к явлениям окружающего мира. У многих детей не возникает естественного желания узнать, как устроен какой-либо предмет, почему возникает то или иное явление, нет мания тайны, потому что чаще всего нет понимания и не происходит открытия. Ребёнок всё получает в готовом виде без труда и без понимания. Оскудение души при расширении практических (механических, «кнопочных») действий, к сожалению, становится реальностью.
Познавательное отношение человека к миру имеет и этический смысл, состоящий в том, что знакомство с законами и тайнами природы развивает «возвышенное начало в отношении к собственной жизни». Не менее значимым является и эстетический смысл познания. Способность видеть эстетическое, прекрасное в природе, в отношениях, чувствительность к нему – предпосылка появления этического отношения.
Побуждение интеллектуальных чувств – одно из важнейших значений исследовательской деятельности. Познание (по Платону) начинается с удивления, любопытства и любознательности. Способность младшего школьника радоваться открытию, удивляться, сомневаться – необходимое условие развития его целостной личности.
1. Исследовательское обучение и образовательные традиции.
Современный мир очень динамичен, и меняется он столь стремительно, что это заставляет современную психологию пересматривать роль и значение исследовательского поведения в жизни человека, а педагогику ориентирует на переоценку роли исследовательских методов обучения в практике массового образования. С началом XXI века становится всё более очевидным, что умения и навыки исследовательского поиска в обязательном порядке требуются не только тем, чья жизнь уже связана с научной работой, они необходимы каждому человеку. В современном российском образовании это выражено в активно проявляемом педагогами и практическими психологами стремлении к теоретическим идеям и практике исследовательского обучения.
Известно, что детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически. Всякий здоровый ребёнок рождается исследователем. Неутомимая жажда новых впечатлений, любознательность, стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Постоянно проявляемая исследовательская активность – нормальное, естественное состояние ребёнка. Он настроен на познание мира и хочет его познавать. Именно это внутреннее стремление к познанию через исследование порождает исследовательское поведение и создаёт условия для исследовательского обучения. В современном динамичном мире принципиально важно, чтобы психическое развитие ребёнка уже на самых первых этапах разворачивалось как процесс саморазвития.
Педагоги с давних времён выделяли два основных пути учения: «учение пассивное» - посредством преподавания – и «учение активное» - посредством собственного опыта (термины К.Д. Ушинского). В различные времена соотношение их в практике образования существенно менялось. На первый план выходил то один, то другой.
Активизация интереса к обучению посредством собственного опыта, называемого ещё «исследовательским обучением», наблюдалась в периоды реальной демократизации общества и образования, когда педагоги стремились максимально приблизить учебную деятельность ребёнка к познавательной. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
2.Проектирование и исследование в современном образовании.
В современной литературе по педагогике и педагогической психологии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проектное обучение» и«исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследовательские методы обучения» строго не определяются, а потому не всегда четко дифференцируются, хотя между ними существует существенная разница. Выяснение сути этих понятий представляется принципиально важной задачей с точки зрения современной образовательной практики.
Первым шагом на пути поиска сходства и различий между вышеназванными понятиями, вероятно, может быть обращение к их общепринятому содержанию, фиксирующемуся в обыденных представлениях. Начнем с понятий «проект и «проектирование».
Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского projectus. Уже его прямой перевод объясняет многое – «брошенный вперёд». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько очень близких по смыслу значений. Так называют:
совокупность документов (расчетов, чертежей и др.), необходимых для создания какого – либо сооружения или изделия;
предварительный текст какого-либо документа;
замысел или план.
Проектирование в наиболее упрощенном виде, можно рассматривать как процесс разработки и создания проекта (прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта или состояния).
Теперь обратимся к общепринятой трактовке понятия «исследование». Исследованиев обыденном употреблении понимается преимущественно как процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создание какого-либо заранее планируемого объекта, даже его модели или прототипа. Исследование – процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности человека.
Таким образом, проектирование и исследование – изначально принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности.
Исследование – бескорыстный поиск истины, а
проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи.
Работая с детьми над их проектами, мы ориентируем их не просто на поиск некоего нового знания, а на решение реальных, вставших перед ним проблем. Разработка проекта – обычно дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств, часто никак не связанных с задачами бескорыстного поиска истины. Теоретически проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий – то есть на репродуктивном уровне. Потому что проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии четко определённых, алгоритмизированных шагов.
В отличие от проектирования исследование всегда творчество, и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины.
Несмотря на отмеченную разницу, и исследование и проектирование очень ценны для современного образования. Исследование как бескорыстный поиск истины крайне важно в деле развития творческих способностей. Проектирование не так однозначно ориентировано на развитие креативности, но оно учит строгости и четкости в работе, умению планировать свои изыскания, формируют важное для жизни стремление – двигаться к намеченной цели.
Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование и исследование, а, следовательно, можно выполнять и проекты, и исследовательские работы. В методическом плане нужно учитывать, что метод проектов предполагает составления четкого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формулирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их проверку в соответствии с четким планом и т.п.
Исследовательская же деятельность изначально должна быть более свободной, практически не регламентированной какими-либо внешними установками. Потому она более гибкая, в ней больше места для импровизации.
Многочисленными исследователями в области психологии и педагогики доказано, что именно исследовательская деятельность в наибольшей степени развивает способность человека мыслить творчески и нестандартно, активизирует его личностный потенциал. Приобщение школьников к исследовательской деятельности составляет одну из главных целей образовательного процесса, привлечение же младших школьников к правильно организованной и содержательной исследовательской деятельности будет в перспективе содействовать разрешению многих проблем современного школьного образования, в том числе – помогать ученикам в выборе профессии.
Творческая исследовательская деятельность учащихся рассматривается в педагогике как деятельность, направленная на создание качественно новых ценностей на основе самостоятельного приобретения субъективно новых знаний, умений и навыков, значимых для детей на данном этапе развития. Каковы значимые ценности для младшего школьника, осваивающего учебную деятельность? Одна из основных – осознание себя активным субъектом этой деятельности, способным к самостоятельному поиску важной в социальном и личностном смысле информации. Учащиеся, осознающие свою способность приобретать новые знания и умения, самостоятельно и продуктивно расширять свой кругозор, переходят на принципиально иной уровень учебной мотивации, приобретают более высокий статус в школьной среде.
Конечно, нельзя говорить о научно-исследовательской деятельности учащихся начальных классов, поскольку существуют конкретные критерии отнесения той или иной деятельности человека к занятиям наукой. Научно-исследовательской, как правило, не называют и деятельность учеников основной и старшей школы, участвующих в работе различных научных обществ учащихся (НОУ). Исследовательскую деятельность школьников следует называть учебно-исследовательской, так как она направлена главным образом на овладение знаниями, необходимыми для осуществления поиска новой информации, усвоения приёмов и способов самостоятельного познания, исследовательских методов работы. Такая работа предполагает самостоятельное творческое исследование темы, что позволяет сформировать необходимые для исследователя качества:
понимание сущности познания,
владение методикой научного анализа явлений,
умение осуществлять исследовательскую коллективную и индивидуальную работу.
Основное же различие между учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельностью заключается в степени самостоятельности субъектов этой деятельности при выполнении исследования и уровне новизны полученного результата.
Анализ собственной педагогической деятельности позволил мне сделать вывод о том, что полученные в ходе исследовательской деятельности результаты школьники непременно должны представлять в виде проекта. Поскольку работа над проектом на завершающем этапе исследования дает возможность ещё раз осмыслить ход поиска, оценить степень обоснованности выводов, структурировать и логически выстроить весь наработанный материал.
3. Место учебно-исследовательской практики ребенка в образовательном процессе начальной школы.
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлагать задания, включающие детей в самостоятельный творческий, исследовательский поиск.
Возможности использования методов проведения самостоятельных исследований и создания детьми собственных творческих проектов в основном учебном процессе существенно ограничены действующими образовательно-культурными традициями. Их смена - дело, требующее длительного времени, а также новых теоретических и методических решений. Пока это не состоялось, исследовательская практика ребёнка интенсивнее развивается в сфере дополнительного образования на внеклассных и внеурочных занятиях.
Изучение практики использования в образовательных целях методов самостоятельного исследовательского поиска детей убеждает в том, что современный подход к решению этой задачи страдает некоторой односторонностью. Так, большинство современных образовательных технологий исследовательского обучения учащихся предполагают лишь различные варианты включения ребёнка в собственную исследовательскую практику. В большинстве педагоги убеждены, что стоит только загрузить учащегося задачей проведения собственного исследования или выполнения творческого проекта, как работа пойдет полным ходом.
Предполагается, что, получив возможность проводить собственные учебные исследования, ребёнок сам научится это делать. Ошибочность этого подхода становится очевидной сразу, как только на этом заостряется внимание.
Никакого исследования на проведет ни младший школьник, ни учащийся неполной средней школы, ни старшеклассник, ни, даже, студент, если их этому специально не обучать.
Можно, конечно, попытаться обучать этому в ходе самого процесса исследовательского поиска, но значительно эффективнее проводить специальные занятия – тренинги по развитию исследовательских способностей учащихся.
Обучение учащихся началам исследовательской деятельности возможно и вполне осуществимо через дополнительное образование, научно-образовательную и поисково-творческую деятельность при систематическом применении исследовательского подхода в обучении. Особенность организации исследовательской деятельности в начальном звене школы в том, что в ней могут принимать участие не только сильные учащиеся, но и отстающие. Просто уровень исследований будет иным.
Очень важно учитывать, что процесс обучения началам исследования представляет собой поэтапное, с учетом возрастных особенностей, целенаправленное формирование исследовательской культуры учащихся. Залог успешности детской познавательной деятельности это овладение специальными исследовательскими знаниями, а факт использования ребёнком этих знаний, а также общих умений и навыков исследовательского поиска можно рассматривать как важнейший индикатор? познавательной потребности.
Под специальными исследовательскими знаниями следует понимать знания о проведении исследований и действия механизмов исследовательского поиска. Общими исследовательскими умениями и навыками являются следующие:
умение видеть проблемы;
умение задавать вопросы;
умение выдвигать гипотезы;
умение давать определения понятиям;
умение классифицировать;
умения и навыки наблюдения;
умения и навыки проведения экспериментов;
умения и навыки делать выводы и умозаключения;
умения и навыки структурирования материала;
умения и навыки работы с текстом;
умение доказывать и защищать свои идеи.
Некоторые методисты добавляют ещё:
умение видеть противоречия;
умения и навыки работы с книгой и другими источниками информации.
Приобщение учащихся к исследовательской деятельности должно быть нацелено не на результат, а на процесс. Главное – заинтересовать, вовлечь в атмосферу деятельности. Исследовательская деятельность позволяет раскрыть индивидуальные особенности ученика и дать ему возможность приложить свои знания, принести пользу и публично показать достигнутый результат. Пусть учащиеся не сделают новых открытий, они повторяют путь учёного: от выдвижения гипотезы до её доказательства или опровержения.
Все вышесказанное легло в основу работы по организации научно-исследовательской деятельности учащихся младшего школьного возраста в форме кружка «Юный исследователь».
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 (План работы кружка «Юный исследователь).
ПРИЛОЖЕНИЕ 2 (Исследовательские работы учащихся). ПРИЛОЖЕНИЕ 3 (Методики развития исследовательских умений)
4. Методы и приемы поисковой активности младших школьников.
Наиболее сложным этапом в учебно-исследовательской работе является включение учащихся в собственную исследовательскую практику. Встаёт вопрос: с чего и как начать работу с детьми в направлении исследовательского обучения.
Многие из разработчиков данной проблемы предлагают использовать в практике так называемые мини-курсы.
Идея мини- курсов активно используется в школах для одарённых детей во многих странах мира. Суть идеи: приглашённый специалист (как правило, известный ученый) в течение одного-двух занятий читает учащимся (обычно это старшие школьники) краткий курс по специально разработанной программе. Содержание курса составляет круг его профессиональных интересов и обязанностей, это обычно предмет его собственных научных исследований. Затем кто-то из детей под руководством автора данного мини-курса начинает собственное исследование.
Мне, в силу объективных причин пришлось несколько изменить организационно-педагогическую сторону этой работы, сообразуясь с условиями школы и возрастом детей. Мини-курсы проводились мной во второй половине школьного дня, в рамках внеклассной (кружковой) работы с учащимися вторых, третьих и четвёртых классов. Дети приходили на занятия по желанию, поэтому группа получилась разновозрастной.
В качестве авторов мини-курсов пришлось выступать тоже мне. Тематика была самой разнообразной: «Минералогия», «Фотосинтез», «Охотничье и служебное собаководство», «Педагогика» и т.п. Я брала несколько интересных фактов по теме и рассказывала о них детям.
Как показала практика наиболее продуктивным оказался переход учебной деятельности от занятий-лекций к занятиям-семинарами, наконец, к самостоятельной исследовательской практике. То есть монолог преподавателя, постепенно уступает место сначала диалогу с учащимися, а затем их практической, исследовательской работе.
С методической точки зрения это можно представить таким образом:
I этап – преобладает информационно-рецептивный характер учебной деятельности. Учитель предоставляет детям первичную информацию, задача детей – её воспринять, осмыслить, запомнить.
II этап – репродуктивный. По вопросам или заданиям ученики воспроизводят элементы изученного материала.
III этап – проблемное изложение. Учитель ставит проблему, и сам её решает, показывая при этом путь решения в его подлинных, но доступных учащимся противоречиях. Важно показать основной ход мыслей при движении к решению, дать образец научного решения мысли. Дети на этом этапе мысленно контролируют убедительность этого движения, следят за логикой.
IV этап – частично- поисковый. Его задача обеспечить поэлементное усвоение опыта творческой деятельности (умение видеть проблему, высказывать предположения, формулировать гипотезы, давать определения понятиям, строить доказательство, делать выводы и др.) Это наиболее длительный этап, так как именно на этом этапе проводятся занятия, на которых используются методики развития исследовательских умений.
V этап - исследовательская практика.
Занятия проводились на добровольной основе. Поэтому посещаемость первых занятий была высокой, а на последующие приходили только те, кто проявлял повышенный интерес.
Таким образом, предлагаемая методика мини-курса предполагает, что, осваивая его, ребёнок постепенно превращается из «слушателя» в «собеседника», а затем в «исследователя». В результате этого на доступном уровне младший школьник включается в учебно-исследовательскую, творческую работу.
Например, один из мини курсов, читаемых детям был посвящён ботанике. После занятия один ученик, посещающий кружок включился в исследование посвященного фотосинтезу, а далее встала проблема вырубки лесов на территории Нижегородской области. Исследование пока находится в стадии разработки.
5. Развитие и стимулирование поисковой активность.
Ответив на вопрос как вовлечь младшего школьника в исследовательскую деятельность, сразу же встает вопрос, как поддержать к ней интерес, развить поисковую активность. Пришла к выводу, что здесь необходимо разумное сочетание занимательности и поисковой деятельности.
В ряду эффективных путей стимулирования исследовательской поисковой активности школьников традиционно особое место занимает экскурсия. Достоинства экскурсии как нельзя лучше подчеркивает несколько « затертое» от частого употребления, но оттого не переставшее быть верным утверждение о том, что «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать».
Экскурсия позволяет изучать самые разные объекты в их реальном окружении, в действительности, дает бесконечно большой материал для собственных наблюдений, анализа и осмысления. Экскурсия, как и мини-курс может служить стартовой площадкой для детских исследований, дать толчок детскому мышлению, позволяет увидеть множество интересных проблем для исследований, создать большое количество самых разных гипотез.
Другим вариантом развития и стимулирования поисковой активности может быть коллективные игры, когда в исследовании над одной проблемой трудится вся группа или несколько групп детей.
Игровые сюжеты могут быть разные: «Жилой дом», «Как работает завод». Приведу описание коллективной игры «Историческое моделирование». В неё мои дети с увлечением играли на протяжении 3-х занятий.
Предлагаемый игровой сюжет разработан психологом В.Ю. Большаковым. Автор создавал эту игру для своих занятий по развитию лидерской одаренности, но сюжет настолько многогранен, возможности его огромны, что мы несколько видоизменили его, что позволило использовать его и в целях активизации исследовательской активности детей.
Игровой сюжет. На доске крепятся 4-6 листов бумаги формата А3 (листы из папки для черчения или просто куски обоев) таким образом, чтобы огни составили вместе одно игровое поле.
На первом этапе даём детям задание - нарисовать на этом поле географическую карту придуманного мира, с материками, островами, реками и всем прочим. Для этого можно разделить детей на мини-группы. Например, первая – нарисует материки, вторая – острова и моря, третья - реки и озера, четвёртая – горы и вулканы, пятая – леса и пустыни, шестая – города.
Это поле висит несколько занятий обрастая деталями. Дети думают, размышляют, спорят, находят новые идеи, и все это постепенно заносится на общую карту вымышленного мира. Делаться это может в разное время: на переменах, после занятий. В итоге коллективный рисунок получается очень насыщенным и любопытным. Когда карта выполнена её надо хорошенько рассмотреть, детально. Каждая микрогруппа должна дать необходимые пояснения: описать созданную ими часть мира, дать все необходимые названия, подчеркнуть характерные особенности. На всё это уходит около часа, и по прошествии этого времени должны появиться описания рельефа создаваемого мира, его климата, растительности, животного мира. Я стремилась ставить перед детьми задачу не просто придумать всему названия, но и объяснить их происхождение, не скупиться на детали и подробности. Главное – побольше фантазии!
Когда с «созданным миром» всё более-менее выяснится, обращаю внимание, на то что игровое поле не случайно состоит из нескольких листов, и каждый лист – это государство. Предлагаю ребятам договориться и разделить государства между собой и открепить лист с изображением доставшегося государства.
Не стоит пугаться того, что кому-нибудь достанется одно море или тундра, как оказалось, дети великолепно справляются с этими ситуациями, расселяя жителей своих государств на плотах, на мелких местах в свайных постройках, под двойным морским дном и т.п и т.д. Чем разнообразнее будут государства в географическом плане, тем интереснее.
Затем наступает главный момент – каждая группа должна создать свою страну, продумать все вопросы её государственного устройства, создать необходимые социальные институты, экономику, науку, культуру, язык, религию, историю возникновения страны. Пусть нарисуют города, дадут им названия, проложат дороги и взведут плотины.
Простор фантазии не ограничен, но одно условие всё-таки ставим: пусть страны находятся приблизительно на одном уровне развития, и чтобы не было всякого рода волшебных государств и проявления мистики – важно, чтобы участники проявляли свою фантазию в пределах реального существования.
Таким образом, перед каждой группой возникает бесчисленное множество проблем, требующих глубокого исследования.
Детям для создания своего государства приходится проводить массу собственных изысканий в самых разных областях знаний. Главное - не стоит затягивать этот этап по времени, исследование может превратиться в рутину.
Затем, когда работа завершена, представители каждой страны должны выступить с сообщением о своём государстве. На выступление представителей одной страны мы обычно давали 5-7 минут. По окончании каждого выступления, участникам, рассказавшим о своей стране, остальные участники задают по 2 вопроса. Задающие стараются найти несоответствия в рассказе или несоответствия сказанного тем условиям, которые были оговорены при совместном творении мира для этой территории.
Если создатели страны, к которым обращен вопрос, смогут, аргументировано защитить свои позиции, то все остается по-прежнему, а создатели страны получают три призовых очка. Если же они признают правоту сомневающихся или их ответная аргументация будет неубедительной, то несоответствия отменяются, а авторы вопроса получают право отменить что- нибудь ещё в этой стране по своему усмотрению: какую-нибудь отрасль промышленности или вид транспорта, или какое-нибудь важное научное открытие.
Оценивание осуществляется так:
За вопрос, на который докладчики не смогли ответить, авторы вопроса получают 5 баллов.
За убедительный ответ на вопрос отвечающие получают 3 балла.
За победные ответы, на все заданные вопросы, отвечавшие получают – 7 баллов.
За победные ответы на все вопросы, кроме одного, - 5 баллов.
За победные ответы на все вопросы, кроме двух, - 3 балла.
Побеждает тот, кто набирает наибольшее количество баллов.
Другим средством стимулирования поисковой активности может служить коллекционирование. Это замечательное занятие служит важным показателем уровня развития интеллекта ребёнка, его интеллектуальную способность к классификации и систематизации.
Коллекционирование – занятие долговременное. Оно требует таких личностных качеств, как целеустремлённость, обстоятельность в работе, строгость и чёткость в отборе материала. Коллекционирование активизирует интеллект, заставляет постоянно искать, думать, классифицировать и систематизировать, приобретать новые знания оно привлекательно тем, что с полным правом может быть отнесено к вариантам учебно-исследовательской деятельности ребёнка.
Систематизация собранных материалов – в полном смысле слова – научная задача. Выступление с описанием своей коллекции перед сверстниками мобилизует личностную сферу и интеллект ребёнка.
В исследованиях специалистов обнаружилось, что если спонтанно, без стимулирования взрослых, коллекционированием увлекаются преимущественно одарённые дети, то даже при минимальном стимулировании со стороны взрослых все дети погружаются в эту работу.
Один из приемов, позволяющих организовать работу в этом направлении, выглядит так. С ребятами договариваемся собирать коллекции. Каждый обязательно выбирает то, что он будет коллекционировать. Кто-то изъявит желание коллекционировать ключи от старых замков, кто-то монеты, пуговицы, камушки, раковины. А чтобы коллекции собирались быстрее, договариваемся собирать их вместе всем кружком. Каждый, кто найдёт коллекционные (ненужные) ключи, принесёт и отдаст их тому, кто собирает коллекцию ключей. Аналогично – каждый, кто найдёт интересный камушек, подарит его тому, кто готовит коллекцию камушков.
В этих условиях коллекции собираются стремительно. В короткий срок формируется и обогащается несколько разноплановых коллекций. Коллекционирование любит аккуратность, строгость и точность, поэтому сразу договариваемся, что коллекционеры принесут из дома емкости, и каждый будет аккуратно складывать добытые материалы.
Коробки коллекционеров быстро наполняются множеством удивительно ценных вещей. А педагог всячески стремится стимулировать авторов к изучению собранных материалов. Дети сами находят массу редкой информации о мраморных известняках, ключах от сейфовых замков или раковинах и с удовольствием отвечают на вопросы интересующихся.
Завершение работы – публичный доклад, рассказ о своей коллекции. Коллекционированием можно заниматься всю жизнь, в этом случае на сбор своих первых коллекций дети потратили несколько месяцев. За это время каждый ребёнок собрал собственную коллекцию, тщательно изучил и систематизировал все собранные материалы. Подготовил короткое сообщение и выступил с ним перед сверстниками.
Специалисты по методологии науки, как известно, делят научные теории на «описательные» и « объяснительные». Объяснительная теория – высший этап развития научного знания, но прежде чем она будет создана, должно появиться множество описательных теорий, которые будут описывать, систематизировать и классифицировать внешне наблюдаемые факты. Механизм коллекционирования – механизм создания описательных теорий. Теории Ч. Дарвина, Д.И. Менделеева и многих других выдающихся ученых в основе своей имеют этот же механизм. Достигнут ли занимающиеся коллекционированием младшие школьники столь высоких уровней в науке, мы не знаем, но первые шаги в освоении способов создания описательных теорий уже сделаны.
Все описанное выше, позволяет детям приобрести опыт исследования.
Исследовательские работы детей, образно говоря, обычно вырастали из специальных занятий по развитию мышления детей и мини-курсов, становились результатом экскурсий и из других источников. Привожу общую последовательность исследовательской работы ребёнка:
Актуализация проблемы (выявить проблему и определить направление будущего исследования).
Определение сферы исследования (сформулировать основные вопросы, ответы на которые мы хотели бы найти).
Выбор темы исследования (попытаться, как можно строже обозначить границы исследования).
Выработка гипотезы (разработать гипотезу или гипотезы, в том числе должны быть высказаны и нереальные – провокационные идеи).
Выявление и систематизация подходов к решению (выбрать методы исследования).
Определить последовательность проведения исследования.
Сбор и обработка информации (зафиксировать полученные знания).
Анализ и обобщение полученных материалов (структурировать полученный материал, используя известные логические правила и приёмы).
Подготовка отчёта (дать определение основным понятиям, подготовить сообщение по результатам исследования).
Доклад (защитить результаты публично перед сверстниками и взрослыми, ответить на вопросы).
Это универсальная схема для выполнения исследовательских работ и проектов детей. В зависимости от темы и ряда условий какой-то этап может преобладать, какой-то несколько сворачиваться.
6. Темы детских исследований.
Разнообразие тем для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:
ФАНТАСТИЧЕСКИЕ – темы, ориентированные на разработку несуществующих, фантастических объектов и явлений.
ЭМПИРИЧЕСКИЕ – темы, тесно связанные с практикой и предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. Это наиболее интересное и перспективное направление исследовательской деятельности детей.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов и материалов, содержащихся в разных теоретических источниках.
Их всех исследовательских работ теоретические – самые сложные, так как от ребёнка требуется интерес к анализу и синтезу, способность к классификации и категоризации, для успеха в этой работе необходимо хорошо развитое ассоциативное мышление и интуиция.
Существует несколько правил выбора темы для исследования.
Тема должна быть интересна ребёнку, должна увлекать его.
Тема должна быть выполнима, решение её должно принести реальную пользу участникам исследования.
Тема должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности.
Тема должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро.
Помогая учащемуся выбрать тему, педагогу или руководителю надо стараться держаться ближе к той сфере, в которой сами чувствуете себя одарённым.
Педагог тоже должен чувствовать себя исследователем.
7. Результативность учебно-исследовательской работы с учащимися.
Любая учебная работа и учебно-исследовательская не является исключением, должна быть доведена уж если не до конца, то по крайней мере до результата. Для настоящего исследователя окончание одной работы это лишь начало следующей, понимая это, тем не менее следует стремиться к фиксации моментов завершения творческих проектов детей.
Моментом завершения детской учебно-исследовательской работы должно являться не только индивидуальное признание её завершенности учителем, а непременное публичное представление и коллективное обсуждение.
Проблема определения степени результативности учебно-исследовательской деятельности учащихся достаточно сложна, потому что надо четко понимать, что следует считать результатом.
На всех этапах учебно-исследовательской работы для педагога основной ожидаемый результат – развитие психики ребёнка.
Этот результат на так нагляден, как нам бы хотелось, а потому всегда возникает соблазн подменить его другим, важным, но все же второстепенным результатом. Это то, что создает ребёнок «своей головой» и руками – доклад, макет, проект, отчет и тому подобное.
Главный результат учебно-исследовательской работы не просто красивая, детально проработанная тема, подготовленное ребёнком сообщение, «технический рисунок», или склеенный макет. Результат – это, прежде всего, бесценный опыт самостоятельной, творческой, исследовательской работы, психические новообразования, отличающие истинного творца от простого исполнителя, новые знания, умения и навыки.