Особенности использования исследовательских знаний как средства формирования учебно-исследовательской деятельности младших школьников.
Особенности использования исследовательских знаний как средства формирования учебно-исследовательской деятельности младших школьников.
Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа, требующая от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования объектов неживой и живой природы, наличия материалов, оборудования, богатой научной библиотеки, желания углублённо работать с учащимися в области тех или иных наук.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Особенности использования исследовательских знаний как средства формирования учебно-исследовательской деятельности младших школьников.»
Особенности использования исследовательских знаний как средства формирования учебно-исследовательской деятельности младших школьников.
Организация научно-исследовательской деятельности младших школьников – серьезная, сложная работа, требующая от педагога высокого уровня знаний, хорошего владения методиками исследования объектов неживой и живой природы, наличия материалов, оборудования, богатой научной библиотеки, желания углублённо работать с учащимися в области тех или иных наук.
Для выявления учеников, желающих и способных работать над исследованием, учителя используют методы анкетирования и тестирования. Учитель, как научный руководитель, в процессе индивидуальной работы с ребёнком призван не только «разглядеть искру» исследовательских способностей, но и помочь в выборе темы предполагаемого исследования, в определении круга проблем, понять научную и практическую значимость темы исследования, использовать результаты исследования в дальнейшем как в прикладных целях, так и в практическом плане.
Успех исследования во многом зависит от его организации. Организуя учебно-исследовательскую деятельность младших школьников, необходимо учитывать следующие факторы:
осознание школьниками значимости и полезности выполняемой ими деятельности;
добровольность выбора темы учащимися;
соблюдение принципа сознательности и проявление активности в период проведения научно-исследовательской работы;
максимальную самостоятельность учеников в процессе проведения исследования;
компетентное и заинтересованное руководство педагога ученической исследовательской работой;
уважительное отношение к исследовательской деятельности учащихся со стороны родителей.
Процесс реализации ученической исследовательской деятельности происходит в несколько этапов.
Этап 1
– выявление способных детей, желающих заниматься исследовательской работой, диагностика уровня интеллектуального развития, диагностика уровня умений и навыков, позволяющих заниматься исследовательской работой, диагностика способности к общению на уровне «ученик – ученик», «ученик – учитель»;
– анализ полученных результатов.
Этап 2 Выбор тем для проведения уроков-исследований по предмету «Окружающий мир», постановка проблем, задач, предположение научных результатов.
Этап 3 Индивидуальная работа учителя с обучающимися. Сбор материала с обращением в библиотеки, интернет-источники, музеи и т.д.; консультации научного руководителя.
Этап 4 Проведение уроков-исследований по предмету.
Этап 5 Оформление обучающимися выполненных исследований.
Этап 6 Итог исследовательской работы – это участие в ежегодных научно-исследовательских конференциях для обучающихся начальной школы, где каждый ребёнок, независимо от результата выступления, оказывается в ситуации успеха.
Выбор тем для научно-исследовательских работ может быть весьма разнообразен. «Фантастические» – о несуществующих фантастических объектах и явлениях; «экспериментальные» – предлагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов; «теоретические» – предусматривают изучение и обобщение сведений, фактов материалов, содержащихся в различных источниках.
Определить цель исследования – значит ответить на вопрос о том, зачем оно проводится.
Задачи исследования уточняют цель. Цель указывает общее направление движения, а задачи описывают основные шаги.
Гипотеза – предложение, догадка ещё не доказанная логически. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно». Самую главную гипотезу следует поставить на первое место, остальные расположить по степени важности.
Приобщение учащихся к научно-исследовательской деятельности на ранней стадии общего образования позволяет наиболее полно выявлять, а затем развивать интеллектуальные и творческие способности детей.
Для решения исследовательских задач необходимо наличие следующих навыков и умений:
умение видеть проблемы;
умение наблюдать;
умение выдвигать гипотезы;
умение задавать вопросы;
умение давать определение понятиям;
умение классифицировать;
умение проводить эксперименты;
умение делать выводы и умозаключения;
умение структурировать материал;
умение доказывать и защищать свои идеи.
Умение видеть проблемы – свойство, характеризующее мышление человека. Развивается оно в течение длительного времени в самых разных видах деятельности, и всё же для его развития можно подобрать специальные упражнения и методики, которые в значительной мере помогут в решении этой сложной педагогической задачи. Вот некоторые из таких упражнений: «Посмотрите на мир другими глазами», «Составьте рассказ от имени другого человека», игра «Волшебные превращения».
С умением видеть проблемы тесно связано умение наблюдать. Упражнения на развитие внимания и наблюдательности: «Парные картинки, содержащие различия», «Найди два предмета по двум одинаковым признакам», «Назовите как можно больше признаков предмета».
Одним из главных, базовых умений исследователя является умение выдвигать гипотезы, строить предположения. Эти умения можно специально тренировать с помощью несложных упражнений, например: «Выдвинете гипотезу, почему бывают день и ночь?», «Что бы произошло, если бы волшебник исполнил три самых главных желания каждого человека на Земле?». Отметим что, обучая детей делать предположения, необходимо учить их использовать следующие слова: «может быть», «предположим», «допустим», «возможно», «что, если...».
Важным умением для любого исследователя является умение задавать вопросы. Учащиеся начальной школы очень любят задавать вопросы, а если их от этого систематически не отучать, то они достигают высокого уровня в этом искусстве. Для развития умения задавать вопросы используются разные упражнения: задать вопросы тому, кто изображен; ответить, какие вопросы мог бы задать тебе тот, кто изображен на рисунке; вопросы машине времени; задания, предполагающие исправление чьих-то ошибок, логических, стилистических, фактических.
Учащимся младшего школьного возраста нелегко давать определения различным понятия. Понятие – одна из форм логического мышления. Понятием называют форму мысли, отражающую предметы в их существенных и общих признаках. Определить понятие – значит указать, что оно означает, выявить признаки, входящие в его содержание. Определение понятия – это процесс придания термину, обозначающему тот или иной предмет, смысла и значения. Определением понятий называют логическую операцию, которая раскрывает сущность понятия, либо проясняет (устанавливает) значение термина. Для того чтобы учиться определять понятия, можно воспользоваться относительно простыми приёмами, сходными с определением понятий. Приём описания предполагает перечисление внешних черт предмета с целью нестрогого отличия его от сходных с ним предметов. Описание обычно включает как существенные, так и несущественные признаки. Описать объект – значит ответить на вопросы: «что это такое», «чем это отличается от других объектов», «чем это похоже на другие объекты?». Ещё одно развивающее упражнение – сравнивать собственные описания с описанием этих же предметов одноклассниками. Детям предлагается описать какой-то предмет (например, камень, стол, дом и др.) или живое существо (например, какую-либо птицу, животное, рыбу и др.), а затем сравнить эти описания и выбрать в ходе коллективного обсуждения наиболее точное, полное и при этом краткое. Важным средством развития умений давать определения понятиям у младших школьников являются обычные загадки. Таковыми они становятся тогда, когда они рассматриваются не просто как забава, а как на веселое, но все же вполне серьезное задание. Отгадка загадки – это ее определяемая часть, а формулировка – это вторая половина определения, его определяющая часть. Полученный детьми в результате этой работы опыт станет хорошей базой для развития умения наблюдать, подмечать главное и в дальнейшем на этой основе ясно и чётко формулировать понятия.
Классификацией называют операцию деления понятий по определённому основанию на непересекающиеся классы. Классификация устанавливает определённый порядок. Она разбивает рассматриваемые объекты на группы, чтобы упорядочить рассматриваемую область, сделать её обозримой и придать нашему мышлению строгость и точность.
Любая классификация имеет цель, поэтому выбор основания обычно диктуется этой целью. Поскольку целей может быть очень много, то одна и та же группа предметов может быть расклассифицирована по разным основаниям. Например, детям предлагается задание «четвёртый лишний». Четыре карточки содержат изображение: яблока, груши, банана, помидора. Если классифицировать по основному признаку, то потребуется объединить фрукты и отделить овощ. Это правильный, но не единственно правильный вариант. Мы можем классифицировать эти предметы по цвету, по форме. Оснований для деления можно найти множество и, давая детям задания на классификацию, следует развивать у них и способность к такой важной операции, как комбинаторика. Чем больше вариантов деления, тем выше продуктивность мышления. Интересное задание на умение классифицировать предлагали в своих исследованиях американские психологи Р. Олвер и Дж. Хорнсби. Ученикам предъявляли напечатанные на маленьких белых карточках слова (каждое отдельно), а учитель их громко произносил и просил детей сказать, чем отличаются и чем похожи названные им предметы. Например, чем отличаются (похожи) банан и персик? Затем к двум первым словам присоединялось слово «картофель», и учитель снова спрашивал, чем отличаются и чем похожи уже все три предмета. Эта процедура продолжалась до тех пор, пока не получился ряд, состоящий из слов: банан, персик, картофель и т.д. Таким же способом детям предлагался другой ряд слов: колокольчик, рожок, телефон, радио и т.д. Нетрудно заметить, что ряд составляют предметы, разница между которыми последовательно возрастает, но, несмотря на это, все они имеют общие особенности, которые дети могут обнаружить.
Важнейшим из методов исследования является – эксперимент. Используется он практически во всех науках и от исследовательского поведения неотделим. В отличие от наблюдения, только лишь фиксирующего свойства предметов, эксперимент предполагает воздействие человека на объект и предмет исследования, это воздействие может проходить как в искусственных, лабораторных, так и в естественных условиях. Любой эксперимент предполагает проведение каких-либо практических действий с целью проверки и сравнения. Но эксперименты бывают разные: мысленные, (то есть такие, которые можно производить только в уме), с реальными объектами. В ходе мысленного эксперимента достаточно включить воображение и ответить на следующие вопросы, например, предложенные известным английским психологом, специалистом в области обучения детей Джоаном Фрименом: «Что можно сделать из куска бумаги?», «Что будет, если все станут выше ростом?» ,«Что можно сделать из песка (глины, дерева, бетона)?», «На какое животное похоже темнеющее перед грозой небо? Почему?».
Важным средством мышления является вывод, или умозаключение. Для формирования первичных навыков и тренировки умения проводить простые аналогии можно воспользоваться такими упражнениями: «Скажите, на что похоже (узоры на ковре, очертания деревьев за окном, старые автомобили, новые кроссовки). Важно также учитывать, что работать дети могут не только индивидуально, но и в парах, тройках, группах. Что очень полезно в плане творческого развития младших школьников.
Для решения исследовательских задач важно научить детей структурировать имеющийся материал, то есть осуществить процедуру, с помощью которой составные элементы содержания учебного материала (понятия, законы, идеи и соответствующие действия учащихся по их усвоению) выстраиваются в определённых связях и отношениях, отражающих логику научно-исследовательской работы и ее результаты; технологию процессов распознавания явлений, их упорядочивания и объяснение сущности явлений, преобразование явлений из одного состояния в другое.
Конечно, использование различных видов упражнений не единственный способ решения задачи. Существуют креативные методы обучения и даже различные типы креативного урока. Но в начальной школе можно применить лишь некоторые из них. В рамках традиционных учебных занятий использование: проблемного введения в тему урока; постановки цели и задач урока совместно с учащимися; совместного или самостоятельного планирования выполнения практического задания; групповых форм работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе; выдвижение идей (мозговой штурм); обоснованный выбор способа выполнения задания; составление картотек; поиск дополнительной литературы; подготовки доклада (сообщения); самоанализ и самооценка, рефлексия.
Таким образом, исследовательская деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Но как отмечают многие современные исследователи у младших школьников недостаточно развиты качества и умения необходимые для такого вида деятельности. Нужна поэтапная работа по обучению научно-исследовательской деятельности учащихся, начиная с начальной школы.