Организация проектной деятельности
в 1 классe
в условиях реализации ФГОС
Игдисамова Э.С.,
учитель начальных классов,
МКОУ Хлебородненская СОШ
Cлайд 1
Организация проектной деятельности в 1 классе
в условиях реализации ФГОС
В настоящее время произошли глобальные изменения в системе образования: пересмотрены прежние ценностные приоритеты. Современная школа ориентирована на формирование у обучающихся широкого научного кругозора, общекультурных интересов, утверждение в сознании приоритетов общечеловеческих ценностей. Поэтому одна из главных задач современной начальной школы – создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка и формирование его активной позиции. В связи с этим возникает необходимость подготовки учащихся начальной школы к такой деятельности, которая учит размышлять, прогнозировать и планировать свои действия, развивает познавательную и эмоционально-волевую сферу, создаёт условия для самостоятельной активности и сотрудничества и позволяет адекватно оценивать свою работу. Поэтому в настоящее время широкую популярность приобрели проектные методы обучения. Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов и внеурочной деятельности. Проектная деятельность является обязательной и предусматривает участие в ней всех учащихся класса в познавательной деятельности. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Cлайд 2
Цель: *формирование информационной грамотности учащихся на основе самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания. Cлайд 3
Задачи: *развивать умения самостоятельно и творчески мыслить, использовать полученные знания на практике; * развивать навыки самостоятельной работы с литературой, обучать методике обработки полученных данных и анализу результатов, составлению и оформлению презентаций; * воспитывать интерес к познанию мира.
Участники проекта: учащиеся 1 класса, учитель 1 класса, родители, библиотекари школьной и сельской библиотек.
Сроки реализации проекта: 2011-2012 учебный год
Cлайд 4
Виды учебных исследований:
*по количеству учащихся: индивидуальные, групповые, коллективные;
*по месту проведения: урочные, внеурочные;
* по времени: кратковременные, долговременные;
*по теме: предметные, свободные.
Cлайд 5 Стадии работы над проектом: *Проблема *Проектирование (планирование) *Поиск информации *Продукт *Презентация(защита) *Портфолио, папка, в которой собраны все рабочие материалы проекта
Cлайд 6
Этапы реализации проекта
I. Подготовительный
*Изучить литературу по теме «Проектная деятельность учащихся начальных классов». *Рассмотреть особенности учебных проектов учащихся 1 класса. * Выбрать оптимальные варианты использования метода проектов в 1классе.
Сущность метода проектов
Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Метод проектов – совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий учащихся с обязательной презентацией этих результатов.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.
В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется «осязаемыми», т.е., если теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая – конкретный результат, готовый к внедрению.
Работа по методу проектов предполагает не только наличие и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.
Метод проектов используется в том случае, когда в учебном процессе возникает какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей, а также применение исследовательских методик.
Главная идея метода проектов – направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении практической или теоретической проблемы. Этот результат называется проект, что в переводе означает замысел, план. В более широком смысле под проектом понимается обоснованная, спланированная и осознанная деятельность, направленная на формирование у школьников определенной системы интеллектуальных и практических умений. Технология организации проектной деятельности школьников включает в себя совокупность исследовательских, поисковых и проблемных методов, творческих по своей сути, направленных на самостоятельную реализацию школьником задуманного результата.
Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, об этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление результатов деятельности. Возможности метода проектов для развития личности и социализации школьников выявляются через анализ структуры деятельности учителя и школьника, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения. Cлайд 7
Эту структуру можно представить в следующем виде:
Ученик | Учитель |
Определяет цель деятельности | Помогает определить цель деятельности |
Открывает новые знания или способы деятельности | Рекомендует источники получения информации |
Экспериментирует | Предлагает возможные формы работы |
Выбирает пути решения | Содействует прогнозированию результатов |
Активен | Создает условия для активности школьника |
Субъект деятельности | Партнёр ученика |
Несёт ответственность за свою деятельность | Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки. |
Cлайд 8
Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:
*исследовательские (разрабатывать идеи, выбирать лучшее решение); *социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло); * оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других); *информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт); * презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности); * рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле).
Cлайд 9
Роль родителей на этапах выполнения проекта
Этапы проектной деятельности | Возможные действия родителей |
Выдвигаются первоначальные идеи. | Помогите ребенку выдвинуть как можно больше идей, записывайте их на лист бумаги. Пусть идеи будут самыми разнообразными и дерзкими. Чем больше идей - тем больше выбор. |
Выбирается и формулируется тема проектной работы. | Помогите выбрать лучшую идею и обосновать выбор. |
Формулируется задача проекта. | Может потребоваться помощь в правильной формулировке. |
Разрабатывается план выполнения проекта. | Помогите спланировать работу с учётом занятости вашего ребенка. |
Обсуждаются возможные результаты работы по теме проекта. | Обдумайте с ребенком возможные результаты. |
Определяются учебные задачи и устанавливаются сроки их выполнения. | Разбейте объём работ на небольшие части и определите срок выполнения каждой. |
Распределяются обязанности между участниками проектной группы. | Может потребоваться разъяснение обязанностей. Cлайд10 |
Изучаются источники и литература по теме проекта. | Посодействуйте в посещении библиотеки. |
Собирается и обрабатывается информация по проблеме. | Помогите ребенку в нахождении разнообразных источников информации. |
Готовятся выводы, которые сопоставляются с задачами проектной деятельности. | Может потребоваться помощь в подготовке выводов, грамматический и стилистический контроль. |
Оформляются результаты работы, и готовится отчет. | Подскажите основные правила оформления документов. |
Проект готовится к презентации. | Помогите прорепетировать выступление. |
Публичная презентация проектной работы. | Присутствуйте на защите. Поддерживайте ребёнка, у вас есть повод гордиться им. |
Анализируется работа, проделанная в течение проектного периода. | Обсудите вашу совместную работу, подумайте, что можно было сделать по-другому. |
Cлайд11 II. Основной Разработка и выполнение проектов
| №п/п | Тема проекта |
Cлайд12 | 1 | Моя малая родина |
Cлайд13 Cлайд14 | 2 | Моё имя |
Cлайд15 | 3 | Моя семья. (Окружающий мир, часть1, страница58-59) |
Cлайд16 | 4 | Математика вокруг нас. «Числа в загадках, пословицах, поговорках, песнях, считалках». Рисунки, стихи, сказки, ребусы, загадки (Математика, часть1, страница 64-65) (Работа в группах) |
Cлайд17 Cлайд18 | 5 | Форум Снеговиков. Рисунки, стихи, сказки, ребусы, загадки (Работа в группах) |
Cлайд19 | 6 | Мой класс и моя школа. (Окружающий мир, часть2) (Работа в группах) |
Cлайд20 | 7 | «Живая азбука». Рисунки, стихи, сказки, ребусы, загадки. (Азбука, часть2, страница110) (Работа в группах) |
Cлайд21 | 8 | «Составляем сборник загадок». Рисунки, стихи, сказки, ребусы, загадки (Работа в группах) |
Cлайд22 | 9 | Моя родословная |
| 10 | Математика вокруг нас. «Форма, размер, цвет. Узоры и орнаменты» (Математика, часть2, страница 98-99) (Работа в группах) |
Cлайд23 | 11 | Мои домашние питомцы |
Cлайд24
Cлайд25
III. Заключительный.
Анализ и подведение итогов работы по проектной деятельности учащихся.
Прогнозируемые результаты:
-создание и реализация проекта учащимися 1 класса под руководством учителя.
Cлайд26
Оценка эффективности реализации проекта:
*удовлетворенность детей своей деятельностью.
Cлайд27
Формы подведения итогов реализации проекта:
*проведение выставок работ учащихся в классе.
Работая над проектом, дети узнают много нового для себя, учатся работать с литературой, пробуют себя в роли исследователя, не боятся публично выступать и достойно представлять свой проект. Развивается мышление, речь, умение формулировать свои мысли. Нередко работа над проектом помогают ребенку сформировать адекватную самооценку. Некоторые дети смогут поверить в себя, самоутвердиться, а некоторые, наоборот, избавятся от самоуверенности и поймут, что без труда ничего нельзя добиться. Ученик учится работать в коллективе, брать на себя и разделять ответственность за выбор и решение вопросов. Оценка выполненных проектов носит стимулирующий характер, поэтому я не превращаю презентацию в соревнование проектов с присуждением мест. В нашем классе поощрен каждый ребенок, кто участвовал в проекте.
Специфика проектной работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главное для меня – увлечь детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в проектной деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
Наблюдала за реакцией детей, их подготовкой к защите. Сколько волнений, переживаний!!! На защите всегда присутствовали почетные гости: администрация школы, учителя, родители. Многие родители отмечали, что детям после подготовки своего проекта стали легче даваться устные предметы, появилась уверенность в собственных силах. Только при взаимном понимании и доверии, взаимном интересе и обмене мыслями и чувствами между учителем, учеником и родителями можно достигнуть хорошего результата в работе над проектом и развитии творческого потенциала ребёнка.
Хочется выразить благодарность родителям моих первоклассников. За их терпение и творчество, умение прийти на помощь. Благодаря их поддержке, у нас все получилось!
Cлайд 28
Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.
Cлайд 29