kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Органи

Нажмите, чтобы узнать подробности

деятельности и ручному труду

 с детьми младшего школьного возраста

 как средство нравственно-эстетического воспитания.

 

Проблема приобщения детей к духовным ценностям общества предполагает в первую очередь формирование нравственных и эстетических качеств личности. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве- важные условия духовной жизни человека.

Р. Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного…». В этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.

Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе. Осуждает плохое и злое. Н.А. Ветлугина писала: «Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».

«Если мы добьемся того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, то ребенок сможет более глубоко воспринимать и человека, и природу, и музыку, и искусство. Все начинается с простого- с отношения ребенка к цветку, паутинке, животным. Затем появляются отношения более высокого порядка- к родной природе, к дому, Родине» (Н. А. Горяева). Воспитание чувств у ребенка начинается с красоты. Красота, в каких бы формах она не проявлялась, всегда несет в себе добро.

В.А. Сухомлинский говорил: «Добрый человек не сваливается с неба. Его надо воспитывать». Новые жизненные условия, в которые поставлены современные ученики, выдвигают свои требования:

- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Ребенок, тонко чувствующий прекрасное, воспринимающий мир как живой и ценный самим фактом своего существования, всегда будет гуманен, доброжелателен и толерантен.

Нравственно - эстетическое воспитание может достигаться при помощи разных средств. Одно из важных - изобразительная деятельность детей, которая развивает эмоционально-нравственную культуру ребенка, пробуждает способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве. Через изобразительную деятельность ребенок приобретает навыки умения наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, получает возможность совершать открытия той красоты, которую он не замечал раньше. Он способен создать нечто новое, оригинальное. Для этого ему требуются особые качества ума. Такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать- все то, что в совокупности составляет творческие способности.

Исследования показали, что многие дети, поступающие в школу, не приобрели за годы дошкольного детства интереса к конкретным практическим делам, и, главное, не получили опыта успешной самостоятельной деятельности творческого характера. Анализ поделок некоторых детей обнаруживает ярко выраженные черты общей небрежной торопливости, незавершенности. Не все дети могут владеть кистью или карандашом, кто-то не понимает разнообразия цветовой гаммы. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Все это говорит о том, что с такими детьми необходимо проводить специальную работу. Поэтому передо мной стояла следующая задача – организовать работу кружка по художественно-эстетической деятельности «Чудеса своими руками» с 1 класса.

Цель: развивать творческие способности школьников, используя различные материалы и нетрадиционные виды техники.

Задачи:

- развитие потенциальных возможностей ребенка;

- обучение учащихся приемам художественной обработки материалов различных видов;

- ознакомление с нетрадиционными видами техники;

- развитие моторных навыков, образного мышления, фантазии и воображения, умения видеть необычное в обычных предметах; привитие эстетического и художественного вкуса.

- воспитание трудолюбия и аккуратности, бережного отношения к предметам и материалам, стремление добиваться положительного результата;

- создание атмосферы дружелюбия, взаимопомощи, уважительного отношения к человеку- творцу.

Для каждого класса разработана план- программа кружковой работы. Темы занятий разделены на тематические блоки:

  1. Времена года. Осень. Рыженькая осень.
  2. Морское подводное царство.
  3. Времена года. Зимнее рукоделие.
  4. Мы едем, едем, едем…
  5. Времена года. Весна, весна, и все ей радо!
  6. Мои друзья- животные.

Особенностью занятий в кружке является то, что они дают возможность каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей реально открыть для себя волшебный мир искусства, проявлять и интересно организовать досуг учащихся. Используемые виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.

Учащиеся знакомятся и овладевают разнообразными нетрадиционными художественно-графическими техниками:

- Пластилинография.

- Оттиск печатками из овощей, ластика, поролоном.

- Восковые мелки + акварель.

- Свеча+ акварель.

- Печать по трафарету.

- Монотипия предметная, пейзажная.

- Монотипия на стекле.

- Кляксография обычная или с трубочкой.

- Отпечатки листьев.

- Пальцеграфия (рисунки из ладошки).

- Волшебные веревочки.

- Рисование песком, крупой.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование помогает детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
 Педагог, воспитывающий в ребенке созидательную личность, должен быть таким и сам, ведь воспитать вкус к творчеству нельзя, если самому не жить творчески.

Отношение к изобразительной деятельности во многом зависит от того, как педагог руководит ею, от такта, терпения взрослого, умения понять ребенка, вовремя его поддержать, помочь, отметить успехи. Поэтому для развития интереса у детей я создаю ситуацию успеха, применяю разные виды соревнований, игровые сюрпризные моменты.  Для успешной организации проведения занятий применяю такие методы и приемы:

- дидактические игры;

- словесные разминки;

- пальчиковая гимнастика;

- наблюдение на прогулке;

- художественное слово.

Результатом занятий является создание творческих работ, выполненных с помощью разных художественно- выразительных средств.  Для детей каждая работа – путь постижения мира, процесс развития, воплощенный в художественном образе. Приступая к изготовлению поделки, ребенок под руководством взрослого проводит исследовательскую работу: рассматривает предложенный образец, выстраивает план действий (что будет делать сначала, а что потом), подбирает материал, реализует задуманное, сверяет результат с образцом и вносит в него собственные изменения и дополнения. Создавая красивые вещи своими руками, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, в них просыпаются творческие способности, и возникает желание жить «по законам красоты». Если подойти к их творчеству с огромным терпением, то возможны удивительные результаты. Дети очень любят создавать коллективно-творческие работы. Особое удовлетворение им доставляет общий результат. Который в этом случае всегда богат по содержанию, производит на детей более яркое эмоциональное впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Коллективная форма организации дает возможность сформировать умения и навыки, творчески работать вместе, строить общение друг с другом, развивает привычку к взаимопомощи. Каждый ребенок чувствует себя причастным к получившейся работе, повышается его самооценка. Активное обсуждение творческих работ способствует развитию творческого воображения. Дети находят нестандартные способы развития сюжета. Коллективные работы выполняются под девизом: «Чего один не сделает, сделаем вместе». В классе оформляются сменные выставки детских работ. Они создают эстетическую среду, приносят эмоциональное удовлетворение детям, становятся предметами их гордости. Работы учащихся выставляются на городских, региональных и всероссийских конкурсах.

Проведенная работа подтвердила, что правильная организация работы по художественно-эстетической деятельности с детьми младшего школьного возраста способствовала формированию изобразительных умений и навыков, воспитанию положительных качеств личности. В дальнейшей работе продолжу находить то содержание, которое будет удовлетворять интересы каждого ребенка. В этой связи уместно процитировать слова И. Кона: «Все народы во все времена хотят воспитывать своих детей честными, сильными, трудолюбивыми. Вопрос заключается в том, какой конкретный смысл вкладывается в содержание этих общечеловеческих ценностей, и какими средствами и насколько эффективно общество добивается их осуществления».

  
 
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«органи »

Организация работы по изобразительной деятельности и ручному труду

с детьми младшего школьного возраста

как средство нравственно-эстетического воспитания.



Проблема приобщения детей к духовным ценностям общества предполагает в первую очередь формирование нравственных и эстетических качеств личности. Глубокие эстетические чувства, способность воспринимать прекрасное в окружающей действительности и в искусстве- важные условия духовной жизни человека.

Р. Тагор говорил: «Нельзя растить полноценного человека без воспитания в нем чувства прекрасного…». В этих словах просто и ясно выражена мысль о нерасторжимости нравственного и эстетического воспитания, о связи между эстетическими идеалами и пониманием красоты как меры всех вещей.

Эстетические чувства детей взаимосвязаны с нравственными. Ребенок одобряет прекрасное и доброе. Осуждает плохое и злое. Н.А. Ветлугина писала: «Нельзя научить ребенка правде, добру без формирования у него понятий «красивое» и «некрасивое», «истинное» и «ложное», нельзя научить его стремиться к защите правды, добра, не сформировав у него эмоциональный протест против зла и лжи, умение ценить прекрасное и доброе в людях».

«Если мы добьемся того, чтобы детская душа проснулась, зазвучала, то ребенок сможет более глубоко воспринимать и человека, и природу, и музыку, и искусство. Все начинается с простого- с отношения ребенка к цветку, паутинке, животным. Затем появляются отношения более высокого порядка- к родной природе, к дому, Родине» (Н. А. Горяева). Воспитание чувств у ребенка начинается с красоты. Красота, в каких бы формах она не проявлялась, всегда несет в себе добро.

В.А. Сухомлинский говорил: «Добрый человек не сваливается с неба. Его надо воспитывать». Новые жизненные условия, в которые поставлены современные ученики, выдвигают свои требования:

- быть мыслящими, инициативными, самостоятельными, вырабатывать свои новые оригинальные решения;

- быть ориентированными на лучшие конечные результаты.

Реализация этих требований предполагает человека с творческими способностями. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития креативного мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Ребенок, тонко чувствующий прекрасное, воспринимающий мир как живой и ценный самим фактом своего существования, всегда будет гуманен, доброжелателен и толерантен.

Нравственно - эстетическое воспитание может достигаться при помощи разных средств. Одно из важных - изобразительная деятельность детей, которая развивает эмоционально-нравственную культуру ребенка, пробуждает способность видеть, ценить и создавать красоту в жизни и искусстве. Через изобразительную деятельность ребенок приобретает навыки умения наблюдать за явлениями и предметами окружающего мира, получает возможность совершать открытия той красоты, которую он не замечал раньше. Он способен создать нечто новое, оригинальное. Для этого ему требуются особые качества ума. Такие как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать и моделировать- все то, что в совокупности составляет творческие способности.

Исследования показали, что многие дети, поступающие в школу, не приобрели за годы дошкольного детства интереса к конкретным практическим делам, и, главное, не получили опыта успешной самостоятельной деятельности творческого характера. Анализ поделок некоторых детей обнаруживает ярко выраженные черты общей небрежной торопливости, незавершенности. Не все дети могут владеть кистью или карандашом, кто-то не понимает разнообразия цветовой гаммы. Несформированность графических навыков и умений мешает ребенку выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы объективного мира и затрудняет развитие познания и эстетического восприятия. Все это говорит о том, что с такими детьми необходимо проводить специальную работу. Поэтому передо мной стояла следующая задача – организовать работу кружка по художественно-эстетической деятельности «Чудеса своими руками» с 1 класса.

Цель: развивать творческие способности школьников, используя различные материалы и нетрадиционные виды техники.

Задачи:

- развитие потенциальных возможностей ребенка;

- обучение учащихся приемам художественной обработки материалов различных видов;

- ознакомление с нетрадиционными видами техники;

- развитие моторных навыков, образного мышления, фантазии и воображения, умения видеть необычное в обычных предметах; привитие эстетического и художественного вкуса.

- воспитание трудолюбия и аккуратности, бережного отношения к предметам и материалам, стремление добиваться положительного результата;

- создание атмосферы дружелюбия, взаимопомощи, уважительного отношения к человеку- творцу.

Для каждого класса разработана план- программа кружковой работы. Темы занятий разделены на тематические блоки:

  1. Времена года. Осень. Рыженькая осень.

  2. Морское подводное царство.

  3. Времена года. Зимнее рукоделие.

  4. Мы едем, едем, едем…

  5. Времена года. Весна, весна, и все ей радо!

  6. Мои друзья- животные.

Особенностью занятий в кружке является то, что они дают возможность каждому ребенку с учетом его индивидуальных особенностей реально открыть для себя волшебный мир искусства, проявлять и интересно организовать досуг учащихся. Используемые виды труда способствуют воспитанию нравственных качеств: трудолюбия, воли, дисциплинированности, желания трудиться.

Учащиеся знакомятся и овладевают разнообразными нетрадиционными художественно-графическими техниками:

- Пластилинография.

- Оттиск печатками из овощей, ластика, поролоном.

- Восковые мелки + акварель.

- Свеча+ акварель.

- Печать по трафарету.

- Монотипия предметная, пейзажная.

- Монотипия на стекле.

- Кляксография обычная или с трубочкой.

- Отпечатки листьев.

- Пальцеграфия (рисунки из ладошки).

- Волшебные веревочки.

- Рисование песком, крупой.

Каждый из этих методов – это маленькая игра. Их использование помогает детям чувствовать себя рискованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.
Педагог, воспитывающий в ребенке созидательную личность, должен быть таким и сам, ведь воспитать вкус к творчеству нельзя, если самому не жить творчески.

Отношение к изобразительной деятельности во многом зависит от того, как педагог руководит ею, от такта, терпения взрослого, умения понять ребенка, вовремя его поддержать, помочь, отметить успехи. Поэтому для развития интереса у детей я создаю ситуацию успеха, применяю разные виды соревнований, игровые сюрпризные моменты. Для успешной организации проведения занятий применяю такие методы и приемы:

- дидактические игры;

- словесные разминки;

- пальчиковая гимнастика;

- наблюдение на прогулке;

- художественное слово.

Результатом занятий является создание творческих работ, выполненных с помощью разных художественно- выразительных средств. Для детей каждая работа – путь постижения мира, процесс развития, воплощенный в художественном образе. Приступая к изготовлению поделки, ребенок под руководством взрослого проводит исследовательскую работу: рассматривает предложенный образец, выстраивает план действий (что будет делать сначала, а что потом), подбирает материал, реализует задуманное, сверяет результат с образцом и вносит в него собственные изменения и дополнения. Создавая красивые вещи своими руками, дети получают прилив энергии, сильные положительные эмоции, в них просыпаются творческие способности, и возникает желание жить «по законам красоты». Если подойти к их творчеству с огромным терпением, то возможны удивительные результаты.

Дети очень любят создавать коллективно-творческие работы. Особое удовлетворение им доставляет общий результат. Который в этом случае всегда богат по содержанию, производит на детей более яркое эмоциональное впечатление, чем индивидуально выполненная работа. Коллективная форма организации дает возможность сформировать умения и навыки, творчески работать вместе, строить общение друг с другом, развивает привычку к взаимопомощи. Каждый ребенок чувствует себя причастным к получившейся работе, повышается его самооценка. Активное обсуждение творческих работ способствует развитию творческого воображения. Дети находят нестандартные способы развития сюжета. Коллективные работы выполняются под девизом: «Чего один не сделает, сделаем вместе». В классе оформляются сменные выставки детских работ. Они создают эстетическую среду, приносят эмоциональное удовлетворение детям, становятся предметами их гордости. Работы учащихся выставляются на городских, региональных и всероссийских конкурсах.

Проведенная работа подтвердила, что правильная организация работы по художественно-эстетической деятельности с детьми младшего школьного возраста способствовала формированию изобразительных умений и навыков, воспитанию положительных качеств личности. В дальнейшей работе продолжу находить то содержание, которое будет удовлетворять интересы каждого ребенка. В этой связи уместно процитировать слова И. Кона: «Все народы во все времена хотят воспитывать своих детей честными, сильными, трудолюбивыми. Вопрос заключается в том, какой конкретный смысл вкладывается в содержание этих общечеловеческих ценностей, и какими средствами и насколько эффективно общество добивается их осуществления».










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
органи

Автор: Тараканова Наталья Николаевна

Дата: 09.01.2015

Номер свидетельства: 152248

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по познанию мира и ОБЖ на тему " Уход за органами чувств" "
    ["seo_title"] => string(76) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-i-obzh-na-tiemu-ukhod-za-orghanami-chuvstv"
    ["file_id"] => string(6) "111807"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1407939104"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(37) "Орган  зрения. Глаза."
    ["seo_title"] => string(21) "orghan-zrieniia-glaza"
    ["file_id"] => string(6) "250509"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1447086284"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Урок. "Болезни органов дыхания, их предупреждение и лечение. Способы лечения органов дыхания народными средствами"."
    ["seo_title"] => string(131) "urok-boliezni-orghanov-dykhaniia-ikh-priedupriezhdieniie-i-liechieniie-sposoby-liechieniia-orghanov-dykhaniia-narodnymi-sriedstvami"
    ["file_id"] => string(6) "307859"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458466342"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(203) "" Болезни органов дыхания, их предупреждение и лечение. Способы лечения органов дыхания народными средствами. ""
    ["seo_title"] => string(126) "boliezni-orghanov-dykhaniia-ikh-priedupriezhdieniie-i-liechieniie-sposoby-liechieniia-orghanov-dykhaniia-narodnymi-sriedstvami"
    ["file_id"] => string(6) "307814"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1458455865"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Конспект урока по познанию мира  на тему "Уши – орган слуха. Нос – орган обоняния""
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-uroka-po-poznaniiu-mira-na-tiemu-ushi-orghan-slukha-nos-orghan-obonianiia"
    ["file_id"] => string(6) "317538"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460381114"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства