9 класс.
Тема: Болезни органов дыхания, их предупреждение и лечение. Способы лечения органов дыхания народными средствами.
Задачи: 1. Расширить знания учащихся о болезнях органов дыхания путем самостоятельной работы с дополнительной литературой. Закрепить основные понятия и знания о гигиене дыхания. Формировать умение лечить заболевания органов дыхания средствами народной медицины. Научить технике использования горчичников и накладывания компрессов. Разучить упражнения для тренировки и укрепления органов дыхания.
2. Формировать у учащихся способности и желание воспринимать себя как личность. Развивать словесно-логическое мышление, устную связную речь, долговременную память. Корригировать недостатки психического развития учащихся.
3. Воспитывать санитарно-гигиенические навыки, добропорядочность, гуманность, желание помогать людям. совершенствовать умение общаться во время обсуждения изучаемого материала.
Оборудование: кроссворд, таблица « Сердце пожеланий», карточки, газета « лекарственные растения», марлевые повязки, натуральные лекарственные растения (шиповник, калина, липа, чабрец, календула, алое, и т.д. ), медали « Народный целитель», лечебные средства ( бинт, горчичники, йод, ингалятор, спирт и др. ), муляж человека, учебники, инструкционные карты.
Тип урока: комбинированный
Форма урока: конференция.
Ход урока.
Подготовительная часть.
1. Вступительное слово учителя.
Дети, наш урок сегодня пройдет в форме конференции. Представьте себе, что вы врачи и собрались на конференции для расширения своих знаний о средствах народной медицины. Я буду выполнять роль профессора, а присутствующие гости будут слушателями Наша конференция посвящается народной медицине. Вы должны быть очень активными, чтобы получить звание « Народный целитель». Также нужно выразительно и правильно читать, давать полные и правильные ответы на вопросы, быть внимательными.
2. Сообщение темы и задач урока.
Тема нашей конференции « Болезни органов дыхания, их предупреждение и лечение. Способы лечения органов дыхания народными средствами ».
Задачи для учащихся:
1. Давать полные и правильные ответы на вопросы, творчески мыслить.
2. Расширить знания о причинах возникновения болезней органов дыхания и способах их предупреждения.
3. Научиться технике использования горчичников и накладывания компрессов.
4. Разучить упражнения для тренировки и укрепления органов дыхания.
3. НПП ( кроссворд)
- Сейчас проведем разминку и проверим уровень ваших знаний о болезнях органов дыхания.
- Назовите органы дыхания.
Что бы разгадать кроссворд, вы должны по симптомам определить название болезни.
1. Вызывает воспаление слизистой оболочки трахеи ( Трахеит)
2. Заболевание, которое вызывает воспаление плевры. Наблюдается боль вовремя глубокого дыхания, кашля. ( Плеврит)
3. Острое, инфекционное заболевание, которое вызывает воспаление легких.
( Пневмония)
4. Возбудителем этого заболевания является палочка Кока. ( Туберкулез)
5. Воспаление бронхов с поражением слизистой оболочки. ( бронхит)
6. Эту болезнь вызывают микроскопически малые вирусы. ( Грипп)
- Назовите ключевое слово кроссворда. ( Болезнь )
- Эти болезни являются причиной заболевания, каких органов?
Основная часть.
1. Проверка Д/З.
А) Индивидуальная работа с карточками. Учащиеся работают самостоятельно.
Б) Групповая работа.
Сейчас проверим, как вы в группах самостоятельно подобрали и проработали материал о гриппе и подготовили вопросы по этому материалу.
( Учащиеся из каждой группы читают подготовленный материал и обсуждают с помощью вопросов )
Проверяю работу с карточками.
- Какие органы дыхания вы выбрали и подчеркнули?
2. « Сердце пожеланий»
Предлагаю учащимся написать на маленьких сердечках пожелания больным людям и поддержать их в трудную для них минуту. Эти пожелания крепим к большому « сердцу пожеланий» и передаем его в больницу больным людям.
3 Работа парами.
Повторить слова: вакцинация, прививки, иммунитет.
Профилактика заболеваний органов дыхания.
1. В период эпидемии необходимо проводить соответствующую вакцинацию ( противогриппозную, противодифтерийную, противотуберкулезную). Объясни.
2. В это время не желательно посещать людные места ( концертные залы, театры, и т. д.) Объясни почему?
3. Придерживайся правил личной гигиены. Каких?
4. Не уклоняйся от диспансерного обследования. Почему?
5. Повышать сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям с помощью закаливания, физической нагрузки, витаминного питания. Зачем?
Учащиеся работают парами, читают и объясняют прочитанное.
4 Физминутка.
Разучиваем упражнения для тренировки и укрепления органов дыхания.
5 Работа с газетой « Лекарственные растения».
Для народных методов лечения в первую очередь относится лечение лекарственными растениями. Давайте рассмотрим лекарственные растения и вспомним, какие болезни можно ими вылечить? ( мать-и-мачеха, зверобой, черника, ландыш и т.д.)
6. Работа с натуральными объектами.
Предлагаю учащимся рассмотреть натуральные лекарственные растения и приготовить лечебное средство.
А) Приготовление лекарственного чая с липой, калиной, шиповником, чабрецом.
Б) Приготовление сиропа с черной редькой.
В) Приготовление витаминного средства с калиной, лимоном, шиповником.
Г) Использование лука, чеснока, алое, каланхое.
Д) Ингаляции. ( показываю ингалятор и объясняю как им пользоваться).
7. Практическая работа.
Накладывание горчичников и компрессов.
Выполняем практическую работу с помощью инструкционных карт.
1. Прочитаем последовательность накладывания горчичников.
Ученик на муляже показывает как нужно поставить горчичники.
2. Прочитаем о последовательности накладывания компрессов.
Определяемся, что нужно взять для накладывания компресса. Ученик выполняет накладывание компресса на муляже.
Закрепление.
Работа с карточками в группах.
Разложите карточки в правильной последовательности ( накладывание горчичников и компрессов). Дети выполняют работу самостоятельно в группах. Проверяем выполненную работу.
Заключительная часть.
1. Объяснение Д/З.
Стр. 84-86 читать и с помощью карточек записать несколько методов лечения органов дыхания. Индивидуальная работа: читать стр.84-86 и списать с карточек один метод лечения.
2. Итог урока.
Игра « Интервью»
- Назовите тему конференции.
- Чему вы научились во время конференции?
- Справились ли мы со всеми задачами, которые перед нами стояли?
3. Огласить и прокомментировать оценки.
Молодцы, вы хорошо работали, получили много знаний о народных методах лечения органов дыхания, поэтому вы заслуживаете на звание « Народный целитель».
( Награждаю учащихся медалями.)