Просмотр содержимого документа
««Организация рефлексивной деятельности учащихся в процессе формирования компетенции решения проблем»»
Бурмистрова Виктория Николаевна
учитель начальных классов
МОУ «ГИМНАЗИЯ № 5» г. Саратов
«Организация рефлексивной деятельности учащихся в процессе формирования компетенции решения проблем»
Слово рефлексия происходит от латинского reflexior - обращение назад.
Словарь иностранных слов определяетрефлексию как размышление, самообладание, самопознание. Это форма теоретической деятельности человека, направленная на осмысление его собственных действий и их законов.
Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как размышление о своем внутреннем состоянии, самоанализ.
И, наконец, в современной педагогике под рефлексией обычно понимают самоанализ деятельности и ее результатов. Поступление в школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребенка – начало младшего школьного возраста, ведущей деятельностью для которого становится учебная деятельность.
Развитие ребенка предполагается в ходе обучения. Процессы развития включают в себя самообразование (овладение способами добывания знаний) и саморазвитие (изменение самого себя). И то и другое невозможно без рефлексии.
Принцип сознательности и активности - один из принципов развивающего обучения. Ребенок может быть активен, если осознает цель учения, его необходимость, если каждое его действие является осознанным и понятным.
Осуществлять рефлексию можно по-разному: это элементы рефлексии на отдельных этапах урока; рефлексия в конце каждого урока, темы курса; постепенный переход к постоянной внутренней рефлексии.
Пытаясь систематизировать знания и опыт работы по данному вопросу, в педагогической литературе трактуется следующая классификация видов рефлексии:
1) рефлексия настроения и эмоционального состояния;
2) рефлексия содержания учебного материала;
3) рефлексия деятельности.
Данные виды рефлексии могут проводиться как в индивидуальной, так и в коллективной (групповой) формах.
При выборе того или иного вида рефлексии следует учитывать цель занятия, содержание и трудности учебного материала, тип занятия, способы и методы обучения, возрастные и психологические особенности учащихся.
Подробнее остановимся на каждом виде рефлексии.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Вот некоторые приемы работы, которые я использую на уроке.
1.Самый простой вариант - показываем учащимся карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрального и грустного.
Учащимся предлагается выбрать рисунок, который соответствует их настроению. Детям также можно предложить представить себя лучиками солнца. В конце урока дать задание разместить лучики на солнце согласно своему настроению. Учащиеся подходят к доске и вставляют лучики.
2. Интересен, на мой взгляд, и прием с различными цветовыми изображениями.
У учащихся две карточки: синяя и красная. Они показывают карточку в соответствии с их настроением в начале и в конце урока. В данном случае мы можем проследить, как меняется эмоциональное состояние ученика в процессе занятия. Не может не вызвать интереса у учителя причина изменения настроения в ходе урока. Это ценная информация для размышления и корректировки своей деятельности. Эффективен прием «Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».
Можно предложить ребятам более разнообразный спектр цветов: красный, желтый, синий. В конце урока собрать цветы в корзинку или вазочку.
Еще один цветовой прием «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево яблоки красного цвета, если нет, зелёного.
Завершая урок, учитель может использовать и другие приемы рефлексии: «Светофор».
3. Если учитель хочет закончить урок на более высоком эмоциональном уровне, к чему располагает также и содержание урока, то можно использовать еще один вариант - эмоционально-художественную рефлексию:
• Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.
• Эмоционально-музыкальная концовка. Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения). Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.
• Если есть время, то можно предложить учащимся выразить свое эмоциональное настроение в виде рисунка, а в конце провести выставку рисунков.
Более старшие ребята (учащиеся 3-4 классов) могут оценить не только настроение, но и своё эмоциональное состояние. И вопросы «Что ты чувствуешь сейчас? Какие эмоции ты испытываешь?» быстро становятся привычными и не вызывают у ребят удивления. В помощь учащимся для высказывания предлагаю опорный конспект, который также способствует повторению и расширению лексического запаса.
Отвечая на эти вопросы, учащиеся обычно радуют разнообразием чувств и переживаний.
Рефлексия содержания учебного материала
Я использую ее, чтобы выяснить, как учащиеся осознали содержание пройденного материала.
2. Прием «Выбор афоризма или пословицы».
Для включения учащихся в урок учитель предлагает 2-3 высказывания выдающихся людей или пословицы. Затем учащиеся выбирают высказывание или пословицу, которое им больше понравилось, и воспроизводят его по памяти. В конце урока вновь возвращаемся к этим афоризмам и пословицам. Учащиеся выбирают то высказывание или пословицу, которые соответствует теме урока, обосновывая свой выбор.
3.Рефлексия достижения цели.
Цель урока записывается на доске и в конце урока проводится обсуждение её достижения.
Мы учимся выразительно читать стихотворение С.Я.Маршака «В лесу над росистой поляной…»
Мы ставили правильно ударение в словах. Мы повторяли несколько раз труднопроизносимые слова. Мы соблюдали паузы и т. д.
4. Интересен приём рефлексии в форме синквейна (пятистишия), который является моментом соединения старого знания с новым – осмысленным, пережитым, выстроенным:
- первая строка – название темы (одно существительное);
- вторая – описание темы в двух словах, два прилагательных;
- третья – строка описание действия в рамках этой темы тремя словами;
- четвёртая строка – это фраза из четырёх слов, показывает отношение к теме (целое предложение);
- последняя строка – синоним, который повторяет суть темы.
В этом выводе каждый ученик соединяет и обобщает свои впечатления, знания, воображение.
Следующий аспект нашего рассмотрения – рефлексиядеятельности. Современные технологии предполагают, что ученик должен не только осознать содержание материала, но и осмыслить способы и приёмы своей работы, уметь выбрать наиболее рациональные.
Что я делал? С какой целью? Почему я это делаю так? Какой результат я получил? Какой вариант лучше? – вот те вопросы, которые задают себе ученики, владеющие рефлексией, т.е. умеющие осознавать свою деятельность. Предлагаем некоторые приёмы, используемые нами в практике для реализации данного вида рефлексии.
Самооценка активности на каждом этапе урока.
Если учитель ведёт урок в традиционном плане, то можно выделить и написать на доске этапы деятельности. В конце урока предложить учащимся оценить свою работу на каждом этапе в виде ступенек, ведущих к успеху.
Лестница успеха.
Виды рефлексии, о которых мы говорили, могут быть как коллективными, так и индивидуальными. Коллективная и индивидуальная рефлексия имеют свои особенности, на которых я хотела бы остановиться.
Индивидуальная письменная (личностная) рефлексия
Данный вид рефлексии должен служить как бы логическим завершением урока, его осмыслением. Формы проведения самые разнообразные и хорошо известные учителю – тесты, мини-сочинения, письмо другу, схема, таблица, а также синквейн о котором мы уже говорили выше. Остановимся на приёмах, стимулирующих речемыслительную деятельность учащихся и наиболее полно способствующих реализации развивающей цели обучения.
Приём «Что, если…?» предполагает включение на этапе рефлексии вопросов, которые начинаются со слов: «Что, если…?» Данные вопросы позволяют учащимся по-новому, с другой стороны посмотреть на проблему, выдвинуть свои предположения, свои гипотезы развития событий, расширяя тем самым опыт спонтанного общения, способствуя развитию гипотетического мышления учащихся.
Концепция развивающего обучения предполагает научить школьников работать в разных режимах (индивидуальный, групповой, коллективный). Коллективная учебная деятельность в группе как организационная форма создаёт оптимальные условия для овладения знаниями.
1. Для организации рефлексии в группе, прежде всего, использую опорные слова и фразы для высказываний:
- Как вы думаете, почему? Подведем итог нашей работы: закройте глаза. Попробуйте мысленно ответить на вопросы: - Что вы узнали нового? - Пригодятся ли нам эти знания? - Что вы чувствовали на уроке? - Всегда ли вы могли сами справиться с заданием? Откройте глаза. - Кто из вас хочет сказать об этом вслух? - Что помогло нам дойти до конца пути? Вы молодцы! И я ухожу с урока с хорошим настроением: Меня порадовали ваши ответы. Я довольна вашей работой.
Самостоятельность. Не учитель отвечает за ученика, а ученик, анализируя, осознаёт свои возможности, сам делает свой собственный выбор, определяет меру активности и ответственности в своей деятельности.
Предприимчивость. Ученик осознаёт, что он может предпринять здесь и сейчас, чтобы стало лучше. В случае ошибки или неудачи не отчаивается, а оценивает ситуацию и, исходя из новых условий, ставит перед собой новые цели и задачи и успешно решает их.
Конкурентоспособность. Умеет делать что-то лучше других, действует в любых ситуациях более эффективно.
Мы с вами хорошо знаем, что любой человек с радостью делает то, что у него хорошо получается. Но любая деятельность начинается с преодоления трудностей. У рефлексивных людей путь от первых трудностей до первых успехов значительно короче.