kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая програма факультатива "Мир деятельности"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка

В современном обществе  перед каждым педагогом и перед школой в целом стоит проблема формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условия безопасности, успешной самореализации и самовыражения каждого ученика.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. В российском образовании развитие идей нового типа обучения связано с именами К.Д. Ушинского и Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева и Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, сотен и тысяч ученых-педагогов и учителей, создававших основы практического перехода к школе саморазвития личности. Однако поиск удобных, эффективных, понятных учителю инструментов развивающего обучения продолжается до сих пор, а с введением ФГОС он приобрел еще большую актуальность и значимость. Сегодня появились новые возможности решения стоящих перед образованием задач.

Рабочая программа надпредметного курса «Мир деятельности» составлена на основе  нормативных документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
  2. Приказ Министерства образования и науки  РФ от 17.12.2010 № 1897;
  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Москва "Просвещение" 2012;
  4. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - СанПинН 2.4.2.2821 - 10 (утверждены Постановлением Главного государственного врача РФ от 03.03.2011 №19993);
  5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия г. Болхова».
  6. Устав МБОУ «Гимназия г. Болхова».

Цель программы:

формирование умения учиться на основе освоения универсальных учебных действий; теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания.

Задачи надпредметного курса:

  • Расширить представления учащихся об универсальных учебных действиях;
  • Познакомить с основными правилами работы с информацией;
  • Познакомить с разными типами работы с текстом, игровыми технологиями;
  • Научить работать в парах и группах, взаимодействовать с разных позиций (автор, понимающий, критик);
  • Формировать умения пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
  • Научить публично представлять результаты работы;
  • Формировать универсальные учебные действия.

 

Курс, основанный на технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, помогает ученикам:

  • учиться самостоятельно открывать, осваивать и применять новые знания и умения;
  • не бояться трудностей в учебе и выполнять с усердием задания любой сложности;
  • развивать навыки слаженной работы в группах; развивать качества, помогающие в учебе: активность, доброжелательность, трудолюбие, честность, любознательность;
  • учиться более увлеченно и результативно.

Факультатив «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.

I. Организационно-рефлексивнаяформирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т. д.

III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.

IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

Технология проведения занятий реализует деятельностный метод обучения, в основе которого лежит метод рефлексивной самоорганизации.

Общая характеристика факультатива

Факультатив «Мир деятельности» носит практическую направленность, предполагает освоение учащимися основ формирования универсальных учебных действий, способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетенций учащихся.

Содержание курса составляют сведения о различных видах работы с текстом, игровых технологиях, работе с разными источниками информации, что позволяет учащимся уже на начальном этапе овладевать необходимыми навыками по формированию универсальных учебных действий. В содержание программы внеурочной деятельности включены основные моменты учебной деятельности детей (целеполагание, анализ затруднений, работа с информацией, рефлексия). Для создания положительной мотивации к обучению используется занимательный материал, материал из разных областей, понятный и доступный обучающимся.

Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни, формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию и личностному самоопределению учащихся.

Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Основными методами обучения являются: словесно-иллюстративные методы, практические, наблюдение, сравнение, анализ и др.

Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра,  коллективные и индивидуальные  занятия, диалог, дискуссия, выступление, презентация и т.д.      

Место факультатива в учебном плане

Программа факультатива имеет деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер и рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Занятия по программе проводятся в урочное время.

Метапредметные результаты

освоения факультатива «Мир деятельности»

Основные требования к метапредметным результатам учащихся:

Знать основную цель и результат учебной деятельности.

Знать основные функции ученика и учителя на уроке.

Знать простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять.

Знать правила поведения «автора», «понимающего» и «критика»  в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать и принять на личностном уровне качества целеустремленность и самостоятельность.

Знать правила построения диалога, приобрести опыт их применения.

Уметь строить диалог со сверстниками.

Знать основные правила сотрудничества в командой работе, приобрести опыт работы в команде.

Знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для решения задач.

Знать основные правила работы с текстом, уметь их применять.

Знать и принять на личностном уровне качества самокритичность и уважение к другим, приобрести опыт их успешного применения.

Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – саморазвитие.

Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.

Уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия.

Уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений).

Иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности.

Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.

Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения.

Уметь формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения.

Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки.

Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.

Принимать каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая програма факультатива "Мир деятельности" »

МБОУ «Гимназия г. Болхова»


Рассмотрена на «Утверждаю»

Заседании МО учителей Директор

гуманитарного цикла МБОУ «Гимназия г. Болхова»

протокол № ___ ________________ Баева О. В

от ________________ Приказ № _____ от _________________



Рассмотрена и рекомендована

к утверждению

Педагогическим советом гимназии

протокол № ___ от ______________.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ФАКУЛЬТАТИВА

«Мир деятельности»

(5 класс, надпредметная программа, рассчитанная на 1 год обучения, 34 часа)



Составитель:

Минушкина Т. В.,

учитель русского языка и литературы.


















2014 г

Пояснительная записка

В современном обществе перед каждым педагогом и перед школой в целом стоит проблема формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условия безопасности, успешной самореализации и самовыражения каждого ученика.

Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.

Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. В российском образовании развитие идей нового типа обучения связано с именами К.Д. Ушинского и Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева и Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, сотен и тысяч ученых-педагогов и учителей, создававших основы практического перехода к школе саморазвития личности. Однако поиск удобных, эффективных, понятных учителю инструментов развивающего обучения продолжается до сих пор, а с введением ФГОС он приобрел еще большую актуальность и значимость. Сегодня появились новые возможности решения стоящих перед образованием задач.

Рабочая программа надпредметного курса «Мир деятельности» составлена на основе нормативных документов:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897;

  3. Фундаментальное ядро содержания общего образования. Москва "Просвещение" 2012;

  4. Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - СанПинН 2.4.2.2821 - 10 (утверждены Постановлением Главного государственного врача РФ от 03.03.2011 №19993);

  5. Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия г. Болхова».

  6. Устав МБОУ «Гимназия г. Болхова».

Цель программы:

формирование умения учиться на основе освоения универсальных учебных действий; теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания.

Задачи надпредметного курса:

  • Расширить представления учащихся об универсальных учебных действиях;

  • Познакомить с основными правилами работы с информацией;

  • Познакомить с разными типами работы с текстом, игровыми технологиями;

  • Научить работать в парах и группах, взаимодействовать с разных позиций (автор, понимающий, критик);

  • Формировать умения пользоваться различными источниками информации, ресурсами;

  • Научить публично представлять результаты работы;

  • Формировать универсальные учебные действия.


Курс, основанный на технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, помогает ученикам:

  • учиться самостоятельно открывать, осваивать и применять новые знания и умения;

  • не бояться трудностей в учебе и выполнять с усердием задания любой сложности;

  • развивать навыки слаженной работы в группах; развивать качества, помогающие в учебе: активность, доброжелательность, трудолюбие, честность, любознательность;

  • учиться более увлеченно и результативно.

Факультатив «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.

I. Организационно-рефлексивнаяформирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).

II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т. д.

III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.

IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.

Технология проведения занятий реализует деятельностный метод обучения, в основе которого лежит метод рефлексивной самоорганизации.

Общая характеристика факультатива

Факультатив «Мир деятельности» носит практическую направленность, предполагает освоение учащимися основ формирования универсальных учебных действий, способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетенций учащихся.

Содержание курса составляют сведения о различных видах работы с текстом, игровых технологиях, работе с разными источниками информации, что позволяет учащимся уже на начальном этапе овладевать необходимыми навыками по формированию универсальных учебных действий. В содержание программы внеурочной деятельности включены основные моменты учебной деятельности детей (целеполагание, анализ затруднений, работа с информацией, рефлексия). Для создания положительной мотивации к обучению используется занимательный материал, материал из разных областей, понятный и доступный обучающимся.

Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни, формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию и личностному самоопределению учащихся.

Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.

Основными методами обучения являются: словесно-иллюстративные методы, практические, наблюдение, сравнение, анализ и др.

Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра,  коллективные и индивидуальные занятия, диалог, дискуссия, выступление, презентация и т.д.

Место факультатива в учебном плане

Программа факультатива имеет деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер и рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Занятия по программе проводятся в урочное время.

Метапредметные результаты

освоения факультатива «Мир деятельности»

Основные требования к метапредметным результатам учащихся:

Знать основную цель и результат учебной деятельности.

Знать основные функции ученика и учителя на уроке.

Знать простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять.

Знать правила поведения «автора», «понимающего» и «критика» в совместной работе, приобрести опыт их применения.

Знать и принять на личностном уровне качества целеустремленность и самостоятельность.

Знать правила построения диалога, приобрести опыт их применения.

Уметь строить диалог со сверстниками.

Знать основные правила сотрудничества в командой работе, приобрести опыт работы в команде.

Знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для решения задач.

Знать основные правила работы с текстом, уметь их применять.

Знать и принять на личностном уровне качества самокритичность и уважение к другим, приобрести опыт их успешного применения.

Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – саморазвитие.

Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.

Уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия.

Уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений).

Иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности.

Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.

Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения.

Уметь формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения.

Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки.

Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.

Принимать каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.




Тематическое планирование факультатива «Мир деятельности»


Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

теория

практика

1

Учиться… А что это значит?

1

1


2

Личностные качества ученика

1

1


3

Затруднение – мой помощник в учении.

1

1


4

Ставлю цель.

1


1

5

Работаем вместе.

10

3

7

6

Информация.

6

2

4

7

Работа с текстом.

6

2

4

8

Игровые технологии.

6

2

4

9

Рефлексия

1


1

10

Итоговое обобщение

1


1


Итого

34

12

22

































Содержание программы факультатива «Мир деятельности»


Тема 1. Учиться… А что это значит?

Знание, как общемировая ценность. Учитель и ученик. Мотивация в учебной деятельности. Самомотивация как значимая составляющая успеха учебной деятельности.


Тема 2. Личностные качества ученика.

Активность в учебной деятельности. Терпение в учебной деятельности. Честность в учебной деятельности. Доброжелательность. Вера в себя. Целеустремленность. Самокритичность. Ответственность. Уважение и терпимость к другим. Сотрудничество.


Тема 3. Затруднение – мой помощник в учении.

Что такое затруднение? Причина затруднения. Типы фиксации индивидуального затруднения. Как найти выход?


Тема 4. Ставлю цель.

Представление о цели в учебной деятельности. Алгоритм постановки цели. Не бывает цели без решения конкретных задач.


Тема 5. Работаем вместе.

Работа в парах (Чтение. Суммирование прочитанного в парах). Работа в группах (Кластер, карта ума, сводная таблица, «Зигзаг», «Идеал», «Фишбон»). Слушаю и слышу. Я – автор, я – понимающий, я – критик. Что такое диалог? Что такое дискуссия. Как не вступать в конфликт.


Тема 6. Информация.

Что такое информация. Поиск информации. Представление информации. Компьютерная обработка информации. Этические нормы работы с информацией.

Тема 7. Работа с текстом.

Кластер. «Бортовой журнал». Двучастный дневник. «Кольца Вена». «Мышление под прямым углом». «Фишбон», «Ключевые слова». «Плюс – Минус – Интересно». Разметка текста «INSERT».


Тема 8. Игровые технологии.

Можно ли учиться и играть? Игра "Часики". Игра «Барометр». Игра «Крестики – нолики».


Тема 9. Рефлексия.

«Экран рефлексии». «Шесть шляп мышления». «Шесть фигур мышления». «Гайд-парк». «Кольца Вена». «Плюс-минус-интересно». «Знаю – Хочу узнать – Узнал».

Тема 10 Итоговое обобщение.





Список литературы

1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2011.

2 Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа». // Вестник образования, № 4, 2010.

3 Дистервег А. Руководство для немецких учителей. – М.: Издательство К.И. Тихомирова, 1913. – С. 94.

Приложение 1. Нормативная база реализации образовательной системы «Школа 2000...». Всю нормативную базу можно скачать на сайтеwww.sch2000.ru.

Лазарев В.С. Становление и развитие учебной деятельности в развивающем обучении // В сб.: «Развивающее образование: Нерешенные проблемы развивающего образования». – М. С. 50–51.

Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2006.

Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.

Петерсон Л.Г. Деятельностный метод обучения: образовательная система «Школа 2000…» / Построение непрерывной сферы образования. Монография. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2007.

8 Там же.

Анисимов О.С. Гегель: мышление и развитие (путь к культуре мышления). – М.: «Агро-Вестник», АМБ-агро, 2000.

10 Петерсон Л.Г., Агапов Ю.В., Кубышева М.А., Петерсон В.А.. Система и структура учебной деятельности в контексте современной методологии. – М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000…», 2006.

11 Петерсон Л.Г., Кубышева М.А. Типология уроков деятельностной направленности. − М.: УМЦ «Школа 2000...», 2008.

12 Более подробный анализ УУД, выполняемых учащимися на каждом этапе, приведен в методическом пособии: «Как перейти к реализации ФГОС по образовательной системе деятельностного метода обучения “Школа 2000...”» / Под ред. Л.Г. Петерсон. − М.: АПК и ППРО, УМЦ «Школа 2000...», 2010.

13 Более подробно с дидактической системой деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон («Школа 2000...») можно познакомиться в учебно-методических пособиях, представленных в разделе «Дополнительная литература».

14 Приложение 1. Нормативная база реализации образовательной системы «Школа 2000...».

15 Гусева Е.А. Система мониторинга психического развития учащихся и психологического состояния педагогов / В сб.: «Школа 2000…». Непрерывность образования: дидактическая система деятельностного метода. Приложение к выпуску № 5. – М.: УМЦ «Школа 2000…», 2005.

Материалы для психологов экспериментальных площадок Центра СДП «Школа 2000...» АПК и ППРО: Методическое пособие /Под ред. Е.А. Гусевой. – М.: УМЦ «Школа 2000...», 2011.

16 Психологическое исследование проводится в соответствии с возможностью школы и обрабатывается непосредственно школьным психологом.

17 Примерная основная образовательная программа для образовательных учреждений, использующих образовательную систему Л.Г. Петерсон («Школа 2000…»), здесь: /documents_letters/

18 Системы типовых задач для оценки сформированности универсальных учебных действий: комплексные работы для определения метапредметных результатов образования у учеников 1 и 2 классов (Титаренко Н.Н., Ашмарина В.Н., Пинженина С.В.); диагностика способностей в русле мыследеятельностной педагогики (Глазунова О.И., Иванова Е.Ю.), психологические исследования развития познавательной деятельности (Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребенка. Дошкольный и младший школьный возраст/ Семаго Н.Я. Семаго М.М.: Айрис-пресс, 2005) и др.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Всем учителям

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Рабочая програма факультатива "Мир деятельности"

Автор: Минушкина Татьяна Владимировна

Дата: 30.10.2014

Номер свидетельства: 124495

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства