Пояснительная записка
В современном обществе перед каждым педагогом и перед школой в целом стоит проблема формирования у детей личностных качеств созидателя, творца, универсальных учебных умений и способностей как условия безопасности, успешной самореализации и самовыражения каждого ученика.
Новый Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) выдвигает в качестве приоритета развития российского образования задачу формирования у учащихся не просто знаний и умений по различным предметам, а метапредметных умений и способностей к самостоятельной учебной деятельности, готовности к самоизменению, самовоспитанию и саморазвитию.
Эти ценностные ориентиры образования были осознаны сотни лет назад. В российском образовании развитие идей нового типа обучения связано с именами К.Д. Ушинского и Д.И. Писарева, П.Ф. Каптерева и Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева и П.Я. Гальперина, Л.В. Занкова и В.В. Давыдова, сотен и тысяч ученых-педагогов и учителей, создававших основы практического перехода к школе саморазвития личности. Однако поиск удобных, эффективных, понятных учителю инструментов развивающего обучения продолжается до сих пор, а с введением ФГОС он приобрел еще большую актуальность и значимость. Сегодня появились новые возможности решения стоящих перед образованием задач.
Рабочая программа надпредметного курса «Мир деятельности» составлена на основе нормативных документов:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.12.2010 № 1897;
- Фундаментальное ядро содержания общего образования. Москва "Просвещение" 2012;
- Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях - СанПинН 2.4.2.2821 - 10 (утверждены Постановлением Главного государственного врача РФ от 03.03.2011 №19993);
- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Гимназия г. Болхова».
- Устав МБОУ «Гимназия г. Болхова».
Цель программы:
формирование умения учиться на основе освоения универсальных учебных действий; теоретическое осмысление каждым учеником общих законов организации своей учебной деятельности, освоение ценностей и способов познания.
Задачи надпредметного курса:
- Расширить представления учащихся об универсальных учебных действиях;
- Познакомить с основными правилами работы с информацией;
- Познакомить с разными типами работы с текстом, игровыми технологиями;
- Научить работать в парах и группах, взаимодействовать с разных позиций (автор, понимающий, критик);
- Формировать умения пользоваться различными источниками информации, ресурсами;
- Научить публично представлять результаты работы;
- Формировать универсальные учебные действия.
Курс, основанный на технологии деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон, помогает ученикам:
- учиться самостоятельно открывать, осваивать и применять новые знания и умения;
- не бояться трудностей в учебе и выполнять с усердием задания любой сложности;
- развивать навыки слаженной работы в группах; развивать качества, помогающие в учебе: активность, доброжелательность, трудолюбие, честность, любознательность;
- учиться более увлеченно и результативно.
Факультатив «Мир деятельности» состоит из четырех параллельно развивающихся содержательно-методических линий.
I. Организационно-рефлексивная: формирование в достаточной полноте регулятивных УУД, предусмотренных ФГОС, и умения учиться в целом (мотивация к учебной деятельности, умение выполнять пробное учебное действие, фиксировать затруднение в учебной деятельности, выявлять его причину, ставить цель, составлять план действий, осуществлять выбор способов и средств достижения цели, реализовывать проект, проводить самоконтроль и самооценку собственных учебных действий, коррекцию ошибок и т.д.).
II. Коммуникативная: формирование норм поведения в классе, норм общения, норм коммуникативного взаимодействия, волевая саморегуляция и т. д.
III. Познавательная: организация саморазвития познавательных процессов, знакомство с методами и средствами познания, методами работы с информацией и т.д.
IV. Ценностная: формирование нравственно-этических норм, ценностных ориентиров, норм самовоспитания, здоровьесбережения и т.д.
Технология проведения занятий реализует деятельностный метод обучения, в основе которого лежит метод рефлексивной самоорганизации.
Общая характеристика факультатива
Факультатив «Мир деятельности» носит практическую направленность, предполагает освоение учащимися основ формирования универсальных учебных действий, способов деятельности, положенных в основу формирования ключевых компетенций учащихся.
Содержание курса составляют сведения о различных видах работы с текстом, игровых технологиях, работе с разными источниками информации, что позволяет учащимся уже на начальном этапе овладевать необходимыми навыками по формированию универсальных учебных действий. В содержание программы внеурочной деятельности включены основные моменты учебной деятельности детей (целеполагание, анализ затруднений, работа с информацией, рефлексия). Для создания положительной мотивации к обучению используется занимательный материал, материал из разных областей, понятный и доступный обучающимся.
Актуальность программы заключается в практическом применении полученных знаний и умений школьниками в повседневной жизни, формирование мотивации к целенаправленной познавательной деятельности, саморазвитию и личностному самоопределению учащихся.
Практическая направленность содержания - содержание курса обеспечивает приобретение знаний и умений, позволяющих в дальнейшем использовать их как в процессе обучения в разных дисциплинах, так и в повседневной жизни для решения конкретных задач.
Основными методами обучения являются: словесно-иллюстративные методы, практические, наблюдение, сравнение, анализ и др.
Формы занятий внеурочной деятельности: беседа, игра, коллективные и индивидуальные занятия, диалог, дискуссия, выступление, презентация и т.д.
Место факультатива в учебном плане
Программа факультатива имеет деятельностную и практическую направленность, носит метапредметный характер и рассчитана на 1 год обучения (34 часа в год, 1 час в неделю). Занятия по программе проводятся в урочное время.
Метапредметные результаты
освоения факультатива «Мир деятельности»
Основные требования к метапредметным результатам учащихся:
Знать основную цель и результат учебной деятельности.
Знать основные функции ученика и учителя на уроке.
Знать простейшие правила работы в паре и в группе, уметь их применять.
Знать правила поведения «автора», «понимающего» и «критика» в совместной работе, приобрести опыт их применения.
Знать и принять на личностном уровне качества целеустремленность и самостоятельность.
Знать правила построения диалога, приобрести опыт их применения.
Уметь строить диалог со сверстниками.
Знать основные правила сотрудничества в командой работе, приобрести опыт работы в команде.
Знать основные правила поиска и представления информации, уметь их использовать для решения задач.
Знать основные правила работы с текстом, уметь их применять.
Знать и принять на личностном уровне качества самокритичность и уважение к другим, приобрести опыт их успешного применения.
Знать и принять на личностном уровне ценность жизни – саморазвитие.
Уметь осознанно осуществлять пробное учебное действие.
Уметь грамотно фиксировать свое индивидуальное затруднение по результатам выполнения пробного действия.
Уметь формулировать причину затруднения как свою конкретную проблему (отсутствие у меня определенных знаний, умений).
Иметь представления о качествах личности, которые помогают ученику успешно учиться: активность, честность, терпение, доброжелательность; приобрести позитивный опыт их проявления в учебной деятельности.
Уметь грамотно фиксировать свои индивидуальные затруднения в решении учебных задач и осознанно переходить к обдумыванию способа преодоления возникших затруднений.
Уметь воспроизводить свои реальные учебные действия при решении учебных задач и определять причину затруднения.
Уметь формулировать цель открытия нового знания исходя из соответствующей причины затруднения.
Уметь выполнять самоконтроль правильности учебных действий, в выполнении которых были зафиксированы затруднения, использовать инструменты для самопроверки.
Уметь осуществлять коррекцию собственных учебных действий на основе алгоритма исправления ошибок.
Принимать каждого ученика в коллективе как ценного для решения общих задач.