Организация процесса обучения в первом классе в адаптационный период
Организация процесса обучения в первом классе в адаптационный период
Статья подготовлена на основании "Методических рекомендаций по организации процесса обучения в первом классе в адаптационный период (сентябрь-октябрь)" (Письмо Минпросвещения России от 01.07.2025 N 03-1326 "О направлении информации")
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация процесса обучения в первом классе в адаптационный период»
Организация процесса обучения в первом классе в адаптационный период (сентябрь-октябрь)
2 слНачало школьной жизни – серьёзное испытание для большинства детей, приходящих в первый класс, связанное с резким изменением всего образа жизни. Они должны привыкнуть к коллективу, к новым требованиям, к повседневным обязанностям. Поэтому школа должна создать психолого-педагогические условия для благоприятной адаптации первоклассников к школьному обучению. При этом необходимо учитывать требования федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказомМинпросвещения России от 31 мая 2021 г. N 286, требования санитарных правилСП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. N 28 и методические рекомендации, о которых мы сегодня и будем говорить.
3 слАдаптация (от лат. adaptatio - приспособление) отражает способность любого живого организма приспосабливаться к различным условиям природной и социальной среды. Это явление свойственно человеку и отражает его стремление не только физически приспособиться к среде обитания, но, прежде всего, социализироваться: включиться в систему новых отношений и общественных связей. Начало обучения в школе связано с периодом привыкания первоклассника к новому этапу социализации, включения личности в новую для него учебную деятельность и систему новых отношений со взрослыми, сверстниками, самим собой.
Чтобы процесс адаптации протекал успешно и не влиял негативно на эмоциональное состояние первоклассника, его здоровье и учебные достижения, учителю необходимо знать, какие признаки характеризуют явление дезадаптации, какие требования предъявляются к организации обучения в первые месяцы учебного года.
Признаки дезадаптации первоклассника можно классифицировать по влиянию на организм ребенка:
изменения в физическом и эмоциональном состоянии. Ребенок беспокойно спит, с трудом просыпается; теряет аппетит; выглядит усталым, утомленным, жалуется на плохое самочувствие ("Можно я сегодня в школу не пойду, у меня голова болит_");
трудности формирования учебной деятельности (неуспешность освоения учебного материала; низкая мотивация учения; учебная пассивность; отсутствие познавательного интереса; отказ от выполнения требований учителя; нежелание выполнять домашние задания). Все это становится причиной возникновения устойчивой неуспеваемости;
создание видимости участия в деятельности - проявление низкой работоспособности, отсутствие интереса к предлагаемым заданиям; частый отказ от их выполнения. Ребенок как бы отсутствует на уроке, его взгляд рассеян, он не слышит, что говорит учитель и не реагирует на его слова;
изменения в психической деятельности: резко снижается коммуникативная активность (скован при общении с одноклассниками, стесняется отвечать прилюдно (у доски); очевидна низкая самооценка; страх перед любыми формами контроля);
нежелание ребенка разговаривать о школе и его школьных делах: отказывается отвечать на вопросы о школе, делиться своими впечатлениями о прошедшем школьном дне; стремление переключить разговор на другие темы; негативные отзывы об учителе ("строгая, придирается", "задает трудные задания", "старая, некрасивая"); жалобы на события, происходящие в школе ("заставляют всё есть в столовой", "дети толкаются в раздевалке", "Колька на мое место сел!").
Предлагаемые методические рекомендации помогут учителю начальных классов организовать период обучения первоклассников без рисков развития дезадаптации: организовать режим дня, целесообразный для первых двух месяцев протекания адаптационного периода; устранить возможные признаки переутомления и нарушения положительного эмоционального состояния; сформировать интерес к учебной деятельности и уверенность ученика в том, что у него все получится и он будет успешным в учении.
В данных рекомендациях даны:
4 сл1. Условия благополучного протекания адаптационного периода первоклассников:
Благоприятный, эмоционально-положительный психологический климат в классе
Необходимо строить процесс обучения с учетом индивидуальных особенностей детей.
Обеспечение неформального общения с учителями и с одноклассниками.
Наладить отношения с семьей ребенка, который проявляет признаки дезадаптации.
5 сл2. Требования к организации режима школьного дня для первоклассников в сентябре-октябре:
Ступенчатый режим обучения.
Снижение учебной нагрузки в сентябре-октябре – 3 урока в день по 35 минут каждый, в ноябре-декабре – по 4 урока в день по 35 минут каждый. Обратите внимание, что с января по май уроки в 1 классе по 40 минут, даже если в школе принят 45-минутный режим для остальных классов.
Расписание уроков составляется с учетом дневной и недельной умственной работоспособности обучающихся и шкалы трудности учебных предметов, определенной гигиеническими нормативами. Для предупреждения переутомления в течение недели обучающиеся должны иметь облегченный учебный день в среду или в четверг.
6 сл
Организация мероприятий для обеспечения двигательной активности и профилактики переутомления.
Двигательная активность является естественной потребностью детей младшего школьного возраста, поэтому в середине учебного дня педагог организует динамическую паузу не менее 40 минут.Вместо одной большой перемены допускается после 2 и 3 уроков устанавливать две перемены по 20 минут каждая. Проведение физкультминутки на уроке обязательно.
Также рекомендуется организовать уроки физической культуры на свежем воздухе, увеличить время на подвижные игры средней и большой активности. Целесообразны игры с различными предметами: мячами, скакалками, гимнастическими палками, обручами.
В целях обеспечения оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях необходимо использовать методические рекомендации, утвержденные Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 10 ноября 2023 г. "МР 2.4.0331-23. 2.4. Гигиена детей и подростков. Методические рекомендации по обеспечению оптимизации учебной нагрузки в общеобразовательных организациях".
7 сл
Особенности контрольно-оценочной деятельности в первом классе.
Учитель организует необходимую работу по ознакомлению детей, их родителей с особенностями контрольно-оценочной деятельности в первом классе, разъясняет им необходимость и целесообразность идеи организации контроля достижений ребенка без балльной оценки.
Результаты работы первоклассников оцениваются только словесно.
В начале 1 класса проводится стартовая диагностика и выступает как основа (точка отсчёта) для оценки динамики образовательных достижений обучающихся. Объектом оценки в рамках стартовой диагностики является сформированность предпосылок учебной деятельности, готовность к овладению чтением, грамотой и счётом.
Проведение стартовой диагностики регламентируется ФОП НОО. Она может проводиться администрацией ОО или педагогическими работниками. Результаты стартовой диагностики являются основанием для корректировки учебных программ и индивидуализации учебного процесса.Важно: стартовая диагностика не является контрольной работой и не оценивается по баллам, а направлена на выявление уровня готовности детей к обучению и определение индивидуальных образовательных потребностей.
Не рекомендуются домашние задания.
8 слБолее подробно остановимся на планировании недельной нагрузки в условиях ее уменьшения. В методических рекомендациях говорится о том, что в сентябре-октябре недельная нагрузка первоклассников не превышает 15 часов, то есть при пятидневной учебной неделе - 3 урока в день.
Как же сокращаются часы? При сокращении часов необходимо учитывать следующие рекомендации.
В первую очередь уменьшаются часы учебных предметов, которые имеют максимальное количество баллов по шкале трудности - математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение. Вместе с тем сокращение допускается не более, чем 1 час в неделю по каждому предмету. Учебные предметы "Русский язык", "Математика" сокращаются на один час в неделю, а "Литературное чтение" на 0,5 часа.
Учебный предмет "Окружающий мир" относится к числу наиболее объемных по содержанию текстов в учебнике, объяснений учителя, бесед, поэтому является трудным для восприятия, чтения первоклассниками и их общения во время учебных занятий. Учитывая особенности адаптационного периода, целесообразно в сентябре-октябре проводить по 1 уроку в неделю.
"Труд (технология)" - учебный предмет, который требует развития умений пользоваться ножницами, осуществлять измерения с помощью линейки, складывать бумагу, делать аппликацию и др., поэтому рекомендуется в период адаптации к школе уменьшить число часов и проводить уроки труда через неделю. Это позволит в медленном темпе начать становление умений и навыков, которыми дети не овладели в период дошкольного детства.
Учебные предметы "Музыка" и "Изобразительное искусство" сокращаются на 0,5 часа. Это означает, что возможны два варианта планирования этих уроков: 1) проведение одного урока в неделю в режиме интеграции содержания изо и музыки; 2) проведение по очереди уроков по изо и музыке: первая и третья неделя - урок изобразительного искусства; вторая и четвертая неделя - урок музыки.
9 слПример распределения часов по учебным предметам на слайде.
При сокращении учебных часов в адаптационный период необходимо:
а) избегать сокращения общего объема учебного времени, отводимого в программе на отработку действий звукового анализа и моделирования, так как они являются основой успешности дальнейшего изучения русского языка, фундаментом будущей орфографической грамотности;
б) не планировать изучение на одном уроке двух разных букв и не исключать обобщающие уроки, на которых предусмотрена отработка группы изученных букв;
в) исключить интенсификацию обучения написания букв и не сокращать подготовительный период до введения первой буквы, поскольку современные первоклассники не отличаются высоким уровнем развития мелкой моторики, у многих обучающихся существуют проблемы со зрительным и пространственным восприятием, со зрительно-моторными координациями; если в первые недели ускорять процесс овладения графическим навыком и не давать первоклассникам возможности преодолеть имеющиеся проблемы, то у значительного числа детей проблемы с почерком останутся надолго.
Таким образом, при сокращении на один час количества уроков русского языка нецелесообразно объединять содержание нескольких предусмотренных программой уроков в один.
Укрупнение тем можно начинать примерно в декабре-феврале, когда для большинства первоклассников адаптационный период уже пройден, алгоритм изучения букв отработан. Восполнить это за счет резерва учебных часов, заложенного в федеральной рабочей программе.
10 слКомпенсировать содержание учебных предметов в сентябре-октябре можно за счёт внеклассных мероприятий предметной направленности.
Например, в литературном чтении предусмотрены уроки, направленные на восприятие художественного произведения через слушание. Такие уроки могут проводиться в форме внеклассного мероприятия, где будет присутствовать разыгрывание отдельных сцен и диалогов героев (элементы театрализации), инсценирование и другие.
По окружающему миру это рекомендуется за счёт проведения наблюдений, целевых прогулок и экскурсий в природу, в учреждения культуры и места трудовой деятельности людей.
По математике - игры на школьной спортивной площадке (со счетом, использованием математической терминологии - круг, прямоугольная форма и др.), экскурсия по школе, составление маршрутов, обсуждение устройства пришкольного участка, работа с наглядными пособиями, обсуждения и практические действия во время прогулки (сравнение размеров доступных объектов на глаз, прикладыванием, с помощью выбранной мерки), экскурсия в кабинет математики (знакомство с измерительными инструментами, пространственными фигурами и др.), игры в кабинете (конструктор, Танграм и другие), сюжетно-ролевые и дидактические игры под руководством педагога, чтение и составление графика дежурств, календаря или дневника природы и др.
В приложении методическихрекомендаций представлен примерный список игр для первоклассников.
Важно: при проведении данных мероприятий использовать формы, отличные от урока.
Дополнительно обращаем внимание на то, что по итогам адаптационного периода необходимо провести мониторинг готовности обучающихся к дальнейшему обучению, в случае выявления детей, испытывающих трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации, организовать работу по психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся в соответствии со статьей 42 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ.
Кроме того, работа с детьми младшего школьного возраста, испытывающими трудности при изучении учебных предметов, должна вестись на протяжении всего обучения на уровне начального общего образования. Методическое пособие для учителя начальной школы по данному вопросу размещено на сайте "Единое содержание общего образования" (https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2025/01/trudnosti_noo_2024.pdf ).