kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация проектной деятельности школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

 С самых малых лет дети становятся исследователями, они познают мир, делают свои маленькие открытия. В частности, эти открытия происходят через игровую деятельность, свободный поиск. Когда дети переступают порог школы, они примеряют на себя новую социальную роль ученика.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности школьников»

Организация проектной деятельности школьников


Современное образование ставит перед собой одну из главных задач: формировать потребность к самообучению и саморазвитию.

С самых малых лет дети становятся исследователями, они познают мир, делают свои маленькие открытия. В частности, эти открытия происходят через игровую деятельность, свободный поиск. Когда дети переступают порог школы, они примеряют на себя новую социальную роль ученика. И многие теряют этот навык исследователя, думая, что им стоит «впитывать» только знания и умения, которые преподносят в школе.

Проблема выбора необходимого метода работы возникает перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие и роль учителя также должна быть другой.

Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.

Не меньшее значение имеют проектная и исследовательская технологии обучения. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.

Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (создание прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта и состояния).

Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.

Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта даже его модели или прототипа. Исследование по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.

Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи.

Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:

  • развитие познавательных умений и навыков учащегося;

  • умение ориентироваться в информационном пространстве;

  • умение самостоятельно конструировать свои знания;

  • умение интегрировать знания из различных областей наук;

  • умение критически мыслить.

Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно-ориентированной педагогики.

Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:

  • наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

  • практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

  • самостоятельную деятельность ученика;

  • структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

  • использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение, выводы.

Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.

А для этого учителю необходимо:

  • владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;

  • уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;

  • устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащегося на поиск решения поставленной задачи;

  • уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.

Включение школьников в проектную деятельность учит из размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом.

Основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельной найденный и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сам по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.

Включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решении проблем и коммуникации. Заранее предлагать темы проектов, инструктировать учащегося по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Учащиеся выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации. Учитель выступает в роли консультанта, помогает решить возникающие «технические» проблемы.

Участие учащегося в конкурсе проектных работ стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, является самой главной, честной, и справедливой оценкой труда учащегося.

Любая исследовательская работа включает в себя следующие этапы:

  • определение темы;

  • постановка цели и задач, определение источников информации;

  • выбор критериев оценки.

Основной этап – разработка проектов (сбор и уточнение информации).

Заключительный этап – защита проектов.

В подготовительный период только выбирается тема для исследования, определяются задачи и собирается информация о предмете изучения в литературе, интернет ресурсах.

Включить школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. В начале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, технологии и форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже во 2-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.

Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов из близких к областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находится в зоне их ближайшего развития.

Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс).

Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности учителю следует выстраивать свою работу с детьми от однопредметных проектов к межпредметным от личных проектов к групповым и общеклассным.

Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов.

А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

Я как учитель рассматриваю организацию учебных исследований с младшими школьниками как особое направление, прежде всего внеклассной работы.

Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований – развитие исследовательской, творческой активности детей.

Эта работа на данном этапе проводится индивидуально – только с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы.

Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности я начала с вопросов самих же учащихся. Моих учеников интересовали такие вопросы:

  • Можем ли создать в классе зеленый уголок?

  • Почему мы чувствуем себя вяло и хочется спать?

  • Сколько весит наша школьная сумка и как она влияет на наше здоровье?

Познакомила детей с тем, что такое проект, познакомила с некоторым теоретическим материалом. Затем на родительском собрании проинформировала родителей.

Первый проект был по предмету «Окружающий мир». После изучения темы «Комнатные растения». Это был коллективный проект, в котором дети распределили свои роли и следовали плану. Во время защиты дети очень волновались. Готовили эту работу на школьный этап конкурса «Я исследователь». Результат – участники.

Очень активно применяла метод проектов на уроках чтения и окружающего мира. Дети оформляли проекты по-разному, кто-то в бумажном варианте, были и презентации.

От урока к уроку, от проекта к проекту дети набирались опыта, развивалась их речь, память, учились оценивать себя и выступление одноклассников.

Начиная со второго полугодия первого класса те дети, которым это было интерсено, делали сообщения на различные темы по окружающему миру. Работая над сообщением, дети обращались к различным источникам информации – словари, энциклопедии, интернет ресурсы.

Материал дети представляют в различном варианте – кто-то в устной форме, кто-то готовит сообщение от руки, кто-то в печатном виде, у кого какая возможность и желание. Но обязательно добиваюсь, чтобы материал, который готовят дети, был им понятен и доступен, а не просто скачан с интернета.

Лебедева Карина работала над темой «Как влияет полярная ночь на здоровье детей». Она исследовала самочувствие детей нашего класса во время полярных ночей и сравнивала результаты. Тема была для нее интересной и она с увлечением о ней рассказала. С этой работой Карина стала победителем в научно-практической конференции.

Также на уроках окружающего мира, изучая зимующих птиц, мы с ребятами решили выполнить творческие проекты – изготовить кормушки. Каждый ученик защищал свой проект – кормушку, сделанную своими руками. В результате птички получили 16 домиков.

Новые стандарты требуют нестандартного подхода к обучению школьников. Поиск новых форм и приемов организации обучения и воспитания школьников в наше время – явление необходимое. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика. Организацию его внеурочной деятельности.

Исследовательская работа ребенка – это не просто работа. Это путь формирования особого стиля учебной деятельности. Он позволяет изменять обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. У детей формируется самое важное – потребность в познавательной деятельности.

На этих подходах исследовательский путь нашего класса не окончен. Совместно с учащимися и родителями, мы ищем новые пути в развитии индивидуальности и познавательной активности детей.

СВЕДЕНИЯ

об участии моих учеников в научно-исследовательской работе


Уч. год

ФИО

ученика

Название работы

Уровень

Участие

Результат

2017-2018

Попова Виталина

Мой веселый дружный класс

Муниципальный

Межулусная научно-практическая конференция «Орловские чтения», посвященная 125-летию Кюсюрской средней школы

Сертификат

2017-2018

Корякин Георгий

Мой дедушка – учитель географии

Муниципальный

Межулусная научно-практическая конференция «Орловские чтения», посвященная 125-летию Кюсюрской средней школы

Грамота

2017-2018

Кривошапкина Анна

Моей школе 125 лет

Муниципальный

Межулусная научно-практическая конференция «Орловские чтения», посвященная 125-летию Кюсюрской средней школы

Всероссийский конкурс исследовательских и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь»

2 место









Сертификат

2017-2018

Лебедева Карина

Петр Винокуров – работник цирка

Муниципальный

Межулусная научно-практическая конференция «Орловские чтения», посвященная 125-летию Кюсюрской средней школы

1 место

2017-2018

Шахурдина Дарина


Муниципальный

Всероссийский конкурс исследовательских и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь»

Сертификат

2017-2018

Старостина Уруйдаана

Сколько весит здоровье ученика

Муниципальный

Всероссийский конкурс исследовательских и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь»

Лауреат I степени

2017-2018

Лебедева Карина

Влияние полярной ночи на моих одноклассников

Муниципальный

Всероссийский конкурс исследовательских и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь»

Лауреат I степени

2018-2019

Лебедева Карина

Северный олень

Муниципальный

Научно-практическая конференция, посвященная жизни и деятельности почетного оленевода Булунского улуса Никитина М.П.

Грамота

2018-2019

Семенов Александр

Награды и медали моего дедушки почетного оленевода Булунского улуса Никитина М.П.

Муниципальный

Научно-практическая конференция, посвященная жизни и деятельности почетного оленевода Булунского улуса Никитина М.П.

Грамота

2019-2020

Кривошапкина Анна

Старостина Уруйдаана

Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Муниципальный

Всероссийский конкурс исследовательских и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь»

Победители

2019-2020

Шахурдина Дарина

Моя бабушка – моя гордость!

Муниципальный

Всероссийский конкурс исследовательских и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь»

Победитель



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация проектной деятельности школьников

Автор: Никитина Прасковья Иннокентьевна

Дата: 13.12.2020

Номер свидетельства: 566797

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Организация проектной деятельности школьников при изучении антропонимики "
    ["seo_title"] => string(82) "orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-shkol-nikov-pri-izuchienii-antroponimiki"
    ["file_id"] => string(6) "227236"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1440665838"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Организация проектной деятельности школьников на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(80) "orghanizatsiia_proiektnoi_dieiatiel_nosti_shkol_nikov_na_urokakh_russkogho_iazyk"
    ["file_id"] => string(6) "409571"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1492359405"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Курсовая работа на тему: "Организация проектной деятельности в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(88) "kursovaia-rabota-na-tiemu-orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "153221"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1420983291"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Статья "Организация проектной деятельности на уроках информатики" "
    ["seo_title"] => string(72) "stat-ia-orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-informatiki"
    ["file_id"] => string(6) "124316"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414682300"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) ""Организация проектной деятельности в начальной школе" "
    ["seo_title"] => string(62) "orghanizatsiia-proiektnoi-dieiatiel-nosti-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "125313"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414949254"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства