С самых малых лет дети становятся исследователями, они познают мир, делают свои маленькие открытия. В частности, эти открытия происходят через игровую деятельность, свободный поиск. Когда дети переступают порог школы, они примеряют на себя новую социальную роль ученика.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности школьников»
Организация проектной деятельности школьников
Современное образование ставит перед собой одну из главных задач: формировать потребность к самообучению и саморазвитию.
С самых малых лет дети становятся исследователями, они познают мир, делают свои маленькие открытия. В частности, эти открытия происходят через игровую деятельность, свободный поиск. Когда дети переступают порог школы, они примеряют на себя новую социальную роль ученика. И многие теряют этот навык исследователя, думая, что им стоит «впитывать» только знания и умения, которые преподносят в школе.
Проблема выбора необходимого метода работы возникает перед педагогами всегда. Но в новых условиях нам необходимы новые методы, позволяющие по-новому организовать процесс обучения, взаимоотношения между учителем и учеником. Ученики сегодня другие и роль учителя также должна быть другой.
Нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы обучения.
Не меньшее значение имеют проектная и исследовательская технологии обучения. Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике.
Проектный метод обучения предполагает процесс разработки и создания проекта (создание прототипа, прообраза, предполагаемого или возможного объекта и состояния).
Исследовательский метод обучения предполагает организацию процесса выработки новых знаний.
Принципиальное отличие исследования от проектирования состоит в том, что исследование не предполагает создания какого-либо заранее планируемого объекта даже его модели или прототипа. Исследование по сути, - процесс поиска неизвестного, новых знаний, один из видов познавательной деятельности.
Исследование – бескорыстный поиск истины, а проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи.
Вместе с тем в основе и метода проектов, и метода исследований лежат:
развитие познавательных умений и навыков учащегося;
умение ориентироваться в информационном пространстве;
умение самостоятельно конструировать свои знания;
умение интегрировать знания из различных областей наук;
умение критически мыслить.
Оба метода всегда ориентированы на самостоятельную деятельность учащихся (индивидуальную, парную, групповую), которую они выполняют в отведенное для этой работы время (от нескольких минут урока до нескольких недель, а иногда и месяцев). Это задача личностно-ориентированной педагогики.
Проектная технология и технология исследовательской деятельности предполагают:
наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;
структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;
использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования; обсуждение методов исследования, сбор информации, оформление конечных результатов; презентация полученного продукта, обсуждение, выводы.
Использование данных методов предполагает отход от авторитарного стиля обучения, но вместе с тем предусматривает хорошо продуманное, обоснованное сочетание методов, форм и средств обучения.
А для этого учителю необходимо:
владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, уметь организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся;
уметь организовать и проводить дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не подавляя учеников своим авторитетом;
устанавливать и поддерживать в группах работающих над проектом деловой, эмоциональный настрой, направляя учащегося на поиск решения поставленной задачи;
уметь интегрировать содержание различных предметов для решения проблем выбранных проектов.
Включение школьников в проектную деятельность учит из размышлять, прогнозировать, формирует самооценку. Проектная деятельность обладает всеми преимуществами совместной деятельности, в процессе ее осуществления учащиеся приобретают богатый опыт совместной деятельности со сверстниками и взрослыми. В проектной деятельности школьников приобретение знаний, умений и навыков происходит на каждом этапе работы над проектом.
Основная цель учебной деятельности выступает перед школьниками в косвенной форме. И необходимость ее достижения усваивается школьниками постепенно, принимая характер самостоятельной найденный и принятой цели. Ученик приобретает и усваивает новые знания не сам по себе, а для достижения целей каждого этапа проектной деятельности. Поэтому процесс усвоения знаний проходит без нажима сверху и обретает личную значимость. Кроме того, проектная деятельность межпредметна. Она позволяет использовать знания в различных сочетаниях, стирая границы между школьными дисциплинами, сближая применение школьных знаний с реальными жизненными ситуациями.
Включение проектной деятельности в учебный процесс способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решении проблем и коммуникации. Заранее предлагать темы проектов, инструктировать учащегося по ходу работы. Учащимся дается определенный алгоритм проектировочной деятельности. Учащиеся выбирают тему, подбирают материал, проводят выборку, оформляют работу, готовят защиту с использованием компьютерной презентации. Учитель выступает в роли консультанта, помогает решить возникающие «технические» проблемы.
Участие учащегося в конкурсе проектных работ стимулирует мотивацию к повышению уровня учебных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании. Защита проекта в школе, на научно-практической конференции, является самой главной, честной, и справедливой оценкой труда учащегося.
Любая исследовательская работа включает в себя следующие этапы:
определение темы;
постановка цели и задач, определение источников информации;
выбор критериев оценки.
Основной этап – разработка проектов (сбор и уточнение информации).
Заключительный этап – защита проектов.
В подготовительный период только выбирается тема для исследования, определяются задачи и собирается информация о предмете изучения в литературе, интернет ресурсах.
Включить школьников в проектную исследовательскую деятельность следует постепенно, начиная с первого класса. В начале – доступные творческие задания, выполняемые на уроках обучения грамоте, окружающего мира, технологии и форме коллективных творческих дел, проводимых во внеурочное время. А уже во 2-4 классах учащиеся с большим интересом выполняют довольно сложные проекты, под руководством учителя проводят коллективное научное исследование, в которое могут быть включены результаты проектно-исследовательской работы каждого ученика.
Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов из близких к областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них.
Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находится в зоне их ближайшего развития.
Длительность выполнения проекта в режиме урочно-внеурочных занятий целесообразно ограничить одним уроком (в 1 классе), одной-двумя неделями (во 2 классе) и постепенно переходить к долгосрочным проектам, рассчитанным на месяц, четверть, полугодие (3-4 класс).
Формируя навыки научно-исследовательской и проектной деятельности учителю следует выстраивать свою работу с детьми от однопредметных проектов к межпредметным от личных проектов к групповым и общеклассным.
Привлекая к этой работе родителей важно, чтобы они не брали на себя выполнение части работы детей над проектами, иначе губится сама идея метода проектов.
А вот помощь советом, информацией, проявление заинтересованности со стороны родителей – важный фактор поддержки мотивации и обеспечение самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.
Я как учитель рассматриваю организацию учебных исследований с младшими школьниками как особое направление, прежде всего внеклассной работы.
Такая работа ориентирована на углубление и закрепление имеющихся у школьников знаний, умений и навыков, но перспективная цель учебных исследований – развитие исследовательской, творческой активности детей.
Эта работа на данном этапе проводится индивидуально – только с теми детьми, которые проявляют выраженный интерес, имеют развитые познавательные способности и навыки самостоятельной учебной работы.
Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности я начала с вопросов самих же учащихся. Моих учеников интересовали такие вопросы:
Можем ли создать в классе зеленый уголок?
Почему мы чувствуем себя вяло и хочется спать?
Сколько весит наша школьная сумка и как она влияет на наше здоровье?
Познакомила детей с тем, что такое проект, познакомила с некоторым теоретическим материалом. Затем на родительском собрании проинформировала родителей.
Первый проект был по предмету «Окружающий мир». После изучения темы «Комнатные растения». Это был коллективный проект, в котором дети распределили свои роли и следовали плану. Во время защиты дети очень волновались. Готовили эту работу на школьный этап конкурса «Я исследователь». Результат – участники.
Очень активно применяла метод проектов на уроках чтения и окружающего мира. Дети оформляли проекты по-разному, кто-то в бумажном варианте, были и презентации.
От урока к уроку, от проекта к проекту дети набирались опыта, развивалась их речь, память, учились оценивать себя и выступление одноклассников.
Начиная со второго полугодия первого класса те дети, которым это было интерсено, делали сообщения на различные темы по окружающему миру. Работая над сообщением, дети обращались к различным источникам информации – словари, энциклопедии, интернет ресурсы.
Материал дети представляют в различном варианте – кто-то в устной форме, кто-то готовит сообщение от руки, кто-то в печатном виде, у кого какая возможность и желание. Но обязательно добиваюсь, чтобы материал, который готовят дети, был им понятен и доступен, а не просто скачан с интернета.
Лебедева Карина работала над темой «Как влияет полярная ночь на здоровье детей». Она исследовала самочувствие детей нашего класса во время полярных ночей и сравнивала результаты. Тема была для нее интересной и она с увлечением о ней рассказала. С этой работой Карина стала победителем в научно-практической конференции.
Также на уроках окружающего мира, изучая зимующих птиц, мы с ребятами решили выполнить творческие проекты – изготовить кормушки. Каждый ученик защищал свой проект – кормушку, сделанную своими руками. В результате птички получили 16 домиков.
Новые стандарты требуют нестандартного подхода к обучению школьников. Поиск новых форм и приемов организации обучения и воспитания школьников в наше время – явление необходимое. В школе особое место занимают такие формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика. Организацию его внеурочной деятельности.
Исследовательская работа ребенка – это не просто работа. Это путь формирования особого стиля учебной деятельности. Он позволяет изменять обучение в самообучение, запускает механизм саморазвития. У детей формируется самое важное – потребность в познавательной деятельности.
На этих подходах исследовательский путь нашего класса не окончен. Совместно с учащимися и родителями, мы ищем новые пути в развитии индивидуальности и познавательной активности детей.
СВЕДЕНИЯ
об участии моих учеников в научно-исследовательской работе
Уч. год
ФИО
ученика
Название работы
Уровень
Участие
Результат
2017-2018
Попова Виталина
Мой веселый дружный класс
Муниципальный
Межулусная научно-практическая конференция «Орловские чтения», посвященная 125-летию Кюсюрской средней школы
Сертификат
2017-2018
Корякин Георгий
Мой дедушка – учитель географии
Муниципальный
Межулусная научно-практическая конференция «Орловские чтения», посвященная 125-летию Кюсюрской средней школы
Грамота
2017-2018
Кривошапкина Анна
Моей школе 125 лет
Муниципальный
Межулусная научно-практическая конференция «Орловские чтения», посвященная 125-летию Кюсюрской средней школы
Всероссийский конкурс исследовательских и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь»
2 место
Сертификат
2017-2018
Лебедева Карина
Петр Винокуров – работник цирка
Муниципальный
Межулусная научно-практическая конференция «Орловские чтения», посвященная 125-летию Кюсюрской средней школы
1 место
2017-2018
Шахурдина Дарина
Муниципальный
Всероссийский конкурс исследовательских и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь»
Сертификат
2017-2018
Старостина Уруйдаана
Сколько весит здоровье ученика
Муниципальный
Всероссийский конкурс исследовательских и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь»
Лауреат I степени
2017-2018
Лебедева Карина
Влияние полярной ночи на моих одноклассников
Муниципальный
Всероссийский конкурс исследовательских и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь»
Лауреат I степени
2018-2019
Лебедева Карина
Северный олень
Муниципальный
Научно-практическая конференция, посвященная жизни и деятельности почетного оленевода Булунского улуса Никитина М.П.
Грамота
2018-2019
Семенов Александр
Награды и медали моего дедушки почетного оленевода Булунского улуса Никитина М.П.
Муниципальный
Научно-практическая конференция, посвященная жизни и деятельности почетного оленевода Булунского улуса Никитина М.П.
Грамота
2019-2020
Кривошапкина Анна
Старостина Уруйдаана
Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.
Муниципальный
Всероссийский конкурс исследовательских и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь»
Победители
2019-2020
Шахурдина Дарина
Моя бабушка – моя гордость!
Муниципальный
Всероссийский конкурс исследовательских и творческих проектов младших школьников «Я – исследователь»