kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Организация проектной деятельности школьников при изучении антропонимики

Нажмите, чтобы узнать подробности

В настоящее время в работе педагогов уделяется большое внимание применению метода проектов на уроках. В данной работе представлен опыт работы учителя по организации проектной деятельности школьников при изучении антропонимики на уроках русского языка. Рассмотрены различные виды проектов (мини-проекты, краткосрочный информационный проект, среднесрочный коллективный проект). Уделено особое внимание исследовательскому проекту «Соцветие имен», выделены основные цели, задачи, этапы работы, отмечены достигнутые результаты, среди которых интерес школьников к краеведению, толерантное отношение к сверстникам, уважение к культуре разных народов. К материалам учителя приложена презентация проекта "Соцветие имен". Опыт работы учителя может быть полезен коллегам при организации проектной деятельности своих учеников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Организация проектной деятельности школьников при изучении антропонимики»

Организация проектной деятельности школьников при изучении антропонимики (из опыта работы Наговицыной Е.И., учителя русского языка и литературы МБОУ Лицей №15 г. Химки)

В настоящее время многие педагоги организуют проектную деятельность школьников на уроках и во внеурочное время. И это не случайно. По определению Селевко Г.К., метод проектов  это способы организации самостоятельной деятельности обучающихся по достижению определённого результата. Весь процесс базируется на интересах, способностях ученика, который имеет возможность выбирать тему проекта, организационную форму его выполнения (индивидуальную и групповую), оценить сложность проектировочной деятельности.



На уроках русского языка в 6 классе (программа под ред. Л.М. Рыбченковой) ученики знакомятся с ономастикой, наукой об именах собственных всех типов, о закономерностях их развития и функционирования. Особое внимание обращается на антропонимику - раздел ономастики, изучающий имена людей. Ученики рассматривают производные различных имен, интересуются происхождением своих имен.

В это время можно организовать проектную деятельность школьников. Ученики охотно выполняют мини-проекты о значении своих имен. Защиту данных работ можно провести на отдельном уроке или во внеурочное время. При защите краткосрочных индивидуальных мини-проектов ученики используют небольшие презентации. Важно, чтобы дети не только познакомились со значением имен своих сверстников, но и прониклись уважением к имянаречению у разных народов. Затем организуется работа над групповым информационным проектом «Из истории имянаречения…». Каждый участник проекта выполняет определенную работу: одни осуществляют поиск информации об истории имянаречения на Руси, особенностях русских имен, а также находят сведения о том, как даются имена у разных народов; другие – работают над созданием презентации для защиты проекта; третьи – подбирают литературный материал для теста защиты проекта (крылатые выражения, стихи). Безусловно, проектная деятельность должна быть практически значимой. Проект должен иметь свой продукт, например, презентацию.

Следующий этап работы – коллективный среднесрочный исследовательский проект «Соцветие имен».

Основная цель - развитие интереса школьников к краеведческому материалу по антропонимике посредством исследования частотности употребления имен учеников своей школы.

Основные задачи: вовлечь учеников в исследовательскую работу, совершенствовать навыки работы в команде, развить умение работать со статистическими данными, проводить и анализировать социологический опрос, составлять публичное выступление, защищать проект, воспитывать интерес к краеведению, формировать толерантное отношение к сверстникам, уважение к культуре разных народов.

Модель работы над проектом базируется на технологии проектной деятельности, разработанной Е.С. Полат.


Ученики должны исследовать частотность употребления женских и мужских имен обучающихся своей школы (всей школы или отдельной ступени обучения), а также провести социологический опрос родителей о причинах выбора имен школьников. Для этого формулируются проблемы (вопросы), над которыми работают разные группы участников проекта. Например, в 6 Г классе были следующие группы:

  1. Исследователи:

1 подгруппа – статистическое исследование имен учеников 5-8 классов (Сколько всего разных женских и мужских имен, какова частотность их употребления в основной школе МБОУ Лицей №15 г. Химки? Какие имена преобладают в параллелях 5, 6, 7, 8, 9 классов?)

2 подгруппа – социологическое исследование мнения родителей учеников 5А, 6Г, 7В, 8А классов о причинах выбора имени ребенка. (От чего зависит выбор имени родителями?).

  1. Литературоведы – поиск стихов об именах (Какие поэты посвятили свои стихи значению имени человека, раскрытию причин выбора имен?).

  2. Оформители – подготовка презентации проекта (Как представить проект в виде презентации, используемой при его защите?).

  3. Редколлегия – подготовка стенгазеты на стенд «Лицеист» по материалам проекта (Как отобрать и оформить материалы проекта, чтобы заинтересовать читателя?).

  4. Группа защиты проекта – выступление-защита проекта на заседании НЛО (научного лицейского общества), Дне открытых дверей.

В работе над проектом задействован весь класс, безусловно, это осложняет организационную работу учителя. На первом этапе вовлечены все ученики (формулировка проблем, постановка задач, составление плана действий и др.), затем начали работу группы исследователей и литературоведов, и, получив результаты, включились в работу над проектом оформители и редколлегия. Группа защиты проекта выбиралась всеми учениками. Эти ребята уже работали в других группах и на завершающем этапе должны были представить проект в целом. Защита проекта содержала не только презентацию с фактическими данными, но и литературно обработанный текст публичного выступления.

Наиболее сложной являлась работа подгруппы, осуществляющей статистическое исследование имен учеников. Каждый ученик должен проанализировать имена параллели классов, выявить их количество, частотность употребления каждого имени, затем передать всю информацию на электронном носителе старшему группы для формирования сводных таблиц по школе. В результате работы были определены все имена в каждой параллели классов, выделены имена-лидеры по частотности употребления, а также имена, встречающиеся один раз. Вторая подгруппа провела социологический опрос родителей учеников 5А, 6Г, 7В, 8А классов о причинах выбора имени ребенка. Таким образом, ученики не только узнали о количестве имен, но и определили, почему такие имена выбрали родители лицеистов. Многие школьники заинтересовались значением имен своих сверстников, прониклись уважением к имянаречению у разных народов, проживающих в Химках. Участники проекта пришли к выводу, что в нашем лицее, как и во всей нашей многонациональной стране, имена отличаются большим разнообразием, все вместе они образуют соцветие имен современных школьников. Результаты своей работы ученики передали группе по подготовке презентации, которую использовали при защите проекта.

Первоначально проект был представлен своему классу, так как члены разных групп выполняли только свою часть работы. Ребятам было очень интересно познакомиться с проектом в целом, осознать свою причастность к данной работе. Затем очень важно, чтобы проект был продемонстрирован не только сверстникам (защита на заседании научного лицейского общества, стенгазета, выступления в других классах), но и родителям (День открытых дверей). Ни для кого не секрет, что выполняя задания дома, ребята делились своими открытиями с близкими. Именно поэтому родителям было особенно интересно увидеть вклад своего ребенка в общую работу.

Достигнутые результаты: ученики узнали о частотности употребления женских и мужских имен в 5-9 классах МБОУ Лицей №15 г. Химки, именах-лидерах лицеистов, с уважением отнеслись к имянаречению сверстников, приобрели навыки работы в команде при ведении исследования, а также публично продемонстрировали результаты своей работы (защита проекта, стенгазета). Работа над проектом послужила развитию интереса обучающихся к краеведческому материалу по антропонимике. Статистические данные проекта могут быть использованы в дальнейших исследованиях.

В старших классах проектная работа по антропонимике может быть организована на уроках литературы. Предметом исследования станут литературные произведения.



Литература:

  1. Полат Е.С. Метод проектов в современной школе. Методология учебного проекта. – М., 2000.

  2. Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активизации,    интенсификации и эффективности управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.









Просмотр содержимого презентации
«Проект по Русскому Языку (перезапуск)»

Исследовательский проект    «Частотность употребления мужских и женских имен в МБОУ Лицей №15 г. Химки (ступень основной школы)» Работу выполнили ученики 6 класса Г МБОУ Лицей №15 г. Химки. Руководитель проекта: Наговицына Е.И., учитель русского языка и литературы

Исследовательский проект

«Частотность употребления мужских и женских имен в МБОУ Лицей №15 г. Химки (ступень основной школы)»

Работу выполнили

ученики 6 класса Г

МБОУ Лицей №15 г. Химки.

Руководитель проекта:

Наговицына Е.И.,

учитель русского языка и литературы

Содержание Проблемы. Задачи исследования 2. Результаты исследования частотности употребления женских имен в 5-9 классах МБОУ Лицей №15 г. Химки 3. Результаты исследования частотности употребления мужских имен в 5-9 классах МБОУ Лицей №15 г. Химки 4. Результаты социологического исследования мнения родителей о причинах выбора имени ребенка 5. Вывод о значимости имени человека 6. Участники проекта

Содержание

  • Проблемы. Задачи исследования

2. Результаты исследования частотности употребления женских имен в 5-9 классах МБОУ Лицей №15 г. Химки

3. Результаты исследования частотности употребления мужских имен в 5-9 классах МБОУ Лицей №15 г. Химки

4. Результаты социологического исследования мнения родителей о причинах выбора имени ребенка

5. Вывод о значимости имени человека

6. Участники проекта

Проблемы. Задачи исследования Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных: В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, имя, как сладостный дар, от родимых своих получает.        Гомер Исследовательские группы Первая группа Вторая группа Сколько всего разных женских и мужских имен, какова частотность их употребления в основной школе? Какие имена преобладают в параллелях 5, 6, 7, 8, 9 классов? От чего зависел выбор имени? Проблемы Провести статистическое исследование имен учеников 5-9 классов. Провести социологическое исследование мнения родителей учеников о причинах выбора имени ребенка. Задачи

Проблемы. Задачи исследования

Нет меж живущих людей, да не может и быть безымянных:

В первый же миг по рождении каждый, убогий и знатный, имя,

как сладостный дар, от родимых своих получает.

Гомер

Исследовательские группы

Первая группа

Вторая группа

Сколько всего разных женских и мужских имен, какова частотность их употребления в основной школе?

Какие имена преобладают в параллелях 5, 6, 7, 8, 9 классов?

От чего зависел выбор имени?

Проблемы

Провести статистическое исследование имен учеников 5-9 классов.

Провести социологическое исследование мнения родителей учеников о причинах выбора имени ребенка.

Задачи

Частотность употребления женских имен Результаты исследования женских имен: в 5-9 классах женских имен – 56; - имена, лидирующие по частотности употребления (более трех имен в параллели классов) из них повторяющихся – 34; неповторяющихся – 22; • 5 классы: Анастасия -7;  Мария, Екатерина, Александра – 4;  Анна, Ксения, Елизавета – 3; • 6 классы: Анна – 6;  Мария – 5;

Частотность употребления женских имен

Результаты исследования женских имен:

  • в 5-9 классах женских имен – 56;

- имена, лидирующие по частотности употребления (более трех имен в параллели классов)

  • из них повторяющихся – 34;
  • неповторяющихся – 22;

• 5 классы: Анастасия -7;

Мария, Екатерина, Александра – 4;

Анна, Ксения, Елизавета – 3;

• 6 классы: Анна – 6;

Мария – 5;

Частотность употребления женских имен • 7 классы: Анна, Алина - 4;  Виктория – 3; •  8 классы: Полина – 5;  Алина – 4;  Анастасия, Анна – 3; •  9 классы: Анастасия – 5;  Мария – 4;  Анна, Екатерина, Виктория, Юлия,  Ольга, Любовь – 3;

Частотность употребления женских имен

• 7 классы: Анна, Алина - 4;

Виктория – 3;

• 8 классы: Полина – 5;

Алина – 4;

Анастасия, Анна – 3;

• 9 классы: Анастасия – 5;

Мария – 4;

Анна, Екатерина, Виктория, Юлия,

Ольга, Любовь – 3;

Частотность употребления женских имен Среди повторяющихся женских имен в 5-9 классах лидерами являются имена: Анна, Анастасия – 19; Мария – 15; Екатерина – 13; Полина – 12; Алина – 11.

Частотность употребления женских имен

Среди повторяющихся женских имен в 5-9 классах лидерами являются имена:

Анна, Анастасия – 19;

Мария – 15;

Екатерина – 13;

Полина – 12;

Алина – 11.

Частотность употребления мужских имен Результаты исследования мужских имен: в 5-9 классах мужских имен - 60, из них повторяющихся – 30, неповторяющихся – 30. Имена, лидирующие по частотности употребления (более трех в параллели классов): •  5 классы: Александр – 8;  Данила – 6;  Владимир – 5;  Иван – 4;  Максим, Артем – 3; •  6 классы: Дмитрий – 5;  Кирилл – 4 .

Частотность употребления мужских имен

Результаты исследования мужских имен:

  • в 5-9 классах мужских имен - 60,
  • из них повторяющихся – 30,
  • неповторяющихся – 30.

Имена, лидирующие по частотности употребления (более трех в параллели классов):

• 5 классы: Александр – 8;

Данила – 6;

Владимир – 5;

Иван – 4;

Максим, Артем – 3;

• 6 классы: Дмитрий – 5;

Кирилл – 4 .

Частотность употребления мужских имен •  7 классы: Владислав – 4;  Александр, Данила – 3; •  8 классы: Александр – 4;  Владислав – 3; •  9 классы: Алексей – 4;  Никита, Илья – 3;

Частотность употребления мужских имен

• 7 классы: Владислав – 4;

Александр, Данила – 3;

• 8 классы: Александр – 4;

Владислав – 3;

• 9 классы: Алексей – 4;

Никита, Илья – 3;

Частотность употребления мужских имен Среди повторяющихся мужских имен в основной школе лидерами являются имена : Александр – 17; Дмитрий – 12; Данила, Владимир, Никита – 10; Владислав, Илья – 9; Максим, Кирилл – 8. В нашем лицее, как и во всей нашей огромной стране, имена отличаются большим разнообразием.

Частотность употребления мужских имен

Среди повторяющихся мужских имен в основной школе лидерами являются имена :

Александр – 17;

Дмитрий – 12;

Данила, Владимир, Никита – 10;

Владислав, Илья – 9;

Максим, Кирилл – 8.

В нашем лицее, как и во всей нашей огромной стране, имена отличаются большим разнообразием.

Результаты социологического исследования мнения родителей Выбор имени ребенка всегда очень сложен. Результаты социологического исследования мнения 69 родителей учеников 5А, 6Г, 7В, 8А классов о причинах выбора имени своего ребенка: 1). При выборе имени ребенка преобладало мнение: мамы – 24, обоюдное согласие – 24, папы – 16, бабушки/дедушки – 6. 2). Выбор имени был связан с тем, что: - это имя нравилось всегда – 26; - имя красиво звучит – 20; родственные связи (назвали в честь родственника) любимый литературный герой имеет такое имя – 1; - считаю имя модным (современным) в наше время – 5; - многие знакомые, друзья так назвали своих детей – 0; - в соответствии со святцами – 9; другое: имя выбрал брат, по знаку зодиака.

Результаты социологического исследования мнения родителей

Выбор имени ребенка всегда очень сложен.

Результаты социологического исследования мнения 69 родителей учеников 5А, 6Г, 7В, 8А классов о причинах выбора имени своего ребенка:

1). При выборе имени ребенка преобладало мнение: мамы – 24, обоюдное согласие – 24, папы – 16, бабушки/дедушки – 6.

2). Выбор имени был связан с тем, что:

- это имя нравилось всегда – 26;

- имя красиво звучит – 20;

родственные связи (назвали в честь родственника)

любимый литературный герой имеет такое имя – 1;

- считаю имя модным (современным) в наше время – 5;

- многие знакомые, друзья так назвали своих детей – 0;

- в соответствии со святцами – 9;

другое: имя выбрал брат, по знаку зодиака.

Почему так назвали наших лицеистов? 3). Выбирая имя, 54 родителя обращали внимание на то, как оно сочетается с отчеством. 4). 68 родителей знают значение имени своего ребенка. 5). Обращает внимание на значение имени при его выборе 41 родитель. 6). 10 родителей при выборе имени учитывали время года, когда родился ребенок.  Таким образом, родители наших лицеистов не дали своим детям случайных имен.

Почему так назвали наших лицеистов?

3). Выбирая имя, 54 родителя обращали внимание на то, как оно сочетается с отчеством.

4). 68 родителей знают значение имени своего ребенка.

5). Обращает внимание на значение имени при его выборе 41 родитель.

6). 10 родителей при выборе имени учитывали время года, когда родился ребенок.

Таким образом, родители наших лицеистов не дали своим детям случайных имен.

Имя – не просто слово. За каждым именем стоит личность, единственная и неповторимая. И только от нас зависит, какой след оставит наше имя на Земле.  Имена, имена, имена – В нашей жизни звучат не случайно: Как загадочна эта страна, Так и имя – загадка и тайна.  А. Боброва

Имя – не просто слово. За каждым именем стоит

личность, единственная и неповторимая. И только от

нас зависит, какой след оставит наше имя на Земле.

Имена, имена, имена –

В нашей жизни звучат не случайно:

Как загадочна эта страна,

Так и имя – загадка и тайна.

А. Боброва

Над проектом работали

Над проектом работали

Спасибо За Внимание!

Спасибо За Внимание!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Организация проектной деятельности школьников при изучении антропонимики

Автор: Наговицына Елена Ивановна

Дата: 27.08.2015

Номер свидетельства: 227236


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства