Организация дистанционного обучения в начальной школе
Организация дистанционного обучения в начальной школе
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий предполагает получение образовательных услуг без посещения образовательного учреждения, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации. Дистанционное образование в начальной школе является довольно эффективным и актуальным типом образования и на время введения карантина.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Организация дистанционного обучения в начальной школе»
Организация дистанционного обучения в начальной школе
Составитель: учитель начальных классов Е. А. Токарева
Обучение с применением дистанционных образовательных технологий предполагает получение образовательных услуг без посещения образовательного учреждения, с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации. Дистанционное образование в начальной школе является довольно эффективным и актуальным типом образования и на время введения карантина.
ФГОС НОО предъявляет определенные требования к подготовке учащихся – школа должна предоставить все условия, чтобы учащийся смог легко адаптироваться в постоянно меняющемся обществе, уметь самостоятельно получать знания, обладать целым рядом компетенций, в том числе информационной и коммуникативной. Учебная деятельность в дистанционной форме служит развитию у школьников специфических умений, необходимых ему для решения поставленных учебных задач, с помощью средств коммуникаций и ресурсов в сети Интернет. В целом, одна из задач дистанционного обучения – принимать во внимание возможности и интересы каждого обучающегося ребенка, то есть содействовать построению индивидуальной траектории, ориентированной на эффективное сочетание различных форм обучения, включая дистанционное. Вместе с тем, немаловажной задачей является обеспечение культурного развития ребенка, его социализации, развитие творческих способностей и навыков самостоятельной деятельности.
Для дистанционного обучения организовывается доступ педагогов образовательной организации к компьютерной технике с выходом в Интернет. При недостаточном техническом оснащении образовательной организации рассматривается возможность организации дистанционного обучения педагогами с использованием домашнего компьютера с выходом в Интернет. Важно: у каждой семьи должен быть куратор (учитель), который практически всегда на связи. У ребёнка имеется ноутбук с камерой и доступ в Интернет. Предусмотрена организация дистанционного обучения с использованием учебников и других материалов на бумажных носителях, а также способы обратной связи и контроля знаний детей, у которых нет компьютера или Интернета. В расписании класса в дополнительном столбце необходимо отражать траекторию обучения таких детей при их наличии.
Технические возможности для дистанционного обучения начальной школы различные. Возможен такой вариант:
-1 классы через Мессенджеры — это программы, которые можно устанавливать как на
телефон, так и на компьютер для обмена текстовыми сообщениями в онлайн, а также
для звонков и видео звонков (Вайбер, Вацап);
-2-4 классы через Сетевой Город. Образование. В электронном дневнике ежедневно будут выдаваться домашние задания по всем предметам учебного плана согласно расписанию начальной школы. Учителя будут отправлять номера заданий из учебников для самостоятельного прохождения программного материала, рекомендовать чтение дополнительной литературы, работу с энциклопедиями, словарями, выполнение практических заданий. Учителя также будут отправлять образцы решения новых видов задач, уравнений, действий с величинами, оформление заданий, выполнение грамматических разборов, обозначение орфограмм.
При планировании дистанционного обучения необходимо учитывать технические возможности образовательной организации (пропускная способность канала связи, работоспособность коммуникационного сервера, количество рабочих мест для педагогов) и обязательно сочетать следующие способы организации дистанционного обучения:
-онлайн-уроки (в режиме реального времени), организованные с помощью любого удобного видеосервиса (Skype, Zoom, видео в социальных сетях «ВКонтакте» и «Одноклассники»);
-онлайн-обучение с помощью ЭОР (образовательные платформы Российская электронная школа (РЭШ), ЯндексУчебник, ЯКласс, ресурсы издательств «Просвещение» и «Российский учебник», видеоколлекции, видео в YouTube).
Всем знакомы современные системы для проведения занятий и трансляций.
С помощью видеосервиса Skype удобно проводить трансляцию занятия. Функции голосовых и видеозвонков группы Skype позволяют одновременно вмещать до 25 человек на занятии. Учитывая популярность Skype, каждая аудитория вероятно уже имеет установленное приложение. Можно показать свой рабочий стол и проводить трансляцию занятия.
Трансляции на YouTube. Можно легко подключить учеников по ссылке, причем ученики легко могут подключиться со своего смартфона (при наличии интернета) и посмотреть урок.
Рекомендуется использовать различные образовательные платформы, доступ к
которым открыт для каждого ученика, родителя бесплатно. Министерство просвещения информирует об общедоступных федеральных и иных образовательных онлайн-платформах, а также ведёт диалог с владельцами открытых ресурсов о необходимости предоставления бесплатного доступа к образовательному контенту.
Интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1-го по 4-й класс лучших учителей страны предоставляет «Российская электронная школа». Это более 120 тысяч уникальных задач, тематические курсы, видеоуроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов. Интерактивные уроки построены на основе авторских разработок, соответствуют ФГОС и примерной основной образовательной программе. Использовать их, помимо учителей и школьников, могут родители для помощи детям в учебе в новых условиях.
Младшие школьники смогут продолжить занятия по русскому языку и математике с помощью сервиса «Яндекс.Учебник». Он содержит более 45000 уникальных заданий по математике и русскому языку по ФГОС.
Легкий переход на дистанционный формат обучения обеспечит образовательная платформа «Учи.ру». Школьникам предлагаются интерактивные курсы по основным предметам и подготовке к проверочным работам.
Выгодно создавать проверочную работу на портале ЯКласс. Созданную проверочную работу можно назначить для выполнения как всему классу, так и одному или нескольким ученикам, пропустившим или не решившим данную работу. За ходом выполнения созданной и назначенной работы можно наблюдать в любое удобное время (при создании можно ограничить срок для выполнения заданий). После выполнения учащимися назначенной работы, учитель может посмотреть и распечатать отчёт о проведённой проверочной работе. Оценку за выполненное задание можно перенести в электронный журнал.
Группа компаний «Просвещение» приняла решение предоставить образовательным организациям бесплатный доступ к электронным версиям учебно-методических комплексов, входящих в Федеральный перечень, на время введения карантина. Доступ распространяется на сам учебник и специальные тренажеры для отработки и закрепления полученных знаний.
Для организации совместной деятельности учеников начальных классов, контроля знаний уже возможно использование возможностей сервисов Google (Google диск, документы, таблицы, формы и т.д.), сервиса Onlinetestpad, сервиса для создания электронных газет и использование ресурсов блога учителя.
При организации дистанционного обучения учитель разрабатывает для каждого класса ежедневное расписание с цветовым отображением способов организации:
Онлайн занятия – синий цвет.
Занятия с ЭОР – красный цвет.
Самостоятельная работа с учебным материалом – зелёный цвет.
В расписании предусмотрены различные способы организации дистанционного обучения; достаточные перерывы на организацию онлайн-подключения класса и принятие пищи ребенком; чередование видов деятельности учеников. Предметное содержание каждого урока определяется учителем самостоятельно.
Продолжительность урока 30 минут:
1 урок: 9.00 — 9.30
2 урок: 9.40 — 10.10
3 урок: 10.20 — 10.50
4 урок: 11.00 — 12.30
5 урок: 12.45 — 13.15
6 урок: 13.25 — 13.55
7 урок: 14.00 — 14.30
В расписание внеурочной деятельности классов включаются онлайн-мероприятия по формату мероприятий, проведенных в период каникул. Публикуется расписания всех классов на официальном сайте образовательной организации.
Например: Расписание дистанционного обучения для 1 «Б» класса
Процесс дистанционного обучения в начальной школе построен таким образом, что ученик получает на электронную почту:
-продолжительность занятий
-расписание уроков
-сами видео-уроки
-проверочные работы
-домашние задания и т. д.
В видео-уроке учитель подробно объясняет ученику изучаемую тему. В ходе урока дает задания по теме, комментирует. Предлагаются тренажеры для закрепления пройденного материала. Ребенку предоставляется несколько видео-консультаций по разным предметам с учителем и учениками в реальном времени. Консультации проходят в режиме видео-чата онлайн, то есть все друг друга видят и слышат в реальном времени. Учитель контролирует уровень знаний детей, объясняет непонятные вопросы по изучаемым темам, дает задания ученикам и тут же спрашивает их, если нужно, то корректирует и объясняет непонятные моменты еще раз.
Дается домашнее задание по каждому предмету (кроме первоклассников). Задание может быть в виде тестов или письменное, тогда сделать его надо в обычной тетради, сфотографировать и отослать учителю.
Школой предоставляются все учебники и учебные материалы в электронном виде, которые нужны для учебного процесса.
Предусмотрена обратная связь для консультаций учеников, общения с родителями, быстрой коммуникации с использованием удобных сервисов (мессенджеры, социальные сети, Skype и т.д.). Обратная связь также осуществляется через мессенджеры (Вайбер, Вацап). Учитель будет назначать групповые консультации для контроля прохождения программного материала. Консультации могут проводиться в онлайн режиме (Вайбер, Вацап).
На официальном сайте образовательной организации и в АСУ РСО также опубликована информацию о способах обратной связи и её график (не менее одной консультации классного руководителя в неделю, по необходимости консультации учителей – предметников). Если есть много каких-то вопросов, пожеланий у родителей, то для них организуются больше онлайн консультаций и онлайн родительские собрания. Там, так же, можно задать вопросы и получить ответы, решить актуальные проблемы и понять важные организационные моменты, получить советы и напоминания. Обязательно, на одной из консультаций, акцентируем внимание родителей на том, чтобы они не забывали, что контролировать ребенка и процесс обучения, должны не только учителя, но и законные представители. Особенно, если это ученики начальных классов, которые в силу возраста не всегда самодисциплинированы. Это еще раз подчеркивает учитель, проводя консультацию для родителей. Напоминает, что, когда ребёнок будет более сознателен, то контроль за образованием можно уменьшить, приучая школьника к самостоятельности и ответственности, умению трудиться.
Например: Онлайн консультация для родителей 1«Б» класса
Дата
Время
Кто проводит
Предметы
Ресурс
6 апреля
18.00-18.30
Токарева
Елена
Андреевна
Математика,
русский язык
Скайп, Одноклассники,
Вконтакте
(приглашаются родители всего класса)
8 апреля
19.00-19.30
Токарева
Елена
Андреевна
Литературное
чтение
Индивидуальные консультации для родителей: Вяловой О. Г.
Власовой Н. В.,
Новиковой С. В..
По номеру телефона учителя или через эл. почту
9 апреля
19.00-19.30
Токарева
Елена
Андреевна
Окружающий
мир
Скайп, Одноклассники,
Вконтакте
(приглашаются родители всего класса)
Педагогу необходимо контролировать:
-прохождение программы;
-организацию контроля знаний учеников с занесением оценок в электронный журнал АСУ РСО;
-соблюдение оптимальной нагрузки на школьников, объёма домашнего задания;
-соблюдение СанПиН.
В конце дистанционного обучения будут проведены административные контрольные работы по результатам дистанционного обучения с выставлением оценок в электронный журнал.
Литература:
1.Открытое и дистанционное обучение: тенденции, политика и стратегии. – М.: Изд. ИНТ, 2004.
2.Полат Е.С., Петров А.Е. Дистанционное обучение каким ему быть? [Электронный ㅤресурс] http://distant.ioso.ru/library/publication/razvitie.htm
3.Обучение младших школьников в дистанционной форме